Суббота, 16.02.2019, 06:33
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Годз Л.А., Спивак Ю.П., Шаповалова О.В., Алёшин Е.В.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной работе рассматриваются вопросы психологических аспектов воздействия процесса физического воспитания и внедрения психолого-педагогического просвещения в учебно-тренировочный процесс. Рассмотрены структурные компоненты готовности преподавателя к психологическому сопровождению учебно-тренировочной деятельности: мотивационно-целевой, когнитивно-компетентностный и деятельностный. Использовали метод психологической диагностики в работе преподавателя для выявления важных факторов, которые помогут правильно организовать психологическую работу.

Ключевые слова: тренер, компонент, психодиагностика, аспект.

 

Актуальность. В последние годы поступает все более тревожная информация о неблагоприятных сторонах влияния образовательного процесса в учебных заведениях на состояние здоровья учащихся. Это касается как организации, так и содержания самого обучения, психологических особенностей взаимоотношений преподавателя со студентами, между самими студентами, методических аспектов психологического сопровождения обеспечения.

Цель данной работы является анализ психологического восприятия процесса физического воспитания субъектами этого процесса.

Известно, что успешное достижение цели предполагает актуализацию по меньшей мере трех обязательных компонентов:
• осознание выраженного желания,
• формирование устойчивой воли,
• осмысленных действий по достижению поставленной цели.

Несомненное значение имеет весомость стимула, его внутренняя значимость и внешняя привлекательность, а также соответствие ожидаемого и достигнутого результата. Эти моменты в теме массового физического воспитания приобретает особую актуальность и требует углубленного анализа.

Анализ психологических аспектов восприятия процесса физического воспитания в вузах субъектами этого процесса позволил очертить следующий блок проблем. Существующая система студентов и вузовского физического воспитания является обязательной, следовательно, в ней отчетливо прослеживается принудительный мотив. Принуждение касается как самого факта занятий, так и возможностей свободного выбора интересующей формы, направленности, объема и интенсивности физических нагрузок, времени занятий и оптимального расписания их.

Очевидно, для повышения эффективности организации массового физического воспитания следует учесть как перечисленные проблемы, так и особенности психологии отношений в среде физической культуры, а для этого требуется серьезная трансформация существующей системы, предполагающая, безусловно, уменьшение принудительного компонента.

На обсуждение выносится следующая программа коррекции:
• предоставление большей степени свободы занимающимся в плане выбора занимающимися всех аспектов интересующих их и удобных им физических практик;
• отмена системы тестов и контрольных нормативов в том виде, в каком она существует сейчас;

Для успешного сотрудничества со студентами и взрослыми современному педагогу и тренеру необходимо обладать качественной психологической подготовкой и умением реализовать ее в процессе профессиональной деятельности. Важно понимать индивидуальность человека как ценности, учитывать психические особенности людей на различных возрастных этапах, владеть опытом оснащения педагогической деятельности эффективными психотехнологиями, осуществлять психологически обоснованное конструктивное взаимодействие с учащимися и их социальным окружением, быть субъектом реализации и восполнения собственных психических ресурсов и т. д.

Результаты исследования и их обсуждение. Вопросами психологического сопровождения спортивной деятельности должен заниматься спортивный психолог. Как показывает практика, в учебных заведениях данный специалист отсутствует, поэтому функция психологического сопровождения перекладывается на плечи преподавателя - тренера. Отсюда обнаруживается острая необходимость в повышении психологической компетентности преподавателя, способного качественно осуществлять психологическое сопровождение как учебного так и учебно-тренировочного процесса.

Под психологическим сопровождением учебно-тренировочной деятельности понимаем деятельность преподавателя, направленная на создание психологических условий для успешной подготовки и психологического развития студентов занимающихся спортом в рамках процесса физического воспитания.

Готовность преподавателя к психологическому сопровождению учебно- тренировочной деятельности рассматривается как реализация основных направлений психологического сопровождения: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психолого-педагогическое развитие, психолого-педагогическая коррекция негативного психического состояния, психолого-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое просвещение.

Существуют следующие структурные компоненты готовности преподавателя к психологическому сопровождению учебной и учебно-тренировочной деятельности: мотивационно-целевой, когнитивно-компетентностный и деятельностный.

Мотивационно-целевой компонент выражается в значимости для тренера процесса психологического сопровождения учебно-тренировочной деятельности, постановки и достижения целей сопровождения.

Когнитивно-компетентностный компонент представлен системой психолого-педагогических знаний (психологические основы спортивной деятельности, психологическая подготовка в спорте, психологический отбор в спорте, психологические знания эффективного спортивного сотрудничества, психологические знания конструктивного разрешения спортивных конфликтов, формирование психологического настроя на соревнование, развитие навыков саморегуляции неблагоприятного психического состояния в спорте и др.) и компетенций (психодиагностическая, психопрофилактическая, психоконсультационная, психоразвиваюгцая, психокоррекционная). Указанный компонент способствует развитию педагогического мышления. Сформированные компетенции и полученные знания используются преподавателем для принятия профессионально обоснованного решения.

Деятельностный компонент владение методами и способами психологического сопровождения учебно-тренировочной деятельности и применение их на практике.

Содержательное обоснование каждого направления психологического сопровождения учебно-тренировочной деятельности включает:

1. Психологическую диагностику.

2. Психологическое консультирование.

Психологическая диагностика ориентирована на получение психологической информации о спортсмене, с целью реализации индивидуального подхода, а также оказания необходимой психологической помощи.

Психодиагностика в работе преподавателя направлена на:
- изучение спортивной мотивации, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому студенту;
- изучение психологических причины снижающих уровень овладения необходимыми навыками и умениями;
- изучение внутригрупповых процессов в спортивной группе (сплоченность, ценностно-ориентационное единство, психологический климат);
- изучение владение навыками саморегуляции неблагоприятного психического состояния (повышенной тревожности, агрессивности и др.).

Использование психодиагностики в работе преподавателя-тренера позволяет выявить ряд важных факторов (интересы, мотивы, отношение к спортивной деятельности, понимание студентами путей достижения поставленной цели), которые будут помогать ему правильно организовать психологическую работу с данными спортсменами. Данные психодиагностики дают возможность преподавателю работать не вслепую или интуитивно, а выходить на решение проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в работе с отдельными спортсменами опираясь на конкретные факты.

Психологическое консультирование представляет собой важное направление в психологическом сопровождении учебно-тренировочной деятельности, подразумевающее работу со спортсменами, направленную на освоение ими способов саморегуляции, устранение негативного эмоционального состояния, формирования психологического настроя и др. Современная психологическая практика показывает, что данный вид деятельности является весьма востребованным у спортсмена. Консультирование спортсмена должно начинаться с определения субъектом спортивной деятельности проблемы, которая повлекла необходимость обращения за помощью.

Результатом консультирования должно стать осознание спортсменом психологических трудностей, которые препятствуют качественному выполнению деятельности, желание преодолеть эти трудности и даже выработать собственные механизмы регуляции неблагоприятных психических состояний.

Психолого-педагогическое развитие как направление психологического сопровождения представляет собой целенаправленную работу со студентами, направленную на развитие навыков саморегуляции, познавательных процессов (умение анализировать, прогнозировать; развитие двигательного восприятия), развитие волевых качеств, спортивной мотивации (умения ставить цели), умения управлять собственным поведением, в условиях учебно-тренировочной и соревновательной деятельности и др.

Выводы. Психолого-педагогическая профилактика направлена на предупреждение негативного эмоционального состояния в спортивной деятельности, конфликтности в спортивном коллективе, нарушений в поведении, психического напряжения и др. Она предполагает:
- создание в спортивной среде необходимых психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное психическое состояние спортсмена;
- своевременное выявление неблагоприятных психологических состояний студентов, которые могут привести к отрицательным результатам на занятиях;
- предупреждение возможного возникновения напряжения и перенапряжения в спортивной деятельности.

Психолого-педагогическое просвещение внедряется в учебно-тренировочный процесс, с целью приобщения спортсменов и тренеров к психологическим знаниям.

Основные задачи психолого-педагогического просвещения:
- актуализация проблемы возникновения неблагоприятных эмоциональных психических состояний в спортивной деятельности (тревога, страх, стресс, психическое перенасыщение, неуверенность, агрессия, апатия, предстартовая лихорадка) и их влияние на результат деятельности;
- расширение знаний студентов о способах психической саморегуляции; формирование знаний об особенностях управления психическим состоянием;
- формирование потребности в применении психологических знаний в процессе спортивной подготовки.

Данные направления формируют целостное представление о процессе психологического сопровождения учебно-тренировочной деятельности, при содержательном наполнении которых были учтены особенности субъекта и его деятельности. Внедрение названных направлений обеспечат качественно на ином уровне управлять процессом учебно-тренировочной деятельности.

Литература

1. Богданова М.В. Использование психодиагностики в работе тренера детской спортивной школы /М.В. Богданова, В.Р. Малкин //Рудиковские чтения: сб. матер. IX-ой Международной науч.-практ. конф. психологов спорта и физической культуры, 26-29 мая 2013 г. / ред. совет А. Н. Блеера, В. Н. Непопалова, В. Ф. Сопова. - М. : Анита Пресс, 2013. - С. 74-76.
2. Кильмяшкина Т.А. Теоретические и технологические основы развития психологической компетентности студента педагогического вуза / Ю.В. Варданян, Л.Г. Майдокина // Российский научный журнал. - 2011. - № 2 (21). - С. 92-97.
3. Крутецкий В. А. Психология: учебник / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980.-476 с.
4. Марищук В.Л. Психодиагностика в спорте : учеб. пособие для вузов / В. Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. - М.: Просвещение, 2005. - 349 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (03.02.2019)
Просмотров: 18 | Теги: Тренер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь