Вторник, 20.08.2019, 04:28
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

О.Ю.Милосердова

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Статья написана с целью постижения различных аспектов такого масштабного феномена в современном обществе как образование. В статье рассматриваются различные научные подходы, которые были разработаны теоретиками классической социологии. Автор приводит тезисы основных концепций таких ученых как Вебер, Конт, Дюркгейм, Парсонс, Сорокин и др. Дальнейшие размышления относительно различных аспектов образования базируются на проверенных временем постулатах классической социологии. В рамках приведенных подходов (институциональный, системный, дея- тельностный, организационный и др.) с разных точек зрения раскрывается феномен образования применительно к современному этапу развития общества. Многоаспектность и широта образования подтверждается работами современных исследователей, каждый из которых раскрывает этот феномен в зависимости от исследуемой предметной области. Безусловный интерес к изучению феномена образования, его роли в обществе и влиянии на общественную мысль подтверждается результатами эмпирического исследования, проведенного осенью 2017 г. на территории Тамбовской области. И если в первой части статьи речь шла о теоретическом изучении феномена образования со стороны научного сообщества, то в заключительной части дается описание размышлений участников образовательных отношений относительно дефиниций образования. Респондентами социологического исследования выступали обучающиеся 10-х классов, их родители и учителя. Для настоящей статьи интерес представлял вопрос о том, что такое образование. Участникам исследования была предоставлена возможность высказаться на тему о природе образования и ответить, что именно они вкладывают в понятие образование. В качестве вывода автор статьи синтезирует теоретические наработки с полученными эмпирическими результатами.

Ключевые слова: образование, феномен, научные подходы, социологическое исследование, общество

 
Образование - многомерное и сложное явление современного общества, которое можно изучать в разрезе различных научных подходов. Так, в рамках институционального подхода образование рассматривается как социальный институт. Системный подход исследует образование как социальную систему. С точки зрения социальных процессов и изменений образование можно определить как социальный процесс, который находится в динамике и постоянно изменяется. Если сделать акцент на том, что образование является социальной деятельностью, то его можно рассматривать в рамках деятельностного подхода. С позиции законов развития организации, которые изучаются сторонниками организационного подхода, образование можно считать социальной организацией. Собственно социологический подход рассматривает образование как социальный феномен, так как именно социальные явления сосредоточены в фокусе предмета социологии. Если представить образование во взаимосвязи с феноменом культуры и обозначить его как социокультурный феномен, то наиболее точно особенности образования будут исследованы в рамках социокультурного подхода.

Опираясь на классическую социологию, следует обратить внимание на основные положения позитивного метода, разработанные французским социологом Огюстом Контом, который, к изучению социальных явлений в рамках позитивизма применил институциональный подход. В качестве объекта социологического анализа у Конта выступал механизм обеспечения в обществе солидарности и согласия [1].

Сам факт существования и функционирования того или иного социального института напрямую детерминированы особенностями социальной потребности (ради удовлетворения которой данный социальный институт, собственно, и возникает), имеющей место в определенной сфере общественной жизни, характеризуемой своими собственными, присущими только ей социальными отношениями [2].

Как социальный институт образование представляет собой гигантскую, сложную социальную систему, которая включает в себя совокупность статусов и ролей, социальных норм и правил, социальных организаций, аппарат управления и особые процедуры [3].

Обычно институту образования присущи следующие функции:

- функция передачи и распространения культуры от поколения к поколению;

- функция генератора и хранения культуры общества;

- функция социализации личности, особенно молодежи, и ее интеграции в общество, т. к. без усвоения культурного наследия немыслимы ни прогресс общества, ни развитие личности;

- функция социального отбора, дифференциации членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной культуры общества, индивидуальная и социальная мобильность, поскольку уровень образования служит сегодня одним из важнейших критериев определения социального статуса личности;

- функция социокультурных изменений, т. к. именно в системе образования во многом рождаются новые идеи и теории новых технологий на обновление общества и обогащение его культуры;

- функция социального контроля [4].

Таким образом, образование в рамках институционального подхода можно представить как устойчивую совокупность социальных связей и взаимодействий, характеризующуюся определенным набором социальных функций, направленных на удовлетворение потребностей общества.

Системный подход в социологии разрабатывался представителем американской социологической школы Толкоттом Парсонсом. Социальные системы, по определению Парсонса, - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Социальную систему можно представить в виде структуры, основу которой составляют: ценности, нормы, коллективные организации и роли. Для того, чтобы быть жизнеспособной, любая социальная система должна соответствовать 4 основным функциональным требованиям: адаптации, целедостижению, интеграции и удержанию, сохранению образца. В анализе школьного класса Т. Парсонс и применил свое видение социальной системы, пытаясь уже на этом уровне отследить взаимодействие между личностью, культурной и социальной системами [5].

С позиции системного подхода к образованию под системой понимается - «выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой, как целостное явление» [6]. В то же время, система образования включает в себя разветвленную сеть образовательных организаций различного уровня - дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи), организации среднего профессионального образования (колледжи, техникумы), организации высшего образования, организации дополнительного образования и др.

В системе образования, каждый элемент ее структуры направлен на обеспечение эффективного функционирования всех процессов, происходящих в образовательной сфере. Как и в любой системе, все ее элементы находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Однако нюанс заключается в том, что в отличие от систем другого характера, в центре системы образования находятся дети, и все процессы, происходящие в ней, должны учитывать, прежде всего, интересы обучающихся и их потребности. Образовательные стратегии должны выстраиваться и изменяться таким образом, чтобы работа всей системы становилась более эффективной для самого главного ее элемента, каковым и являются обучающиеся.

Таким образом, современная система образования с точки зрения системного подхода представляет собой, управляемое множество взаимосвязанных элементов, направленных на достижение целей системы и способствующих ее адаптации к изменениям внешней среды.

Применительно к концепциям социальных изменений и теориям социальных процессов, образование можно рассматривать, как социальный процесс.

Польский теоретик социологии социальных изменений Петр Штомпка отмечает, что социальное изменение - это единичный эпизод, переход из одного состояния системы в другое. Тогда как понятие «процесс» служит для описания хода, наступающих последовательно друг за другом и взаимно обусловленных изменений системы [7].

Современные исследователи выделяют в образовании, как процессе получения знаний, 3 условных элемента. Первый включает в себя дошкольное, школьное, среднее специальное, дополнительное, высшее образование. Его основная цель - обучение, т. к. именно оно является непреходящей ценностью существования человечества и необходимым условием для конкретной общественной жизни. Второй элемент ориентирован на получение нового знания и заключается в послевузовском образовании (магистратура, аспирантура, докторантура и т. п.), а также направлен на повышение образовательного уровня в специализированных научно-исследовательских институтах, государственных и общественных академиях. Третий элемент направлен на обучение, непосредственно связанное с деятельностью, в большей степени с помощью соответствующих ей образов (различные курсы повышения квалификации и профессионального мастерства и т. д.) [8]. Процесс образования непрерывен на протяжении всей жизни человека. И если первый элемент свидетельствует о том, что образование является необходимым условием для дальнейшего существования личности, то второй и третий элементы часто связаны с происходящими социальными изменениями. В этих случаях образование выступает как взаимная потребность общества и личности: общество заинтересовано в квалифицированных работниках, личность нацелена стать таким работником.

Таким образом, опираясь на разработки и исследования в области социальных процессов, образование можно определить, как непрерывный процесс приобретения, накопления и усвоения знаний, как отдельной личностью, так и обществом в целом.

Помимо вышеуказанных подходов, образование можно рассматривать через призму деятельно- стного подхода, считая его вполне конкретным видом социальной деятельности.

Обращаясь к исследованиям классической социологии, следует выделить теорию социального действия немецкого социолога Макса Вебера. Так, М. Вебер определяет действие как такое поведение, с которым действующий индивид или индивиды связывают субъективно полагаемый смысл. «Социальным действие становится только в том случае, если по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» [9].

Современная наука полагает, что суть деятель- ностного подхода заключается не в самой деятельности как таковой, как это нередко интерпретируется, исходя только из лексического значения слов - «деятельность», «деятельностный», а в обращении к процедуре рефлексии, осознания мыслительно- деятельностной «природы» общественного способа производства и ее конституировании [10]. С этой точки зрения, современное образование представляет собой направленную деятельность, являющуюся важной частью общекультурного развития и общественного прогресса в целом, которая способна дать человечеству возможность реализовать свои самые благородные замыслы [11].

Образование представляет собой социальную направленную деятельность, так как, согласно М. Веберу, оно ориентируется на действия других людей и соотносится с ними. Это находит подтверждение при взаимодействии учителя и ученика - каждый из них ориентируется на действия другого и соотносится с ними. Помимо этого, действия как учителя, так и ученика, будут являться направленной деятельностью. Деятельность учителя заключается в передаче знаний и всегда направлена на учеников, а деятельность учеников, в свою очередь, направлена на получение знаний от учителя. Продуктом подобной деятельности являются приобретенные знания, опосредованные в образование.

Таким образом, образование как вид социальной деятельности можно представить в виде мыс- лительно-деятельностной формы общественного способа производства знаний, которая имеет направление, ориентирована на действия других людей и соотносится с ними.

При изучении образования следует обратиться к теории организаций, так как ее базовые положения составляют основу организационного подхода. Образование можно рассматривать с точки зрения социальной организации, так как ее структурными единицами являются именно организации.

Природу социальной организации изучал американский социолог Питер Блау, один из авторов парадигмы социального обмена. Он рассматривал этот вид социального взаимодействия применительно к такой разновидности социальной группы как социальная организация. П. Блау выделяет два типа организаций в зависимости от характера обменных процессов в них. Первый тип порождается непосредственно процессами обмена и конкуренции и возникает зачастую случайно. Второй тип, «не является случайно возникающим: социальная организация создается для достижения конкретных целей» [12]. Применительно к образованию, можно как раз говорить о том, что оно является специально созданной социальной организацией, возникшей не случайно, а с определенной целью, которая заключается в передаче/получении знаний и усвоении опыта предшествующих поколений с возможностью их трансляции последующим поколениям.

Современная наука в своих взглядах на социальную организацию базируется на классических теориях. Современная организация рассматривается как социальная система, состоящая из разнородных, но взаимосвязанных элементов. Если рассматривать школу как структурную единицу, то можно представить ее как социальную организацию и выделить следующие социальные функции:

- передача знаний и опыта предшествующих поколении;

- усвоение аспектов процесса социализации;

- формирование мировоззрения;

- подготовка платформы для профессионального выбора и профессиональных ориентаций;

- нацеливание на дальнейшее обучение в сфере высшего образования;

- формирование жизненных ориентиров и установок;

- привитие семейных ценностей и др.

Таким образом, образование является специально созданной социальной организацией, которая носит открытый характер и имеет определенную цель, в соответствии с которой и осуществляет свою деятельность.

Нередко образование в научной интерпретации представляется как социальный феномен. В классической социологии социологический метод изучения социальных фактов, социальных явлений и реалий социального мира успешно был разработан и применен Эмилем Дюркгеймом. По мысли ученого, явление может быть общественным лишь тогда, когда оно свойственно всем членам общества, или, по крайней мере, большинству из них, следовательно, при условии всеобщности. Однако, как считал Э. Дюркгейм, оно всеобще лишь потому, что социально (т. е. более или менее обязательно), а отнюдь не социально, потому что всеобще [13].

Социологический подход к исследованию образования нацелен на определение места и роли образования в обществе. Социальность феномена образования обусловлена не только приобщением человека в процессе обучения к социально значимым аспектам поведения, но и в значительной роли образования в процессе социализации человека. Именно посредством образования человек постигает нравственные, экономические, социальные, правовые основы своего существования в обществе.

Образование как социальный феномен выполняет в обществе определенный набор функций:

- является индикатором потребностей общества в образовании;

- определяет ценность образования для каждого члена общества;

- оценивает качество получаемого образования, которое в современном обществе является важным показателем деятельности образовательных организаций;

- является главным транслятором теоретических знаний, практического опыта и социальных норм и др.

Таким образом, образование в рамках социологического подхода есть социальный феномен, который способствует приобщению личности к социально значимым представлениям и понятиям, играющих впоследствии важную роль в становлении и развитии личности и общества в целом.

Образование, несомненно, следует рассматривать как социокультурный феномен в рамках социокультурного подхода.

Для начала следует разграничить понятия «социальный феномен» и «социокультурный феномен».

Рассмотрение любого феномена в ракурсе «социального» всегда будет сопряжено с целым рядом социально значимых аспектов. При исследовании социального феномена прослеживается его четкая взаимосвязь с различными сферами общества, которые имеют отношение к его социальной природе. Прежде всего, речь идет о социальной сфере, в которой важную роль играют взаимодействия и взаимоотношениями между различными социальными группами и индивидами. Важной стороной социальной жизни любой личности является процесс социализации, посредством которого человек приобретает именно социальный опыт, который учит его жить и сосуществовать в социуме, обществе, социальной группе, как большой, так и малой. Социальный феномен, таким образом, представляет собой достаточно определенный элемент социальной реальности, который наделен социальными характеристиками и обладает устойчивыми социальными связями и отношениями с различными элементами общественной жизни.

В отличие от социального феномена феномен социокультурный имеет более широкое значение. Изучение любого феномена в социокультурном контексте подразумевает его рассмотрение через взаимосвязи социальных аспектов с культурными составляющими, такими как: культурные нормы, ценности, традиции. И здесь речь идет не только о духовной нематериальной культуре, но и о результатах культурной деятельности общества и личности на протяжении всей истории существования человечества. Социокультурный феномен, таким образом, обозначает явление, которое рассматривается в социокультурной реальности, во взаимосвязи социального и культурного, и может обладать, как социальными признаками, так и культурными.

Далее будет уместно раскрыть сущность социокультурного подхода. В классической социологии наиболее ярким представителем данного научного направления по праву считается П. А. Сорокин. По мнению исследователя, взаимодействие людей основывается на триаде «значение - ценность - норма». Процесс взаимодействия, таким образом, имеет три неотделимых друг от друга компонента или три аспекта социального явления: личность, общество и культуру. Культура понимается как «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения» [14]. Если термин «социальное» прикладывается к совокупности взаимодействующих людей, их отношениям, то термин «культура» - к значениям, ценностям, нормам и их носителям, т. е. внутренней сущности общения.

Рассматривая образование как социокультурный феномен, следует отметить, что несколько десятилетий назад в социологических теориях постиндустриального общества образование было названо основным социальным институтом новой социокультурной реальности. За эти несколько десятилетий образование изменилось до неузнаваемости [15]. И сегодня образование как социокультурный феномен представляет собой оптимальный способ вхождения человека в мир науки и культуры. О том, что образование - социокультурный феномен, позволяет судить взаимосвязь культуры и образования, которая прослеживается на протяжении всего существования человечества. Человек посредством образования постигает культурные нормы и ценности, входит в мир культуры, передает культурные традиции из поколения в поколение. Образование выступает своеобразным транслятором культурного наследия общества, что говорит о социокультурных особенностях этого феномена. И сегодня уже невозможно представить образование в отрыве от культуры, и наоборот. Человек, образовываясь, постигая гранит науки и приобретая знания, в то же время приобщается к культуре, и сам становится транслятором культурных универсалий.

Таким образом, социокультурный аспект образования заключается именно в том, что оно посредством приобщения личности к культурным нормам и традициям не только определяет траекторию ее обучения, но и намечает ориентиры для ее дальнейшего всестороннего развития, направленного, в том числе, на приобретение социального опыта.

Исследование образования в современном обществе в рамках вышеобозначенных подходов является актуальным и важным с точки зрения изучения предметного поля образования, аспекты которого представляют определенный интерес для конкретного научного подхода.

С этой точки зрения интересны эмпирические исследования в области образования, в результате которых можно понять, чем является образование для представителей различных участников образовательных отношений.

Так, осенью 2017 г. на территории Тамбовской области было проведено социологическое исследование, целью которого было выявление степени удовлетворенности качеством получаемого среднего общего образования. Респондентами являлись три группы участников: обучающиеся 10 классов области, их родители (выборочная совокупность составила 20 %) и учителя.

Один из вопросов был направлен на определение сущности образования для каждого респондента (рис. 1).

Так, в группе родителей и учеников варианты ответов распределились примерно одинаково. Можно увидеть, что большинство опрошенных допускают, что образование является и нормой общественной жизни, и ценностью человека, и традицией, дошедшей до наших дней. Однако менее всего респонденты при выборе остальных вариантов выбирали ответ: «Традиция, дошедшая до наших дней» (как среди родителей, так и среди десятиклассников этот вариант выбирали менее 5 % опрошенных).

Для учителей спектр определений сущности образования был несколько шире, так как для них сфера образования все же имеет несколько большее значение, хотя бы потому, что в образовательной среде они проводят много времени и она определяет сферу их деятельности. Допускалось выбрать несколько вариантов ответа (рис. 2).

Наряду с вариантом, который предполагал все вышеперечисленные характеристики образования (40 %), чаще других отдавалось предпочтение вариантам: «Ценность человека» (36,9 %), «Часть культуры общества» (21,5 %) и «Норма общественной жизни» (21 %). Безусловно важным является то, что большинство педагогов вкладывают в образование более широкие формулировки, нежели сфера деятельности (15,9 %). Это говорит о том, что для учителей образование является гораздо большим, чем область их профессиональных интересов. А определение образования, как части культуры общества лишний раз подчеркивает высказанное выше утверждение о социокультурных аспектах феномена образования и его взаимосвязи с культурой.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Чем для Вас является образование?», %

Рис. 2. Распределение ответов учителей на вопрос: «Чем для Вас является образование?», %

Таким образом, можно говорить о том, что современный взгляд на феномен образования полностью базируется на классических теориях социологической научной мысли. Каждый рассмотренный выше научный подход определяет в исследуемом феномене важную для своего направления предметную область. Эмпирические исследования системы образования лишь подтверждают его много- аспектность и безусловный интерес к этому феномену, как со стороны научного сообщества, так и со стороны общественности.

 

Литература

1. Конт О. Курс положительной философии. М., 2012. С. 44.
2. Недзвецкая Е. А. Образование как социальный институт: специфика управления // Вестник РУДН. Серия Социология. 2003. № 4-5. С. 229.
3. Налетова И. В. Социология образования. Тамбов, 2002. С. 26.
4. Тадевосян Э. В. Социология. 2-е изд., испр. и доп. М., 1999. С. 112.
5. Parsons T. The school class as a social system: Some of its functions in American society // Harvad Educational Review, 29 (1959). Р. 297-318. URL: https://ru.- scribd.com/doc/96038950/Parsons-Talcott-The-School-Class- as-a-Social-System-Some-of-Its-Functions-in-American- Society-Harvard-Educational-Review-29-Pp-297-318-1959#.
6. Ильина Т. А. Системно--структурный подход к организации обучения. М., 1992. С. 16.
7. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / Пер. с польск. С. М. Червонной. М., 2005. С. 456-457.
8. Голубчиков А. Я., Судник Ю. А. Образование как процесс и результат (социально-философский анализ) // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2012. № 4/1. С. 37.
9. Вебер М. Основные социологические понятия / Пер. с нем. М. И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602-603.
10. Коршунова Н. Л. Деятельностный подход в современном образовании: сущность, проблемные зоны, перспективы реализации // Известия ВГПУ. Серия Педагогические науки. 2014. № 2 (263). С. 55.
11. Гутова С. Г. Образование как социальный институт и его значение для современной культуры // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: мат-лы Всерос. науч.-практ. конфер., 26 марта 2014 г. Нижневартовск, 2014. С. 34.
12. Ритцер Дж Современные социологические теории. 5-е изд. СПб., 2002. С. 331.
13. Дюркгейм Э. Метод социологии // Западноевропейская социология XIX-начала ХХ веков. М., 1996. Р. 256-309. URL: http://abc.vvsu.ru/ books/sotsiologij/page00- 06.asp.
14. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. С. А. Сидоренко под общ. ред. А. Ю. Согомонова. М., 1992. C. 218.
15. Налетова И. В. Изменения системы образования под влиянием онлайн-технологий // Психолого- педагогический журнал Гуадеамус. 2015. № 2 (26). С. 9.

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Тамбов, 2018. Т. 13. № 2


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (28.07.2019)
Просмотров: 30 | Теги: социологическое исследование, образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь