Четверг, 08.12.2016, 10:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Негативное влияние компьютерной зависимости на здоровье подростков

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 8 поселка Садового муниципального образования Славянский район

Негативное влияние компьютерной зависимости на здоровье подростков

Медицина и Физиология человека

Введение

Компьютерная игровая зависимость у подростков – довольно распространенная проблема в сегодняшнем мире. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как дети все больше погружаются в виртуальный мир в поиске развлечений. Нельзя отрицать, что компьютер может принести массу пользы для ребенка – это бесценный источник информации, учебного материала, увлекательных книг, фильмов, способ найти новых друзей. Многие игры несут в себе довольно значимый развивающий потенциал – к примеру, логические игры и головоломки превосходно развивают способность анализировать, находить связи и восстанавливать логические цепочки. Общение в социальных сетях позволяет улучшить коммуникативные навыки. Увы, все эти замечательные возможности компьютера имеют обратную сторону в виде стойкой зависимости подростков от компьютера. Подростки, в силу возрастных особенностей, наиболее подвержены развитию психологических расстройств. Довольно опасными считаются игры, в которых требуется набрать большое количество очков – они также могут провоцировать развитие игровой зависимости у подростков. В группу риска больше всего попадают дети от 11 до 18 лет, особенно мальчики, в этот период нервная система еще слишком неустойчива, нестабильна, она легко поддается влиянию.

«Это не игра, это жизнь», — такими словами любят заканчиваться обзоры очередных «стрелялок». Красивые слова, вот только несколько жизней бывает только у героев компьютерных игр. Мы живем один раз, альтернативы у жизни нет, и «переиграть» ее нам никто не даст. Самая интересная игра — это наша жизнь. Может, не стоит ее менять на мигающие картинки?

Поэтому мы решили провести исследовательскую работу «Негативное влияние компьютерной зависимости на здоровье подростков» и разработать «безопасные правила» при работе за компьютером. Объект исследования - подростки в возрасте 12-15 лет, и предмет исследования – «влияние длительной работы на компьютере на показатели здоровья подростков».

Так как по данной проблеме нет информации, ни в школьной, ни в городской библиотеках, а беречь свое здоровье необходимо каждому человеку, то данная тема является актуальной.

Гипотеза: если компьютерная зависимость негативно влияет на  здоровье подростков,  то необходима разработка профилактических мер по защите здоровья.

Цель исследования: изучение негативного влияния компьютерной зависимости на показатели здоровья подростков.

Задачи исследования:

1) изучить литературу по теме исследования;

2) провести анонимное анкетирование родителей с целью выявления их контроля за пребыванием детей у компьютера;

3) провести анонимное анкетирование учащихся с целью выявления компьютерной зависимости и возраста;

4) определить степень влияния компьютерных игр на изменение артериального давления и частоты пульс и установить уровень наблюдательности;

5) провести анализ результатов, довести до сведения учащихся и их родителей;

6) разработать и довести до сведения учащихся и их родителей «безопасные правила» при работе за компьютером.

Методика исследований

  1. Анонимное анкетирование родителей и учащихся 6-9 классов.
  2. Мониторинг влияния компьютерных игр н наблюдательность.
  3. Мониторинг артериального давления и пульса до и после работы за компьютером и компьютерных игр.

Результаты исследования их обсуждение и анализ

Первое исследование. Анкетирование.

Процедура исследования:

  1. Анонимное анкетирование учащихся.
  2.  Анонимное анкетирование родителей.
  3. Подведение итогов «Игровая – зависимость подростков» (таблица № 1), «Компьютерная зависимость детей» (таблица № 2).

Таблица № 1. «Игровая – зависимость подростков»

Класс

%, отсутствия

риска развития компьютерной игровой зависимости

%, стадия

увлечения компьютерными играми

%, наличия компьютерной игровой зависимости

6

84

16

0

7

82

18

0

8

82

18

0

9

70

24

6

Анкетирование учащихся проводилось с целью выявления возрастной группы и игровой зависимости. Анкета содержала 8 вопросов с тремя выборами ответа. В анкетировании участвовали учащиеся 6-9 классов. Компьютерная игровая зависимость в 6-8 классах не выявлена, лишь у 16-18% учащихся имеется стадия увлечения компьютерными играми. Настороженность вызвали результаты анкет учащихся 9-го класса, у 6% респондентов есть игровая зависимость, у 24%-стадия увлечения. Группа мальчиков 9-го класса взята для второго исследования.

Родители учащихся 6-9 классов так же участвовали в анкетировании с целью выявления их контроля за пребыванием детей у компьютера.

с целью выявления их контроля за пребыванием детей у компьютера.

Таблица № 2. «Компьютерная зависимость детей»

Класс

%, развития компьютерной зависимости

6

0

7

0

8

5

9

25

Анкета содержала 10 вопросов, если на 5 вопросов теста родители отвечали положительно, то можно говорить о компьютерной зависимости их детей. По итогам анкетирования можно предположить о положительном влиянии и контроле со стороны родителей учащихся 6-8 классах. В 9 классе 4 родителей ответили положительно на 6-8 вопросов теста, что говорит о проблеме и необходимости принятия профилактической, а может и профессиональной помощи.

Второе исследование.

  1. Влияние компьютерных игр на наблюдательность.

Цель: установить уровень наблюдательности учеников до и после компьютерных игр.

Процедура исследования:

  1. Испытуемым были предложены для рассмотрения картинки с 10-ю отличиями «Семеро одного не ждут» (приложение № 3).
  2. Игра на телефоне в течение 15-20 минут (фотография № 1).
  3. Испытуемым были предложены для рассмотрения картинки с 10-ю отличиями «Веселый автобус» (приложение № 3).
  4. Подведение итогов «Исследование на наблюдательность» (таблица № 3).

Таблица № 3. «Исследование на наблюдательность»

Порядковый номер респондента

Число найденных отличий

Вывод

до игры

после игры

1

9

8

- 1

2

8

7

- 1

3

8

7

- 1

4

8

5

- 3

5

10

9

- 1

6

8

8

0

7

7

5

- 2

8

8

5

- 3

Всего

66

54

-12

По результатам проведенного исследования выявлено, что наблюдательность учащихся снизилась на 18 % после игры на телефоне.

  1. Влияние компьютера на изменение артериального давления и пульса.

Цель: определить степень воздействия компьютерных игр на артериальное давление и частоту пульса учащихся.

Процедура исследования:

  1. С помощью тонометра делались замеры артериального давления и пульса до и после работы за компьютером (фотография № 2).
  2. Выполнение практической работы на компьютере работа с тестами в течение 15 минут (приложение № 4).
  3. Игра на телефоне в течение 15-20 минут.
  4. Подведение итогов «Изменение артериального давления и пульса после работы на компьютеры» (таблица № 4), «Изменение артериального давления и пульса после компьютерных игр» (таблица № 5).

Таблица № 4. «Изменение артериального давления и пульса после работы на компьютере (тесты)»

Порядковый номер респондента

Давление

Пульс

до

после

вывод

до

после

вывод

1

128/68

130/68

+2/0

68

72

+2

2

112/68

114/68

+2/0

75

76

+1

3

135/68

138/70

+3/2

67

67

=

4

110/70

110/70

=

83

86

+3

5

122/67

122/67

=

76

78

+2

6

112/68

114/68

+2/0

76

76

=

7

110/68

112/68

+2/0

68

68

=

8

116/67

116/69

+0/2

78

80

2

Таблица № 5. «Изменение артериального давления и пульса после компьютерных игр»

Порядковый номер респондента

Давление

Пульс

до

после

вывод

до

после

вывод

1

128/68

136/72

+8/4

68

76

+8

2

112/78

114/68

+2/10

75

78

+3

3

135/68

145/78

+10/10

67

80

+13

4

110/70

100/70

-10/0

83

86

+3

5

122/67

138/69

+16/2

82

88

+6

6

112/68

114/68

+2/0

76

76

=

7

110/68

112/68

+2/0

68

68

=

8

120/67

128/69

+8/2

80

88

+8

При выполнении тестовых заданий на компьютере артериальное давление и частота пульса у подростков изменилась не существенно, а во время компьютерных игр на телефоне у 87,5% испытуемых повысилось артериальное давление: у 4 учащихся (50%) повысилось на 8-16 мм.рт.ст, у 3 учащихся (37,5%) - на 2 мм.рт.ст., у одного -снизилось.

У 4 мальчиков (50%) увеличился пульс на 813 ударов, у остальных респондентов незначительные отклонения пульса.

Выводы

  1. Анкетирование выявило положительное влияние и контроль со стороны родителей учащихся 6-8 классах, а в 9 классе 25% -  компьютерная зависимость детей и отсутствии должного контроля со стороны родителей.
  2. Мальчики 9-го класса – это группа учащихся с компьютерной зависимостью и наибольшим процентом увлечения компьютерными играми.
  3. Результаты опыта «Исследование на наблюдательность» показали, что наблюдательность мальчиков 9-го класса снизилась на 18% после игр на телефоне.
  4. По итогам исследования «Изменение артериальное давление и пульса после работы и игр на компьютере» выявлено, что при выполнении тестовых заданий на компьютере артериальное давление и частота пульса у подростков изменилась не существенно, а после компьютерных игр у 87,5% испытуемых повысилось  артериальное давление на 8-16 мм.рт.ст., у 50% учащихся увеличился пульс на 813 ударов.
  5. Компьютер вызывает серьезную зависимость и как следствие пагубно влияет на здоровье подростка, а именно повышает артериальное давление и учащает пульс, что повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.
  6. Разработали буклет «Безопасные правила при работе за компьютером», раздали учащимся 9-го класса и их родителям.
  7. Так как игровая зависимость у учащихся 6-8 классах не выявлена, а лишь у 16-18% подростков имеется стадия увлечения компьютерными играми, на следующий учебный год планируем провести повторное анкетирование этих учащихся, с целью выявления компьютерной зависимости, возраста и предложить разработанные профилактические меры по защите здоровья.

Заключение

Здоровье - величайшая человеческая ценность. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности; болезнь - ограниченная в своей свободе жизнь. Поэтому одним из важнейших богатств нашего общества надо считать здоровье детей, состояние которого в современных условиях не может не вызвать постоянной тревоги.

Исследование направлено на изучение негативного влияния компьютера, на здоровье школьников и разработку  профилактических мер.

При написании исследовательской работы мы убедились, что данная проблема является актуальной на сегодняшний день. Надеемся, что полученные результаты пригодятся в дальнейшем и ученикам и их родителям за контролем над деятельностью своих детей. Поэтому мы  разработали и предложили правила техники безопасности при работе за компьютером. Соблюдение этих простых правил позволит свести к минимуму вредное воздействие компьютера на организм подростка.

Список используемой литературы:

  1. http://womanadvice.ru/kompyuternaya-zavisimost-u-podrostkov#ixzz3JEEWRJE1
  2. http://brjunetka.ru/kompyuternaya-zavisimost-u-podrostkov-srochno-prinimaem-meryi/#ixzz3JEFRkZdc
  3. http://www.happydoctor.ru/obzor-pressy/computer-addiction
  4. http://vitaportal.ru/zavisimosti/igrovaya-zavisimost-u-podrostkov-kak-najti-vyhod.html
  5. http://nashydetky.com/razvitie-rebenka-2/test-na-kompyuternuyu-zavisimost-dlya-detey-i-roditeley
  6. http://rebzi.ru/10-differences/28/ Детский сайт «Ребзики»

Приложение к работе

______________________

Выполнила:  Кузнецова Александра, 9 класс

Руководитель: Олейникова Виолета Викторовна, учитель биологии

п. Садовый 2015

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (29.10.2015)
Просмотров: 440 | Теги: компьютерная, зависимость, игровая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016