Воскресенье, 22.04.2018, 19:11
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Е.А.Ельникова, Н.И.Мокрицкая

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Рассматриваются вопросы по формированию у студентов исследовательских умений, навыков и повышения уровня самостоятельности при обучении.

Ключевые слова: научное познание; эмпирические и теоретические методы познания; самостоятельная работа.

 

Анализируя мировой опыт поисков дидактических основ формирования исследовательской деятельности, М.В. Кларин отмечает, что «готовые выводы, предлагаемые для усвоения... создают впечатление законченности и неоспоримости знания. Экономное по времени, компактное изложение сведений опускает важнейшую черту знания - его относительный характер, подвижность пересмотру.» [2]. Он указывает, что наиболее последовательные поиски в этом направлении на протяжении последних десятилетий выходили за пределы учебного исследования, представляемого в виде лабораторных работ. Общими характерными чертами данных направлений являются: выявление (видение) проблемы, постановка (формулирование) проблемы, выяснение деталей проблемы, формулирование гипотезы, планирование и разработка действий, сбор данных, сопоставление данных и умозаключений, подготовка и написание (оформление) сообщения, выступление с сообщением, переосмысливание результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение сообщений, построение выводов и заключений.

В.Г. Разумовский обратил внимание на некоторые особенности процесса познавательной деятельности при решении творческих задач. Во-первых, В.Г. Разумовский рассматривает самостоятельное исследовательское задание как одну из форм проявлений учебно-творческих задач. Учебно- творческая задача представляет собой задачу, в которой сформулировано определенное требование, выполнимое на основе знания основных законов, но в которой отсутствует какое-либо прямое указание на те явления, законами которых следует воспользоваться при решении этой задачи. В.Г. Разумовским также было предложена типология творческих задач «исследовательские» (отвечающие на вопрос «ПОЧЕМУ?») и «конструкторские» (требующие ответа на вопрос «КАК СДЕЛАТЬ?») [5]. В рамках нашего исследования рассматриваются задания обоих типов, которые, безусловно связаны между собой: студент при решении проблемы, отвечая на вопрос «Почему?», неизбежно выходит на какой-то конструкторский уровень - «Как сделать?». Поэтому мы будем называть «исследовательскими» и чисто исследовательские, проектные и конструкторские задания.

Во-вторых, В.Г. Разумовский обращает внимание на циклический характер процесса научного познания, который отмечал А. Эйнштейн: «факт - модель - следствия - эксперимент» (см. рисунок).

В соответствии с циклом научного познания учебный процесс должен строиться в соответствии с логикой научного познания: от фактов к гипотезам и через полученные из гипотезы следствия к экспериментальной проверке. Для студентов данная модель является способом получения субъективно новой информации. Поэтому необходим учет следующих условий: подбор трудных, но посильных для студентов задач, заинтересованность студентов в решении поставленной проблемы. Предлагаемые задания имеют теоретическую или практическую направленность.

Научное познание (и знание как его результат) есть процесс, т. е. целостная развивающая система знания, основным элементом которой является теория - высшая форма организации знания.

Чтобы студенты успешно овладевали методами научного познания и пользовались, как инструментом получения новых знаний, необходима систематическая работа по формированию исследовательских умений, навыков и повышению уровня самостоятельности. Это хорошо видно из табл. 1, в которой сопоставлен цикл научного познания и этапы работы студента при решении задачи.

Процесс научного познания [3]

Рассматривая самостоятельную познавательную деятельность с точки зрения целеполагания и планирования, мы считаем, что самостоятельная познавательная деятельность формируется при глубоком и осмысленном усвоении студентами основ наук [6], овладении навыками работы с информацией, а также путем применения полученных знаний на практике.

Различные стороны самостоятельной работы обучающихся классифицируют по различным основаниям:
- по дидактической цели их применения - познавательные, практические, обобщающие;
- по типам задач - познавательные, творческие, исследовательские и др.;
- по уровню проблемности - репродуктивные, репродуктивно-исследовательские, исследовательско-творческие;
- по характеру коммуникативного воздействия - коллективные, групповые, индивидуальные;
- по месту их выполнения - аудиторные, внеаудиторные;
- по методам научного познания - теоретические, экспериментальные, моделирование, проектирование, наблюдение, классификация, обобщение, систематизация.

