Четверг, 23.11.2017, 14:18
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

О.В.Никулина, доктор экономических наук, доцент, профессор, Е.С.Мануйлова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация. В современных условиях особое значение приобретает деятельность малого инновационного предпринимательства как наиболее гибкой составляющей инновационной экономики страны. Однако в силу специфики своей деятельности малое инновационное предпринимательство нуждается в государственной поддержке, в том числе и в области налоговой политики государства. В связи с этим рассмотрение вопросов налогового стимулирования деятельности малого инновационного предпринимательства является актуальным и своевременным.

Предметом данного исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования эффективной системы налогового стимулирования малого инновационного предпринимательства.

Цель исследования - выявить основные направления совершенствования налогового стимулирования малого инновационного предпринимательства в России на основе использования зарубежного опыта.

Методология. В рамках исследования были использованы методы анализа данных и сравнения для выявления особенностей налогового стимулирования малого инновационного предпринимательства в зарубежных странах и в России. При определении основных направлений совершенствования использовался метод прогнозирования на основе полученных результатов анализа и сравнения.

Результаты. В статье рассмотрены основные инструменты налогового стимулирования деятельности малого инновационного предпринимательства в России. Проанализирован зарубежный опыт применения налоговых льгот и преференций. Разработаны и обоснованы рекомендации по совершенствованию российской системы налогового стимулирования деятельности малого инновационного предпринимательства.

Выводы. Сделан вывод о том, что российская система налогового стимулирования малоэффективна и нуждается в реформировании путем расширения числа налоговых льгот, а также разработке специального налогового режима на основе использования зарубежного опыта.

Ключевые слова: налоговое стимулирование, малое инновационное предпринимательство, налоговые льготы, налоговый кредит, зарубежный опыт.

 
На современном этапе развития мировой экономики особую роль в развитии любой страны приобретают инновации. Переход на инновационный путь развития, возрастание влияния инновационной составляющей на эффективность и конкурентоспособность экономики ставят проблемы ускоренной разработки и внедрения инноваций в число приоритетных. Особое значение приобретает деятельность малого инновационного предпринимательства как наиболее гибкой составляющей инновационной экономики страны. Однако в силу специфики своей деятельности малое инновационное предпринимательство нуждается в государственной поддержке, в том числе и в области налоговой политики государства. В связи с этим рассмотрение вопросов налогового стимулирования деятельности малого инновационного предпринимательства является актуальным и своевременным.

В настоящее время понятие «инновационное предпринимательство» нигде не закреплено. С одной стороны, под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений [13]. С другой стороны, под ним также можно понимать использование на предприятиях инновационных структур управления. Согласно Руководству Осло (Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data), которое используется для определения инновационного предприятия, под ним понимается предприятие, которое внедрило некую инновацию в течение периода наблюдения [11]. В целях настоящего исследования под инновационным предпринимательством понимается экономическая деятельность, направленная на создание, внедрение и коммерциализацию инноваций в результате осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью удовлетворения общественных потребностей в инновационных продуктах (работах, услугах) и на основе этого получения прибыли.

Малое инновационное предпринимательство является важной составляющей инновационного бизнеса. Оно способствует развитию инновационной экономики, а также повышению конкурентоспособности страны на внешних рынках. Несмотря на роль, которую малое инновационное предпринимательство играет в экономике страны, нет единого подхода к его определению. Одни исследователи под малым инновационным предпринимательством понимают структурную часть малого предпринимательства со свойственными ему особенностями и функциями [4]. Другие ученые считают, что малое инновационное предпринимательство создается частными лицами для разработки и производства новой продукции [2]. Так как малое инновационное предпринимательство является частью и малого, и инновационного предпринимательства, под ним целесообразно понимать субъекты малого предпринимательства, осуществляющие экономическую деятельность, направленную на получение прибыли и включающую в себя разнообразные этапы разработки, производства и продажи инновационных товаров или услуг.

В зарубежных странах большое внимание уделяется развитию малого инновационного предпринимательства. Так, доля последнего в объеме промышленных предприятий в развитых странах достигает 80 % (в Германии - 66 %, Ирландии - 75 %, США - 80 %, Франции - 46 %, Великобритании - 39 %) [17]. В России данный показатель значительно ниже: по оценкам различных экспертов, 5-6 %.

Широкое распространение в зарубежных странах получили косвенные методы финансовой поддержки деятельности малого инновационного предпринимательства. Основу косвенной финансовой поддержки составляет налоговое стимулирование. Налоговое стимулирование деятельности малого инновационного предпринимательства включает в себя применение отдельных налоговых льгот и применение специальных налоговых режимов.

Основные инструменты налогового стимулирования в виде использования различного рода налоговых льгот для малого инновационного предпринимательства в зарубежных странах в 2013 г. представлены в таблице 1.
Как видно из таблицы, наиболее популярной налоговой льготой, применяемой в большинстве зарубежных стран, является налоговый кредит.

Несмотря на то что большинство зарубежных стран используют похожие налоговые льготы и стимулы, их размеры различаются по странам. Размеры налоговых льгот для малого инновационного предпринимательства в зарубежных странах представлены в таблице 2.

Как видно из таблицы, размер налоговых вычетов из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль расходов, связанных с проведением НИОКР, сильно варьируется, от 15,5 % в Бельгии до 150 % в Великобритании.

Необходимо также отметить, что в некоторых странах (Австралия, Австрия) предусматривается предоставление налоговых вычетов как от объема расходов на НИОКР, так и от прироста таких расходов. Применение налогового кредита представляет собой снижение налога на прибыль на определенный процент: 540 % от объемов расходов на НИОКР (Франция, США, Великобритания) или 40-50 % от прироста таких расходов (Корея, Португалия, Испания). Применение налоговых льгот на основе приростного подхода позволяет стимулировать постоянное увеличение расходов на НИОКР, тем самым стимулируя инновационное развитие предприятий.

Помимо указанных налоговых льгот в некоторых странах также используются пониженные ставки по отдельным налогам. Так, во Франции малые предприятия имеют право на временное освобождение от налога на прибыль или его снижение до 50 % в первые пять лет существования [5]. В Великобритании правом на налоговые льготы обладают все малые предприятия, которые ежегодно направляют более 10 тыс. фунтов стерлингов на научно-исследовательскую деятельность, налог на прибыль для таких компаний может снижаться до 1 %. Пониженные ставки НДС по товарам инновационного назначения используются в Германии, Швеции, Великобритании, Италии [3].

Таблица 1
Основные инструменты налогового стимулирования в зарубежных странах в 2013 г.


Примечание. Составлено авторами по: [16].

Дополнительные льготы, как правило, предоставляются предприятиям, которые проводят совместные проекты с университетами. Так в Норвегии при совместных исследованиях с университетами установлен двойной размер потолка расходов на НИОКР, в Великобритании компания может вычитать из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль суммы, вложенные в совместные разработки, или выплаченные университетам вознаграждения за исследования [10].

Кроме использования налоговых льгот в зарубежных странах применяются специальные налоговые режимы для инновационных компаний. Таким налоговым режимом является режим «Патентного ящика» (Patent Box). Данный налоговый режим предполагает льготное налогообложение дохода от использования прав интеллектуальной собственности. Режим «Патентного ящика» применяется в семи европейских странах (Бельгия, Франция, Венгрия, Люксембург, Нидерланды, Испания, Великобритания) [6]. Основными условиями применения данного налогового режима являются следующие:

1) компания имеет в собственности квалифицированные объекты интеллектуальной собственности;

2) налогообложение осуществляется по эффективной налоговой ставке, зависящей от сложившейся в стране системы налогообложения прибыли, а также необлагаемой части дохода от использования объектов интеллектуальной собственности;

3) в состав доходов, облагаемых в рамках данного режима, включаются доходы от использования и продажи объектов интеллектуальной собственности;

4) расходы на создание объектов интеллектуальной собственности вычитаются из налогооблагаемой базы.

Таблица 2
Размеры налоговых льгот в зарубежных странах в 2013 г.


Примечание. Составлено авторами по: [19].

Несмотря на наличие общих принципов и условий применения режима «Патентного
ящика», в европейских странах имеются различия при определении объектов интеллектуальной собственности и дохода, облагаемого в рамках данного режима. Сравнение применения режима «Патентного ящика» в европейских странах представлено в таблице 3.

Таблица 3
Сравнение режима «Патентного ящика» в европейских странах


Примечание. Составлено авторами по: [15].

Из таблицы видно, что к квалифицированным объектам интеллектуальной собственности, как правило, относят патенты, полученные в результате НИОКР, защитные сертификаты на продукцию. В некоторых странах (Венгрия, Люксембург, Испания) к списку квалифицированных объектов интеллектуальной собственности относят торговые марки, логотипы и некоторые другие схожие права. Во многих европейских странах данные права должны быть получены компаниями-резидентами либо усовершенствованы ими. Важным условием является необходимость введения данного права в баланс предприятия.

Применение данного режима налогообложения способствует развитию НИОКР внутри страны, стимулирует получение патентов на изобретения. К сожалению, этот режим в большинстве европейских стран был введен после 2007 г., что не позволяет сделать однозначные выводы о его эффективности. Одной из первых стран, которая стала применять режим «Патентного ящика», является Франция, где он был введен в 2001 году. Исследование, проведенное агентством Reuters, показало, что с момента введения льготного режима налогообложения число патентных заявок во Франции стабильно росло [14].

Проанализируем российскую налоговую систему с учетом результатов исследования зарубежного опыта налогового стимулирования деятельности малого инновационного предпринимательства.

В России основу налогового законодательства составляет Налоговый кодекс. В нем указаны основные налоговые льготы, применяемые для стимулирования инновационной деятельности. Основными налоговыми льготами, используемыми для стимулирования малого инновационного предпринимательства, являются:

1) льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС). От налогообложения освобождаются:
- реализация исключительных прав на изобретение, полезные модели и другие результаты интеллектуальной деятельности;
- выполнение НИОКР за счет средств бюджетной системы Российской Федерации;
- выполнение НИОКР научными и образовательными учреждениями;
- ввоз на территорию Российской Федерации технологического оборудования и расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в России.

2) льготы по налогу на прибыль организаций:
- «амортизационная премия» - возможность отнесения к расходам отчетного периода не более 30 % (не более 10 %) расходов на капитальные вложения в зависимости от срока полезного использования;
- применение повышающих коэффициентов амортизации, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, используемых для научно-исследовательской деятельности;
- право включать некоторые виды расходов на НИОКР в состав прочих расходов в том периоде, в котором они были произведены, с применением повышающего коэффициента, но не более 1,5;

3) льготы, предоставляемые предприятиям - участникам территорий с особым экономическим статусом:
- применение повышающих коэффициентов амортизации, но не выше 2 в отношении собственных амортизируемых основных средств;
- пониженная ставка налога на прибыль (не может превышать 13,5 %) для организаций - резидентов особой экономической зоны (устанавливается законами субъектов РФ);
- для организаций - резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 % в течение 10 лет со дня получения этого статуса;
- льготы по налогу на имущество организации в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет данного имущества;
- льготы по земельному налогу сроком на 5 лет с месяца возникновения права на земельный участок.

Кроме указанных выше налоговых льгот малые инновационные предприятия имеют право на налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам [1].

Налоговый кредит предоставляется на срок от 1 до 5 лет по ставке процента от 50 до 70 % ставки рефинансирования, при этом сумма уменьшения налога не может превышать 50 %. При этом возникает необходимость уплаты в бюджет относительно большой суммы налога после окончания срока кредита, что является немаловажным фактором, влияющим на финансово-экономическое состояние субъектов малого инновационного предпринимательства.

В Налоговом кодексе предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов для различных групп предприятий. Специальными налоговыми режимами, применяемыми на территории РФ, являются:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (глава 26.1 НК РФ);

2) упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ);

5) патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ).
Сравнительная характеристика специальных налоговых режимов Российской Федерации приведена в таблице 4.

Таблица 4
Сравнительная характеристика специальных налоговых режимов в Российской Федерации


Примечание. Составлено авторами по: [8].

В результате анализа условий предоставления данных специальных налоговых режимов было выявлено, что малые инновационные предприятия могут перейти только на упрощенную систему налогообложения, так как остальные налоговые режимы требуют соответствия по видам деятельности. Однако стоит отметить, что ни один из существующих специальных налоговых режимов не соответствует в полной мере потребностям малого инновационного предпринимательства.

Несмотря на существующие инструменты поддержки, экономическая активность малого инновационного предпринимательства остается достаточно низкой по сравнению с зарубежными странами. Так, на долю малого инновационного бизнеса в зарубежных странах приходится порядка 50-60 % всех инноваций [12]. Кроме того, инновационная активность крупного предпринимательства в России выше инновационной активности малого бизнеса. Основные показатели деятельности малого инновационного предпринимательства представлены в таблице 5.

Несмотря на то что наблюдается рост числа малых инновационных предприятий, их доля в общем числе малых и средних предприятий с 2011 г. снизилась. Это свидетельствует о снижении интереса к инновационным формам малого предпринимательства. Кроме того, затраты малого предпринимательства на инновации с каждым годом увеличиваются.

Необходимо отметить, что большинство существующих налоговых льгот направлено на стимулирование НИОКР и практически нет льгот, направленных на стимулирование деятельности инновационной компании в процессе производства высокотехнологичной продукции и внедрения результатов НИОКР в производство. В связи с этим представляется своевременным проведение мероприятий по совершенствованию налогового стимулирования деятельности малого инновационного предпринимательства, разработанных на основе опыта зарубежных стран (см. табл. 6).

Ожидаемый результат основывается на данных Статистического управления Европейских сообществ (Statistical office of the European Communities) и Федеральной службы государственной статистики РФ. Так, в странах Европейского союза наблюдается постоянный рост доли расходов на НИОКР за счет собственных средств предприятий в общих затратах на НИОКР с 53,8 % в 2009 г. до 55 % в 2013 году [18]. Стоит отметить, что в России также наблюдается рост затрат малых предприятий на технологические инновации с 6 793,5 млн руб. в 2009 г. до 13 510,5 млн руб. в 2013 году [9].

Таблица 5
Основные показатели деятельности малого инновационного предпринимательства в России


Примечание. Составлено авторами по: [7; 9]. 

Также в европейских странах, использующих одновременно несколько разнообразных налоговых льгот (Франция, Великобритания, Нидерланды, Венгрия, Италия), наблюдается стабильный рост числа инновационных компаний в секторе малого бизнеса. Так, во Франции число малых инновационных компаний выросло с 2008 по 2013 г. на 4,2 %, в Великобритании - на 22,7 %, в Нидерландах - на 6,8 %, в Венгрии - на 12,7 %, в Италии - на 3,4 % [18]. Стоит отметить, что Франция, Италия и Великобритания активно используют механизм налогового кредита для стимулирования деятельности малого инновационного предпринимательства. Согласно данным европейской статистики с 2010 г. наблюдается рост числа предприятий, осуществляющих совместные разработки с научно-исследовательскими организациями. Так, например, в Великобритании число таких предприятий увеличилось на 29,8 %, в Швеции - на 56,3 %, в Германии - на 14,6 %. Кроме того, растет число предприятий, считающих сотрудничество с научно-исследовательскими организациями наиболее ценным видом сотрудничества. Например, в Германии число таких предприятий выросло на 35,2 %, в Нидерландах - на 7,7 %, в Чехии - на 63,4 % [18].

Реализация предложенных мероприятий будет способствовать развитию малого инновационного предпринимательства в России и повышению его роли в экономике страны, что, в свою очередь, приведет к становлению инновационной экономики и повышению конкурентоспособности страны.

В результате исследования направлений совершенствования налогового стимулирования малого инновационного предпринимательства можно сделать следующие выводы:

1. В зарубежных странах создана система налогового стимулирования малого инновационного предпринимательства, включающая разнообразные налоговые льготы (налоговые вычеты, налоговые кредиты, ускоренная амортизация и др.), а также практикуется использование специального налогового режима «Patent Box» для инновационных компаний. Данная система способствует инновационному развитию стран.

2. В Российской Федерации имеющиеся налоговые льготы малоэффективны. Практика применения налоговых кредитов не способствует развитию малого инновационного предпринимательства. Существующие специальные налоговые режимы не соответствуют в полной мере потребностям малого инновационного предпринимательства.
Мероприятия по совершенствованию налогового стимулирования малого инновационного предпринимательства

Таблица 6
Мероприятия по совершенствованию налогового стимулирования малого инновационного предпринимательства


Примечание. Составлено авторами.

3. Основными направлениями совершенствования налогового стимулирования деятельности малого инновационного предпринимательства должны стать расширение числа налоговых льгот по отдельным налогам и изменение механизма применения налогового кредита и инвестиционного налогового кредита на основе использования зарубежного опыта, а также адаптация режима «Patent Box» к российским условиям.

Указанные мероприятия расширят систему налогового стимулирования, позволят повысить ее эффективность, что в конечном итоге приведет к росту масштабов деятельности малого инновационного предпринимательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алисенов, А. С. Налоговый механизм стимулирования инноваций в России / А. С. Алисенов // ЭКО. - 2015. - № 5. - С. 152-167.
2. Бабкин, А. В. Развитие инновационного предпринимательства в России: понятие, динамика, проблемы, направления развития / А. В. Бабкин, О. В. Чистякова // Экономическое возрождение России. - 2014. - № 4 (42). - С. 157-170.
3. Гринкевич, А. М. Налоговое стимулирование инновационной деятельности: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства / А. М. Гринкевич // Вестник Томского государственного университета. Серия «Экономика». - 2012. - № 2. - С. 81-86.
4. Ерыгина, Л. В. Роль инновационных малых предприятий в современной экономике / Л. В. Ерыгина, К. В. Орлова // Вестник СибГАУ - 2014. - № 4 (57). - С. 271-275.
5. Кабир, Л. С. Система налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности: сравнение России и стран ОЭСР / Л. С. Кабир // Экономика и управление. - 2013. - № 12. - С. 52-61.
6. Лысунец, М. В. Налоговые инструменты стимулирования инноваций: опыт введения налогового режима патентных ящиков / М. В. Лысунец // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 1. - С. 13-16.
7. Малое и среднее предпринимательство в России. 2014 : стат. сб. Федер. службы гос. статистики (Росстат). - М., 2014. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1139841601359 (дата обращения: 26.12.2015). - Загл. с экрана.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n= 181641 fld= 134;from=99209-8;rnd=189271. 11834346526302397;ts=018927171497319242917. - Загл. с экрана.
9. Наука и инновации // Официальный сайт Росстата. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения: 26.12.2015). - Загл. с экрана.
10. Никулина, О. В. Направления совершенствования финансовой поддержки экспортной деятельности инновационных компаний в России и за рубежом / О. В. Никулина, Е. С. Мануйлова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2015. - № 3 (32). - С. 104-115.
11. Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям = Oslo manual: guidelines for collecting and interpreting innovation data). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://mgimo. ru/upload/docs_6/ruk.oslo.pdf (дата обращения: 17.02.2016). - Загл. с экрана.
12. Старкова, Н. О. Оценка организационного развития малого предпринимательства / Н. О. Старкова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (55). - С. 905-909.
13. Удальцова, Н. Л. Инновационное предпринимательство как элемент национальной инновационной системы / Н. Л. Удальцова // Инновационная наука. - 2015. - № 7-1 (7). - С. 158-161.
14. Ушакова, С. Е. Формирование фискальной системы стимулирования инноваций при адаптации зарубежного опыта / С. Е. Ушакова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 9 (294). - С. 40-49.
15. European patent box regimes // Japan External Trade Organization, April 2013. - Electronic text data. - Mode of access: https://www.jetro.go.jp/world/europe/ ip/pdf/european_patent_box_regimes_en.pdf (date of access: 11.01.2016). - Title from screen.
16. Main features of R&D tax incentive provision in selected OECD and OECD countries, 2013. - Electronic text data. - Mode of access: http://www. oecd.org/sti/rd-tax-incentives-provisions.pdf (date of access: 12.01.2016). - Title from screen.
17. OECD science, technology and industry scoreboard. - Electronic text data. - Mode of access: http: //www. oecd-ilibrary. org/science-and-technology/ oecd-science-technology-and-industry-scoreboard- 2015_sti_scoreboard-2015-en (date of access: 12.01.2016). - Title from screen.
18. Science, technology and innovation. - Electronic text data. - Mode of access: http://ec.europa.eu/eurostat/ web/science-technology-innovation/data/main-tables (date of access: 18.02.2016). - Title from screen.
19. Summary description of R&D tax incentive schemes for OECD countries and selected economies, 2013. - Electronic text data. - Mode of access: http:// www.oecd.org/sti/2013OECD-NESTI%20 RDTaxIncentiveSummaryDescription_03Apr2014.pdf (date of access: 12.01.2016). - Title from screen.

Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. "Экономика. Экология. 2016. №2 (35)

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (22.05.2017)
Просмотров: 238 | Теги: налоговые льготы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь