Воскресенье, 04.12.2016, 11:14
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Трудовые отношения

НАПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ОТ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ С УЧЕТОМ ПРИКАЗА N 39Н

НАПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ОТ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ С УЧЕТОМ ПРИКАЗА N 39Н

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда законодательство возлагает на работодателя. Аттестация рабочих мест позволяет объективно оценить качество выполнения работодателем этих и других обязанностей. О том, как результаты такой аттестации влияют на тарифы страховых взносов от несчастного случая, вы узнаете из нашей статьи.


Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок проведения аттестации).

Порядок проведения аттестации рабочих мест распространяется на работодателей: юридических и физических лиц, а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Порядок проведения аттестации действует с 1 сентября 2011 г. Теперь такую аттестацию сможет проводить только организация, аккредитованная при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ)).

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации на основании договора гражданско-правового характера.

Согласно п. 6 Порядка проведения аттестации аттестующая организация должна быть аккредитована в установленном порядке и быть неаффилированным лицом по отношению к работодателю. Работодатель имеет право привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций, работы между ними могут быть распределены как по количеству рабочих мест, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

В п. 2 Приложения 2 к Заключению Минздравсоцразвития России от 12 мая 2012 г. "Об экспертизе Приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - Заключение об экспертизе Приказа N 342н) сказано, что п. 6 Порядка проведения аттестации предусматривает необходимость аттестации только независимой аттестующей организацией, при этом термин "независимой" не представляется возможным определить. Между тем от данного определения зависят результаты аттестации рабочих мест, которые могут быть признаны недействительными. Более того, запрет на проведение аттестации рабочих мест собственными силами работодателя при наличии у него соответствующих условий (наличие аккредитованной лаборатории) приводит к усилению роли, а соответственно, необходимости аттестующих организаций. При этом работодатель, в соответствии с ТК РФ, остается ответственным не только за соблюдение норм охраны труда (а соответственно, обеспечения и оценку вредного воздействия на рабочее место), но и за результаты аттестации рабочих мест, которые проводит аттестующая организация.

Более того, по результатам аттестации работодателем должны выполняться мероприятия, направленные на устранение выявленных вредных факторов. Для этой цели работодатели вынуждены повторно проводить соответствующие измерения после выполнения мероприятий и, соответственно, обращаться к аттестующей организации.

Для подтверждения компетентности организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда, их полномочий, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы, также проводится аккредитация в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" (далее - Приказ N 205н).

Минздравсоцразвития осуществляет аккредитацию путем внесения сведений в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Аккредитации подлежат специализированные организации и следующие услуги в области охраны труда (Приложение N 1 к Приказу N 205н):

- осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

- обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.

Попутно отметим, что, по мнению Минэкономразвития России, изложенному в Письме от 8 октября 2010 г. N Д-04-3956, осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда соответствует коду 74.14 "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления" ОКВЭД, деятельность по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда соответствует коду 74.30 "Технические испытания, исследования и сертификация", деятельность по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда соответствует коду 80.42 "Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки".


Обратите внимание! Приказом от 12 декабря 2012 г. N 590н Минтруд России внес изменения в Порядок проведения аттестации рабочих мест, которые вступили в силу 26 февраля 2013 г. Согласно позиции Минтруда России необходимость изменения Порядка проведения аттестации была обусловлена, в частности, высокой стоимостью проведения аттестации, длительностью данного процесса и отсутствием достаточного количества аттестующих организаций.

В связи с данными изменениями нами будут рассматриваться положения Порядка проведения аттестации с их учетом.


В частности, законодателем указанными изменениями были скорректированы сроки проведения аттестации. Напомним, что ранее Порядок аттестации рабочих мест устанавливал, что аттестация должна проводиться не реже пяти лет для всех без исключения рабочих мест работодателя. Теперь же сроки аттестации зависят от самого рабочего места.

Так, пятилетний срок сохранен для таких рабочих мест, которые:

- признаны по результатам предыдущей аттестации имеющими вредные и (или) опасные условия труда;

- имеют производственные факторы и работы, при выполнении которых проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) для сотрудников обязательно.

Для остальных рабочих мест аттестация теперь может не проводиться. Исключения составляют случаи, когда назначена внеплановая проверка.

Для вновь организованных рабочих мест сроки изменились. Ранее аттестация проводилась не позднее 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Теперь срок составляет один год.

Таким образом, сроки проведения аттестации следующие:

- для вновь организованных рабочих мест - не позднее одного года;

- для действующих рабочих мест - не позднее пяти лет от последней аттестации при условии обязательности аттестации (признаны вредными и опасными, требуют медосмотров работников);

- индивидуальные сроки - особые случаи при назначении внеплановой проверки;

- нет сроков - аттестация необязательна (не проводится) для мест, признанных благополучными.

Срок проведения повторной аттестации отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации (п. 8 Порядка проведения аттестации).

В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации (п. 10 Порядка проведения аттестации).

В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники.

Если аттестация будет проводиться в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, то в состав аттестационной комиссии включаются работодатель (его представитель), представители аттестующей организации, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), представители организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда). Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

Наличие в п. 10 Порядка проведения аттестации формулировки "в состав аттестационной комиссии включаются" может рассматриваться контролирующими органами как обязанность, а не право работодателя включить в состав аттестационной комиссии всех субъектов, указанных в пункте. При этом у работодателя может отсутствовать не только выборный орган первичной профсоюзной организации, но и иной представительный орган работников. Однако во избежание рисков, связанных с признанием результатов аттестации рабочих мест по условиям труда недействительными по причине отсутствия в составе аттестационной комиссии соответствующего представителя работников, представляется целесообразным четко определить право работодателя на привлечение тех или иных представителей в аттестационную комиссию (п. 6 Приложения 2 к Заключению об экспертизе Приказа N 342н).

На основании п. 12 Порядка проведения аттестации аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда:

- осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;

- формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;

- составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;

- готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

- присваивает номер каждому рабочему месту;

- заполняет и подписывает карты аттестации;

- готовит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника средствами индивидуальной защиты, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому на основании п. 44 Порядка проведения аттестации прилагаются:

- приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;

- перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;

- карты аттестации рабочего места по условиям труда;

- протоколы измерений и оценок;

- сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

- сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам;

- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (образец плана предусмотрен Приложением N 8 к Порядку проведения аттестации);

- протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый);

- сведения об аттестующей организации с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);

- протоколы заседаний аттестационной комиссии;

- заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

- предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Аттестационная комиссия должна рассмотреть отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписать протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передать его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

Пунктом 45 Порядка проведения аттестации установлено, что после проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации. Эти документы на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.

Как вы знаете, физические лица, выполняющее работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, подлежат обязательному социальному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), что следует из ст. 5 названного Закона.

Страхователями согласно ст. 3 Закона N 125-ФЗ признаются юридические лица любой организационно-правовой формы (в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающие граждан Российской Федерации) либо физические лица, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ.

Одной из обязанностей страхователя, установленных п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ, является сообщение страховщику обо всех известных обстоятельствах, имеющих значение при определении страховщиком в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу, в том числе сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии со ст. 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом. Проект такого федерального закона на очередной финансовый год и плановый период вносится Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 356-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" определено, что в 2012 г. и в плановый период 2013 и 2014 гг. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".

Отметим, что согласно положениям Порядка проведения аттестации результаты аттестации используются, в числе прочего, в целях:

- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком, что определено п. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию.

Читать дальше

Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443x (03.03.2014)
Просмотров: 383 | Теги: рабочих мест, аттестация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016