Воскресенье, 19.11.2017, 22:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПРЕДМЕТА «ТУРИЗМ»

С.Н.Талызов, Е.В.Воронина, А.С.Коврова

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПРЕДМЕТА «ТУРИЗМ»

Стремительно меняющиеся социальная, экономическая, экологическая ситуация превращает труд, в особенности умственный, в интенсивную деятельность, требующую активизации всех систем организма. Огромную роль в данном процессе играет внедрение таких составляющих в учебный процесс, которые способствовали бы развитию высокого уровня самосознания (что, в свою очередь, оказывало бы влияние на погружённость в учебный процесс и общую социальную активность), личной ответственности; ускорению и оптимизации процесса самосовершенствования. Для осуществления вышеперечисленных целей необходима разработка учебного курса по туризму, совмещённого с рядом различных секций (в младшей и старшей школах) и объединений учащихся в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: туризм, образовательный процесс, воспитание, активность, функции туризма, мотивация, туристика, туризмоведение.

 
Для лучшего понимания предмета статьи введём определение туризма. «Энциклопедия туризма» И. В. Зорина и В. А. Квартальнова даёт следующее определение туризма — форма умственного и физического воспитания; временный выезд людей с постоянного места жительства в вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях [1].

Для того чтобы каждый, кто впервые в рамках учебного процесса сталкивается с туризмом, осознавал его как полезный и приятный вид активного отдыха и воспитания, который необходимо включить в свою жизнедеятельность, следует знать и понимать важнейшие функции, обеспечивающие объекту образовательного процесса (учащемуся) полноценное и разностороннее развитие личности:
- оздоровительная функция; призвана оказывать положительное влияние на психологическое, физиологическое состояние, работоспособность и социальную активность;
- развивающая; направлена на активное вовлечение туристов в обучающие, познавательные и культурные программы расширения общего кругозора, повышения интеллектуального уровня [3];
- интеграционная; состоит во взаимном сближении, обмене взглядами, мнениями и знаниями между жителями разных стран и континентов. Туризм может служить способом установления связи между народами, закладывать основы для мирного сотрудничества и в итоге ^ать одним из путей укрепления мира [6];
- социальная; включает в себя восстановление трудоспособности человека и психофизиологических ресурсов общества в целом; рациональное использование свободного времени; обеспечение занятости населения и создание рабочих мест [8].

Основываясь на существующих функциях, каждый из учащихся может самостоятельно поставить цели, найти мотивацию, которая будет интересна для него самого и будет способствовать саморазвитию.

По нашему мнению, можно выделить три первостепенные мотивации для начинающего туриста. Во-первых, это, конечно же, стремление к оздоровлению или лечению организма и последующему сохранению здоровья. Это стремление может быть в полной мере реализовано через посещение курортов, санаториев, лечебно-оздоровительных учреждений, поездки оздоровительного характера, пребывание на лечебных водах, прочие виды лечения.

Следующей мотивацией для вступления в ряды активных туристов становится психологическая разрядка и повышение жизненной активности. Сюда входят туры, позволяющие заниматься различными видами спорта (горные лыжи, теннис, гольф и др.) в период отпуска (каникул), а также путешествия с развлекательно-познавательной программой [5].

Не менее важной мотивацией является обучение: изучение иностранных языков, разговорная практика и другие виды рекреационных занятий; различные виды спорта и профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг, экономика и др.); обучающие туры по интересам (кулинария, экология, астрономия и др.).

Несомненно, цели и мотивы для каждого индивидуальны, следовательно, существует и ряд других, которые помогают учащимся осознать необходимость туризма. Например, возможность для самовыражения и самоутверждения. Эта группа включает так называемые приключенческие туры: высококатегорийные туристские походы, покорение горных вершин, подводную охоту, различные экспедиции и др. Это прекрасная возможность заняться любимым делом (хобби) в среде единомышленников. Проведение таких туров среди студентов может способствовать к тому же и сплочению коллектива.

Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня — такие задачи решаются во всех названных выше турах, но основную роль они играют в познавательных турах по городам, столицам, историческим и культурным центрам. В театральных турах — по знаменитым театрам оперы и балета, концертным залам. В литературных — по местам жизни и деятельности известных писателей, действия героев литературных произведений и др.

Туризм представляет собой область интересов многих наук и дисциплин: антропологии, географии, социологии, психологии и др. Каждая из них изучает туризм по-своему, но ни одна — в целом, хотя в наше время необходим целостный взгляд на туризм, в котором были бы синтезированы все аспекты его изучения. По своей сути туризм не научен, не имеет сформировавшегося научного и методологического аппарата. Его невозможно описать как научное явление, нельзя смоделировать, описать системой определённых постулатов, закономерностей и принципов. Тем не менее дискуссии на тему о необходимости формирования новой науки о туризме ведутся и будут продолжаться. Это подтверждается ещё и тем, что в последнее время предложено более десятка названий будущей науки о туризме — туризмоведение, туризмология, туризмометрия, турография, туризмография, туристика, туропедия, турология и др. Наиболее разработаны и часто используются в научной литературе термины «туристика» и «туризмоведение» [3; 7].

Туристика представляет собой общую модель дисциплины о туризме, в основе которой лежат три взаимосвязанные подсистемы: субъект туристики (турист), объект туристики (индустрия туризма), а также туристский продукт (сфера услуг, обеспечивающая активный отдых, а также всевозможные комплексы природных и культурных условий).

Туризмоведение считается наукой, систематизирующей исследования трёх основных проявлений феномена «туризм» — теоретического аспекта, практической деятельности, истории становления и развития.

На наш взгляд, создание частных дисциплин, рассматривающих различные сферы жизни, способствует:
- непосредственному физическому воспитанию учащихся;
- повышению уровня их знаний географии и геологии родного края;
- вовлечённости в общий процесс обучения и осмысления всех остальных учебных дисциплин с точки зрения активного туризма.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс образовательных учреждений туристических кружков и секций, учебных предметов и дисциплин по туризму будет способствовать более динамичному развитию личности учащихся и студентов; усовершенствованию таких качеств, как решительность, находчивость, инициативность, упорство.

Также данные дисциплины и творческие объединения помогут решить ряд специальных задач, среди которых формирование способности у учащегося и студента переносить длительные статические напряжения при малоподвижном и монотонном труде; повышение общей устойчивости организма; восстановление функциональных нарушений систем организма. В дополнение к этому нужно учитывать и активное развитие личности в социуме, удовлетворение потребности в отдыхе, а также повышение культурного уровня.

Список литературы

1. Зорин, И. В. Энциклопедия туризма : справочник / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. — М. : Финансы и статистика, 2003. — 368 с.
2. Куликов, Л. М. Основы общего физкультурного образования студентов / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков, С. А. Ярушин. — Челябинск, 2014. — 114 с.
3. Кусков, А. С. Основы туризма : учебник / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. — М. : КноРус, 2013. — 400 с.
4. Барчуков, И. С. Физическая культура / И. С. Барчуков. — М., 2015.
5. Туризм как отрасль экономики. Мотивация 7. Программный туризм [Электронный ре- программного туризма [Электронный ресурс]. — сурс] : лекции. — URL: http://www.studmed.ru/docs/ URL: http://lektsii.org/3-61089.html document24575?view=19
6. Классификация видов туризма по индивиду- 8. Социальное значение туризма [Электронный альным запросам клиентов [Электронный ресурс]. ресурс] // Студопедия. — URL: http://studopedia. // Мегапредмет. — URL: http://megapredmet.ru/1- su/4_30780_sotsialnoe-znachenie-turizma.html 69193.html

Для цитирования: Талызов, С. Н. Некоторые аспекты внедрения в образовательный процесс предмета «туризм» / С. Н. Талызов, Е. В. Воронина, А. С. Коврова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 97-99.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (13.11.2017)
Просмотров: 7 | Теги: туризм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь