Понедельник, 05.12.2016, 11:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ГРУППЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ГРУППЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Очередные изменения налогового законодательства привели к появлению совершенно нового для Российской Федерации понятия "консолидированная группа налогоплательщиков". О том, в чем заключается суть данного понятия, и какова процедура проведения налоговых проверок данных субъектов, вы узнаете из нашего материала.

 

Появление Федерального закона от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" (далее - Федеральный закон N 321-ФЗ) вызвано реформированием нашего законодательства в соответствии с европейскими стандартами.

В соответствии со ст. 3 данного Закона он вступил в силу с 1 января 2012 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

В силу положений Федерального закона N 321-ФЗ изменения внесены в первую и вторую части Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Раздел II части первой НК РФ под названием "Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях" дополнен гл. 3.1 "Консолидированная группа налогоплательщиков", содержащей общие положения о консолидированной группе.

Статья 25.1 этой главы документа регламентирует, что консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.

 

Обратите внимание! Если вы не являетесь плательщиком налога на прибыль, то изменения, о которых идет речь в данном материале, не должны быть вам интересны (хотя бы с практической точки зрения).

 

Участником консолидированной группы налогоплательщиков признается организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков признается ее участник, на которого в соответствии с договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций.

Документом, подтверждающим полномочия ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, является договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, заключенный в соответствии с НК РФ и гражданским законодательством Российской Федерации (ознакомьтесь с общими положениями о договоре, закрепленными в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статья 25.2 НК РФ определяет условия создания консолидированной группы налогоплательщиков.

Такая группа может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов. Указанное условие должно соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Организация - сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должна соответствовать следующим условиям:

- организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;

- в отношении организации не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

- размер чистых активов организации, рассчитанный на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, превышает размер ее уставного (складочного) капитала.

К уже созданной консолидированной группе могут присоединиться и новые организации, но при условии, что они соответствуют требованиям, приведенным нами выше.

Все в совокупности организации, являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, также должны соответствовать определенным условиям.

В НК РФ введены положения и о том, кто вообще не может являться участником консолидированной группы налогоплательщиков. Это, в частности, банки, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются банками; организации, являющиеся участниками иной консолидированной группы налогоплательщиков; организации, не признаваемые налогоплательщиками налога на прибыль организаций, а также использующие право на освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 части второй НК РФ (ведь именно для плательщиков этого налога и разработан Федеральный закон N 321-ФЗ); организации, являющиеся налогоплательщиками налога на игорный бизнес; клиринговые организации и так далее.

 

Обратите внимание! Консолидированная группа налогоплательщиков создается не менее чем на два налоговых периода по налогу на прибыль организаций.

 

В соответствии со ст. 25.3 НК РФ договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков организации, соответствующие условиям, установленным ст. 25.2 НК РФ, объединяются на добровольной основе без создания юридического лица в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые установлены НК РФ.

 

Обратите внимание! Согласно ст. 80 НК РФ особенности представления в налоговый орган налоговой декларации консолидированной группы налогоплательщиков определяются гл. 25 части второй НК РФ.

 

Естественно, что появление такого субъекта налоговых отношений привело к дополнениям налогового законодательства в части проведения налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в общем порядке, установленном ст. 88 НК РФ, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с гл. 25 НК РФ, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.

В соответствии со ст. 89 НК РФ правила, предусмотренные этой статьей, применяются при проведении выездных налоговых проверок консолидированной группы налогоплательщиков с учетом особенностей, установленных ст. 89.1 НК РФ.

Статья 89.1 НК РФ регламентировала, что выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков на территории (в помещении) ответственного участника этой группы и на территориях (в помещениях) иных участников этой группы на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае если у участника консолидированной группы налогоплательщиков отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка в отношении такого участника может проводиться по месту нахождения соответствующего налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков выносит налоговый орган, осуществивший постановку на учет ответственного участника этой группы.

 

Обратите внимание! Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства участника консолидированной группы налогоплательщиков не проводится.

 

В решении о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков указываются:

- полное и сокращенное наименования участников консолидированной группы налогоплательщиков;

- налоговые периоды, за которые проводится проверка;

- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Должностные лица, указанные в решении о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, могут принимать участие в проведении проверки по всем участникам консолидированной группы.

Проведение выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в порядке, установленном ст. 89 НК РФ, не препятствует проведению самостоятельных выездных налоговых проверок участников этой группы по налогам, которые не подлежат исчислению и уплате указанной консолидированной группой налогоплательщиков, с отдельным оформлением результатов таких проверок.

Предметом выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков является правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по этой группе.

Выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года.

Повторной выездной налоговой проверкой консолидированной группы налогоплательщиков признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки этой группы за те же налоговые периоды.

В силу ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Акт налоговой проверки в течение 10 дней с даты этого акта вручается ответственному участнику консолидированной группы.

Письменные возражения по этому акту представляются ответственным участником группы в течение 30 дней со дня его получения. При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направляется ответственному участнику этой группы, который признается проверяемым лицом в целях настоящей статьи (ст. 101 НК РФ).

Обязанность по извещению участников консолидированной группы налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лежит на ответственном участнике этой группы. Ненадлежащее исполнение указанной обязанности ответственным участником этой группы не является основанием для отложения рассмотрения материалов налоговой проверки.

Налоговый орган обязан известить участника консолидированной группы налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, если в акте налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков имеется предложение о привлечении этого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу по истечении 20 дней со дня вручения ответственному участнику этой группы.

При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В.В.Семенихин

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (27.06.2014)
Просмотров: 348 | Теги: налогообложение, ценообразование | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016