Суббота, 25.02.2017, 09:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА

С.А.Кузнецова, Вестник Северо-Восточного государственного университета. Магадан 2013. Выпуск 19

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА

В статье описывается опыт реализации научно-исследовательского направления деятельности психологической службы СВГУ. Приводятся результаты психологических исследований, проведенных по заказу психологической службы студентами отделения психологии. Эти результаты используются для разработки и коррекции стратегии работы психологической службы.

Ключевые слова: Социально-психологическая адаптация, ситуативная и личностная тревожность, хроническое утомление, социальные установки по отношению к психологической помощи, стратегии совладающего поведения (копинг-стратегии), академическая неуспеваемость.

 

Психологическая служба СВГУ функционирует с 2009 года. Помимо традиционных направлений деятельности психологических служб в системе образования (информационно-просветительского, психодиагностического, профилактического, психологического консультирования, социально-диспетчерского) [6; 12; 14] и др., психологическая служба СВГУ большое внимание уделяет прикладным научным исследованиям. Одна часть таких исследований проводится сотрудниками службы по заказу организаций города. Другая часть - по заказу психологической службы студентами отделения психологии в рамках курсовых и дипломных работ. Исследования посвящены актуальным проблемам, связанным с обучением и воспитанием студентов, а также задачам психологического обеспечения образовательной деятельности нашего вуза. Полученные результаты используются для формирования и коррекции стратегии работы психологической службы. Обозначим отдельные результаты таких научных работ.

В рамках действующей в СВГУ программы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников в 2010-2012 гг. под нашим руководством была проведена серия психологических исследований с целью определения распространенности проблем социально-психологической адаптации среди студентов первого курса и оценки их потребности в психологической помощи.

В совместном исследовании Е.А. Гориной, Ю.С. Туровой [3] и И.А. Егоровой [4], в 2010 г на едином материале проверявших разные гипотезы, приняли участие 223 первокурсника. Использовались методики изучения ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханиной [10], хронического утомления А. Б. Леоновой и А.С. Кузнецовой [10], мотивации достижения успеха и избегание неудач Т. Элерса [11], анкета С.П. Елшанского с соавторами о предпочтениях студентами различных видов психологических услуг [6]. Опрос совмещался с информированием студентов об услугах психологической службы.

Выявлена широкая распространенность среди первокурсников высокой личностной и ситуативной тревожности, соответственно, 45 и 47 %, преобладание мотивации избегания неудач по сравнению с мотивацией достижения успехов (32 против 29 %), резкое (до 50 %) повышение перед первой сессией количества студентов с высоким уровнем хронического утомления. Статистически доказана связь между повышенным уровнем ситуативной тревожности, хронического утомления и мотивацией избегания неудач. Такое сочетание указывает на высокую вероятность формирования астеноневротического синдрома, который может нарушить социально-психологическую адаптацию студентов даже при достаточных академических способностях.

Предполагается, что социально-психологическая адаптация первокурсников - нормативный кризис, связанный со сменой социальной ситуации развития, который проходит после первой более или менее успешно сданной сессии. Изучению динамики процесса социально-психологической адаптации у наших студентов было посвящено исследование И.А. Егоровой [5], проведенное с использованием методик изучения социально-психологической адаптации первокурсников Б. Г. Мещерякова, ПИ. Соболева [9], Мини-мульт (сокращенного варианта MMPI) в адаптации В.П. Зайцева [11]. В нем приняли участие 70 студентов первого курса до первой сессии и 80 студентов этих же групп после сессии. Вопреки ожиданиям, оказалось, что показатели по методике Б.Г. Мещерякова и Г. И. Соболевой у студентов- первокурсников до и после сессии статистически не различаются. Видимо, у наших студентов в силу различных причин этот процесс затягивается на более длительный срок. Выявлены личностные особенности студентов с низкой социально-психологической адаптацией: у них статистически значимо выше показатели по оценочным шкалам методики Мини-мульт, а также по шкалам паранойяльности и гипомании. Это означает, что слабо адаптированные студенты отличаются меньшей искренностью, склонностью либо преувеличивать, либо, наоборот, преуменьшать имеющиеся проблемы, а также двумя тенденциями: слабой готовностью к сотрудничеству, недоверчивостью и подозрительностью, либо беспечностью и плохо организованной активностью.

Безусловно, такие личностные особенности, как недоверчивость и подозрительность, затрудняют обращение за социальной поддержкой в случае затруднений и, в частности, рождают барьеры перед обращением за психологической помощью на психологическую службу. В связи со спецификой задач психологической службы ее сотрудников особо интересуют социальные установки студентов в отношении психологической помощи.

В исследовании Е.А. Гориной и Ю.С. Туровой [3] выявлено, что психологические барьеры перед обращением за помощью характерны для студентов с выраженной личностной тревожностью. Так, третья часть высокотревожных студентов не считает для себя возможным обратиться за помощью в психологическую службу и почти 20 % уклоняются от ответа.

Для более детального изучения этой проблемы А.И. Крюков под нашим руководством в 2011 г. провел исследование факторов, определяющих готовность студентов вуза к обращению за психологической помощью [8].

В качестве социально-психологических факторов рассматривались гендерный фактор, специальность, на которой учится студент, а также установки в отношении к психологической помощи у ближайшего окружения. В качестве индивидуально-психологических факторов изучались личностные особенности студента и преобладающие стратегии совладающего поведения (копинг-стратегии). В исследовании приняли участие 92 студента различных факультетов. Использовалась анкета для изучения установок студента и его ближайшего окружения к психологической помощи, опросник MMPI в адаптации Ф.Б. Березина с соавторами [1], методика диагностики копинг-стратегий COPE Ч. Карвера и др. в адаптации Т.О. Гордеевой и др. По согласованию с психологической службой студентам предлагалось получить анонимную консультацию психолога по результатам проведенного тестирования.

По результатам проведенного исследования выявлено, что студентки имеют больший опыт обращения за психологической помощью, чем студенты-юноши; готовность обращения на психологическую службу в будущем у них также выше. Однако в установках в отношении получения консультации по результатам тестирования гендерных различий не выявлено. Нейтрального отношения ближайшего окружения к психологической помощи оказалось достаточно для обращения за консультацией по результатам тестирования в настоящем. Но для предполагаемого обращения в будущем требуется более выраженная поддержка окружающих. Подтвердились гипотезы о различиях в личностных особенностях и в копинг-стратегиях у студентов с разными видами готовности. У студентов, не готовых обращаться за психологической помощью в настоящем, значимо выше показатели по шкалам ипохондрии, депрессии, психопатии и психастении методики MMPI, а также показатели по стратегии «поведенческий уход от проблемы» методики COPE. Это студенты с высокой тревожностью, которые не решаются обратиться даже за информацией о своих результатах. У студентов, готовых обращаться за помощью только в будущем, значимо выше показатели по шкале паранойи методики MMPI, что означает большую недоверчивость, подозрительность и мнительность. У студентов, имеющих опыт обращения, значимо выше оказались показатели по стратегиям «концентрация на эмоциях и их активное выражение», «использование инструментальной социальной под-  издержки», «использование эмоциональной социальной поддержки», а у студентов, не имеющих опыта обращения, - по стратегии «принятие» (готовности смириться). Таким образом, в исследовании А.И. Крюкова были не только подтверждены результаты других исследований, но и более подробно изучены факторы, определяющие готовность к обращению за помощью.

Другой актуальной для вуза проблемой является чрезмерная распространенность академических задолженностей у студентов. Существует множество факторов, определяющих академическую неуспеваемость студентов. Это и следствие противоречия между интересами вузов и демографическими обстоятельствами в стране и области; следствия недостатков системы общего образования в последние десятилетия; недостатков существующей системы приема в вуз по результатам ЕГЭ и т. п. Низкие академические способности, слабая академическая подготовка и учебная мотивация студентов - эти факторы неуспеваемости достаточно известны. Другие психологические условия, определяющие академическую неуспешность, такие, как характер атрибутивного стиля и волевых процессов, изучены в меньшей степени. Изучению психологических условий, влияющих на академическую неуспешность студентов, было посвящено исследование Ю.С. Туровой, проведенное под нашим руководством в 2011-2012 гг. [13]. В исследовании использовался «Опросник стиля объяснения успехов и неудач для взрослых (СТОУН-В)» в адаптации Т.О. Гордеевой и др. [2], «Шкала контроля за действием» (НАКЕМР-90) Ю.Куля в адаптации С.А. Шапкина [15]; специально разработанная анкета. В исследовании приняли участие 64 студента разных факультетов младших курсов, из которых у половины имелись академические задолженности.

Полученные результаты указывают на более пессимистический атрибутивный стиль неуспевающих студентов и более слабое развитие волевых процессов. В качестве причин неуспеваемости студенты, имеющие задолженности, чаще отмечают семейные проблемы. Фрустрация чувства благополучия в семейной жизни приводит таких студентов к чрезмерной фиксации на ценности семьи в будущем (в ущерб другим целям и ценностям, например, ценности профессионального развития). Их цели в будущем более размыты, чем у успевающих студентов, у которых не только более ясные и конкретные цели, но и более продуманы пути их достижения. Выявлено также, что успевающие студенты более готовы к обращению за помощью и сотрудничеству с преподавателями, чем неуспевающие.

Серьезной проблемой, которая нашла отражение практически во всех исследованиях, является следующее противоречие. У слабоадаптированных и неуспевающих студентов, которые объективно нуждаются в психологической помощи, а также помощи и поддержке преподавателей, кураторов, имеются барьеры в обращении за помощью в силу их повышенной тревожности, недоверчивости, мнительности. В связи с этим сотрудники психологической службы серьезно усилили меры по созданию позитивного и безопасного имиджа психологической службы и предлагаемых услуг. Для преодоления гендерно обусловленного барьера перед обращением за психологической помощью у юношей мы активно используем оправдавший себя прием предложения индивидуальной консультации по личным результатам, полученным в ходе группового тестирования. Психологической службой были предложены меры по преодолению неуспеваемости, в частности, усиления «посреднической» и «наставнической» функции кураторов, которые могут компенсировать недостаточную готовность к обращению за помощью у неуспевающих студентов. Для кураторов были разработаны специальные обучающие семинары, позволяющие более эффективно осуществлять их деятельность со студентами группы риска [7]. В информационно-просветительской работе был сделан акцент на возможности получения студентами психологической помощи и по семейным проблемам. Для коррекции слабосформированной ценностно-целевой структуры будущего у неуспевающих студентов на психологической службе разработана услуга «Жизнетворчество» с применением компьютерной методики Life Line А. А. Кроника.

Чрезмерная распространенность таких личностных качеств у молодежи, как тревожность, недоверчивость, подозрительность, мнительность и неготовность к сотрудничеству с более взрослыми людьми, - это, по нашему мнению, следствие личностного развития в условиях социальной напряженности, дефицита эмоционально теплых, поддерживающих отношений в семье и недостаток опыта позитивного сотрудничества с «общественными взрослыми», прежде всего педагогами. Следствием является эмоциональный «разрыв поколений», затрудняющий социализацию, в том числе в вузе. Этот порочный круг должен быть разрушен, «разрыв поколений» должен быть преодолен путем сознательных усилий сотрудников вуза в этом направлении.

Библиографический список

1. Березин Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения) / Ф.Б. Березин, М.П. Мирошников, Е.Д. Соколова. - М. : Фолиум, 1994. - 175 с.
2. Гордеева Т.О. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач : Опросник СТОУН / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, В.Ю. Шевяхова. - М. : Смысл, 2009. - 152 с.
3. Горина Е.А. Социально-психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников [Электронный ресурс] / Е.А. Горина, Ю.С. Турова. - Режим доступа: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov _ 2011/1451/30761_1 bf6.pdf.
4. Егорова И.А. Исследование взаимосвязи хронического утомления, ситуативной и личностной тревожности, мотивации первокурсников: курсов. работа / И.А. Егорова. - Магадан : СВГУ, 2010.
5. Егорова И.А. Исследование факторов социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе: диплом. работа / И.А. Егорова. - Магадан : СВГУ, 2011.
6. Елшанский С.П. Приоритетные направления деятельности службы психологической помощи технического вуза / С.П. Елшанский, И.В. Федоров, B. М. Абдуллаева // Вопр. психологии. - 2009. - № 3. - C. 27.
7. Кузнецова С.А. Организация помощи студентам группы риска в преодолении трудностей социально- психологической адаптации / С.А. Кузнецова // Высш. шк. : Опыт, проблемы, перспективы : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - М. : РУДН, 2012. - 364-368.
8. Кузнецова С.А. Факторы готовности обращения студентов на психологическую службу вуза / С.А. Кузнецова, А.И. Крюков // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество»: материалы участников съезда. - М. : Рос. психол. общество, 2012. - Т. 3. - С. 198-199.
9. Мещеряков Б.Г. Новая методика исследования социально-психологической адаптации первокурсников [Электронный ресурс] / Б.Г Мещеряков, Г.И. Соболев // Психол. журн. Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2009. - № 4. - Режим доступа: http: // www.psyanima.ru.
10. Практикум по инженерной психологии и эргономике : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю.К. Стрелкова. - М. : Академия, 2003. - 400 с.
11. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. - Самара : Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. - 672 с.
12. Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. - 4-е изд. - СПб., 2004.
13. Турова Ю.С. Изучение психологических причин академической неуспеваемости студентов // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское Психологическое Общество»: материалы участников съезда. - М. : Рос. психол. об-во, 2012. - Т. 1. - С. 170-171.
14. Холмогорова А.Б. Служба психологического сопровождения студентов вузов: проблемы становления, основные направления, методы и принципы работы / А.Б. Холмогорова [и др.] // Вопр. психологии. - 2010. - № 4. - С. 55-62.
15. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. - М. : Смысл : ИП РАН, 1997. - 140 с.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2013. Выпуск 19

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (17.10.2016)
Просмотров: 67 | Теги: психологическая служба | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017