Можно выделить следующие основные элементы, характерные для самостоятельной работы:
- наличие задания в различных формах (рефераты, доклады, сообщения, задачи, расчетно-графические работы, курсовые проекты);
- выбор студентом темы и задания исследования;
- косвенное участие преподавателя в руководстве при выполнении задания студентом (опосредованное управление преподавателем познавательной деятельностью студента);
- наличие специального предоставленного времени и возможного места для выполнения (практические занятия, лабораторный практикум, индивидуальные консультации и др.).

Рассматривая последовательность формирования самостоятельной познавательной деятельности, многие исследователи (П.М. Пидкасистый, М.Л. Портнов, М.И. Махмутов, и др.) выделяют четыре уровня ее сформированности: репродуктивный, реконструктивно-вариативный, частично-поисковый, исследовательский [4].

Таблица 1
Цикл научного познания и этапы работы студента [3]

Каждый из уровней обладает спецификой целеполагания и планирования: на первом - студент осуществляет постановку задачи и планирования исследовательской деятельности под руководством преподавателя; на втором - преподаватель ставит проблему и цель исследования, а студент планирует и выполняет исследование сам; на третьем - студент осуществляет постановку цели и планирование в рамках предъявленной преподавателем задачи; на четвертом - студент осуществляет исследовательскую деятельность по собственной инициативе и самостоятельно.

Познание как способ деятельности предполагает применение некой совокупности специфических форм и операций, которые используются человеком для достижения познавательных целей [1]. В нашем исследовании мы рассматриваем четыре основные формы научного познания: научный факт, гипотеза, закон и теория, а также эмпирические и теоретические методы научного познания.

В табл. 2 представлена система форм научного знания.

В структуре научного познания выделяют, прежде всего, два уровня познания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в тоже время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Эмпирическое и теоретическое - это философские и общенаучные категории, характеризующие основные формы и уровни научного исследования.

Эмпирический и теоретический уровни познания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. В реальности эти два слоя познания всегда взаимодействуют и органически связаны между собой. Их взаимодействие осуществляется на основе практики, которая пронизывает все стороны и уровни познавательной деятельности, объединяя их различные аспекты в результате нового знания.

Общепринятая классификация эмпирических и теоретических методов научного познания представлена в табл. 3. Овладение методами научного познания предполагает вместе с тем развитие мышления студентов.

Таблица 2
Формы научного знания [3]

Формирование исследовательских качеств занимает ведущее место в целостном процессе профессиональной подготовки будущего специалиста и обусловлено это тем, что их адекватная самооценка определяет профессиональную направленность и компетентность личности. Наиболее важна взаимосвязь профессиональной направленности и компетентности через основные исследовательские умения. Первую составляют следующие мотивы: цель, осознание ценности профессии, необходимости качественной профессиональной подготовки, интерес к исследовательской деятельности. Профессиональная компетентность предполагает системность профессиональных знаний и умений, методологических знаний как основу научной подготовки и комплекс исследовательских умений.

Таблица 3
Методы научного познания [3]

Библиографический список
1. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики : учеб. пособие для студентов / В.П. Зинченко. - М. : Гардарики, 2002. - 431 с.
2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: формирование научно-исследовательских процедур, развитие нового проблемного видения / М.В. Кларин // Лицейское гимназическое образование. - 1997. - № 1. - С.11-123.
3. Мокрицкая Н.И. Формирование исследовательских умений у студентов технических специальностей при обучении общетехническим дисциплинам : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.И. Мокрицкая. - Нижний Новгород, 2006 - 219 с.
4. Мокрицкая Н.И. Роль самостоятельной работы студента в развитии и самоорганизации личности / Н.И. Мокрицкая, А.И. Зинченко // Проблемы высшего образования : материалы междунар. науч.-метод. конф. (Хабаровск, 8-10 апр. 2015 г.). - Хабаровск, 2015. - С. 137-139.
5. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике / В.Г. Разумовский. - М : Просвещение, 1975. - 272 с.
6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. - М. : Знание, 1983. - 96 с.

Вестник Северо-Восточного государственного университета / Сев.-Вост. гос. ун-т. ; [редкол.: Р.П. Корсун (гл. ред.) и др.]. - Магадан, 2017. - Вып. 28.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (23.01.2018)
Просмотров: 103 | Теги: самостоятельная работа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь