Четверг, 23.02.2017, 06:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Трудовые отношения

Нарушения в области охраны труда

Нарушения в области охраны труда

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. И работодатель должен выстроить эту систему, обеспечить ее работу путем издания локальных нормативных актов, приказов и назначения ответственных за ту или иную обязанность в этой сфере. Обязанности работодателя в сфере труда достаточно подробно регламентированы разд. X "Охрана труда" ТК РФ. Однако довольно часто работодатели игнорируют требования трудового законодательства. Результат - привлечение к административной ответственности. Сегодня расскажем о наиболее распространенных нарушениях законодательства в области охраны труда.

 

Нормативная база

 

Согласно ст. 211 ТК РФ государство путем принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов субъектов РФ устанавливает правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Такие государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Конечно же, основным нормативным актом является Трудовой кодекс. Помимо него, работодателю стоит получше изучить:

- Постановление Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее - Постановление N 1/29);

- ГОСТ 12.0.004-90 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" (далее - ГОСТ 12.0.004-90);

- Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ);

- Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению" (далее - Приказ N 33);

- Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях";

- Приказы Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", от 01.10.2008 N 541н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", от 16.02.2009 N 45н "Об утверждении Норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов", от 01.03.2012 N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков" и пр.

Конечно, это далеко не все нормативные акты, затрагивающие тему охраны труда, но работодателю, изучив их и применив в своей организации, удастся избежать довольно много проблем с контролирующими органами. Итак, перейдем к распространенным ошибкам.

 

Нарушения работодателей

 

Все нарушения в области охраны труда выявляются инспекторами государственной инспекции труда (иными органами, например прокуратурой) в ходе контрольно-надзорных мероприятий или в результате несчастного случая в организации. Причем крайне редко работодатели не соблюдают одну или две нормы, в основном встречается комплекс нарушений.

Отметим, что с 01.01.2015 вступила в силу новая ст. 5.27.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Например, за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение работодателю грозит предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 80 000 руб. (в зависимости от того, кто виновен в нарушении - должностное лицо или юридическое). А если выяснится, что работодатель допустил работника к исполнению трудовых обязанностей без обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медицинских осмотров или при наличии медицинских противопоказаний, сумма штрафа уже посущественнее: он может достичь 130 000 руб. Более подробно о нарушениях и ответственности поговорим дальше.

 

Отсутствие службы охраны труда или штатного специалиста

 

На основании ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель вправе не создавать службу и не вводить должность специалиста по охране труда. При принятии такого решения необходимо учитывать специфику своей деятельности. В случае отсутствия службы или штатного специалиста их функции осуществляют:

- работодатель - индивидуальный предприниматель (лично);

- руководитель организации;

- другой уполномоченный работодателем работник;

- аккредитованные организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

 

Обратите внимание! Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14.

 

Многие работодатели неверно толкуют ст. 217 ТК РФ и считают, что если они ничего не производят (ведь в статье сказано про работодателей, осуществляющих производственную деятельность), а, например, торгуют или оказывают консультационные услуги, то и исполнять норму не нужно. Однако это не так.

Согласно ст. 209 ТК РФ под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. То есть служба охраны труда или специалист по охране труда обязательны не только в цехах и производствах, но и при оказании услуг - туристических, юридических и пр.

Конечно, на это обращают внимание ГИТ при проверке. Так, постановлением ООО "Санто-холдинг" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа - за то, что в нарушение требований ч. 2 ст. 217 ТК РФ работодатель на момент проверки не принял решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда. Решением судьи Хамовнического районного суда г. г. Москвы и Московского городского суда от 22.12.2014 по делу N 7-9921 указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

 

Не проводятся обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и проверка знаний требований охраны труда

 

Все работники, в том числе руководители организаций, работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в Порядке, утвержденном Постановлением N 1/29.

На основании ч. 2 ст. 225 ТК РФ для всех поступающих на работу лиц, а также для переводимых на другую работу работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Виды инструктажа представим в виде таблицы.

 

Вид инструктажа

Кто проводит и с кем

Вводный

Проводит специалист по охране труда со всеми принимаемыми на работу лицами, с командированными в организацию и студентами, проходящими в организации производственную практику

Первичный на рабочем месте

Проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), прошедший обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. До начала самостоятельной работы инструктируемым. Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от такого инструктажа, утверждается работодателем

Повторный

Проходят все работники не реже одного раза в шесть месяцев

Внеплановый

Проводят при введении инструкций по охране труда, изменении технологических процессов, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда, при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев)

Целевой

Проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий

 

Все инструктажи проводятся по специальным программам, разработанным и утвержденным работодателем.

После любого инструктажа лицо, проводившее инструктаж, должно проверять приобретенные знания и навыки безопасных приемов работы и фиксировать в соответствующих журналах. Их формы установлены ГОСТ 12.0.004-90. Журналы должны быть прошиты и пронумерованы.

Кроме этого, в силу п. 2.2.1 Порядка обучения по охране труда, утвержденного Постановлением N 1/29, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. При этом порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем.

Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Наиболее частыми нарушениями при обучении работников в области охраны труда считаются:

- отсутствие журналов проведения инструктажей;

- отсутствие разработанных и утвержденных программ инструктажей;

- несоздание комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

- непроведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим.

Инспекторы ГИТ довольно часто штрафуют работодателей за необучение сотрудников охране труда (Решения Московского городского суда от 16.02.2015 по делу N 7-1248/15, от 28.10.2014 по делу N 7-4430/2014, Апелляционное определение Мурманского областного суда от 26.11.2014 N 33-3725 и пр.).

 

Отсутствие инструкций по охране труда

 

Повторим, что для создания системы охраны труда в организации работодателю придется разработать и ввести в действие не один и даже не два документа, а целый пакет из локальных нормативных актов, приказов, инструкций и пр.

К наиболее важным документам относится инструкция по охране труда. Требования о разработке данного документа содержатся в ст. 212 ТК РФ.

 

К сведению. Инструкция разрабатывается и утверждается с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

 

Минтруд в 2004 г. утвердил несколько Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда для работников. Основные утверждены 13.05.2004, для работников, занятых бытовым обслуживанием населения, - 18.05.2004, мебельного производства - 11.05.2004.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы. Работодатель обязан следить за ее актуальностью и пересматривать инструкции не реже раза в пять лет. Причем если в течение срока действия такой инструкции условия труда работника не изменились, то ее действие может быть продлено на следующий срок.

Действующие инструкции по охране труда для работников структурного подразделения организации, перечень этих инструкций хранятся у руководителя подразделения.

 

Примечание. Необходимо завести журналы учета инструкций по охране труда и учета выдачи инструкций.

 

Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже или вывешены на рабочих местах или участках. Или же они хранятся в ином месте, доступном для работников.

 

Непроведение специальной оценки условий труда

 

На основании Закона N 426-ФЗ специальной оценкой условий труда является единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3). Итоги спецоценки применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом.

 

Примечание. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

 

Спецоценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, кто трудится у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Коротко опишем порядок осуществления спецоценки. Она проводится совместно работодателем и организацией, соответствующей требованиям, установленным ст. 19 Закона N 426-ФЗ, не реже чем один раз в пять лет (ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Для организации и проведения такой оценки работодатель образует комиссию по ее проведению (число членов комиссии должно быть нечетным), а также утверждает график ее проведения. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом.

По результатам спецоценки организация, ее проводящая, составляет отчет, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом N 33н.

 

Примечание. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом N 33н.

 

Отметим, что работодатель обязан ознакомить сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета.

 

Вопрос: В какие сроки необходимо провести спецоценку, если работодатель провел аттестацию рабочих мест по условиям труда в сентябре 2012 г.?

 

Согласно ст. 27 Закона N 426-ФЗ, если до дня вступления в силу данного Закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ:

- ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

- получения работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями требований Закона N 426-ФЗ;

- изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

- изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;

- произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве или выявленного профессионального заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

- наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Таким образом, если работодатель провел аттестацию рабочих мест по условиям труда в сентябре 2012 г. и с 01.01.2014 у него не возникло обстоятельств, названных выше, специальную оценку он может провести через пять лет после окончания аттестации, то есть в октябре 2017 г.

 

Можно ли воспользоваться пятилетней отсрочкой работодателям, которые не проводили аттестацию рабочих мест? Нет, такие работодатели обязаны провести специальную оценку как можно скорее.

Действительно, некоторые работодатели, прочитав ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, сделали вывод, что если в их организации нет рабочих мест, названных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ (рабочих мест, на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочих мест лиц, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и пр.), то специальная оценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

Однако такой вывод противоречит Закону N 426-ФЗ. Если аттестация рабочих мест проведена не была, то пятилетний срок, на который может быть отложена спецоценка, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, применению не подлежат. Такое мнение поддерживают и суды (Апелляционные определения Московского городского суда от 26.02.2015 по делу N 33-5865/15, Челябинского областного суда от 26.02.2015 по делу N 11-2249/2015 и пр.).

 

Необеспечение средствами защиты

 

Статья 221 ТК РФ обязывает работодателя за счет своих средств обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Правила выдачи средств индивидуальной защиты и пользования ими, а также ответственность и организация контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н.

 

К сведению. Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и на основании результатов спецоценки условий труда.

 

Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ. Для этого заводится личная карточка учета выдачи СИЗ (форма приведена в Приказе Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н).

Кроме личных карточек, подтверждением выполнения обязанности по обеспечению работников СИЗ будут договоры на покупку последних, ремонт, стирку, сушку и сертификаты соответствия на СИЗ.

 

Непроведение медицинских осмотров

 

Лица, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда (в том числе подземных), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих сотрудников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Таково требование ст. 213 ТК РФ. Причем осмотры осуществляются за счет работодателя. Однако не все организации готовы оплачивать медосмотры, что чревато мерами административной ответственности.

Перечни вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения таких осмотров (обследований) утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

 

К сведению. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к ней) сотрудника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование (ст. 76 ТК РФ).

 

Также работодатель обязан организовать для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), для работающих в условиях повышенной опасности обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695. В связи с наличием такой обязанности рекомендуем работодателю вести журнал учета прохождения работниками медосмотров. Конечно, требования об этом журнале в законодательстве нет, но исходя из смысла ст. ст. 69, 213 ТК РФ его нужно вести для отслеживания и учета прохождения работниками медицинских осмотров - как при приеме на работу, так и периодических. В этом журнале фиксируются основание для направления работника на медицинский осмотр, фамилия, имя, отчество работника, структурное подразделение, в котором он работает, должность, а также дата прохождения осмотра.

 

(Окончание следует)

 

В.П.Кузнецова

"Отдел кадров коммерческой организации", 2015, N 6

Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443 (13.07.2015)
Просмотров: 523 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017