Суббота, 03.12.2016, 07:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

Налог на прибыль и оплата труда

Налог на прибыль и оплата труда

Заработная плата или оплата труда работника представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие надбавки.

В статье мы расскажем о порядке учета расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций и о том, какие именно затраты включаются в состав расходов на оплату труда.

Прежде чем рассматривать вопросы налогообложения расходов на оплату труда, обратимся к нормам российского трудового законодательства, чтобы дать несколько определений. Определение заработной платы, приведенное выше, содержит ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Согласно той же статье компенсационные выплаты - это доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных условий, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные выплаты компенсационного характера. Стимулирующие выплаты - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

Теперь перейдем к нормам налогового законодательства, а именно к ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), устанавливающей порядок учета расходов на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль организаций и их перечень.

Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда. В расходы на оплату труда включаются премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

По смыслу указанной нормы НК РФ расходами на оплату труда являются только те денежные выплаты, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, трудовым законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Причем данные выплаты должны производиться за исполнение работником должностных функций (должностных обязанностей), то есть за труд, и несение таких расходов является обязанностью работодателя в соответствии с трудовым законодательством (Письмо ФНС России от 1 апреля 2011 г. N КЕ-4-3/5165).

На основании ст. 131 ТК РФ заработная плата выплачивается в денежной форме в валюте Российской Федерации, то есть в рублях. В то же время в соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в других формах, не противоречащих российскому законодательству и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы.

Таким образом, суммы заработной платы работника, установленные трудовым договором и включающие суммы начисленных премий, доплат и надбавок, могут состоять из денежной и неденежной формы оплаты труда.

В Письме Минфина России от 6 сентября 2013 г. N 03-03-06/2/36774 на вопрос налогоплательщика об учете расходов на оплату труда, произведенных в неденежной форме, чиновники разъяснили следующее.

Расходы на оплату труда, выплачиваемые в неденежной форме, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организации в размере, не превышающем 20% от месячной заработной платы работника, включающей суммы начисленных премий, доплат и надбавок.

Несмотря на то что ст. 255 НК РФ состоит из 25 пунктов, перечень расходов, относимых к расходам на оплату труда, остается открытым. Поскольку в рамках одной статьи рассказать обо всех расходах, предусмотренных НК РФ, не представляется возможным, мы остановимся на самых распространенных расходах и приведем разъяснения контролирующих органов.

Суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда (п. 1 ст. 255 НК РФ).

При квалификации начисляемых в пользу работника сумм в качестве заработной платы следует исходить из того, что размер оплаты труда считается установленным, если из условий трудового договора можно достоверно определить, какая сумма заработной платы причитается работнику за фактически выполненный объем работы. Другими словами, размер оплаты труда считается установленным, если работник, не получив причитающуюся по условиям трудового договора оплату труда в денежном или натуральном выражении, может исходя из условий трудового договора потребовать от работодателя уплатить за выполненный объем работ конкретную сумму денежных средств.

По мнению ФНС России, содержащемуся в Письме от 12 января 2009 г. N ВЕ-22-3/6@ "О порядке учета в целях налогообложения расходов организации, связанных с предоставлением иногородним работникам жилого помещения", если оплата жилья для проживания работников предусмотрена в трудовом договоре и оговорен ее конкретный размер, то подобная выплата может рассматриваться как составная часть заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме.

Таким образом, если предоставление квартиры для проживания работников будет являться условием трудового договора и рассматриваться сторонами как обязанность работодателя выплачивать часть заработной платы в неденежной форме (с конкретным определением размера этой части), то подобные расходы следует учитывать в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда.

В Письме также обращено внимание на то, что если по условиям коллективного договора иногородним работникам предусмотрена выплата денежной компенсации за оплату жилья, то следует исходить из того, что подобные выплаты в смысле ст. 255 НК РФ не являются оплатой за выполнение трудовых функций работником. Указанные выплаты следует рассматривать как выплаты в пользу работников, которые на основании п. 29 ст. 270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли.

Немало вопросов возникает в отношении того, можно ли учесть расходы на оплату труда работников, если организация не имеет выручки от реализации товаров, работ и услуг, но получает внереализационные доходы. Из Письма Минфина России от 11 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/66 следует, что отсутствие у налогоплательщика в отчетном периоде доходов от реализации не препятствует учесть в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с производством и реализацией, к которым относятся и расходы на оплату труда.

Начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели (п. 2 ст. 255 НК РФ).

Вместе с тем п. 21 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются элементами системы оплаты труда в организации.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 22 ТК РФ предусматривает, что работодатель, в частности, имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

При этом согласно положениям ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Таким образом, расходы, связанные со стимулирующими выплатами и компенсациями работникам организации, осуществленные на основании трудового договора, локального нормативного акта (положения о порядке оплаты труда), могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли при условии, что такие расходы соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ. Аналогичное мнение высказано в Письмах Минфина России от 29 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/732, от 14 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/587.

Обращаем ваше внимание на то, что расходы в виде выплат в связи с профессиональными праздниками, знаменательными датами, персональными юбилейными датами и иные подобные выплаты не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ, так как данные выплаты не связаны с производственными результатами работников. Такой позиции придерживается и финансовое ведомство, о чем свидетельствуют его Письма от 28 мая 2012 г. N 03-03-06/1/281, от 23 апреля 2012 г. N 03-03-06/2/42.

В Письмах Минфина России от 4 июля 2013 г. N 03-03-06/1/25599, от 12 апреля 2013 г. N 03-03-06/1/12207 дан ответ на вопрос о том, можно ли учесть расходы в виде выплат единовременного поощрительного вознаграждения за создание служебного объекта интеллектуальной собственности. Из указанных Писем финансового ведомства следует, что расходы на выплату единовременного вознаграждения сотруднику, создавшему служебное изобретение, после того как исключительные права на данное изобретение были включены в состав амортизируемого имущества, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда при условии, что они соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

Начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 255 НК РФ):

- за работу в ночное время;

- за работу в многосменном режиме;

- за совмещение профессий, расширение зон обслуживания;

- за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда;

- за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни.

В Письме ФНС России от 6 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/14453@ отмечено, что в состав расходов на оплату труда, на основании п. 3 ст. 255 НК РФ, могут быть включены выплаты компенсационного характера для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями и иными особыми условиями труда, установленные работодателем в локальном нормативном акте (коллективном договоре, трудовом договоре) по результатам аттестации рабочих мест.

Напомним, что безопасными условиями труда согласно ст. 209 ТК РФ признаются условия, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

А можно ли отнести к расходам по оплате труда надбавки, выплачиваемые работникам за вахтовый метод работы взамен суточных? В ответе на этот вопрос специалисты Минфина России в Письме от 2 сентября 2011 г. N 03-04-06/0-197 отметили, что если коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором предусмотрена выплата надбавки за вахтовый метод работы за каждый день пребывания в местах производства работ в период вахты, то в соответствии с п. 3 ст. 255 НК РФ такие затраты могут быть отнесены к расходам на оплату труда и уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Порядок привлечения к сверхурочной работе предусмотрен ст. 99 ТК РФ, согласно которой сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год.

Оплата сверхурочной работы производится в соответствии с положениями ст. 152 ТК РФ, которой определен минимальный размер оплаты труда для сверхурочной работы. Сверхурочная работа должна оплачиваться в повышенном размере независимо от того, соблюден ли порядок привлечения к сверхурочным работам (Письмо Минфина России от 3 июня 2013 г. N 03-03-06/1/20147).

Таким образом, организация вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на суммы, выплаченные работникам за сверхурочную работу.

Расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников. В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации (п. 5 ст. 255 НК РФ).

В Письме Минфина России от 5 июля 2011 г. N 03-03-06/2/109 на вопрос о порядке учета затрат на приобретение фирменной одежды, выдаваемой во временное пользование отдельным работникам, чиновники разъяснили следующее. Форменная одежда, выдаваемая работникам, не передается им в собственность, ее стоимость не учитывается в составе расходов на оплату труда на основании п. 5 ст. 255 НК РФ, даже в случае если обязанность работодателя по оплате расходов на приобретение форменной одежды зафиксирована в трудовом или коллективном договоре. Расходы на указанную форменную одежду могут быть учтены в составе материальных расходов в качестве расходов на приобретение другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика (п. 9 ст. 255 НК РФ).

Согласно ст. 180 ТК РФ работодатель в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

Суммы выплат увольняемому работнику, установленные ст. 180 ТК РФ, как отмечено в Письме Минфина России от 11 марта 2009 г. N 03-04-06-01/54, учитываются в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Начисления работникам-пенсионерам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников налогоплательщика, в течение третьего месяца со дня увольнения при выполнении необходимых условий учитываются в составе расходов по оплате труда на основании п. 9 ст. 255 НК РФ, о чем сказано в Письме Минфина России от 15 марта 2006 г. N 03-03-04/1/234.

Вопрос о порядке учета в целях налогообложения начислений работникам-пенсионерам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера, в виде среднего месячного заработка за четвертый - шестой месяцы со дня увольнения рассмотрен в Письме ФНС России от 9 июня 2010 г. N ШС-37-3/3837@. Указанные начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, осуществляются на основании ст. 318 ТК РФ, которой определено, что в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Таким образом, начисления работникам-пенсионерам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера, в виде среднего месячного заработка за четвертый - шестой месяц со дня увольнения при соблюдении условий, указанных в ст. 318 ТК РФ, учитываются в составе расходов на оплату труда на основании п. 9 ст. 255 НК РФ.

Надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях (п. 11 ст. 255 НК РФ).

На основании ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Статьей 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Таким образом, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором расходы на выплату работникам процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в полном размере. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 7 октября 2013 г. N 03-03-06/1/41462.

Особенностей в отношении надомников в части предоставления рассматриваемых гарантий и компенсаций ТК РФ также не установлено. Согласно абз. 4 ст. 310 ТК РФ на надомников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ.

Из Письма Минфина России от 13 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/716 следует, что расходы на выплату надбавок, обусловленных районным регулированием оплаты труда, в том числе начислений по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, а также надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и на оплату ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска надомнику, проживающему в районе Крайнего Севера, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда организацией-работодателем такого надомника, даже если эта организация расположена в местности, не относящейся к районам Крайнего Севера.

Надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями (п. 12 ст. 255 НК РФ).

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях, что установлено ст. 317 ТК РФ. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 ТК РФ для установления районного коэффициента и порядка его применения.

На основании ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Таким образом, размер процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и более высокие размеры указанной надбавки устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Если выплачиваемая надбавка установлена соответствующим нормативным правовым актом и не превышает установленный таким правовым актом предельный размер, такая надбавка на основании п. 12 ст. 255 НК РФ учитывается в составе расходов на оплату труда в полном размере, что следует из Письма Минфина России от 7 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/81.

Обращаем ваше внимание на то, что установленная только трудовым договором доплата до максимального размера процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в состав расходов на оплату труда на основании п. 12 ст. 255 НК РФ не включается (Письмо Минфина России от 8 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/764).

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (29.05.2014)
Просмотров: 334 | Теги: оплата труда, Налог на прибыль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016