Пятница, 09.12.2016, 16:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

Налог на прибыль и нормальные условия труда, в том числе при добыче угля, с учетом Письма N 03-03-06/2/112

Налог на прибыль и нормальные условия труда, в том числе при добыче угля, с учетом Письма N 03-03-06/2/112

Обеспечение нормальных условий труда является обязанностью работодателя, установленной трудовым законодательством Российской Федерации.

Из предлагаемой статьи читатели узнают о том, как учитываются расходы на обеспечение нормальных условий труда в целях исчисления налога на прибыль организаций.

Итак, работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, и установлена такая обязанность ст. 163 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (далее - ТК РФ). К нормальным условиям в данном случае относятся:

- исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

- своевременное обеспечение необходимой документацией;

- надлежащее качество материалов, инструментов и иных средств, их своевременное предоставление работнику;

- условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Понятие условий труда установлено положениями ст. 209 ТК РФ. Так, под условиями труда следует понимать совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Как вы знаете, в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщики сумму полученных доходов уменьшают на сумму произведенных расходов, что установлено п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, которые в соответствии с п. 2 ст. 252 НК РФ подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются, в свою очередь, на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, а также прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ).

Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, приведен в ст. 264 НК РФ, согласно пп. 7 п. 1 которой к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:

- расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда;

- расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Несмотря на то что согласно нормам законодательства расходы на обеспечение нормальных условий труда учитываются в целях налогообложения прибыли, сотрудники налоговых органов, проводя проверки соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, зачастую признают некоторые виды расходов необоснованными.

Так, например, до недавнего времени у налогоплательщиков возникали споры с контролирующими органами о том, можно ли учесть расходы на приобретение питьевой воды при исчислении налога на прибыль. По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 31 января 2011 г. N 03-03-06/1/43, если водопроводная вода не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормативам и опасна для использования в качестве питьевой, то затраты на приобретение питьевой воды для работников могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Иными словами, расходы на приобретение воды могут учитываться только в том случае, если нет пригодной для питья воды.

Однако со вступлением в силу Приказа Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков" (далее - Приказ N 181н) мнение финансистов изменилось. Так, в Письме от 3 октября 2012 г. N 03-03-06/2/112 Минфин России указал, что затраты организации на приобретение чистой питьевой воды могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, на основании ст. 264 НК РФ с учетом положений ст. 252 НК РФ, поскольку одним из мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков является приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой (п. 18 Приказа N 181н).

Аналогичное мнение высказано в Письмах Минфина России от 9 октября 2012 г. N 03-03-06/1/534, от 9 июля 2012 г. N 03-03-06/1/332, от 25 мая 2012 г. N 03-03-06/1/274.

Между тем суды и до вступления в силу Приказа N 181н вставали на сторону налогоплательщиков. Приведем несколько примеров из арбитражной практики.

Налоговая инспекция обратилась в ФАС Северо-Кавказского округа с жалобой на решение суда первой и апелляционной инстанций. По мнению инспекции, расходы общества, связанные с приобретением питьевой воды, при отсутствии заключения санитарно-эпидемиологического центра о плохом качестве водопроводной воды неправомерно отнесены на затраты, вследствие чего занижен налог на прибыль.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2010 г. по делу N А32-16552/2009 суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку обязанность работодателя по обеспечению своих работников водой возложена на него ст. ст. 22 и 223 ТК РФ и действующими правилами охраны труда.

Аналогичное решение принято и Постановлением ФАС Московского округа от 27 января 2009 г. N КА-А40/13199-08 по делу N А40-24969/08-115-63. Судом установлено, что организацией заключен договор на приобретение питьевой воды и термостаканчиков. Платежными поручениями, товарными накладными, счетами-фактурами, представленными в материалы дела, подтверждается приобретение данных товаров. Суд пришел к выводу, что расходы организации документально подтверждены и направлены на обеспечение нормальных условий труда. Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы по приобретению питьевой воды как мероприятия по охране труда. При таких обстоятельствах организация правомерно отнесла затраты на приобретение питьевой воды и стаканчиков на расходы.

Статьей 223 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению работников санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием. В частности, создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи. Возникает вопрос, можно ли учесть указанные расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Для ответа на этот вопрос вновь обратимся к Письму Минфина России от 3 октября 2012 г. N 03-03-06/2/112.

Как сказано в Письме, затраты организации по комплектации аптечек для оказания первой помощи могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на основании ст. 264 НК РФ при условии их соответствия критериям ст. 252 НК РФ.

Кроме того, расходы на приобретение кондиционеров и обогревателей также могут уменьшать налогооблагаемую прибыль в случае, если указанные предметы служат для обеспечения нормальных условий труда, предусмотренных законодательством и специальными отраслевыми требованиями по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности. При этом, если приобретенные кондиционеры и обогреватели признаются амортизируемым имуществом в соответствии со ст. ст. 256 - 257 НК РФ, их стоимость включается в налоговую базу по налогу на прибыль через механизм амортизации.

Обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда установлена ст. 212 ТК РФ. В соответствии с названной статьей работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Как отмечено в Письме ФНС России от 6 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/14453@, в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ и уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, могут быть включены затраты на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности, обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа.

Расходы на предписанное в установленном порядке техническое обследование (экспертизу) производственного здания организация, по мнению сотрудников УФНС России по г. Москве, выраженному в Письме от 6 октября 2006 г. N 20-12/89225, вправе учесть в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Пунктом 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы при методе начисления признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. На основании заявления, изложенного в Письме от 14 октября 2008 г. N 03-03-06/1/579 специалистами Минфина России, сделан вывод о том, что расходы на разработку планов по ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте могут быть признаны в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, равными долями в течение срока действия плана.

Вопрос учета для целей налогообложения прибыли расходов, связанных с оборудованием и содержанием помещений для приема пищи в рабочее время, рассмотрен Минфином России в Письме от 26 сентября 2011 г. N 03-03-06/2/149. Финансисты со ссылкой на ст. 223 ТК РФ указали в Письме, что расходы, связанные с оборудованием и содержанием помещения для приема пищи в рабочее время сотрудниками, относятся к расходам налогоплательщика на обеспечение нормальных условий труда и могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

В указанном Письме также отмечено, что требования по созданию комнат для приема пищи установлены санитарными нормами. Пунктами 5.48 - 5.51 Свода правил СП 44.13330.2011 "Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87", утвержденного Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. N 782, предусмотрено, что при проектировании производственных предприятий в их составе должны быть предусмотрены столовые, рассчитанные на обеспечение всех работающих предприятий общим, диетическим, а по специальным заданиям - лечебно-профилактическим питанием. При численности работающих в смену более 200 человек необходимо предусматривать столовую, работающую, как правило, на полуфабрикатах, а при численности до 200 человек - столовую-раздаточную. При численности работающих в наиболее многочисленной смене до 30 человек следует предусматривать комнату приема пищи.

Расходы налогоплательщика по обеспечению работников и санитарно-бытовых помещений организации санитарно-гигиеническими принадлежностями и оборудованием, в частности такими, как полотенца, туалетная бумага, гигиенические покрытия на унитазы, мыло и тому подобное, можно учесть для целей налогообложения прибыли, о чем сказано в Письме УФНС России по г. Москве от 6 октября 2006 г. N 20-12/89121.1.

На этом же основании можно учесть для целей налогообложения прибыли расходы налогоплательщика, связанные с приобретением средств, предназначенных для уборки арендованных помещений (пакеты для мусора, губки, дезинфекционные средства и тому подобное), если договором аренды предусмотрено содержание (уборка) арендуемых помещений непосредственно арендатором.

Следует также сказать о возможности учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов, связанных с предварительными и обязательными медосмотрами работников. Согласно ст. 57 ТК РФ информирование работника об условиях труда производится с момента его приема на работу и предусматривается при составлении трудового договора (служебного контракта) как одно из существенных условий.

В Письме Минфина России от 21 ноября 2008 г. N 03-03-06/4/84 сказано, что затраты на возмещение работникам организации стоимости оплаченных ими за свой счет обязательных предварительных медицинских осмотров и оформления медицинских книжек при трудоустройстве на работу на основании предоставленных ими документов учитываются в целях налогообложения в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

В настоящее время практически ни одна организация не обходится без применения средств компьютерной техники. Расходы, связанные с проведением предварительных и обязательных периодических медицинских осмотров бухгалтеров, работников управленческого персонала и других работников организации, профессионально занятых эксплуатацией ПЭВМ более 50% рабочего времени, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Таково мнение специалистов Минфина, высказанное в Письме от 7 августа 2007 г. N 03-03-06/1/543.

Напомним, что Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н.

К вредным и (или) опасным производственным факторам, согласно п. 3.2.2.4 Перечня, отнесены работы с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) лиц, профессионально связанных с эксплуатацией ПЭВМ.

Лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры один раз в два года.

Причем если работник занят на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени, то такое рабочее место должно аттестовываться (Письма Минтруда России от 8 апреля 2013 г. N 15-1-859, от 1 марта 2013 г. N 15-1/3012126-117).

Если же прохождение медицинских осмотров законодательством не предусмотрено, то расходы, связанные с их проведением, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, на что указано в Письме Минфина России от 31 марта 2011 г. N 03-03-06/1/196.

Статьей 222 ТК РФ определено, что на работах с вредными условиями труда работникам бесплатно выдаются по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Нормы бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. N 45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов".

Согласно п. 4 Приложения N 1 к названному выше документу норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности, а на основании п. 5 работникам, контактирующим с неорганическими соединениями цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния), дополнительно к молоку выдается по 2 г пектина в составе обогащенных им пищевых продуктов. Допускается замена этих продуктов натуральными фруктовыми и (или) овощными соками с мякотью в количестве 300 мл.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 3 апреля 2009 г. по делу N А42-6526/2007 сказано, что обоснованность затрат на приобретение соков для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, определена ст. 222 ТК РФ. Как указал суд, учитывая то, что соки бесплатно выдавались работникам, контактирующим с неорганическими соединениями свинца, а также то, что эти работники относятся к категории занятых на производстве с вредными условиями труда, организация правомерно, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, включила в состав прочих расходов затраты на приобретение соков.

Вопрос учета расходов на улучшение условий и охраны труда для целей налогообложения прибыли рассмотрен в Письме Минфина России от 9 августа 2011 г. N 03-03-06/4/95. Финансисты напомнили, что ст. 226 ТК РФ установлено, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями, за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений, осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Таким образом, указанные затраты могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

Завершая статью, рассмотрим вопрос учета в целях налогообложения прибыли расходов организации, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 343.1 гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ налогоплательщики по своему выбору могут уменьшить сумму налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр (налоговый вычет), в порядке, установленном ст. 343.1 НК РФ, либо учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом порядок признания расходов, о которых идет речь, должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения с учетом утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 455 Перечня видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, принимаемых к вычету из суммы НДПИ. Изменение указанного порядка допускается не чаще одного раза в пять лет.

Таким образом, согласно вышеизложенному, налогоплательщик может по своему выбору либо уменьшить начисленную по добытому углю сумму НДПИ на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля (налоговый вычет), либо учесть эти расходы при исчислении налога на прибыль. Аналогичное мнение высказано в Письме ФНС России от 14 марта 2013 г. N ЕД-4-3/4306.

Учет расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, при исчислении налога на прибыль осуществляется в соответствии с порядком такого учета, установленным и регулируемым нормами гл. 25 НК РФ.

После закрепления в учетной политике налогоплательщика тех или иных видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, их совокупность, в соответствии с положениями ст. 343.1 НК РФ, признается налоговым вычетом.

Пунктом 5 ст. 343.1 НК РФ установлено, что в налоговый вычет включаются следующие виды расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля:

- материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ (как вы знаете, материальные расходы в целях налогообложения прибыли определяются в соответствии с положениями ст. 254 НК РФ);

- расходы налогоплательщика на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества;

- расходы, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

Открытый перечень материальных расходов, возможных для включения в предусмотренный учетной политикой налогоплательщика перечень расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля и принимаемых к вычету из суммы НДПИ, установлен п. 1 ст. 254 НК РФ.

В частности, пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам отнесены затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом. Стоимость перечисленного имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

В соответствии с п. 2 ст. 272 НК РФ датой осуществления материальных расходов признается:

дата передачи в производство сырья и материалов - в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги);

дата подписания налогоплательщиком акта приема-передачи услуг (работ) - для услуг (работ) производственного характера.

Следовательно, расходы на приобретение оборудования, технических устройств, другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, а также материалов, осуществляемые в целях обеспечения безопасных условий труда при добыче угля, учитываются в составе материальных расходов по мере ввода приобретенного имущества и материалов в эксплуатацию (передачи в производство) независимо от времени их приобретения.

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (29.05.2014)
Просмотров: 291 | Теги: Налог на прибыль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016