Суббота, 21.10.2017, 20:23
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

МАРКОВ В.Н.,
кандидат экономических наук, профессор (Калининградский
филиал АНОО ВПО «Международный славянский институт»)

КРАМАРЕНКО И.А.,
кандидат экономических наук, профессор (Калининградский
филиал АНОО ВПО «Международный славянский институт»)

 

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

 


Очевидно,  что  обусловленное  эконо-
мическим  кризисом  снижение  налоговых
сборов не только не снимает с государства
ответственности  за  реализацию  ранее  на-
меченных  мероприятий  в  области  экономи-
ческой и социальной политики, но и ставит
ряд  новых  задач,  связанных  с  растущей
безработицей  и  падением  уровня  жизни  и
доходов населения, необходимостью допол-
нительной поддержки системообразующих и
социально  значимых  предприятий,  адапта-
цией налоговой системы к новым условиям
хозяйствования. И от того, как посредством
внедрения  усовершенствованных  инстру-
ментов  налогообложения  будет  найден  оп-
тимальный баланс между фискальным бре-
менем на предпринимателей и их желанием
минимизировать  затраты,  зависит  степень
уклонения налогоплательщиков от налогоо-
бложения, объемы теневого бизнеса, а так-
же уровень налоговой культуры в обществе.
Система  налоговой  мотивации  и  сти-
мулирования  должна  быть  достаточно  гиб-
кой, чтобы эффективно использовать любые
изменения  в  производстве  товаров  и  услуг
на  данном  этапе  экономического  развития.
Способность  налоговой  системы  к  адапта-
ции  и  самосовершенствованию  призвана  в
данном  случае  оказывать  стимулирующее
воздействие  на  экономический  рост  через
взаимоувязанную  систему  экономических
интересов  всех  участников  хозяйственного
процесса.
Теневая  деятельность  в  целом  может
быть  рассмотрена  с  двух  позиций:  крими-
нальной, некриминальной.
Размер  криминальной  теневой  дея-
тельности  в  полной  мере  определяется  по-
литикой,  проводимой  на  государственном
уровне.  Некриминальная  теневая  деятель-
ность  определяется  стремлением  снизить
экономические  расходы  и  риски,  существу-
ющие у субъектов хозяйствования.
Основные признаки теневой экономики
могут быть сгруппированы следующим обра-
зом: неконтролируемость производственной,
торговой  и  финансовой  деятельности  субъ-
ектов  теневой  экономики  государственными
органами;  незаконный  характер  деятельно-
сти,  в  том  числе  и  совершение  преступле-
ний  повышенной  общественной  опасности;
легализация незаконных доходов с целью их
дальнейшего  инвестирования  в  легальную
экономику;  направление  части  незаконных
доходов на финансирование коррумпирован-
ного чиновничества в органах государствен-
ной власти, в том числе и в различных пра-
воохранительных  структурах.  Именно  этот
признак наиболее характерен для современ-
ной российской теневой экономики.
Существующие  различия  в  методо-
логии  процесса  развития  теневой  экономи-
ки,  а  также  количественные  расхождения  в
оценках происходящих изменений в данном
секторе  определяются,  по  нашему  мнению,
тем, что в последнее время практически во
всех  странах  наблюдается  тенденция  пере-
хода от термина «теневая экономика» к тер-
мину «ненаблюдаемая экономика». Под не-
наблюдаемой экономикой принято понимать
экономическую  деятельность,  ненаблюдае-
мую прямыми статистическими методами, а
также совокупность скрытой, неформальной
и  незаконной  экономической  деятельности.
Данный  термин  напрямую  свидетельству-
ет о невозможности учета статистическими
органами  происходящих  изменений  в  дан-
ном  секторе.  Таким  образом,  государство
официальным  образом  уходит  от  оценки
происходящих тенденций в теневом секторе
экономики. При этом существующие показа-
тели  принимают  неофициальный  характер.
В  таких  условиях  становится  затруднитель-
ным  эффективно  управлять  теневой  эко-
номикой.  В  последнее  время  большинство
стран по-разному учитывают проявления не-
наблюдаемой экономики. Такие проявления
могут включать как общие, типичные, так и
специфические  виды.  В  странах  СНГ  наи-
большая часть досчетов на ненаблюдаемую
деятельность  производится  по  следующим
отраслям:  сельское  хозяйство,  торговля,
здравоохранение, строительство, транспорт,
образование,  производство.  В  перечислен-
ных отраслях экономики уровень оплаты тру-
да по месту официального трудоустройства
является недостаточным. Работники вынуж-
дены увеличивать свой доход за счет выпол-
нения  работы,  оказания  услуг  в  свободное
время  на  других  рабочих  местах.  При  этом
социальная  составляющая  не  становится
определяющей.  В  свою  очередь,  работода-
телям  выгодно  нанимать  таких  работников
без социальных гарантий и без официально-
го приема на работу. В результате работода-
тели уходят от уплаты налогов на труд таких
работников,  а  государство  не  собирает  не-
обходимого  объема  налоговых  отчислений.
Наиболее  сложны  для  учета  такие  сферы
деятельности, где работник и работодатель
выступают в одном лице.
Наиболее  сильно  подвержены  воз-
действию  теневой  экономики  следующие
сферы: налоговая, бюджетная, кредитно-де-
нежная. Развитие теневого бизнеса способ-
ствует структурным изменениям в экономике
страны  в  целом,  социально-экономическом
развитии,  инвестиционной  деятельности,  в
воспроизводстве  рабочей  силы,  на  рынке
труда,  в  системе  международных  экономи-
ческих отношений.
В  настоящее  время  в  сфере  теневой
экономики  существуют  два  основных  неуч-
тенных элемента, влияющих на определение
макроэкономических  показателей  страны
в  целом:  так  называемые  «коррупционные
услуги»,  макроэкономические  финансовые
решения государства.
Операции с финансовыми и нефинан-
совыми активами в целом не влияют на из-
менение ВВП. Однако, на наш взгляд, долж-
ны  быть  учтены  в  процессе  определения
размеров теневой экономики.
Для предотвращения/сокращения объ-
емов  теневой  экономики  и  ее  негативного
влияния на все сферы народного хозяйства
необходима  реализация  эффективной  по-
литики противодействия коррупции. При от-
сутствии  какого-либо  негосударственного
органа  в  данной  сфере  основная  нагрузка
по  реализации  политики  противодействия
коррупции и теневой экономике ложится на
государство. Подобные меры могут быть ре-
ализованы  на  основе  действенного  право-
вого  регулирования.  В  области  правового
обеспечения  процесса  противодействия  те-
невой экономики проводимая работа значи-
тельным  образом  активизировалась,  начи-
ная с 2008 года.
Реализация  политики  противодей-
ствия коррупции и теневой экономики долж-
на  основываться  на  таких  подходах,  как
ценностно  ориентированный,  нормативно-
правовой,  системно  управленческий  и  про-
ектный.
Обеспечению  эффективной  реализа-
ции  политики  противодействия  коррупции
и теневой экономике в России должна спо-
собствовать  согласованность  реализуемой
политики  с  политикой  в  других  отраслях,  в
частности, с налоговой политикой.
Политика  максимизации  налогов  ха-
рактеризуется установлением высоких нало-
говых ставок, сокращением налоговых льгот,
вводом большого количества новых налогов.
К сожалению, использование данной формы
налоговой политики в нашей стране в пери-
од рыночных преобразований не позволило
достигнуть существенных результатов. Кро-
ме того, увеличение длительности использо-
вания данной формы привело к увеличению
объемов  теневой  экономики  и  нарушению
эффективного взаимодействия всех элемен-
тов социально-трудовых отношений.
Такая форма налоговой политики, как
экономическое  развитие,  характеризуется
ослаблением  налогового  пресса  для  пред-
принимателей  при  одновременном  сокра-
щении расходов на социальные программы.
Подобный  подход  свидетельствует  о  жела-
нии  государства  обеспечить  эффективную
реализацию  социальных  программ  в  тех
объемах,  которые  были  намечены  ранее.
Однако  численное  сокращение  налогов,  с
нашей точки зрения, не может в полной мере
рассматриваться как ослабление налогового
пресса для предпринимателей.
Политика  разумных  налогов  характе-
ризуется  относительным  балансом  интере-
сов государства и налогоплательщиков. Это
позволяет  как  развивать  экономику,  так  и
поддерживать  необходимый  уровень  соци-
альных расходов. Однако следует учитывать,
что  обеспечить  соответствующий  уровень
социальных  расходов  возможно  только  при
создании эффективной системы взаимодей-
ствия  всех  элементов  социально-трудовых
отношений.  Высокий  уровень  налогообло-
жения  как  юридических,  так  и  физических
лиц  приводит  к  необходимости  усиления
взаимодействий  между  работником  и  ра-
ботодателем  без  учета  интересов  государ-
ства.  В  результате  сокращения  налоговых
выплат  в  бюджет  страны  не  восполняются
финансовые  ресурсы,  предусмотренные  на
поддержание и развитие социальной сферы.
В  свою  очередь,  работники  также  лишают-
ся  социальных  гарантий  и  социальной  под-
держки со стороны государства. Без участия
государства  в  системе  социально-трудовых
отношений  в  дальнейшем  тенденции  раз-
вития теневой экономики будут только уси-
ливаться.  По  нашему  мнению,  обеспечить
эффективную  реализацию  политики  разум-
