Воскресенье, 24.09.2017, 20:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ВОВЛЕЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Ю.В.Ерошенко

ВОВЛЕЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

АННОТАЦИЯ. Рассмотрены особенности повышения качества подготовки учителей изобразительного искусства через привлечение традиций народной художественной культуры родного края в практическую деятельность студентов по декоративно-прикладному искусству, совершенствование методов проведения учебных занятий, создание художественно-педагогической среды, стимулирующей развитие художественно-педагогических способностей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественно-педагогические способности, народная художественная культура, декоративно-прикладное искусство, этнопедагогика, традиции, народные промыслы, педагогическая деятельность.

 

Народное декоративно-прикладное искусство играет очень важную роль в процессе образования, предполагая погружение в родную культуру через художественные образы и осознание ее в российском и мировом художественно- культурном пространстве. «Народное искусство отражает национальный характер. Наиболее стабильным в этнической истории всегда был и остается дух народа, проявляющийся в любви к родному языку, обычаям, искусству. Обращение к традиционным художественным и культурным ценностям многократно умножает духовные способности человека. Народное декоративно-прикладное искусство способствует развитию духовной личности, системы ее ценностей, того стержня, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность» [1].

Привлечение потенциала традиций народной художественной культуры родного края в учебный процесс на художественно-графических факультетах целесообразно во всех направлениях декоративно-прикладного искусства. Это имеет большое значение для формирования личностных качеств и профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, что проявляется в развитии специальных художественно-педагогических способностей [2].

В связи с этим традиции народной художественной культуры Воронежской области были включены в содержание дисциплин декоративно- прикладного цикла. Такими дисциплинами являются «Основы теории декоративно-прикладного искусства» и «Технологии народных художественных ремесел». На этих занятиях студенты изучают различные технологии художественной обработки материалов: техники росписи и резьбы по дереву, ручное ткачество, вышивку, роспись на ткани, бисероплетение и др. Вместе с творческими практическими заданиями очень важно выполнять и педагогические, которые ориентированы на разработку методических рекомендаций по изучению основ декоративного искусства для детского творчества.

Приведем в качестве примера использование традиций народной художественной культуры в некоторых направлениях декоративно-прикладного искусства, изучаемых в вузе.

На занятиях по ковроткачеству студенты знакомятся с различными видами ручного ткачества, выполняют ряд образцов и творческое итоговое задание. В процессе обучения преподаватель уделяет особое внимание традициям воронежского художественного ковроткачества. Одним из основных заданий является выполнение изделия по мотивам традиционных воронежских ковров.

Основы бисероплетения студенты начинают осваивать с изучения главных техник, художественной вышивки бисером, далее переходят к знакомству с традиционными для Воронежской области бисерными украшениями, а затем выполняют творческую работу.

На занятиях по вышивке изучаются различные виды швов, особенности использования художественного вышивания для воронежского крестьянского костюма и для оформления предметов быта, выполняют задания по разработке и вышивке орнаментальной композиции в народном стиле по мотивам воронежских традиционных орнаментов.

Кроме того, студентам предлагается придумать задания для детского творчества, основываясь на приобретенных знаниях и умениях в области национально-региональных традиций художественной обработки материалов, разработать методические рекомендации, наглядные пособия и составить план-конспект урока.

Профессиональные способности находят свое выражение в практических учебно-методических работах студентов, которые оцениваются по следующим критериям:
- грамотное и оригинальное составление композиции;
- эмоциональное восприятие и использование
цвета;
- способность использовать различные технические приемы и способы художественной обработки материалов;
- умение исследовать характеры и образы;
- умение проектировать и конструировать учебно-воспитательные задания для детского творчества.

Таблица № 1
Развитие профессиональных способностей у студентов ХГФ в процессе выполнения задания по ковроткачеству

Перед выполнением каждого задания студентам предлагается теоретический материал по истории возникновения и развития народных художественных промыслов в Воронежской губернии, демонстрируются образцы изделий, дается список литературы по каждой теме. Изучение традиционных технологий проходит в ходе практической работы. Композицию студентам предлагается разработать самостоятельно, а на занятиях лишь уточнить и доработать. Выполнение работы в материале проходит в мастерской декоративно-прикладного искусства.

Педагогическое задание выполняется также самостоятельно и периодически сопровождается рекомендациями преподавателя. На заключительных занятиях каждый студент представляет свой вариант проведения урока для школьников. Возраст учащихся, тему и приемы проведения урока студенты выбирают произвольно.

Занятия по ковроткачеству включают в себя следующие задачи:
- познакомить с традициями воронежского художественного ковроткачества;
- познакомить со значениями цветов и символов в орнаментах тканых изделий;
- формировать интеллектуально-ценностные качества через изучение традиций, культуры быта и истории родного края;
- развивать способности к цвету, зрительную память, композиционные способности;
- формировать технические навыки ручного ткачества;
- развивать способности исследовать, проектировать и организовывать свою деятельность и деятельность учащихся;
- формировать коммуникативные навыки.

В процессе выполнения учебно-творческих работ студенты вовлекаются в разные виды деятельности: познавательную, прикладную, творческую. На каждом этапе происходит развитие профессиональных способностей. В таблице № 1 в первом столбце мы выделили направления деятельности во время выполнения задания, во втором - преобразования качеств личности студента и в третьем - обозначили способности, которые развиваются в ходе выполнения задания.

Изучение народных традиций искусства узорного ткачества и ручного изготовления ковров, отличающихся красочным богатством, бесконечным разнообразием узоров, их ритмичностью и уравновешенностью, позволяет развивать у студентов композиционные способности, зрительную память, способность к цвету, национальное самосознание, гордость за талант своего народа, художественный вкус. При выполнении разработки урока по ткачеству для детского творчества в тесной связи с прикладной деятельностью у студентов развивались педагогические способности. Возможность одновременно быть обучаемым и выступать в роли учителя позволяет будущим преподавателям изобразительного искусства лучше понять поставленные задачи, более удачно подбирать задания и разрабатывать этапы их выполнения. Изготовление наглядных пособий способствует развитию умений проектировать учебно-творческую деятельность учащихся, организовать и конструктивно разработать учебный процесс, познакомить с историей и технологией художественного ткачества Воронежского края.

Занятия по вышивке включают в себя следующие задачи:
- познакомить студентов с особенностями и разновидностями мотивов художественной вышивки в Воронежской губернии;
- формировать навыки выполнения ручной художественной вышивки, основанной на традициях техники вышивки в Воронежской губернии;
- развивать чувство цвета, ритма, симметрии, умение составлять декоративные композиции для вышитых изделий;
- развивать интерес к народным художественным промыслам родного края;
- развивать проектировочные, конструктивно-организаторские способности;
- воспитывать художественный вкус и эстетическое отношение к миру.

Разработка уроков и методических пособий по вышивке дает возможность студентам использовать свои знания народной художественной культуры Воронежского края в ходе педагогической практики, когда им необходимо проводить занятия с детьми в кружках и студиях. В таблице № 2 дан анализ преобразования качеств личности студента и выделены способности, которые получили развитие в учебно-творческой деятельности.

Таблица № 2
Развитие профессиональных способностей у студентов ХГФ в процессе выполнения задания по вышивке

 
Задания по бисероплетению включают в себя следующие задачи:
- формировать ценностное отношение к культуре родного края;
- развивать умение использовать традиции народных художественных промыслов в создании оригинальных декоративных орнаментов и композиций;
- формировать технические умения и навыки работы с инструментами и материалами в бисероплетении;
- развивать педагогические способности студентов через овладение ими формами, методами, приемами и средствами обучения школьников народному декоративно-прикладному искусству Воронежского края.

Студентам предлагается изучить особенности бисерных украшений в воронежском традиционном костюме. Творческое задание предполагает выполнение работы из бисера по мотивам воронежских традиционных орнаментов и украшений. В методической части предлагается разработать задание для учащихся и необходимые методические пособия, основываясь на традициях бисероплетения Воронежской губернии.

На протяжении всей учебно-творческой работы студентов, в процессе приобщения к народной культуре происходит развитие художественно- педагогических способностей, что является основополагающим для подготовки специалиста в области художественной педагогики. В таблице № 3 выделены преобразования личности, которые более всего проявились при выполнении задания по бисероплетению.

Наблюдая и оценивая деятельность студентов, мы пришли к выводу, что предложенные задания существенно расширяют профессиональные возможности и развивают профессиональные способности студентов. Одним из ценных, на наш взгляд, результатов является то, что студенты поменяли свое отношение к творчеству своих предков. Неожиданным для многих оказалось, что в их семьях были мастера, которые владели тем или иным художественным промыслом, у многих сохранились их работы. Это затрагивало личные чувства, и через уважение к своей семье появлялось уважение к своему народу, к родной культуре.

Во время наблюдения за учебно-творческой деятельностью будущих учителей изобразительного искусства мы убедились в необходимости использования на занятиях по декоративно-прикладному искусству методических заданий, в процессе выполнения которых студенты не только вырабатывают умения и навыки педагогической деятельности, но и совершенствуют свои знания в области народного художественного творчества, учатся передавать культурные традиции подрастающему поколению.

Таким образом, профессиональные способности являются системным образованием, каждый компонент которого взаимосвязан с другими и вместе с тем является самостоятельной характеристикой, выполняющей свои функции. Соответственно, учебный процесс должен быть построен так, чтобы он способствовал целостному восприятию мира будущим учителем. А для того чтобы строить свои взаимоотношения с миром, ему нужно научиться познавать культуру своего народа. Художественно- педагогические способности представлены как интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности учителя и цель профессионального самосовершенствования.

Таблица № 3
Развитие профессиональных способностей у студентов ХГФ в процессе выполнения задания по бисероплетению

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: .

1. Хубиева З.Ю. Развитие художественно-творческих способностей студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством: на материале национального костюма карачаевцев и балкарцев : дисс. ... канд. педагог. Наук : 13.00.02 / З.Ю. Хубиева. - Карачаевск, 2009. - 176 с.
2. Шабанов Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе : дис. ... д-ра пед. наук / Н.К. Шабанов. - М., 1995. - 338 с.
 

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (267), 2015

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (25.05.2017)
Просмотров: 105 | Теги: художественная культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь