Вторник, 23.05.2017, 10:06
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Наказание в виде лишения свободы условно как основание досрочного увольнения с военной службы по инициативе командования

Наказание в виде лишения свободы условно как основание досрочного увольнения с военной службы по инициативе командования

 

В военно-уголовном праве не выработан однозначный научный подход к условному осуждению как основанию к досрочному увольнению военнослужащих с военной службы.

Так, для исключения дополнительной напряженности в воинском коллективе и в целях избежания дальнейших правонарушений А.М. Ковалев предлагает досрочно увольнять судимых военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в случае их условного осуждения <18>. Однако данное предложение может быть подвергнуто критике. Наказания, не связанные с лишением свободы, позволяют военнослужащему доказать исправление в условиях военной службы, добросовестно выполняя требования и обязанности, предусмотренные общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Представляется не совсем оправданным увольнять с военной службы военнослужащих по призыву, приговоренных к условному осуждению, принимая во внимание то, что срок военной службы по призыву составляет в настоящее время лишь 12 месяцев. Неудивительно, что во многих случаях судьи при назначении наказаний с применением ст. 73 УК РФ, в частности за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 335 УК РФ, также обращают внимание на то, истек ли срок военной службы у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву на момент вынесения приговора <19>.

--------------------------------

<18> Ковалев А.М. Указ. соч. С. 199.

<19> Обобщение судебной практики назначения наказания второго судебного состава Новороссийского гарнизонного военного суда за период с 1 апреля 2009 г. по 1 октября 2010 г. от 21 декабря 2010 г. // Архив суда. 2010. Наряд N 5. Т. 1. С. 34.

 

Думается, что единственным эффективным способом снижения криминогенной обстановки в войсках среди рассматриваемой категории военнослужащих, во избежание с их стороны повторных преступлений, является перевод осужденных в другие подразделения. Как показывает практика, переводы в другие подразделения или рода войск позволяют активно содействовать разрешению потенциальных конфликтов внутри воинских коллективов. К тому же решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2005 г. N ВКПИ04-111 <20> переводы без согласия военнослужащих признаны не нарушающими их конституционные права.

--------------------------------

<20> Судебные решения, вынесенные Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в январе 2005 г. // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 6. С. 95.

 

Принципиально иной подход, как представляется, должен быть применен в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в случае совершения ими преступлений, поскольку правовая природа воинской обязанности и правовая природа исполнения долга по защите Отечества в добровольном порядке совершенно различны.

Количественные преобразования Вооруженных Сил Российской Федерации, заключавшиеся в уменьшении количества офицеров до заявленных 150 тыс. человек, проводились одновременно с ростом офицерской преступности. Так, в 2008 г. она выросла почти на треть и стала рекордной за последние годы <21>. Без сомнения, высокий процент преступности, в том числе и среди такой категории государственных служащих, как офицерский состав Вооруженных Сил, приводит к распространению случаев увольнения военнослужащих с военной службы по причине привлечения данных лиц к уголовной ответственности.

--------------------------------

<21> Ямшанов Б. Офицерский состав преступлений // Рос. газ. 2009. 11 февр.; Турченко С. Чем меньше армия, тем больше преступлений. Верховный Суд России обнародовал криминальные итоги реформы в Вооруженных Силах [Электронный ресурс]. URL: http://www.svpressa.ru/society/article/22903/ (дата обращения: 01.01.2013).

 

Следует отметить, что согласно подп. "д" п. 2 ст. 51 ранее действовавшей редакции Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, мог быть досрочно уволен с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно. При этом факт такого осуждения сам по себе не мог рассматриваться как безусловное основание к увольнению с военной службы. В данном случае причиной увольнения с военной службы по указанному основанию выступал юридический акт (приговор суда), исполнение которого возлагалось на соответствующего командира <22>. Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, предусматривало, что военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, мог быть оставлен на военной службе <23>.

--------------------------------

<22> См. также: Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц (Военная коллегия Верховного Суда РФ от 15 декабря 1998 г. N О/об. 2291. С. 29).

<23> Пункт 28 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

 

В действительности норма, предоставлявшая право должностному лицу оставлять военнослужащего на военной службе в случае назначения ему лишения свободы условно, являлась предметом многочисленных дискуссий <24>. Прежде всего, связано это с тем, что на практике военнослужащие, которые совершили преступления и в отношении которых был вынесен обвинительный приговор с назначением условного осуждения, продолжали военную службу, причем на должностях и в условиях, предшествовавших совершению преступления.

--------------------------------

<24> Мананников Д.Ю. Увольнять или не увольнять? Вот в чем вопрос! (о назначении наказания в виде лишения свободы условно как об одном из оснований досрочного увольнения с военной службы по инициативе командования) // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 6. С. 33 - 38.

 

Кроме того, еще в начале 2007 г. Главной военной прокуратурой неоднократно указывалось, что к "армии условно осужденных" относится немалое количество генералов, которые в свое время выслушали обвинительные приговоры за совершенные преступления, однако избежали реального отбывания наказания, в результате чего беспрепятственно продолжали военную службу. Ю. Третьяковым в газете "Труд" от 27 января 2007 г. была опубликована статья "Штрафбат в лампасах", в которой приводились конкретные примеры таких случаев среди высших офицеров. Вполне обоснованно возникали вопросы: каково другим подчиняться людям, однажды дискредитировавшим себя, и как это сказывается на морально-нравственной атмосфере в тех частях и учреждениях, которые они возглавляют? <25> О "перенасыщенности" войск криминальным контингентом неоднократно заявляла и Генеральная прокуратура Российской Федерации. Так, на 1 января 2007 г. число офицеров, которым были назначены наказания, не связанные с лишением свободы, превысило 1,5 тыс. человек <26>.

--------------------------------

<25> Более подробно см.: Мананников Д.Ю. Об отстранении от должности и зачислении в распоряжение командира (начальника) воинского должностного лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело // Там же. 2009. N 7. С. 35 - 38.

<26> См. подробнее: Доклад Генеральной прокуратуры о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2006 г. // Там же. 2007. N 8. С. 105 - 106.

 

Вероятно, по указанной причине Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 286-ФЗ п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы" был дополнен подп. "е.1", согласно которому в законодательстве возникло новое основание для обязательного увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы, а именно вступление в законную силу приговора суда о назначении указанному военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно.

Как известно, умысел представляет собой одну из форм вины, являющейся обязательным признаком субъективной стороны любого состава преступления. Умышленная вина опаснее неосторожной, что подтверждается, в частности, отнесением законодателем к числу тяжких и особо тяжких преступлений только тех, которые совершены умышленно (ч. 4 и 5 ст. 15 УК РФ).

Как представляется, в подп. "е.1" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" применены принципы дифференциации и индивидуализации наказаний как производных основополагающего принципа справедливости в уголовном праве. Сущность их заключается в обеспечении в каждом конкретном случае соответствия наказания на всех стадиях его применения характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного <27>. Именно с учетом этих условий решается вопрос о наказании того или иного военнослужащего, проходящего военную службу по контракту.

--------------------------------

<27> Ищенко А.В. Дифференциация и индивидуализация наказания военнослужащих в практике военных судов: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 120.

 

Я.Н. Ермолович отмечает, что максимальный размер наказания за совершение неосторожного преступления может достигать 9 - 10 лет лишения свободы (например, ст. 264, 267 УК РФ), однако все неосторожные преступления признаются преступлениями небольшой и средней тяжести. Из этого следует, что некоторые неосторожные преступления более общественно опасны, чем умышленные преступления небольшой и средней тяжести. В этой связи указанным автором предлагается закрепить в военном законодательстве положение о том, что военнослужащий, осужденный за совершение умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления к лишению свободы условно, а также неосторожного преступления к лишению свободы на срок свыше пяти лет условно, подлежит увольнению с военной службы <28>.

--------------------------------

<28> Ермолович Я.Н. Соотношение и взаимосвязь военного и военно-уголовного законодательств // Электронное научное издание "Военное право". 2012. N 4. URL: http://www.voennoepravo.ru/node/4531 (дата обращения: 01.01.2013).

 

На наш взгляд, если с увольнением лица за тяжкое или особо тяжкое умышленное преступление возможно согласиться ввиду большой степени общественной опасности совершенного военнослужащим противоправного деяния, то тезис об увольнении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в случаях совершения ими неосторожных преступлений представляется весьма спорным. Более того, позволим себе не согласиться с утверждением о том, что все военнослужащие, осужденные к лишению свободы условно на срок свыше пяти лет за неосторожные преступления, должны быть немедленно "изгнаны" из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации.

Приведем пример: один из офицеров как водитель личного автотранспорта был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК РФ. В результате дорожно-транспортного происшествия погибли жена и ребенок военнослужащего. Приговором военного суда виновному лицу назначают наказание в виде шести лет лишения свободы условно. Осужденный переживает и личное горе, и судимость, к тому же еще представлен к увольнению с военной службы.

Представляется, что вышеприведенный пример не является случаем очевидной необходимости увольнения с военной службы. Другое дело - прапорщик, начальник склада, совершил кражу военного имущества, суд назначает лишение свободы условно, а осужденный продолжает "служить-воровать" на том же складе дальше.

По указанной причине правовую позицию по поводу того, что судимые военнослужащие, совершившие преступления по неосторожности, которые в соответствии с ч. 3 ст. 15 УК РФ относятся к преступлениям небольшой и средней тяжести, должны быть немедленно удалены из состава военной организации государства, считаем несостоятельной.

По всей видимости, принятие Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 286-ФЗ стало продолжением государственной политики по приданию Вооруженным Силам Российской Федерации "нового облика". Однако реализация в правоприменительной практике нормы, предусматривающей увольнение условно осужденных военнослужащих за умышленные преступления, лишь сузила возможность индивидуального подхода к решению вопроса об увольнении с военной службы осужденного военнослужащего, проходящего военную службу по контракту.

Во-первых, в соответствии с действующим законодательством военнослужащим с применением ст. 73 УК РФ, помимо лишения свободы, могут также назначаться в настоящее время ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части. Указанные наказания исполняются условно при одновременном прохождении военнослужащими военной службы, в процессе которой погашается судимость осужденных по истечении установленного судом испытательного срока. За исключением лишения свободы, действующее законодательство не предусматривает возможности обязательного увольнения с военной службы военнослужащих, осужденных условно к ограничению по военной службе и содержанию в дисциплинарной воинской части.

Во-вторых, наказания в виде штрафа, содержания в дисциплинарной воинской части и ограничения по военной службе также не являются основанием для безусловного увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Они (наказания) могут назначаться и за умышленные преступления. А ведь перечень умышленных преступлений, за которые могут быть применены упомянутые наказания, чрезвычайно широк.

Таким образом, в первом и во втором случаях судимые военнослужащие не исключаются из сферы военно-служебных отношений, если это не станет инициативой командования, в компетенции которого находится вопрос увольнения таких военнослужащих.

Представляется нелогичным решение законодателя по увольнению абсолютно всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, приговоренных к лишению свободы условно за умышленные преступления, вне зависимости от их категории. Известно, что уголовно наказуемые деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления в зависимости от их характера и степени общественной опасности (ч. 1 ст. 15 УК РФ). В результате военнослужащие, совершившие умышленные преступления небольшой или средней тяжести, лишены возможности доказать свое исправление в условиях дальнейшего прохождения военной службы по контракту, что не в полной мере согласуется с общеправовым принципом социальной справедливости. Тем более что уголовный закон приравнивает по степени общественной опасности преступления с различными формами вины, если совершенные противоправные деяния являются небольшой или средней тяжести. Иными словами, преступления, совершенные по неосторожности, и умышленные преступления небольшой или средней тяжести находятся в равных условиях правовой дифференциации категорийности преступлений. Именно поэтому изложенная законодательная модель увольнения условно осужденных, в том числе за умышленные преступления небольшой или средней тяжести, обусловливает неоправданную жесткость проводимой государством политики по приданию Вооруженным Силам Российской Федерации "нового облика". Практика показывает, что совершение военнослужащими воинских и общеуголовных преступлений небольшой или средней тяжести не всегда свидетельствует о целесообразности лишения их возможности проходить военную службу, которую они избрали в качестве своей профессии. Особенно когда речь идет о высококвалифицированных военных специалистах в условиях профессионализации армии и флота. Представляется, что цели исправления этих военнослужащих и предупреждения совершения ими новых преступлений вполне могут быть достигнуты применением условного осуждения, которое связано с определенными ограничениями прав осужденного в условиях дальнейшего прохождения военной службы.

При обосновании нелогичности включения законодателем условного осуждения к лишению свободы при любых умышленных преступлениях (без учета их степени общественной опасности) в перечень оснований досрочного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, следует обратиться к Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р. В соответствии с указанной Концепцией основными задачами государства в данной сфере являются: увеличение к 2020 г. общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличение количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, расширение сферы применения данных наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы, а также расширение их перечня за счет введения новых видов наказаний. Для достижения указанной цели Федеральным законом от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ суду была предоставлена возможность проявлять более дифференцированный подход при назначении уголовного наказания, чаще назначать наказания, не связанные с лишением свободы, что в полной мере соответствует принципу справедливости, закрепленному в ст. 6 УК РФ, и способствует дальнейшей либерализации уголовного законодательства в нашей стране.

Облегчение уголовной репрессии должно найти свое отражение и в военно-уголовном законодательстве, в том числе в расширении сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, в отношении осужденных военнослужащих. Как отмечается в научной литературе, состояние дел в области исполнения уголовных наказаний в воинской среде определяется действующей пенитенциарной политикой страны, с одной стороны, и современной военной доктриной - с другой <29>.

--------------------------------

<29> Толкаченко А.А. Правовые основы исполнения уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1997. С. 35.

 

С пенитенциарной точки зрения применение условного осуждения к военнослужащему без прекращения с ним военно-служебных отношений позволяет оградить осужденного, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, от пагубного влияния криминальной среды. По этому поводу В.Е. Эминов и И.М. Мицкевич справедливо отмечали, что "многие профессиональные военные, уволенные из Вооруженных Сил, не могут найти себе работу, в связи с чем рекрутируются во всевозможные объединения, чаще всего криминальной направленности, так как никому другому их знания и навыки (связанные большей частью с умением применять оружие) оказываются не нужны" <30>.

--------------------------------

<30> Эминов В.Е., Мицкевич И.М. Преступность военнослужащих: исторический, криминологический, социально-правовой анализ. М., 1999. С. 236.

 

В то же время проводимые военно-политическим руководством страны мероприятия на законодательном и практическом уровне направлены на удаление осужденных военнослужащих из рядов военной организации государства и отказ от исполнения военно-пенитенциарной функции в Вооруженных Силах Российской Федерации, что вызывает обоснованные возражения <31>. Так, в результате сокращения остались функционировать всего две дисциплинарные воинские части, отбывать наказание в которых смогут только несколько сотен осужденных военнослужащих, что поставит назначение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части в зависимость от наличия свободных мест.

--------------------------------

<31> Лобов Я.В. О совершенствовании российского военно-пенитенциарного законодательства // Информ. бюл. военных судов. 2009. N 4(215). С. 3 - 7.

 

Следует также отметить, что при досрочном увольнении с военной службы условно осужденный военнослужащий, помимо уголовного воздействия, подвергается не предусмотренному уголовным законодательством ущемлению в праве на прохождение военной службы как правовому последствию осуждения. Нельзя понять и логику законодателя: исполнение приговора военного суда об условном осуждении происходит в период прохождения военной службы осужденным, а после того, как исполнение этого условного приговора еще происходит или уже закончилось, но не истек срок снятия судимости, военнослужащий подлежит обязательному увольнению с военной службы. Уместно в этой связи упомянуть слова известного французского философа Ш. Монтескье, отметившего, что "мудрый законодатель заботится не столько о наказаниях, сколько о предупреждении преступлений, он постарается не столько карать, сколько улучшать нравы" <32>.

--------------------------------

<32> Эминов В.Е., Мицкевич И.М. Преступное насилие в армии. М., 1994. С. 77.

 

В сущности, законодатель в данном случае вторгается в сферу применения уголовных наказаний, т.е. исключительных полномочий судебной власти. Военный суд, оценив характер и степень общественной опасности деяния, личность виновного и другие обстоятельства, подлежащие учету, назначает соответствующее уголовное наказание. Решение суда по конкретному уголовному делу о возможности достижения целей уголовного наказания и исправления осужденного в условиях дальнейшего прохождения военной службы подлежит безусловному исполнению военным командованием. Но военное законодательство предоставляет командованию возможность отказа от уголовно-исполнительного воздействия и прерывания исполнения приговора суда об условном осуждении по основаниям, не связанным с достижением цели исправления осужденного, т.е. решение суда, имеющее силу закона, аннулируется в административном порядке <33>. Проблема заключается в том, что в настоящее время командование нередко "бездумно" увольняет любого осужденного военнослужащего, что делает эффективность форм уголовной ответственности, не исключающих лиц из сферы военно-служебных отношений, низкой, а данные действия командования тем самым усложняют осуществление правосудия в войсках.

--------------------------------

<33> Шулепов Н.А. Теоретические основы реализации уголовной ответственности военнослужащих: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2001. С. 225.

 

В связи с изложенным представляется возможным внесение изменений в п. 3 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, в соответствии с которыми требования указанного пункта не распространялись бы на условно осужденных военнослужащих.

Необходимость исключения отказа от повторного заключения контракта о прохождении военной службы с условно осужденными военнослужащими в связи с возникновением юридического факта судимости также можно обосновать на примере анализа норм ТК РФ. Прекращение трудового договора в связи с осуждением работника к наказанию относится к основаниям прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Такие основания предусмотрены в ст. 83 ТК РФ. Однако не во всех случаях осуждения к наказанию работник должен быть уволен. Такое увольнение производится, если наказание, примененное к работнику, исключает возможность продолжения прежней работы и приговор, определивший такое наказание, вступил в законную силу. Если к работнику применено наказание, не исключающее возможности продолжения работы, его увольнение по п. 4 ст. 83 ТК РФ нельзя признать законным. Например, работник осужден к условному наказанию. Трудовой договор в этом случае с ним нельзя прекращать, поскольку основанием его увольнения является осуждение к наказанию, не исключающему продолжение прежней работы. Ранее подобное основание прекращения трудового договора было предусмотрено в п. 7 ч. 1 ст. 29 КЗоТ РФ (утратил силу), согласно которому основанием прекращения трудового договора (контракта) являлось вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден (кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы.

"Дискриминационное" увольнение осужденного военнослужащего в случае истечения срока контракта в период испытательного срока при условном осуждении не способствует восстановлению социальной справедливости, исправлению осужденного и предупреждению новых преступлений. Представляется правильным определить в законе, что условно осужденные военнослужащие, совершившие общеуголовные или воинские преступления небольшой (средней) тяжести, не должны подлежать автоматическому увольнению с военной службы на основании п. 3 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы.

Досрочное увольнение с военной службы условно осужденных офицеров представляется невыгодным для государства с экономической точки зрения. Подготовка квалифицированного военного специалиста требует значительного расходования материальных средств. Как известно, на военное образование расходуется порядка 12 - 15% средств, выделяемых на национальную оборону <34>. Так, учебный процесс одного курсанта военно-гуманитарного профиля Военного университета в настоящее время обходится государству в среднем в 30 000 долл., а стоимость подготовки офицера "летной" специальности требует гораздо больших финансовых затрат <35>. Рационально ли увольнять в обязательном порядке высококвалифицированные кадры, учитывая вложенные в их подготовку государственные денежные средства, за преступления небольшой тяжести?

--------------------------------

<34> Мугинов Р.К. Совершенствование системы подготовки офицерских кадров как фактор обеспечения военной безопасности Российской Федерации // Рос. военно-правовой сб. 2004. N 1. С. 35.

<35> Баранец В. Военное образование: каким ему быть? // Военно-промышленный курьер. 2012. 6 июня.

 

Вывод о необоснованности увольнения военнослужащих, совершивших преступления указанной категории, следует из анализа зарубежного военно-уголовного законодательства военного времени. Так, в гл. 10 УК КНР предусмотрен специальный вид условного осуждения, применяемый к осужденным военнослужащим в военное время. Согласно ст. 449 УК КНР в военное время военнослужащие, совершившие преступления, не представляющие большой опасности, и осужденные к лишению свободы на срок до трех лет, могут быть признаны условно осужденными <36>. При этом им предоставляется возможность искупить вину военными заслугами, что впоследствии может привести к полному освобождению осужденных от отбывания наказания и снятию судимости.

--------------------------------

<36> Ахметшин Х.М. Военно-уголовное законодательство КНР // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 6 (вкладка "Военно-уголовное право". N 6. С. 108).

 

Цели исправления военнослужащих, совершивших преступления небольшой (средней) тяжести, в том числе и умышленного характера, и предупреждения совершения ими новых преступлений могут быть достигнуты применением условного осуждения в обстановке дальнейшего прохождения осужденными военной службы. Президент Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию 18 апреля 2002 г. отметил, что "нам крайне важна гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний. Наша главная цель - добиться неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости". Гуманизация карательной политики государства должна включать в себя широкомасштабную работу по ресоциализации условно осужденных военнослужащих и предупреждению совершения ими новых преступлений, прежде всего, в условиях военной службы. При принятии решения об оставлении условно осужденного на военной службе следует учитывать степень профессиональной подготовки военнослужащего, его служебную характеристику со стороны командиров (начальников), а также достигнутые в прошлом успехи и заслуги в период прохождения службы. Только в этом случае корректирование уголовной и уголовно-исполнительной политики в сторону смягчения уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести будет действительно социально полезным и эффективным для армии и флота.

В связи с вышеизложенным подп. "е.1" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ предлагается сформулировать в следующей редакции: "е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления".

Подпункт "д" п. 2 ст. 51 названного Закона предлагается изложить в следующей редакции: "д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление небольшой и средней тяжести". Кроме того, п. 28 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы предлагается изложить в новой редакции: "Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление небольшой и средней тяжести, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе".

Смысл предложенных изменений заключается в том, что каждая категория преступлений должна влечь соответствующие правовые последствия для служебно-правового статуса условно осужденного военнослужащего. Кроме того, законодатель впервые предусмотрел право суда самостоятельно "понижать" совершенное преступление на одну категорию при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств (ч. 6 ст. 15 УК РФ). Иными словами, преступление по своему характеру и степени общественной опасности может носить тяжкий характер, однако с учетом обстоятельств дела и личности осужденного суд, в целях индивидуализации наказания и вынесения справедливого приговора, вправе изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления.

В связи с вышеизложенным, как представляется, при принятии кадровых управленческих решений относительно вопросов оставления условно осужденных военнослужащих на военной службе (либо досрочного увольнения их с военной службы) командованию воинских частей следует руководствоваться той категорией преступления, которая в конечном итоге установлена судом.

Таким образом, решение вопроса о досрочном увольнении условно осужденного военнослужащего с военной службы не может быть произвольным и обусловливаться одним лишь фактом его осуждения за совершение преступления, а должно основываться на оценке соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям, обстоятельств нарушения условий контракта, выразившегося в совершении военнослужащим преступления, его характера и тяжести, последствий, отношения самого военнослужащего к совершенному им деянию, а также учитывать особенности объекта преступного посягательства. Изучение деловых (личных) качеств осужденного военнослужащего, его служебной деятельности в целом необходимо для определения целесообразности нахождения виновного лица в составе военной организации, основанной на принципе единоначалия, предполагающем строгую субординацию и беспрекословное подчинение приказам командира (начальника). Наличие у военнослужащего судимости в связи с назначением военным судом условного осуждения само по себе не должно предопределять выводов относительно оценки данного лица как не соответствующего требованиям по занимаемой воинской должности, а также рекомендаций о перспективах его дальнейшего служебного использования.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (30.06.2014)
Просмотров: 1338 | Теги: условное осуждение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь