Пятница, 09.12.2016, 18:20
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Направления совершенствования информационного обеспечения противодействия преступности

А.А.Курин

Направления совершенствования информационного обеспечения противодействия преступности

Проведен системно-структурный анализ системы криминалистической регистрации. Сделан вывод о достаточности условий для интеграции учетов правоохранительных органов, органов государственной власти, организаций и предприятий. Определены направления совершенствования организационных форм системы криминалистической регистрации.

Современные темпы развития социальной, экономической, политической сфер жизни общества вносят коррективы буквально во все институты государственной власти.

В настоящее время информационные ресурсы, которыми располагают органы предварительного следствия, имеют стратегическое значение. От количества и качества криминалистически значимой информации зависит эффективность раскрытия и расследования преступлений. Наиболее емким источником криминалистически значимой информации являются ресурсы информационно-аналитических центров на федеральном и региональном уровнях, которые служат базой системы криминалистической регистрации МВД России.

Криминалистическая регистрация как необходимый компонент уголовной юстиции используется в розыскной деятельности и в расследовании преступлений. Из криминалистических учетов могут быть получены справочные сведения об индивидуальных и родовых (видовых) признаках субъектов преступления, веществ и изделий, и не имеющие прямых причинно-следственных связей с событием преступления. В основе криминалистических учетов лежит информация, представленная индивидуализирующими признаками объектов регистрации. Криминалистическая ориентирующая информация служит для планирования расследования, выдвижения следственных версий, может способствовать получению доказательств.

О возрастании роли информационного обеспечения в раскрытии и расследовании преступлений свидетельствует статистика. Так в 1976 г. при использовании криминалистических, розыскных и оперативно-справочных учетов было раскрыто порядка 4% зарегистрированных преступлений, тогда как в 2008 г. эта цифра составила порядка 80%[1]. Несмотря на проведенное техническое перевооружение подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации в период 2005-2009 гг. и оснащение подразделений современной компьютерной техникой, информация, содержащаяся в автоматизированных информационных системах, позволяет раскрывать преступления в 30% случаев от общего числа зарегистрированных преступлений. Так, с помощью системы информационного обеспечения в 2009 г. было раскрыто порядка 1,084 тыс. преступлений при количестве зарегистрированных преступлений 3,5 млн.

Причины недостаточного уровня раскрываемости преступлений можно представить в виде комплекса проблем в сфере криминалистической регистрации, а именно: отсутствие научно-обоснованной концепции формирования, накопления и использования баз данных криминалистических учетов; отсутствие единого системного подхода в формировании информационных ресурсов и их использования в раскрытии и расследовании преступлений; единой классификации объектов криминалистической регистрации; смешение криминалистических и других видов учета; отсутствие системного подхода к единому процессу собирания, обработки (исследования, оценки, систематизации) и использование информации, имеющей криминалистическое значение; единого терминологического аппарата.

Совершенствование развития данной системы происходит в нескольких направлениях: правовом, организационном, техническом. Последнее направление связано с внедрением прогрессивных средств и методов сбора, хранения, поиска и передачи регистрационной информации. Процессы интеграции знаний находят свое воплощение в объединении информационных ресурсов, их системности.

Однако информация, поступающая в систему учета не всегда объективна, актуальна, а ее соответствие первоисточнику не является полным. Что касается связи информации, находящейся в разрозненных криминалистических учетах, то она может быть установлена по совокупности установочных данных, находящихся в журналах регистрации и картотеках. Такой подход не всегда позволяет установить интересующие следствие связи.

Наиболее рациональным и перспективным способом интеграции криминалистически значимой информации является создание единой системы криминалистической регистрации, позволяющей автоматизировать процессы накопления, обработки и предоставления информации за счет использования возможностей информационно-коммуникационных систем. Такой подход позволит добиться повышения количества хранимой информации, скорости ее обработки обеспечения удаленного доступа к информационным ресурсам. Однако на первый план выходит логика построения связей между отдельными видами учетов, между хранимой информацией в пределах одного учета, анализ всей совокупности информации для получения нового знания и выявления ранее не установленных закономерностей.

Исходя из концептуального аппарата системно-структурного анализа следует, что в системе не существует элементов, не включенных в какое-либо отношение или преобразование. Это говорит о том, что все элементы и подсистемы являются связанными. Связи между элементами могут быть как прямыми, так и опосредованными, то есть осуществляться через элемент-посредник. Для повышения результативности использования криминалистических учетов требуется выявление внутрисистемных и внешних связей между отдельными элементами системы криминалистической регистрации, - криминалистическими учетами, на основе результатов системно-структурного анализа для разработки рациональных путей движения информации и получения рекомендательных списков по запросам в интегрированные банки данных криминалистических учетов. В настоящее время возможность получения сводной информации об объекте регистрации имеется в виде досье, которое включает в себя информацию из всех видов учетов.

Подобный анализ является инструментом для дальнейшего уточнения, дополнения и развития признаков по мере уточнения и выстраивания указанных связей. Систему второстепенных и центральных связей необходимо включить в единую иерархическую систему криминалистически значимой информации о признаках. Приоритеты необходимо расставить на основе результатов экспертной оценки и обеспечить первоочередной доступ именно к этим сведениям. Дополнительные сведения предоставляются только по уточнению и формулированию дополнительных вопросов на поиск. Для повышения эффективности использования использования информации, полученной из учетов, ее целесообразно оформлять в виде досье. В качестве формы его представления может выбрана графическая форма штрихового кодирования, которая удобна при проведении аналитической работы. В досье также целесообразно включать информацию пространственно-временного характера, поскольку доказывание времени и места совершения преступления является одной из первостепенных задач предварительного расследования. Наличие данных о местоположении объекта в момент подготовки к совершению преступления, непосредственно при его совершении и сокрытии следов преступления позволяет установить последовательность действий преступника (ОПГ, или преступного сообщества), а также установить подследственность и подсудность расследуемого преступления.

Настоящий уровень развития системы криминалистической регистрации не позволяет решить задачу установления связи между событием преступления, местом, временем его совершения, орудиями преступления и лицами, причастными к его совершению. В этой системе отсутствует звено, которое не позволяет обеспечить связь и фиксировать информацию в системе координат «время – место – объект». Из общего объема зафиксированной информации выпадает часть объектов, которые не были установлены или обнаружены при производстве следственных действий. Данная задача может быть решена путем применения современных информационных технологий: телекоммуникационных, геоинформационных, и других. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает как развитие информационных систем, так и создание условий для эффективного использования информационно-коммуникационных сетей.[2]

Для получения информации о правонарушении и лицах, причастных к его совершению, требуется оснастить техническими средствами контроля местоположения те категории лиц и объектов, оборот которых ограничен, запрещен законодательством РФ, или объекты гражданского оборота, подлежащие постановке на учет: лица, в отношении которых возбуждено уголовное дело и избрана мера пресечения, имеющие судимость; огнестрельное оружие, боеприпасы, автотранспортные средства. Каждый объект, оснащенный устройством местоопределения, имеет индивидуальный номер, который является единым для получения различной регистрационной информации об объекте. Например, информация о лице, имеющем судимость, может быть представлена в следующем виде: установочные данные, дактилоскопическая формула, фото- и видеоинформация о данном лице хранятся в оперативно-справочных учетах; фонограммы его голоса и речи хранятся в экспертно-криминалистических учетах; информация о зарегистрированных на данное лицо транспортных средствах хранится в базах данных ГИБДД и базах страховых компаний; информация о финансовой деятельности хранится в банках кредитных историй, в налоговой службе. Распределенная таким образом информация разрознена и связана только с ее источником – субъектом преступной, хозяйственной, финансовой и иной деятельности. Приняв за отправную точку индивидуальный номер устройства местоопределения и его постоянную связь с субъектом (объектом), потерянная связь отдельных свойств и характеристик восстанавливается. При наличии документированной информации о местоположении лиц и объектов на месте преступления и в момент его совершения, а также следовой картины с места преступления, все указанные составляющие образуют единое целое, имеющее отношение к расследуемому событию. При отсутствии следов на месте преступления информация о лицах и объектах, находившихся в момент его совершения, сведения о местоположении могут быть использованы в качестве ориентирующей информации для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных систем дает возможность установить связь между местом преступления, лицами, причастными к их совершению, орудиями преступления, временем совершения преступления и получить документированную информацию на машинном носителе. В практическом отношении точки зрения мы реализуем экспресс-метод информационного обеспечения органов дознания и следствия в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений по горячим следам.

Таким образом, современный уровень развития общества свидетельствует о наличии условий для создания единой системы учета и контроля на основе использования средств телекоммуникации, геоинформационных и иных технологий, включая технологии защиты информации, технологии искусственного интеллекта.

_______________________

[1] Анисимов В. Пресс-служба ГУВД по Нижегородской области.

[2] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Справочно-правовая система ГАРАНТ-М. Версия 6.3.1.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (12.01.2016)
Просмотров: 157 | Теги: противодействие преступности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016