Понедельник, 18.11.2019, 22:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

НАСТОЛЬНАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДОСУГОВЫХ ЗАНЯТИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Н.А.Гекман

НАСТОЛЬНАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДОСУГОВЫХ ЗАНЯТИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Задачей данной работы является обзор и анализ настольных ролевых игр как одной из современных форм досуговых занятий современной молодёжи. Современные формы досуга крайне разнообразны. В настоящее время существует достаточное количество вариантов активного и творческого времяпрепровождения. Настольные ролевые игры также приобретают все большую популярность среди российской молодёжи. Однако, наряду с возрастающим интересом к этому виду игр, отмечается и скептическое отношение населения, считающего, что такие игры являются всего лишь попыткой продлить детство и могут быть интересны только фанатам направления «фэнтези». В данной статье мы дадим краткий обзор истории возникновения и развития настольных ролевых игр, а также рассмотрим их основные тематические направления.

Настольная ролевая игра в её современном представлении есть вид ролевой игры, в котором участники устно описывают действия своих персонажей, опираясь на их особенности, и в котором успех действий зависит от игровой системы. В отличие от ролевых игр живого действия, в настольных ролевых играх, единственной возможностью взаимодействия между игроками и миром, где находятся их персонажи, является гейм-мастер (ГМ), описывающий игрокам ситуацию, в которой оказались их персонажи, и изменения ситуации в результате их действий [1].

Впервые ролевая игра, как отдельный вид досуга возникла в США в 1970-х годах, и, в первую очередь, это была настольная словесная ролевая игра. Предтечей и прообразом такой игры были так называемые «вар- еймы» (от англ. war - война и game - игра) - настольные игровые системы, так или иначе моделирующие военные действия. Подобные игровые системы, возможно, существуют столько же, сколько в мире существуют войны. Сама идея игры в войну без причинения друг другу вреда возникла в древнем Шумере, более четырёх тысяч лет назад. Шахматы и го, две старейших игры в мире, происходят из военных игр. В свою очередь, первым варгеймом в современном смысле этого слова является игра Кригшпиль, изобретённый прусским штабным офицером фон Райшвитцем в 1824 году. В этой игре ландшафты обозначались топографическими картами, войска - металлическими значками, а исход сражения решался броском кубиков [1].

В 70-х годах XX в. «варгеймы» были особенно популярны в среде социально дезадаптированных студентов и учащихся старших классов школы. Игровые системы были своеобразным хобби, и часто создавались самостоятельно. В подобное хобби вкладывалось много сил, времени и денег (покупка, сборка и покраска моделей, создание игровых полей, имитирующих реальный рельеф), а наличие сложной системы правил, требующих определённых способностей к математике, отличало настольные игры тех времён от простой «игры в солдатики». Тем не менее, все эти игры моделировали управление армией, а не индивидом, и ролевыми в полной мере их назвать нельзя.

Первый переход от «варгеймов» к настольной ролевой игре связан с игрой «Кольчуга» (Chainmail). Основным новаторским ходом этой системы было то, что игрокам предлагалось взять на себя управление не армиями или отрядами, а отдельными индивидами, пусть и имеющими лишь игротехнические функции. Однако, настоящее рождение настольной ролевой игры произошло в 1974 году, когда на основе системы «Кольчуга» была создана новая игра под названием «Подземелья и Драконы» (Dungeon&Dragons). Эта система состояла из переработанного и переосмысленного списка правил из «Кольчуги», дополненного несколькими важными нововведениями. Важнейшим из них была система мировоззрений, которая отражает этические и моральные нормы персонажа. Это нововведение сделало настольные игры именно ролевыми, развив идею персонажа далее простого набора функций. Эта система была создана и развивалась под влиянием авторов литературы фэнтези, в те времена набравших большую популярность [1].

В настоящее время настольные ролевые игры представляют собой кооперативные настольные игры, в которых игроки выбирают себе персонажа и действуют им в рамках правил конкретной игры. В отличие от простых кооперативных игр, здесь не только используются возможности персонажа, прописанные на его карточке, но и сам игрок старается соблюдать логику поведения своего героя, описывать его действия и говорить от его имени с другими игроками.

Ролевая игра может идти как словесно, так и с использованием правил игры. Перед игрой, один из игроков не выбирает себе персонажа, а становится ведущим. Ведущий создаёт остальным персонажам игры препятствия, управляет противниками в сражениях и описывает все, что герои видят и слышат в процессе сюжета. При этом ведущий может как использовать покупной сюжетный модуль, так и придумать свой собственный, пользуясь специальными правилами. При словесной игре чаще всего ведущий сам решает, может ли игрок сделать заявленное действие или нет. Когда игра ведётся по формализированной игровой системе, то большая часть возможностей описана и как-либо охарактеризована правилами данной системы. В такой игре результат игровой заявки определяется ведущим в соответствии с правилом, формулой или таблицей, предусмотренной игровой системой [2].

Игра проходит в рамках сюжета, в котором герои постоянно сталкиваются с трудностями, которые должны решать. Это могут быть сражения или другие задачи: кража письма из сейфа лорда, починка космического корабля, переход по шаткому мосту над лавой и так далее. При этом правила позволяют регулировать любые спорные моменты. Большое значение в ролевых играх имеют генераторы случайных чисел, которые определяют все случайные события и помогают вносить некоторые вариации при использовании навыков персонажа. В таких случаях игрок, персонаж которого имеет слаборазвитую характеристику, в результате удачного броска, может совершить действие, которое не удалось выполнить игроку, персонаж которого имеет более развитую соответствующую характеристику, при плохом броске [2].

Чаще всего как генераторы случайных чисел в настольных ролевых играх используются комбинации игральных костей, однако, в некоторых настольных ролевых играх используются колоды игральных карт или специальные фишки, предназначенные для конкретной игры. В среде любителей настольных ролевых игр считается, что кости являются самым удобным инструментом определения случайных чисел, поскольку предоставляют широкий выбор различных распределений [3].

Характерным атрибутом настольной ролевой игры является «лист персонажа» - лист, на котором игрок записывает характеристики, навыки, особенности, снаряжение и информацию о своём персонаже. Реже используется «экран мастера», на котором записаны основные правила, последовательность сцен и другая вспомогательная информация. Шаблоны листов персонажа и экрана мастера часто прилагаются к фирменной системе, но могут быть переделаны игроками и мастерами по своему усмотрению и под конкретную игру. В случае, если игровая группа приходит к мнению, что некоторые игровые правила игровой системы не соответствуют заявленным ожиданиям, вводится домашнее правило - соглашение между ведущим и игроками о том, что правило работает по- другому во время их совместной игры [4].

По мнению молодёжи, предпочитающей настольные ролевые игры, этот вид досуга включает в себя сразу несколько литературных жанров, между которыми в любой момент можно переключаться в рамках одного сюжета. Они вмещают исследовательский азарт, красочные бои, решение загадок и совместное придумывание истории. Это позволяет сделать вывод о том, что настольные ролевые игры являются одной из форм современного молодёжного досуга, развивающего фантазию, навыки командного взаимодействия и креативного решения различных проблем.

Список литературы

1. История ролевых игр. URL: https://nastolki.livejournal.com/141661. html (15.11.18).
2. Настольная ролевая игра. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Настольная_ролевая_игра.
3. Мир ролевых игр URL: http://www.rpg-world.org/ (15.11.18).
4. Частный корреспондент URL: http://www.chaskor.ru/p.php?id=1234 (20.12.18).

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (25.10.2019)
Просмотров: 17 | Теги: досуг, настольная, ролевая игра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь