Суббота, 21.10.2017, 20:41
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Недостатки правового регулирования контроля за условно осужденными военнослужащими и предложения по его совершенствованию

Недостатки правового регулирования контроля за условно осужденными военнослужащими и предложения по его совершенствованию

Не вызывает сомнений то, что эффективность наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, во многом зависит от строгого соблюдения законов при их исполнении. Одновременно с этим продуктивность проведения профилактики по предупреждению правонарушений, в том числе и с приговоренными к условному осуждению, во многом определяется и тем, насколько удачно сконструированы нормы закона <68>. Еще одна причина ненадлежащей работы командования воинских частей (учреждений) с условно осужденными военнослужащими заключается в несовершенстве законодательства, регламентирующего процесс осуществления контроля за данной категорией военнослужащих.

--------------------------------

<68> Более подробно см. Эффективность правовых норм / В.Н. Кудрявцев [и др.]. М., 1980. С. 56.

 

К примеру, до недавнего времени существовало заметное законодательное упущение в ст. 190 УИК РФ. К органу, осуществляющему контроль за поведением условно осужденного, была отнесена лишь уголовно-исполнительная инспекция. Таким образом, командование воинской части (учреждения) оказалось вне сферы правового регулирования норм уголовно-исполнительного законодательства. Данный правовой пробел негативно влиял на правоприменительную практику командования воинских частей (учреждений) по обеспечению контроля за условно осужденными военнослужащими и приводил к дестабилизации состояния воинской дисциплины и уставного порядка в воинских частях.

Федеральным законом "О внесении изменений в статью 190 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" от 5 января 2006 г. N 8-ФЗ ст. 190 УИК РФ после слов "уголовно-исполнительная инспекция" была дополнена словами "или командование воинской части" в соответствующем падеже. Тем самым указанный Закон восполнил существовавший пробел в законодательстве, определив полномочия органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденных военнослужащих (тем не менее нетрудно заметить, что с момента принятия УИК РФ прошло более семи лет до того, как названным Законом нормы уголовно-исполнительного законодательства были приведены в соответствие с действующим уголовным законодательством).

Впрочем, было бы ошибкой полагать, что с устранением вышеупомянутого законодательного упущения больше не осталось правовых пробелов, затрудняющих правоприменительную деятельность командного звена по отношению к условно осужденным. Анализ действующего законодательства позволил выявить множество других недостатков в правовом регулировании осуществления контроля за условно осужденными военнослужащими.

1. Федеральным законом "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и статью 22 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 5 апреля 2010 г. N 46-ФЗ была исключена из УИК РФ норма о взаимодействии уголовно-исполнительных инспекций с военными комиссариатами и командованием воинских частей в случае призыва или поступления условно осужденных на военную службу (ч. 3 ст. 188 УИК РФ).

Законодатель руководствовался тем, что граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость, в соответствии с подп. "б" п. 3 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не подлежат призыву на военную службу и, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", не направляются на альтернативную гражданскую службу. Следует также отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" с гражданами, имеющими судимость, не может быть заключен и контракт о прохождении военной службы. Таким образом, замысел законодателя устранить несогласованность УИК РФ с указанными федеральными законами представляется вполне обоснованным.

Вместе с тем при признании положения о призыве или поступлении осужденных на военную службу (на альтернативную гражданскую службу) утратившим силу законодателем не было учтено, что ч. 3 ст. 188 УИК РФ также содержала положение, в соответствии с которым командование воинской части было обязано уведомить уголовно-исполнительную инспекцию в 10-дневный срок об убытии условно осужденного из воинской части. Указанное обстоятельство привело к тому, что в результате внесения изменений в УИК РФ упомянутое положение также было признано утратившим силу.

На практике возникают ситуации, при которых командование воинской части, увольняя условно осужденных военнослужащих с военной службы до истечения испытательного срока, не направляет при этом соответствующее сообщение в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного <69>. Таким образом, уголовно-исполнительная инспекция лишается возможности осуществлять контроль за поведением судимого лица, бывшего военнослужащего, до истечения назначенного судом испытательного срока при условном осуждении. На наш взгляд, такое положение дел противоречит основополагающему принципу неотвратимости наказания за совершенное преступление. Именно из этого принципа вытекает общая и частная превенция, поскольку он стимулирует законопослушное поведение и предостерегает неустойчивых в нравственно-правовом отношении лиц от возможного совершения деяний уголовно-правового характера. На данный факт неоднократно указывали многие заслуженные юристы, к числу которых относится и Председатель Верховного Суда Российской Федерации, справедливо заметивший, что "созданные законодателем правовые нормы направлены прежде всего на реализацию принципа неотвратимости наказания, и когда он не исполняется, это путь к совершению новых преступлений, новых правонарушений" <70>.

--------------------------------

<69> Информационное письмо Главной военной прокуратуры "О состоянии прокурорского надзора за исполнением командованием воинских частей и учреждений уголовно-исполнительного законодательства" от 07.03.2012 N 4у-265/12/416 // Архив 308-й военной прокуратуры гарнизона ЦВО. 2012. Наряд N 4 (форма 21). Т. 1. С. 169 - 172.

<70> Интервью Председателя Верховного Суда В.М. Лебедева от 26 февраля 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsrf.ru/vscourt_detale.php?id=7055 (дата обращения: 01.01.2013).

 

Полагаем, что отсутствие в действующем уголовно-исполнительном законодательстве нормы, обязывающей командование воинской части уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию об убытии условно осужденного, является существенным препятствием для надлежащего исполнения приговора военного суда и последующего осуществления контроля за условно осужденным, что свидетельствует о необходимости восполнения данного правового пробела.

В связи с вышеизложенным представляется необходимым дополнить ст. 188 УИК РФ следующим положением: "Командование воинской части (учреждения) обязано сообщить в 10-дневный срок в уголовно-исполнительную инспекцию об убытии условно осужденного из воинской части (учреждения) в случае увольнения условно осужденного с военной службы или приостановления ему военной службы до истечения назначенного судом испытательного срока" <71>.

--------------------------------

<71> Подобное положение существует также в п. 42 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденных Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 3 июля 2000 г. N 182 [Электронный ресурс]. URL: http://mod.gov.kz/mod-ru/ (дата обращения: 01.01.2013).

 

2. В соответствии с п. 106 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими по истечении не менее половины испытательного срока в случае добросовестного исполнения осужденным военнослужащим своих служебных обязанностей командование воинской части может направить в суд, вынесший приговор, ходатайство о сокращении испытательного срока. Данное положение противоречит уголовному закону, поскольку: во-первых, УК РФ предусматривает обращение командира воинской части как органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, с соответствующим представлением, а не с ходатайством; во-вторых, УК РФ также не предусматривает сокращение испытательного срока, а содержит норму досрочной отмены условного осуждения по истечении не менее половины установленного испытательного срока. Следовательно, ходатайство командования о сокращении испытательного срока условно осужденного военнослужащего не может быть удовлетворено военным судом.

Кроме того, по смыслу Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими командир части не может ходатайствовать о полной или частичной отмене установленных для осужденного обязанностей, а также о снятии с него судимости в соответствии с ч. 7 ст. 73 УК РФ и ч. 1 ст. 74 УК РФ. Представляется, что указанные несоответствия могут быть устранены путем внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты.

3. Согласно ч. 1 ст. 187 УИК РФ контроль за поведением условно осужденных военнослужащих в течение испытательного срока осуществляется командованием их воинских частей. В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 188 УИК РФ функции персонального учета условно осужденных, контроля за их поведением и исполнением ими возложенных судом обязанностей возложены только на уголовно-исполнительные инспекции, при этом проигнорировано командование воинских частей, где проходят службу условно осужденные военнослужащие.

4. Часть 2 ст. 189 УИК РФ предусматривает следующее: по истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции. Очевидно, что здесь также не упомянуто командование воинской части (учреждения), которое является органом, осуществляющим контрольные функции в отношении условно осужденных, и в компетенцию которого включена обязанность снятия с учета таких военнослужащих по истечении назначенного военным судом испытательного срока.

5. При наличии законных оснований право инициирования процедуры продления испытательного срока предоставлено органу, осуществляющему контроль за поведением условно осужденного, и реализуется оно путем внесения в суд соответствующего представления (ч. 3 ст. 190 УИК РФ). Согласно п. 127 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (далее - Инструкция), утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 г. N 142, в случае положительного решения суда о возложении дополнительных обязанностей либо продлении осужденному испытательного срока уголовно-исполнительной инспекцией делаются соответствующие отметки в учетно-контрольной документации, при этом информируются заинтересованные подразделения органов внутренних дел и территориальный орган Федеральной миграционной службы, а в отношении осужденного, обязанного не менять место работы или учебы, - администрация организации или учебного заведения, где он работает или учится. Относительно условно осужденных военнослужащих Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими не регламентируют порядок действий командования воинской части при продлении испытательного срока, что также является пробелом, требующим восполнения.

6. В п. 124 Инструкции установлено, что при уклонении осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое на него было наложено административное наказание, сотрудники уголовно-исполнительной инспекции вызывают либо посещают осужденного по месту жительства, проводят с ним профилактическую беседу. По результатам беседы составляется справка, с содержанием которой ознакомляется осужденный под подпись.

В Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими не конкретизируются действия командования при уклонении военнослужащего от исполнения возложенных на него обязанностей. Более того, в отличие от Инструкции, не упоминаются и первоначальные мероприятия по установлению места нахождения условно осужденного и причин уклонения. Именно поэтому важно дополнить указанные Правила соответствующими положениями.

7. Согласно п. 130 Инструкции в случае отказа суда в удовлетворении представления о продлении испытательного срока или отмене условного осуждения на уголовно-исполнительную инспекцию возлагается обязанность внесения следующего представления в суд только после совершения условно осужденным еще одного нарушения общественного порядка, повлекшего применение мер административного наказания, или продолжения неисполнения возложенных судом обязанностей. Однако применительно к условно осужденным военнослужащим в Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими указанное выше положение не продублировано, что также является, на наш взгляд, существенным недостатком в правовом регулировании в части, касающейся порядка осуществления контроля за поведением условно осужденных.

8. В п. 101 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими отмечается, что обо всех перемещениях осужденного военнослужащего письменно ставится в известность военный суд, вынесший приговор. Как представляется, данную правовую норму необходимо дополнить положениями, конкретизирующими процессуальные действия командования. Для этого в указанном пункте целесообразно установить следующее: "В случае перемещения (перевода) по службе в другую воинскую часть осужденного военнослужащего до истечения его испытательного срока к новому месту службы должны быть направлены копия приговора, контрольная карточка и материалы, характеризующие поведение осужденного военнослужащего (дневник индивидуального изучения, характеристики, служебные карточки, протоколы собраний и др.). О переводе осужденного военнослужащего командир воинской части в десятидневный срок письменно уведомляет военный суд, вынесший приговор. В тех случаях, когда осужденный военнослужащий перемещен по службе в другую воинскую часть, представления об изменении испытательного срока, освобождении от отбывания наказания, отмене условного осуждения либо исполнении наказания направляются в военный суд, действующий на территории, на которой дислоцируется соответствующий военный гарнизон". Предложенное дополнение, как представляется, будет способствовать эффективному функционированию процесса по осуществлению командованием контроля за условно осужденными военнослужащими <72>.

--------------------------------

<72> Мананников Д.Ю. Командование воинской части как орган, осуществляющий контроль за условно осужденными военнослужащими // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 3. С. 40.

 

9. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством документом, служащим основанием для отмены условного осуждения или продления испытательного срока осужденному, является представление. В то же время в Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими не упоминается срок, в течение которого командованию воинской части (учреждения) необходимо подготовить и направить данный документ в адрес суда. В связи с отсутствием определенных временных рамок направление представления может быть осуществлено командованием по истечении нескольких дней либо недель. В свою очередь, упомянутый правовой пробел нашел свое восполнение в п. 126, 129 Инструкции: для направления установленного представления предусматривается трое суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента установления факта правонарушения. Как представляется, указанный срок должен быть отражен и в Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими для приведения в соответствие с нормами уголовно-исполнительного законодательства.

По результатам изучения правового регулирования контроля за условно осужденными военнослужащими можно сделать следующие выводы:

1. Особенность деятельности командования воинской части по осуществлению контроля за условно осужденными военнослужащими состоит в том, что оно, не будучи профессионально подготовленным к реализации уголовно-исполнительных функций, тем не менее вынуждено в полном объеме выполнять две равноценные роли: пенитенциарную и военно-административную, руководствуясь при этом как уголовно-исполнительным, так и военно-административным законодательством.

2. Комплексный анализ содержания норм действующего законодательства выявил существенные пробелы в правовой регламентации действий командования воинской части (учреждения) в отношении условно осужденных военнослужащих, продолжающих проходить военную службу в подразделениях.

Военно-пенитенциарные отношения, отличные от общих уголовно-исполнительных отношений, характеризуются своей оригинальной комплексностью и требуют детального правового регулирования. В настоящее время, по нашему мнению, в законодательстве отсутствует четкий правовой механизм действий командования части по осуществлению контроля за условно осужденными военнослужащими, что обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования норм уголовно-исполнительного законодательства в части исполнения приговора суда об условном осуждении военнослужащих. Более того, анализ нормативных правовых документов, регулирующих исполнение в отношении военнослужащих условного осуждения, показывает их несистемность и несогласованность в положениях.

В соответствии с п. 38 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, одно из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу - совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения преступности и борьбы с ней. В этой связи актуальной задачей представляется комплексное дополнение и согласование норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства для совершенствования процесса осуществления контроля за поведением условно осужденных и повышения его результативности.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (30.06.2014)
Просмотров: 836 | Теги: условное осуждение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь