Воскресенье, 04.12.2016, 21:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

Налог на прибыль по пособиям по социальному страхованию

Налог на прибыль по пособиям по социальному страхованию

Обязательное социальное страхование представляет собой часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

В статье мы расскажем об учете в целях налогообложения прибыли организаций сумм пособий по социальному страхованию, выплачиваемых застрахованным лицам.

 

Для начала отметим, что отношения в системе обязательного социального страхования Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ). Названный Закон определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются участники отношений по обязательному социальному страхованию, то есть страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ст. 6 Закона N 165-ФЗ).

Видами социальных страховых рисков, в силу ст. 7 Закона N 165-ФЗ, являются: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

При этом страховыми случаями признаются: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Законодательством Российской Федерации установлены виды пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ), к которым относятся:

- пособие по временной нетрудоспособности;

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- пособие на погребение.

Следует отметить, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя-работодателя по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, что установлено ст. 9 Закона N 165-ФЗ.

Прежде чем рассматривать вопросы налогообложения пособий, кратко расскажем о каждом из них.

 

Пособие по временной нетрудоспособности

Порядок, размеры и условия обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).

Обратите внимание, что названный Закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. Исключением являются положения ст. ст. 8, 9, 12, 13, 14 и 15 Закона N 255-ФЗ, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).

В ст. 7 Закона N 255-ФЗ указан размер пособия по временной нетрудоспособности, который зависит от случая предоставления пособия, а также от размера страхового стажа и среднего заработка застрахованного лица. Например, при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения застрахованному лицу выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в следующем размере:

100% среднего заработка - при страховом стаже 8 и более лет;

80% среднего заработка - при страховом стаже от 5 до 8 лет;

60% среднего заработка - при страховом стаже до 5 лет.

При этом порядок исчисления страхового стажа для определения размера пособия по временной нетрудоспособности установлен ст. 16 Закона N 255-ФЗ. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 г. N 91.

Порядок исчисления среднего заработка осуществляется в соответствии со ст. 14 Закона N 255-ФЗ.

Обратите внимание, что в силу п. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ средний заработок застрахованного лица в общем случае рассчитывается за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности (далее - расчетный период). В том числе учитывается заработок, полученный за время работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя (других работодателей).

При этом средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ (п. 3.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ в 2011 г. составляла 463 000 руб., а в 2012 г. - 512 000 руб. На это указывают п. п. 4, 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 933 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г.", от 24 ноября 2011 г. N 974 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г.".

Следовательно, размер среднего заработка, из которого исчисляется пособие, не может превышать 463 000 руб. за 2011 г. и 512 000 руб. за 2012 г.

Необходимо отметить, что пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается застрахованному лицу в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с Законом N 255-ФЗ, что следует из ст. 9 Закона N 125-ФЗ.

При этом максимальный размер указанного пособия за полный календарный месяц не может превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, установленный в соответствии с п. 12 ст. 12 Закона N 125-ФЗ.

Согласно указанному пункту, а также пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг." максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не может превышать в 2013 г. 58 970 руб., в 2014 г. - 61 920 руб. и в 2015 г. - 65 020 руб.

Учитывая изложенное, в 2013 г. сумма пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием за полный календарный месяц не должна превышать 235 880 руб. (58 970 руб. x 4).

 

Пособие по беременности и родам

В соответствии со ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Пособие по беременности и родам, согласно ст. 11 Закона N 255-ФЗ, выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка.

При этом средний заработок рассчитывается в том же порядке, что и средний заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности.

Следует напомнить, что для расчета пособия необходимо также определить средний дневной заработок.

На основании п. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) период освобождения застрахованной женщины от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Законом N 212-ФЗ не начислялись.

 

Обратите внимание! Рассчитанный средний дневной заработок в силу п. 3.3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленных в соответствии с Законом N 212-ФЗ на 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам.

Следовательно, предельный размер среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам по страховым случаям, наступившим в 2013 г., составляет 1335,62 руб. ((463 000 + 512 000) / 730). Данный вывод подтверждает и Письмо ФСС РФ от 11 января 2013 г. N 15-03-18/12-169 "О порядке назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2013 году".

Имейте в виду, что при расчете среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам количество календарных дней расчетного периода может составлять 730 календарных дней, 731 календарный день в случае, если один год расчетного периода високосный. На это обращено внимание в Информации ФСС РФ от 17 января 2013 г. "Об изменениях, внесенных в федеральное законодательство об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

 

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности (до 12 недель), имеют право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам.

Размер пособия составляет 300 руб. (ст. 10 Закона N 81-ФЗ).

Выплачивается пособие с учетом размера индексации, которая устанавливается Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон N 216-ФЗ), что следует из ст. 4.2 Закона N 81-ФЗ. В соответствии с п. 2 ст. 10 названного Закона с 1 января 2013 г. размер индексации составляет 1,055.

Таким образом, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, с 1 января 2013 г. составляет 490,79 руб.

Обращаем ваше внимание на то, что механизм индексации действует с 2008 г.

С 1 января 2008 г. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" был введен коэффициент индексации 1,085.

Этим же Законом с 1 июля 2008 г. был введен коэффициент индексации, равный 1,0185.

С 1 января 2009 г. Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" был введен коэффициент индексации, равный 1,13.

С 1 января 2010 г. Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" был введен коэффициент индексации, равный 1,10.

С 1 января 2011 г. Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" был введен коэффициент индексации, равный 1,065.

С 1 января 2012 г. Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" был введен коэффициент индексации, равный 1,06.

И с 1 января 2013 г. на основании п. 2 ст. 10 Закона N 216-ФЗ введен новый коэффициент индексации, равный 1,055, о чем мы сказали выше.

Чтобы определить размер пособия, необходимо базовую сумму проиндексировать на все указанные выше коэффициенты индексации.

 

Единовременное пособие при рождении ребенка

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее (ст. 11 Закона N 81-ФЗ). В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка данное единовременное пособие не выплачивается.

Базовый размер единовременного пособия при рождении ребенка составляет 8000 руб. С учетом индексации, установленной Законом N 216-ФЗ, с 1 января 2013 г. размер единовременного пособия при рождении ребенка составляет 13 087,61 руб.

 

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, указан в ст. 13 Закона N 81-ФЗ и в п. 39 Приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей".

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для застрахованных лиц определен ст. 15 Закона N 81-ФЗ и ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ.

Согласно названным статьям ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом N 81-ФЗ.

Отметим, что минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком с учетом индексации с 1 января 2013 г. составляет 2453,93 руб. по уходу за первым ребенком и 4907,85 руб. по уходу за вторым и последующими детьми.

Исчисление среднего заработка осуществляется в порядке, установленном ст. 14 Закона N 255-ФЗ.

Обратите внимание, что размер среднего дневного заработка для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком, также как размер среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам, не может превышать в 2013 г. 1335,62 руб.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100% среднего заработка застрахованного лица, определенного в порядке, установленном ст. 14 Закона N 255-ФЗ, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия.

 

Пособие на погребение

На основании ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение. Пособие выплачивается в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4000 руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. N 813 "О сроках индексации предельного размера стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, подлежащей возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также предельного размера социального пособия на погребение" установлено, что предельный размер социального пособия на погребение необходимо индексировать начиная с 1 января 2011 г. исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. На 2013 г. прогнозируемый уровень инфляции установлен Законом N 216-ФЗ.

В Письме ФСС РФ от 19 декабря 2012 г. N 15-03-11/12-17008 "Об индексации с 1 января 2013 года некоторых видов пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей" сказано, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона N 216-ФЗ с 1 января 2013 г. стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и предельный размер социального пособия на погребение подлежит индексации на 1,055.

Таким образом, с 1 января 2013 г. максимальная сумма пособия на погребение с учетом индексации составляет 4763,96 руб.

Выше мы говорили о том, что величина среднего заработка для каждого календарного года расчетного периода в целях расчета пособия по временной нетрудоспособности ограничена. Она не может превышать предельный размер базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ на соответствующий календарный год, то есть не может превышать 463 000 руб. за 2011 г. и 512 000 руб. за 2012 г.

Также ограничена величина среднего заработка и для пособий по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком. При этом для указанных пособий установлено ограничение еще и величины среднего дневного заработка, она не может превышать 1335,62 руб.

Кроме того, ограничена сумма пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием за полный календарный месяц. Данная сумма не должна превышать 235 880 руб.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что если работодателем принято решение выплатить застрахованному лицу - работнику соответствующее пособие в полном размере, то есть в размере фактического заработка, без ограничений, установленных законодательством, то из средств ФСС РФ может быть выплачена только та часть пособия, которая исчислена с учетом этих ограничений. Остальную же сумму работодатель должен выплатить из собственных средств.

Следует отметить, что пособия, выплачиваемые за счет средств ФСС РФ, не являются расходами организации. Но если работодатель-организация выплачивает работникам соответствующее пособие в полном размере, без ограничений, установленных законодательством, то работодатель должен знать о том, могут ли быть учтены данные доплаты в целях налогообложения прибыли организаций.

В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в расходы налогоплательщика (работодателя) на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. При этом к расходам на оплату труда относятся, в частности, на основании п. 25 ст. 255 НК РФ другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Таким образом, в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, можно учесть суммы доплат до фактического заработка по пособиям по временной нетрудоспособности, по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, если эти выплаты предусмотрены трудовым договором и (или) коллективным договором. Отметим, что в отношении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам аналогичная точка зрения высказана в Письмах Минфина России от 27 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/723, от 3 мая 2012 г. N 03-03-06/2/47, от 18 мая 2012 г. N 03-03-06/1/254, от 24 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/98. И такой же вывод содержится в Постановлении ФАС Московского округа от 11 февраля 2013 г. по делу N А40-15167/12-107-72.

Необходимо напомнить, что пп. 1 п. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ установлено, что в случае утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работнику за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности, за счет средств бюджета ФСС РФ.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы работодателя по выплате пособия работнику за первые три дня его временной нетрудоспособности в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. На это указывает пп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которому к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы работодателя по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ. Аналогичное мнение изложено в Письме Минфина России от 21 марта 2011 г. N 03-03-06/1/156.

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (29.05.2014)
Просмотров: 244 | Теги: Налог на прибыль, социальному страхованию, пособия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016