Воскресенье, 19.01.2020, 13:11
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

О.А.Лабейко

НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Аннотация. Проанализированы существующие проблемные вопросы в области профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и их дальнейшего трудоустройства. Разработан и предложен к использованию механизм социального партнерства между органами государственной службы занятости, нанимателями и учреждениями образования в организации содействия занятости специалистов, имеющих инвалидность

Ключевые слова: профессиональное образование, обучающиеся с инвалидностью, трудоустройство.


В Республике Беларусь мероприятия по восстановлению трудоспособности включают в себя профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц с инвалидностью. Проведенный анализ действующей системы профессиональной реабилитации показал, что центральным звеном по реализации реабилитационных назначений профессиональной направленности выступают государственные службы занятости. В национальном законодательстве определен порядок взаимодействия управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов и учреждений образования, осуществляющих профессиональную реабилитацию. Следует отметить, что в современных социально-экономических условиях учреждения образования не ограничиваются функцией по возобновлению у граждан сниженной или потерянной профессиональной трудоспособности. Они стремятся к расширению образовательного пространства, обеспечению формирования профессиональных знаний, умений и навыков у всех обучающихся, в том числе с инвалидностью. Это возможно благодаря интенсивному развитию и внедрению в стране системы инклюзивного образования.

Сегодня инклюзивное образование является закономерным процессом развития национальной системы образования, представляя собой механизм обеспечения равных возможностей в получении образования обучающимся с разными образовательными потребностями. В республике создается необходимая нормативная правовая и учебно-методическая база, регламентирующая деятельность учреждений образования, осуществляющих образовательную интеграцию. Важным этапом в становлении инклюзивной образовательной среды стало Института инклюзивного образования в Белорусском государственном педагогическом университете им. М. Танка. Тенденция развития инклюзивного образования имеет ряд важных следствий в регулировании социально-трудовых отношений. Прежде всего, это формирование нового сегмента трудового потенциала страны, имеющего функциональные нарушения, но обладающего желанием трудиться и быть включенным в сферу общественного производства. Вполне естественно, что исследуемая группа населения сделает следующий шаг и спросит себя и общество: почему мы интегрированы в сферу образования и сегрегированы в трудовой жизни?

Несмотря на расширение возможностей для лиц с инвалидностью в получении профессионального образования вопрос их дальнейшего трудоустройства стоит крайне остро как для самих выпускников, так и для учреждений образования. Анализ нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия трудоустройства молодых специалистов, показал, что учреждения образования обязаны предоставить рабочее место выпускникам, имеющим I или II группу инвалидности, получившим высшее, среднее специальное, профессионально-техническое образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов [1]. В виду этого, значительная часть молодых специалистов, а именно выпускники, с III группой инвалидности, выпускники, получившие профессиональное образование в заочной форме получения образования, в том числе дистанционной, а также за счет собственных средств, остаются без поддержки в трудоустройстве со стороны учреждений образования и государства. Результаты проведенного мониторинга официальных интернет-сайтов учреждений образования Республики Беларусь свидетельствуют о том, что последние не имеют практики содействия занятости обучающихся с инвалидностью. В результате сложившихся обстоятельств, с одной стороны, не удовлетворяются потребности выпускников, имеющих ограничения жизнедеятельности, в реализации их трудового потенциала, снижается конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда. С другой стороны, в стране увеличивается численность незанятого населения, нарастает социальная напряженность в обществе, часть трудового потенциал не используется в национальной экономике.

Очевидно, что уже сегодня необходим действенный и эффективный механизм решения указанной проблемы, поскольку в ближайшей перспективе она будет только нарастать. Считаем, что приведение структуры, объемов профессиональной подготовки лиц с инвалидностью потребностям и возможностям экономики, их дальнейшее трудоустройство, возможно исключительно путем обеспечения качественно нового взаимодействия между учреждениями образования, нанимателями и органами государственной службы занятости с использованием механизма социального партнерства. Улучшение сотрудничества между социальными партнерами призвано обеспечить скоординированную помощь и поддержку профессиональной карьеры человека с инвалидностью на всех этапах его жизни и выступать определенной формой социальной гарантии в сфере свободного выбора профессионального пути и самореализации в профессиональной деятельности.

Анализ научной литературы по теории и практике социального партнерства, особенностям его применения на национальном и международном уровне показал следующее. Традиционно социальное партнерство трактуется как система взаимоотношений между работодателями, государственными органами и представителями наемных работников, опирающаяся на конструктивное сотрудничество, согласие и соблюдение норм законодательства в регулировании социально- экономических отношений в сфере труда [2, с. 14]. Вместе с тем, необходимо отметить научные разработки по расширению социально-партнерских отношений на всю сферу воспроизводства трудового потенциала, включению в систему социального партнерства новых субъектов общественных отношений, формированию их функций [3, с. 13-14]. Таким образом, социальное партнерство является современным и перспективным направлением, позволяющим гармонизировать интересы субъектов социально-трудовых отношений.

На основании вышеизложенного автором работы предлагается использовать механизм социального партнерства между органами государственной службы занятости, нанимателями и учреждениями образования в решении проблем адресной подготовки специалистов, имеющих инвалидность, в соответствии с их возможностями и потребностями экономики. Механизм реализации социального партнерства между указанными субъектами рекомендуется осуществлять по следующим направлениям. Взаимодействие учреждений образования и нанимателей необходимо проводить в таких аспектах как:

  • определение возможности трудоустройства выпускников, имеющих инвалидность, в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализации), их индивидуальными потребностями и возможностями;
  •  получение учреждениями образования от нанимателей полной и достоверной информации о вакансиях, в том числе профессии (должности), требуемом уровне образования, должностных обязанностях, оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, производственной среде, в том числе условиях труда на рабочем месте;
  •  организация, при необходимости, дополнительного профессионального обучения выпускников в соответствии с требованиями нанимателя, предъявляемыми к будущей должности (профессии), способствующего успешному их трудоустройству;
  •  совместно с органами государственной службы занятости, медико- реабилитационными экспертными комиссиями организация адаптации к трудовой деятельности выпускников с инвалидностью, создание дополнительных условий труда на рабочих местах;
  •  содействие и организация трудоустройства выпускников с инвалидностью в государственном секторе.

Требуется установить особый порядок взаимодействия учреждений образования и органов государственной службы занятости по следующим направлениям:

  •  организация мониторинга состояния рынка труда, прогнозирования его развития, создание информационной базы о наиболее востребованных и перспективных профессиях для лиц с инвалидностью, возможностях их дальнейшего трудоустройства;
  •  предоставление информации о численности, полученной специальности (направлением специальности, специализации) выпускников с инвалидностью в органы государственной службы занятости с целью определения возможности установления для них брони для приема на работу, создания дополнительных рабочих мест, в том числе специализированных;
  •  оказание организационной и методической помощи молодым специалистам с инвалидностью в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкоту- ризма, ремесленной деятельности, оказания помощи в подготовке необходимых документов для получения финансовой поддержки;
  •  определение и развитие конкретной системы подготовки лиц с инвалидностью с учетом социально-экономической ситуации и положения на рынке труда в административно-территориальных единицах республики.

Для реализации механизма социального партнерства органов государственной службы занятости, нанимателей и учреждений образования предлагается создание в учреждениях образования соответствующего структурного подразделения. Это может быть центр развития карьеры, служба маркетинга и трудоустройства выпускников, лаборатория планирования карьеры и другие, целью деятельности которых должно стать осуществление консультативной, организационной помощи выпускникам учреждения образования в поиске и получении работы. К основным задачам, направленным на достижения поставленной цели данного структурного подразделения, следует отнести:

  •  формирование способностей у выпускников к планированию индивидуальной траектории карьеры, повышение их конкурентоспособности на рынке труда;
  •  получение актуальной, развернутой информации о вакансиях на рынке труда, требованиях к кандидату на вакантную должность, трудовых функциях, условиях труда;
  •  оказание поддержки выпускникам в выборе и получении работы, удовлетворяющей их потребностям и отвечающей их возможностям;
  •  обеспечение сотрудничества с органами государственной службы занятости и индивидуальными предпринимателями, организациями, выступающими в качестве потенциальных нанимателей.
  •  внедрение современных и эффективных методов организации системы трудоустройства молодых специалистов.

Приоритетными направлениями деятельности структурного подразделения учреждения образования могут стать: консультирование выпускников по вопросам личностного роста, развития компетенций в профессиональной деятельности, построения карьеры, проведение исследований и подготовка аналитической информации о состоянии и развитии рынка рынке труда. Необходимо регулярно осуществлять проведение карьерных мероприятий по проблемам выбора и получения работы (мастер-классов, тренингов, деловых игр и др.). Структурному подразделению следует организовать взаимодействие с органами государственной службы занятости и нанимателями по вопросам трудоустройства и адаптации молодых специалистов, осуществлять внедрение инновационных форм трудоустройства молодых специалистов.

Деятельность структурного подразделения должна охватывать выпускников, имеющих затруднения в получении работы, в том числе по причине особенностей психофизического развития, инвалидности. Одни нуждаются в большом объеме практической помощи или длительной, постоянной поддержке на рабочем месте. Другие испытывают потребность дополнительной помощи в подготовке к собеседованию перед приемом на работу или в оснащении рабочего места стулом с регулируемым сидением для успешного трудоустройства. Следовательно, объем, виды оказываемой помощи и поддержки определяются исходя из индивидуальных характеристик выпускника.

Таким образом, осуществление социального партнерства между органами государственной службы занятости, нанимателями и учреждениями образования позволит обеспечить адресную подготовку специалистов в соответствии с их возможностями и потребностями экономики. Создание в учреждениях образования структурных подразделений по оказанию помощи и поддержки выпускникам в поиске и получении работы улучшит ситуацию с трудоустройством молодых специалистов, снизит уровень безработицы среди населения с инвалидность, будет препятствовать нарастанию социальной напряженности в обществе.

Список литературы

  1.  Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г., №243-3: в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 г. №126-3 // Национальный правовой Интернет- портал Республики Беларусь, 15.01.2014, 2/2124.
  2.  Яковчук В.Н. Социальное партнерство в сфере труда. Минск: МИТСО, 2010. 127 с.
  3.  Социальное партнерство / Под ред. В.В. Андрейченко. СПб.: Алетейя, 2010. 396 с.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (11.12.2019)
Просмотров: 29 | Теги: инвалидность, трудоустройство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь