Вторник, 28.02.2017, 03:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ВОРОБЬЕВ А.В.,
полномочный представитель Губернатора
Калининградской области в органах судебной власти,
соискатель юридического факультета БФУ им. И. Канта


НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ
СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ



Среди глобальных проблем современ-
ности, от решения которых зависит дальней-
шее развитие мирового сообщества в новом
столетии, является проблема коррупции.
По  этому  вопросу  в  мире  опубликова-
но  огромное  количество  фундаментальных
научных  исследований,  множество  публи-
цистических  книг  и  статей;  проведены  сотни
международных  и  региональных  конферен-
ций,  симпозиумов,  семинаров,  «круглых  сто-
лов»,  парламентских  слушаний;  разработаны
и  приняты  международные  и  региональные
договоры, соглашения, рекомендации о мерах
предупреждения коррупции и борьбы с ней. По
проблемам  коррупции  подготовлены  и  защи-
щены кандидатские и докторские диссертации.
Многие политики разных стран, в том
числе  и  России,  на  «борьбе»  с  коррупцией
сделали  блестящие  карьеры.  Десятки  жур-
налистов,  сотни  сотрудников  правоохрани-
тельных  органов  и  другие  государственные
служащие за свои расследования в области
коррупции заплатили жизнью.
Однако  все  жертвы  и  «благие»  на-
мерения,  заявления,  декларации  и  предвы-
борные  обещания  не  принесли  ощутимых
результатов.  Коррупция  продолжает  оста-
ваться  одной  из  наиболее  острых  проблем
мирового сообщества, а практических сдви-
гов в борьбе с коррупцией почти нет в мире в
целом, в нашей стране в особенности.
Таким образом, проблема коррупции в
России приобретает все более угрожающий
характер.  Она  получила  широкое  распро-
странение среди всех ветвей власти, в том
числе и в органах местного самоуправления,
на которые в разрезе коррупционной состав-
ляющей не уделялось должного внимания.
Согласно статье 130 Конституции Рос-
сийской  Федерации,  местное  самоуправле-
ние в Российской Федерации обеспечивает
самостоятельное  решение  населением  во-
просов  местного  значения,  владение,  поль-
зование  и  распоряжение  муниципальной
собственностью. Вместе с тем основной га-
рантией  успешного  функционирования  го-
сударства  является  создание  надлежащих
условий эффективной деятельности органов
местного  самоуправления.  С  позиций  госу-
дарства  интересы  муниципальной  службы
заключаются  в  полном,  неукоснительном
выполнении  задач  местного  самоуправле-
ния, стоящих соответственно перед каждым
органом местного самоуправления.
Следует отметить, что результативность
муниципальной  службы  по  выполнению  за-
дач местного самоуправления в современный
период в немалой степени снижена происхо-
дящими  в  России  негативными  явлениями,
допущенными  в  ходе  проведения  реформ  в
муниципальной сфере, ослаблением системы
государственного  регулирования  и  контро-
ля  муниципальной  сферы,  несовершенством
правовой  базы  и  отсутствием  сильной  госу-
дарственной политики в сфере муниципально-
го управления, что в определенной мере спо-
собствовало тенденциям роста преступности.
Несмотря на позитивную роль всех про-
веденных исследований по коррупции в России,
нельзя  не  отметить,  что  они  в  определенной
степени  не  учитывают  произошедших  карди-
нальных  изменений,  в  частности,  появления
официального  определения  коррупции,  зако-
нодательного перечня преступлений коррупци-
онной направленности, изменения социальной
природы ряда преступлений, предусмотренных
главой 30 УК РФ, появления новых субъектов
коррупционных преступлений, а также выявле-
ния неизвестных ранее способов их соверше-
ния. Целый ряд вопросов данной проблематики
стали дискуссионными в разрезе предложений
Президента РФ об альтернативных мерах на-
казания,  а  также  принимаемых  государством
антикоррупционных  мер,  которые  имеют  не-
однозначное  уголовно-правовое  толкование  и
требуют дальнейшего изучения.
В  Послании  к  Федеральному  Собра-
нию  Российской  Федерации  Президент
России борьбу с коррупцией объявил прио-
ритетной задачей [1]. Им утверждены Нацио-
нальная стратегия противодействия корруп-
ции,  определяющая  основные  направления
государственной  антикоррупционной  поли-
тики на среднесрочную перспективу, и Наци-
ональный план противодействия коррупции,
в том числе и в муниципальной сфере [2].
В  российском  законодательстве  кор-
рупция определена как злоупотребление слу-
жебным  положением,  дача  взятки,  получе-
ние взятки, злоупотребление полномочиями,
коммерческий подкуп либо иное незаконное
использование  физическим  лицом  своего
должностного положения, вопреки законным
интересам  общества  и  государства  в  целях
получения  выгоды  в  виде  денег,  ценностей,
иного имущества или услуг имущественного
характера,  иных  имущественных  прав  для
себя  или  для  третьих  лиц  либо  незаконное
предоставление  такой  выгоды  указанному
лицу другими физическими лицами; а также
совершение вышеуказанных деяний от име-
ни или в интересах юридического лица [3].
Коррупционная  преступность  включает
в себя различные уголовно-правовые классы
деяний.  Центральное  место  занимают  пре-
ступления  против  государственной  власти,
интересов государственной службы и службы
в органах местного самоуправления (глава 30
Уголовного  кодекса  РФ).  Это,  прежде  всего,
взяточничество (ст. 290-291 УК РФ), а также
связанное  с  ним  злоупотребление  должност-
ными полномочиями (ст.285 УК РФ) и целый
ряд  иных  преступлений.  Дача  взятки,  полу-
чение взятки являются одними из самых рас-
пространенных  коррупционных  преступлений
в  сфере  муниципального  управления,  одним
из самых опасных «профессиональных» форм
преступного  поведения  муниципальных  слу-
жащих. Существенным звеном в цепи преступ-
ности являются преступления коррупционной
направленности,  совершаемые  должностны-
ми лицами органов местного самоуправления
против  интересов  службы.  Несмотря  на  пре-
вентивные  меры  выявления  коррупционных
правонарушений по Федеральному закону «О
противодействии  коррупции»  и  реализацию
Национальной  стратегии  противодействия
коррупции, они остаются одним из самых тя-
жело  выявляемых  и  доказуемых  преступле-
ний, по которым существует круговая порука,
отсутствует  свидетельская  база  и  когда  ни
одна из сторон не заинтересована в сообще-
нии о преступлении. Это обуславливается сле-
дующими негативными обстоятельствами:
-  во-первых,  созданием  благоприятных
причин и условий, которые выражаются в под-
рыве авторитета органов местного самоуправ-
ления,  а  также  возможностей  причинения  су-
щественного вреда и получения выгоды в виде
нарушения прав и законных интересов граждан
на собственность, на землю либо охраняемых
законом интересов общества и государства;
-  во-вторых,  высокой  латентностью
данного вида преступлений, выражающейся
в отсутствии действенных механизмов выяв-
ления признаков преступления и обязатель-
ного  сообщения  о  них  со  стороны  муници-
пальных служащих и др.
Значительное  число  уголовных  дел
по этим преступлениям не возбуждается по
различным  причинам  (высокое  положение
должностных  лиц,  материальная  или  иная
зависимость от руководителей муниципаль-
ного  образования,  боязнь  расправы,  лише-
ния  работы)  или  необоснованно  возбужда-
ется  в  отношении  руководителей  низшего
звена,  прекращается  по  реабилитирующим
основаниям или по основаниям, связанным
с неполнотой доказательственной базы.
По мнению автора, с учетом последних
законодательных новелл необходим иной науч-
ный подход к изучению данного явления и при-
нятию практических мер борьбы с коррупцией
в муниципальной сфере. Начинать необходимо
с  глубокого  изучения  причин  и  условий,  спо-
собствующих  коррупционным  преступлениям
против интересов службы в органах местного
самоуправления, и разработки предложений по
их искоренению. На наш взгляд:
-  необходима  дальнейшая  разработка
уголовно-правовой  и  криминологической  ха-
рактеристики  данного  вида  преступлений  с
учетом  проводимых  муниципальных  реформ
и иного должностного положения муниципаль-
ного  служащего.  Весьма  значимым,  на  наш
взгляд,  представляется  сравнительно-право-
вой анализ совершаемых составов таких пре-
ступлений с учетом изменения способов, об-
стоятельств  совершения  этих  преступлений,
особенностей  характеристики  лиц,  их  совер-
шающих,  трактовки  понятия  субъектов  этих
преступлений, в первую очередь соотношения
понятий должностного лица и муниципального
служащего  с  учетом  изменившегося  законо-
дательства, с целью выработки принципиаль-
но новых подходов в борьбе с преступлениями
коррупционной направленности [4];
-  следует  также  исходить,  что  состоя-
ние, структура и динамика совершаемых пре-
ступлений  коррупционной  направленности
против интересов службы в органах местного
самоуправления не находятся в прямой зави-
симости от усилий правоохранительных орга-
нов, направленных на борьбу с ними;
-  необходимы  разработка  и  примене-
ние  более  эффективных  мер  предупрежде-
ния,  связанных  с  профилактикой  таких  пре-
ступлений,  в  том  числе  антикоррупционного
воздействия  и  уголовно-правовых  мер,  свя-
занных с внесением изменений в действую-
щее уголовное законодательство. Например,
исключение уголовной ответственности лица
за дачу взятки при совершении муниципаль-
ным служащим законных действий и др.
На  наш  взгляд,  успех  борьбы  с  взя-
точничеством  и  другими  коррупционными
преступлениями  в  сфере  муниципальной
службы  можно  обеспечить  проведением  в
комплексе оперативно-розыскных мероприя-
тий и применением процессуальных средств
и действий, которые остаются основными и
составляют  содержание  предварительного
расследования  и  судебного  разбиратель-
ства  [5].  При  этом  проведение  оперативно-
розыскных мероприятий позволяет не толь-
ко  «идти  по  следам»  взяточников  и  иных
коррупционеров, но и выявлять их на раннем
этапе,  контролировать  их  преступную  дея-
тельность, фиксировать сведения, содержа-
ние которых в соответствии с законом может
быть  введено  в  уголовный  процесс  в  каче-
стве доказательств.
Таким  образом,  необходима  систем-
ная  борьба  с  преступлениями  коррупци-
онной  направленности  против  интересов
службы в органах местного самоуправления
и  выработка  на  этой  основе  эффективных
мер противодействия, включая внесение со-
ответствующих предложений по изменению
уголовного законодательства.

Библиографический список:
1. Медведев Д.А. Послание Федеральному собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 года. // URL: www.politonline. ru/.../497.html.
2. Указ о «Национальной стратегии и национальном плане противодействия коррупции на 2010-11 годы». // URL: INFOX ru. 14 апреля 2010 года.
3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (принят Государственной Думой 19.12.2008 г., одобрен Советом Федерации 22.12.2008 г.). [Электронный ресурс] «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 04.05.2011 №97-ФЗ «О внесении изменений ы Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления». [Электронный ресурс] «Консультант Плюс».
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. №4.








 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (15.12.2012)
Просмотров: 650 | Теги: коррупция, уголовная и криминологическая харак, взяточничество, проблемы выявления и расследования, уголовная ответственность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017