Вторник, 20.02.2018, 16:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Н.Н.Бахтина, доцент кафедры психологии социально-гуманитарного факультета СВГУ; кандидат психологических наук, доцент, А.Н.Губарев, директор Центра народов Севера СВГУ; доцент кафедры психологии социально-гуманитарного
факультета СВГУ; кандидат психологических наук

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Рассмотрена проблема адаптации слушателей подготовительного отделения СВГУ и студентов-первокурсников, представителей коренных малочисленных народов Севера.

Ключевые слова: адаптация, этническая адаптация, коренные малочисленные народы Севера.
 

Группа малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока была выделена еще в 1926 г. на основе своеобразия их культурно-бытового уклада и социально- экономического развития, в нее включено 30 этносов. Одним из важнейших направлений деятельности Северо-Восточного государственного университета (СВГУ) является развитие образования и культуры коренных малочисленных народов Севера.

В университете, в связи с тем, что на территории Магаданской области проживает около 20 этносов, относящихся к разным языковым группам, и совокупная их численность составляет немногим более 5,5 тыс. человек, всегда обучались представители коренных малочисленных народов Севера. С 1994 г. в СВГУ на факультете русского языка и литературы существовало, так называемое, Северное отделение. В настоящее время при СВГУ функционирует Центр народов Севера, который был создан приказом президента Северного международного университета (сейчас СВГУ) № 103к от 07.08.1998 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. и Приказом Министра образования РФ от 06.01.1998 г. в целях развития образования коренных народов Севера.

Основными задачами Центра на данный момент являются:
- реализация государственной политики по вопросам образования коренных малочисленных народов и этнических групп, проживающих на территории Магаданской области;
- обеспечение адаптации слушателей подготовительного отделения Центра, студентов из числа коренных малочисленных народов Севера в современных социально- экономических условиях (подготовительное отделение существует с 1998 г.);
- содействие трудоустройству выпускников университета из числа коренных малочисленных народов Севера;
- подготовка национальных кадров высшей квалификации не только по государственных образовательным стандартам, но и по профессиям традиционно-хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Магаданской области;
- ведение профориентационной работы среди молодежи.

Однако, для решения данных задач необходимо обратить особое внимание именно на проблему первичной социально- психологической адаптации будущих студентов - слушателей подготовительного отделения Центра народов Севера СВГУ и студентов-первокурсников из числа коренных малочисленных народов Севера, так как без ее решения невозможна дальнейшая работа с данной категорией населения.

Сложность и многогранность проблемы обусловлена тем, что система образования в вузе оказалась неподготовленной к трансформациям общественной жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников.

Адаптация к условиям обучения в вузе, как свидетельствует практика, процесс чрезвычайно сложный и часто, к сожалению, затяжной. Подтверждением данного факта является то, что успеваемость у студентов первого курса ниже, чем оценки, которые они имеют в аттестатах о среднем образовании, и которые получают на старших курсах [4]. Низкая успеваемость на первом курсе может объясняться такими признаками, как усталость, эмоциональное напряжение в связи с адаптацией к новым вузовским условиям учебной деятельности, которые, несомненно, отличаются от уже привычных, школьных, а сформировавшиеся стереотипы поведения и выполнения деятельности оказываются мало эффективными. Причиной неуспеваемости для многих первокурсников является не отсутствие мотивации для освоения выбранной профессии или способностей к обучению, а неумение быстро перестроиться к изменившимся условиям осуществления деятельности, а также то, что они не всегда получают необходимую своевременную помощь со стороны преподавателей. В результате чего переходный период для многих оказывается критическим [1].

На наш взгляд, представители коренных малочисленных народов Севера, находятся в еще более сложных социально-психологических условиях, чем этнические русские.

Е.Ю. Орехова провела исследование, посвященное проблеме социально-психологической адаптации студентов, в зависимости от этнической принадлежности [3]. Автор проанализировала существующие научные подходы к определению структуры и содержанию процесса адаптации студентов к вузу, этнические особенности студентов коренных малочисленных народов Севера (ханты и манси), что позволило выделить целостность структуры данного процесса, которая представлена следующими видами адаптации: социальной, этнической, дидактической, индивидуально-психологической, профессиональной, экономической и бытовой [3]. Е.Ю. Орехова отмечает, что «социальная адаптация включает в себя установление и поддержание определенного социального статуса студента в новом коллективе, усвоение новых социальных норм, обычаев, традиций, требований коллектива, осознание своих прав и обязанностей, участие в общественной жизни факультета, университета. Этническая адаптация отвечает за адаптацию студентов этнических меньшинств, проживающих на территории Российской Федерации и характеризующихся этнодифференцирующими признаками: языком, ценностями и нормами, исторической памятью, представлениями о родной земле, национальным характером и т. д. Дидактическая адаптация связана с формированием у студентов новых знаний, умений, навыков, привычек адекватного поведения, мобилизацией воли и энергии на основе овладения новыми формами и методами учебной работы, способами самостоятельной работы, принципиально отличающимися от школьных, приобщением к новым видам научной деятельности. Индивидуально-психологическая адаптация отвечает за регуляторные механизмы центральной нервной системы и различные функции организма, которые обусловлены индивидуально-психологическими характеристиками индивида. Профессиональная адаптация обеспечивает приобщение студентов к избранной профессии на основе формирования у них позитивных учебных мотивов и личностных качеств будущего специалиста: активности, творчества, самостоятельности, ответственности и др. Экономическая адаптация предполагает создание собственной семьи, самостоятельность в распоряжении финансовыми средствами (стипендия, дополнительный заработок). Бытовая адаптация связана с приспособлением к новым условиям быта в студенческих общежитиях, новым формам использования свободного времени, отсутствием родительского контроля» [3, с.13-14].

Таким образом, исследование Е.Ю. Ореховой позволяет выделить особый вид адаптации у студентов, в зависимости от этнической принадлежности - это этническая адаптация. Однако, существуют определенные проблемы, связанные с этнической адаптацией слушателей подготовительного отделения Центра и студентов-первокурсников из числа коренных малочисленных народов Севера. Слушатели и студенты, которых мы считаем представителями коренных малочисленных народов Севера, во-первых, имеют такой статус лишь де-юре, а де-факто, характеризуются не всеми этнодифференци- рующими признаками, например, не знают национального языка, не вели традиционный образ жизни, имеют относительные представления о ценностях и нормах и особенностях жизненного уклада своего этноса и т. д. Во-вторых, несмотря на отсутствие данных признаков, слушатели и студенты продолжают идентифицировать себя как представителей коренных малочисленных народов Севера и не адаптированы к жизнедеятельности в городе, где основная масса граждан не принадлежит к их этнической группе. В-третьих, неблагоприятные социально- экономические факторы, такие как неразвитость инфраструктуры на местах (в селах и поселках, в т. ч. и национальных), недостаточная укомплектованность высокопрофессиональными педагогическими кадрами общеобразовательных учреждений, усугубляющиеся принадлежностью к малоимущей прослойке населения, и склонностью к злоупотреблению алкоголем, активно влияют на индивидуально-психологические качества личности, что с течением некоторого времени приводит к формированию устойчивого негативного эмоционального состояния даже у представителей коренных малочисленных народов Севера, проживающих в привычной для них среде [2].

Перечисленные особенности, влияющие на процесс адаптации слушателей подготовительного отделения Центра народов Севера СВГУ и студентов-первокурсников из числа малочисленных народов, а также эмоциональные перегрузки, связанные с поступлением в высшее учебное заведение, отрицательно сказываются на развитии молодых людей в целом.

Таким образом, проблема социально- психологической адаптации слушателей и студентов-первокурсников представителей коренных малочисленных народов Севера стоит достаточно остро. Необходимо психологическое сопровождение данной категории слушателей и студентов высших учебных заведений.

Библиографический список

1. Виленский М.Я. Адаптация студентов младших курсов к условиям обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков // Акмеология. - 2006. - № 3. - С. 86-90.
2. Серкин В.П. Проблемы образования коренных малочисленных народов Северо-Востока России в 2008 г. / В.П. Серкин. - Магадан : Кордис, 2008. - 75 с.
3. Орехова Е.Ю. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу (на примере студентов коренных малочисленных народов Севера, ханты и манси) / Е.Ю. Орехова. - Рязань, 2006. - 25 с.
4. Чайка В.Г. Особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе / В.Г. Чайка // Инновации в образования. - 2002. - № 2. - С. 35-42.

Вестник Северо-Восточного государственного университета / Сев.-Вост. гос. ун-т. ; [редкол.: Р.П. Корсун (гл. ред.) и др.]. - Магадан, 2017. - Вып. 28. - 131 с.

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (17.01.2018)
Просмотров: 26 | Теги: малочисленные народы Севера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь