Суббота, 03.12.2016, 03:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ИСО 9001:2008 ПРИ СОЗДАНИИ И ВНЕДРЕНИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБ

А.П.Братчиков, А.С.Андреенко, М.А.Свидров, Физическое воспитание и спортивная тренировка № 1 (5) - 2013

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ИСО 9001:2008 ПРИ СОЗДАНИИ И ВНЕДРЕНИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассматриваются некоторые особенности применения международного стандарта качества ИСО 9001:2008 при создании и внедрении системы менеджмента качества образовательного учреждения, в том числе: подходы к определению продукции образовательного процесса; типовая модель системы качества образовательного учреждения; трактовка и реализация требований отдельных пунктов стандарта образовательными учреждениями.

Ключевые слова: система менеджмента качества, типовая модель, гарантии качества.
 

Основная задача, стоящая перед руководством любого образовательного учреждения, - это повышение качества подготовки специалистов.

Основные направления решения этой задачи можно определить следующим образом:
1. Совершенствование критериев и процедур комплексной оценки деятельности учебных заведений - внешнего мониторинга и государственной аккредитации;
2. Создание системы менеджмента качества (СМК) образовательного учреждения, включающей контроль знаний и умений студентов по изучаемым дисциплинам.

Повысить качество образования и подготовки специалистов только лишь за счет совершенствования системы внешнего контроля и методов оценки деятельности образовательного учреждения не представляется возможным.
Качество формируется самой деятельностью учебного заведения и во многом зависит от наличия внутренней системы гарантий качества продукции образовательного процесса.

Первостепенной проблемой для многих учебных заведений при начале работ по созданию системы менеджмента качества становиться ответ вопрос: «Что же является продукцией образовательного процесса?».

Обычно высшее руководство (ректорат) определяет продукцию образовательного процесса как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть получены выпускником образовательного учреждения.

В этом случае потребителем для образовательного заведения является учащийся (школьник, студент), который получает все вышеперечисленное в рамках образовательного процесса.

Государство, родители учащихся, предприятия-работодатели при этом будут выступать заинтересованными сторонами.
Это обстоятельство наглядно демонстрирует типовая модель системы качества образовательного учреждения (СК ОУ), представленная на рис.1. Эта модель в целом соответствует требованиям процессной модели СМК, принятой в международных стандартах качества (МСК) серии ISO 9000:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008) [1].
 

Рис. 1. Типовая модель системы качества образовательного учреждения

Типовая модель представляет собой упорядоченную совокупность рекомендаций, которые могут применяться для общего руководства ОУ с целью гарантии качества и его улучшения, не предполагают строгого их исполнения, и не должны интерпретироваться как предписание, не подлежащее изменениям по форме или составу.

Реализация модели обеспечивает гарантии качества результатов образовательной, научной и иных видов деятельности ОУ.

В тех случаях, когда типовая модель затрагивает области, которые регламентируются требованиями ГОС, органов лицензирования и аккредитации, то образовательное учреждение должно гарантировать, что надлежащие механизмы гарантии качества действуют и доступны для независимой экспертизы.

Модель включает шесть взаимосвязанных и взаимодействующих групп рекомендаций и требований (компонентов) к различным аспектам деятельности образовательного учреждения:
1. Деятельность руководства в системе качества - деятельность руководства, включающая совокупность организационных мероприятий в рамках СК ОУ, а также разработку политики и целей в области качества деятельности образовательного учреждения.
3. Менеджмент основных процессов системы качества ОУ.
4. Менеджмент ресурсов и обеспечивающих процессов - обеспечивает функцио- ни-рование всех остальных групп компонентов.
5. Деятельность ОУ по измерению, анализу и улучшению.
6. Информирование общества.

Этот принцип утверждает, что желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности ОУ и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Это приводит к необходимости инвентаризации всех жизненно важных процессов ОУ, определению целей процессов, определению лиц, ответственных за эти процессы, и документальной регламентации этих процессов.

При таком подходе образовательные учреждения обычно исключают требования п.7.5.2 «Валидация процессов производства и обслуживания» МСК ИСО 9001:2008. Это обосновано тем, что система отчетности, которая принята в рамках образовательного процесса путем последовательного мониторинга и измерений, вполне может определить тот объем знаний, который фактически получен выпускником, и сравнить его с планируемыми показателями. В качестве инструментов здесь выступают промежуточные и итоговая аттестации, а также постоянный мониторинг образовательного процесса на предмет выполнения учебных планов и программ.

Теперь можно рассмотреть ситуацию, когда в качестве продукции образовательного процесса выступает подготовленный специалист, обладающий соответствующей компетентностью. В этом случае список потребителей образовательного заведения расширяется.

Государство устанавливает государственный образовательный стандарт, требования которого являются нормативными для выполнения образовательного процесса и условием существования образовательного процесса, а также определяет планы набора для государственных образовательных учреждений.

Компании - потенциальные работодатели выпускников - в наибольшей мере являются потребителями продукции образовательного учреждения, поскольку в данном случае именно в сфере реальной экономики в полной мере может проявиться результат образовательного процесса. Сотрудничая с потенциальными работодателями, образовательные учреждения определяют, какой уровень знаний и умений для них наиболее значим.

Учащиеся являются внутренними потребителями образовательного процесса. Образовательное учреждение учитывает их требования и пожелания в части организации учебного и воспитательного процессов, условий обучения, развития инфраструктуры.

Также потребителями являются родители учащихся, которые оплачивают обучение или принимают участие в организации образовательного процесса.

Теперь вернемся к требованиям международного стандарта качества ИСО 9001:2008. В данной ситуации, когда под «продукцией» образовательного процесса понимается подготовленный специалист с определенной компетенцией, требования п. 7.5.2 невозможно исключить. Это объясняется тем, что образовательное учреждение не сможет дать 100-процентную гарантию, что отличник, успешно защитивший дипломный проект или сдавший все экзамены на «отлично», сможет «найти себя» в среде реальной жизни.

Кстати нужно заметить, что образовательные учреждения занимаются отслеживанием информации о своих выпускниках только на добровольной основе, поэтому часть требований п. 7.5.5 «Сохранение соответствия продукции» о действиях после поставки можно исключить из области применения, так как, практически, образовательное заведение не несет никакой ответственности за выпускников после окончания ими образовательного заведения.

Обе рассмотренные выше ситуации, по нашему мнению, имеют право иметь место в реально созданных системах менеджмента качества образовательных учреждений. Все зависит от того, как идеология стандартов семейства ИСО будет донесена консультантом или понята коллективом образовательного учреждения.

Еще одной проблемой при создании системы менеджмента качества в образовательном учреждении является то, что не все сотрудники образовательного заведения воспринимают консультанта, который проводит семинары, серьезно.
Многие по-прежнему придерживаются принципа - «не учи ученого» - и очень часто из-за них бывает очень тяжело донести основную идеологию до остального коллектива. Но, не смотря на все эти междоусобицы, на стадии начала реализации проекта, опыт показывает, что образовательное учреждение, которое потратило ресурсы на обучение персонала, гораздо результативнее внедряет систему менеджмента качества и в дальнейшем подходит к своей самооценке более требовательно, чем то, которое сэкономило на обучении персонала.

Отметим несколько аспектов в деятельности учебных заведений, которые очень четко вписываются в требования международного стандарта качества МСК ИСО 9001:2008.

Во-первых, это разработанная и функционирующая в любом учебном заведении система регламентированных советов на уровне высшего руководства и оперативных совещаний в подразделениях, где информация от высшего руководства доводится до руководителей подразделений, а от них к персоналу и обратно. Данная система достаточно четко и полно отражает реализацию требований п. 5.5.3 «Внутренний обмен информацией» МСК ИСО 9001:2008 к внутреннему обмену информацией.

Во-вторых, это ежегодная отчетность, требования к которой установлены государством. Для того чтобы ежегодный отчет превратился в полноценный анализ функционирования системы менеджмента качества со стороны высшего руководства, соответствующий требованиям пп. 5.6.2 «Входные данные для анализа» и 5.6.3 «Выходные данные анализа», необходимо включить в него только лишь информацию об аудитах. Остальные требования стандарта ИСО 9001:2008 сопоставить с требованиями к отчету, более детально разъяснить руководству образовательного учреждения и дополнить необходимой информацией.

Очень аккуратно необходимо подходить к реализации требований раздела 7.3 «Проектирование и разработка» МСК ИСО 9001:2008. Критерием принятия решения о необходимости управления конкретной разработкой является степень новизны того или иного вида деятельности образовательного заведения. В любом образовательном учреждении имеется набор готовых блоков программ обучения, комбинируя которые в различных сочетаниях, формируется новый учебный курс.

Данный процесс не является новой разработкой, поскольку в сочетании известных модулей нет никакой новизны. Преподаватель, решающий, каким образом лучше донести учебную программу до учащихся, основывается на личных знаниях, квалификации и опыте, и этот процесс не считается новой разработкой. Если для нового курса требуется создание новых или модернизация существующих модулей, то создание такого курса, считается новой разработкой.

Требования раздела 7.4 «Закупки» МСК ИСО 9001:2008 к закупкам реализуются в образовательных учреждениях (с бюджетным финансированием) через выполнение требований Федерального закона № 94 и дополнений к нему.

Выводы

Стандарт ИСО 9001:2008 вполне подходит для создания системы менеджмента качества образовательного учреждения.
По мнению многих авторов [2-5], при внедрении СМК более 70-ти процентов успеха зависит от того, как вся идеология будет понятна коллективу ОУ, а 30 процентов - от желания образовательного учреждения иметь действующую систему менеджмента качества, которая работает и помогает, а не формально созданную СМК, которая мешает и тормозит развитие.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. - М.:, «Стандартинформ», 2009. - 35 с.
2. Азарьева, В.В. Раздаточные материалы курса повышения квалификации «Управление качеством образования» / Азарьева В.В., Горленко О.А., Григорьев В.М. и др. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008. - 457 с.
3. Белкин, В.Г. Теоретические основы и практические шаги формирования системы менеджмента качества в вузе / В.Г. Белкин, Е.Б. Гаффорова, В.Н. Балабан // Болонский процесс и качество образования. - Часть 3. Опыт вузов. - Н. Новгород: изд-во ННГУ, 2005. - C. 74-82.
4. Братчиков, А. П. О некоторых этапах внедрения системы менеджмента качества в вузе физкультурного профиля / А.П. Братчиков // Менеджмент качества в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 14 декабря 2007г). - Волгоград: ФГОУВПО «Волгоградская академия государственной службы», 2008. - С. 27-39.
5. Братчиков, А. П. Методологические подходы по созданию системы менеджмента качества в вузах физкультурно-педагогического профиля / А.П. Братчиков // Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования: Труды Международной научно- практической конференции. - Волгоград, 21-22 мая 2009 года / ФГОУВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры». - С. 110-113.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 1 (5) - 2013

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (12.10.2016)
Просмотров: 28 | Теги: международный стандарт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016