ных  налогов  становится  возможным  только
наличии значительного объема финансовых
средств, сформированных в резервных фон-
дах. При этом, на наш взгляд, данная форма
политики является наиболее перспективной
в стратегическом периоде времени.
Само по себе изменение формы нало-
говой политики, применяемой государством,
не  позволяет  сиюминутно  трансформиро-
вать  происходящие  процессы  в  сфере  со-
циально-трудовых  и  налоговых  отношений.
Развитие  социально-трудовых  и  налоговых
отношений  характеризуется  определенной
инерционностью.  В  этих  условиях  особое
значение  приобретает  действенная  норма-
тивно-правовая  база.  Она  должна  быть  не
запаздывающей,  а  опережающей.  Это  по-
зволит  планомерно  осуществлять  переход
на новые условия хозяйствования.
В  нашей  стране  предпринимались  по-
пытки  для  реализации  всех  основных  форм
налоговой политики. При этом основная про-
блема, на наш взгляд, заключалась в том, что
не были учтены все условия, определяющие
необходимость  применения  той  или  иной
формы  налоговой  политики.  Кроме  того,  ни
одна  из  форм  налоговой  политики  не  была
реализована в чистом виде. Невозможность
практической реализации существующих ме-
тодологических  подходов  обосновывалась
складывающимися  условиями  хозяйствова-
ния и необходимостью использования смеж-
ных форм налоговой политики. Совокупность
предпринимаемых мероприятий приводила к
усилению негативных тенденций в направле-
нии роста объемов теневой экономики и де-
формации  социально-трудовых  отношений,
закрепленных правовым образом.
Для преодоления складывающихся не-
гативных  тенденций  в  области  развития  те-
невого сектора все предпринимаемые меры
должны  быть  взаимосвязаны  и  направлены
на повышение эффективности функциониро-
вания народного хозяйства страны в целом.
В  настоящее  время  существует  ряд
инструментов  государственной  налоговой
политики,  используемых  для  компенсации
негативного  влияния  кризисных  явлений  в
экономике  и  стимулирования  выхода  биз-
неса  и  работодателей  из  тени.  Помимо  за-
конодательно  определенных  Кодексом  спо-
собов формирования специальных режимов
налогообложения, а также возможности для
налогоплательщика официально уменьшать
налогооблагаемую  базу  посредством  учета
тех или иных доходов и расходов, большую
роль  в  создании  благоприятных  налоговых
режимов  и  вывода  бизнеса  из  тени  играет
политика предоставления налоговых льгот с
учетом  взаимной  заинтересованности  госу-
дарства и предпринимателей. Особое значе-
ние такая схема имеет на уровне отдельных
территорий, где формируется налоговая на-
грузка  с  учетом  особенностей  запланиро-
ванного  социально-экономического  разви-
тия региона.
В  этой  связи  эффективной  формой
взаимовыгодного  сотрудничества  бизнеса  и
государства с точки зрения налогового адми-
нистрирования  на  региональном  уровне  яв-
ляется предоставление налоговых льгот для
субъектов инвестиционной деятельности.
Разделение  налоговой  нагрузки  на
работодателей  в  зависимости  от  наличия
или  отсутствия  заключенного  коллектив-
ного  договора  становится  для  бизнеса
аргументом  либо  в  пользу  установления
социального  партнерства  и  заключения
коллективного  договора,  либо  увода  биз-
неса  в  тень,  установления  неформальных
отношений  с  работником.  В  условиях  не-
стабильной  экономической  ситуации,  ад-
министративного  давления  и  постоянно
растущей затратной части несложно пред-
положить,  каков  будет  выбор  предприни-
мателя.
Библиографический список:
1.  Бабков  Д.В.  О  причинах,  последствиях  и  механизме  противодействия  криминали-
зации  бизнеса,  экономики  и  системы  управления  //  Научно-технические  ведомости  Санкт-
Петербургского технического университета. 2006. №3.
2. Смирнов А. Механизм интеграции частных аудиторско-консультационных компаний в
систему государственного предупреждения легализации преступных доходов. // Право: теория
и практика. 2007. №3(92).
3. Титов В.Н. Теоретические и методологические проблемы изучения неформальной эко-
номики. М.: ИИЦ МГУДТ, 2008.
4. Федоров Н.И. Современные проблемы в теневом секторе экономики // Научные запи-
ски кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслужен-
ного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова. Выпуск 2. СПб.: СПбГУЭФ, 2011.







 

 

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (14.12.2012)
Просмотров: 801 | Теги: коррупция, Экономическая теория, теневой бизнес, экономическая политика, Налоговая политика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь