Четверг, 14.12.2017, 03:33
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Национальные виды спорта в развитии в образовательной деятельности детей

С.М.Демьянова

Национальные виды спорта в развитии в образовательной деятельности детей

Актуальность исследования. Основу образовательного процесса старшего дошкольного возраста составляет физическая подготовка. Недооценка физической подготовки приводит к «однобокому» развитию детей.

Растущий и развивающийся детский организм в период дошкольного детства особенно сильно подвержен воздействиям внешней среды в силу своей пластичности, связанной с незавершенным и интенсивным протеканием процессов физического и психического развития. Поэтому одной из главных причин ухудшения здоровья детей в нашем регионе являются климатические условия. Кроме того, в условиях Севера сложно обеспечить удовлетворение потребности детей в активных движениях из-за неблагоприятных погодных условий. В связи с этим все более актуальными становятся вопросы охраны и укрепления здоровья, полноценного физического и психического развития ребенка, повышение двигательной активности детей в различных видах деятельности, учета этнокультурной ситуации развития дошкольников, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Физическое воспитание детей это важная проблема всех народов. Особенно остро эта проблема стоит в последнее время, когда возрастает значение таких явлений народной педагогики как сбережение и возрождение традиций якутов, умение пользоваться в современных условиях.

Большую роль в развитии физической подготовки несет использование на занятиях национальных видов спорта. Отличительной чертой национальных видов спорта в Якутии является их прикладной характер, вырабатывавшийся в процессе многовековой практики, органическая связь с трудовой деятельностью. Традиционное физическое воспитание фактически формирует движения, которые имеют прикладное значение для будущей жизни. При зарождении и формировании физического упражнения исходили из народного опыта и необходимости игры для конечной цели - переноса двигательного действия в практику. Они способствуют развитию морально-волевых и физических качеств.

Особый интерес для нас представляла народная педагогика якутов как средство физического воспитания детей. (Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Д.М. Бурхинов, С.Д. Намсараев, А.Ш Гашимов, Э.А. Измайлов, К.С. Чиряев, И.И. Портнягин, М.И. Павлова и др.).

Недостаточная разработанность данной проблемы и ее дальнейшее исследование обосновали выбор темы аттестационной работы: «Роль национальных видов спорта в образовательной деятельности детей ».

Объект исследования: процесс образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование национальных видов спорта на занятиях.

Целью работы является изучение роли национальных видов спорта в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ Арылахский детский сад Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутии). Из данной цели вытекают следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать теоретико-практические основы по вопросу развития образовательной деятельности детей дошкольного возраста посредством национальных видов спорта.

2. Провести исследование развития физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста до и после внедрения в занятия по физическому воспитанию национальных видов спорта.

3. Выявить эффективность использования национальных видов спорта в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: развитие образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

данный подход будет актуальным, востребованным и практически реализуемым в практике дошкольного образования;

будут определены теоретические основы проектно - программного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста посредством национальных видов спорта;

будет разработана система реализации физкультурно - оздоровительной работы посредством национальных видов спорта.

Научная новизна: теоретическое обоснование, использование проектно- программного подхода в развитии образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством национальных видов спорта.

Методологическую основу исследования составляют труды П.Ф. Лесгафта, Л.П. Матвеева, Н. А. Фомина, труды ученых PC (Я) И. Портнягина, Н.К. Шамаева, В.П. Кочнева ит.д.

Для доказательства гипотезы были использованы следующие методы исследования:
теоретическое изучение литературы в данной области исследования;
педагогические наблюдения;
педагогический эксперимент.

Экспериментальная база: МБДОУ Арылахский детский сад Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутии).

Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы для работы с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию для улучшения эффективности и качества образовательной деятельности.

Целью опытно-экспериментальной работы является изучение влияния национальных видов спорта на развития физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. Для решения поставленной цели перед нами были определены следующие задачи:

1. Провести исследование развития физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста до и после внедрения в занятия по физическому воспитанию национальных видов спорта.

2. Выявить эффективность использования национальных видов спорта в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании приняли участие дети старшей группы, в количестве 10 человек, они вошли в экспериментальную группу:

На начальном этапе эксперимента мы провели теоретический анализ по проблеме, диагностику уровня развития физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. По согласию педагога физической культуры проведены контрольные испытания на выявления уровня развития физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

Второй этап эксперимента состоял из внедрения в учебный процесс экспериментальной группы специального комплекса упражнений, включающих в себя национальные виды спорта.

Заключительный этап эксперимента состоял из повторной диагностики экспериментальной группы детей, а также подведения итогов опытно- экспериментальной работы по изучению развития физической подготовленности дете1 старшего дошкольного возраста, а также оформлению курсовой работы.

На начальном этапе исследования мы провели исследование уровня развития физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

В подготовительной части, как правило, применяются упражнения умеренной интенсивности. Исследования показали, что эта часть занятия значительно повышает подвижность нервных процессов и создает оптимальные условия для выполнения более сложных упражнений с большей интенсивностью. Если же нагрузка во время подготовительной части повышенная или недостаточная, подвижность нервных процессов увеличивается незначительно по сравнению с исходными данными покоя. Следует также учитывать, индивидуальные особенности детей.

В подготовительной части нельзя много внимания уделять развитию таких качеств, как сила и выносливость.

Общеразвивающие упражнения с использованием национальных видов спорта PC (Я) оказывают всестороннее (и в то же время избирательное) воздействие на организм человека. Возможность большого выбора общеразвивающих упражнений позволяет занимающимся детям улучшить работу двигательного аппарата, более точно дифференцировать движения.

Специальные подготовительные упражнения с использованием национальных видов спорта PC (Я) должны соответствовать задачам урока. Если в основной части занятия ставится задача развития подвижности, то для подготовительной части должны быть подобраны соответствующие упражнения в других физических качествах.

В подготовительную часть входят упражнения строевые; с их помощью можно быстро и удобно разместить занимающихся для выполнения различных упражнений. Они способствуют поддержанию надлежащего порядка и дисциплины на занятиях.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что использование специального комплекса упражнений с использованием национальных видов спорта PC (Я) дает положительную динамику развития физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

На начальном этапе эксперимента мы изучили общую физическую подготовленность детей старшего дошкольного возраста. В конце исследования было проведено повторное тестирование, результаты которого характеризовались более высоким процентом подготовленности детей из экспериментальной группы, следовательно, можно сделать вывод о том, что использование национальных видов спорта PC (Я) в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста дало положительный результат.

Если сравнить результаты на начальном и заключительном этапе эксперимента, то видим, что показатели уровней физических качеств показывают повышение развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

На заключительном этапе исследования процент показателей, характеризующих развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста, вырос благодаря занятиям по физическому воспитанию с использованием национальных видов спорта PC (Я).

Таким образом, мы видим, что физическая подготовленность детей старшего дошкольного возраста после внедрение в занятия национальных видов спорта PC (Я) возросла.

В начале учебного года процент скоростно-силового качества прыжка в длину с места составил 77%, а в конце учебного года - 79%. Прослеживается прирост развития данного качества на 2%. Этому способствовало использование упражнений с элементами национальных видов спорта, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, например, прыжки через нарты, хапсагай.

Результаты теста на развитие силовых качеств «Подъем туловища 30 сек» в начале года составили 75%, а в конце - 77%. Вновь прослеживается прирост показателей данного качества на 2%. Этому способствовало проведение занятий с использованием национальных видов спорта, таких как национальные прыжки, масс тардысыы.

Результаты теста на гибкость «Наклон вперед из положения сидя на полу» в начале года составили 78%, а в конце года - 81%. В данном случае прирост развития этого качества составил уже 3%. Этому способствовало регулярное проведение занятий с использованием национальных видов спорта, таких как традиционные игры, прыжки.

Координационный тест «Челночный бег 3*10м» показал результаты развития исследуемого качества в начале учебного года равным 82%, а в конце - 83%. В результате чего прослеживается прирост развития качества на 1%. Согласно диагностике общую физическую подготовленность детей старшего дошкольного возраста развивают через использование национальных видов спорта PC (Я). С помощью занятий с использованием национальных видов спорта развиваются разнообразные качества: скорость, сила, гибкость, выносливость.

У детей старшего дошкольного возраста появляется стимул к выполнению того или иного задания. На занятиях они занимаются с удовольствием, с заинтересованностью. Благодаря внедрению в занятия национальных видов спорта PC (Я) в экспериментальной группе детей они совершенствуют физические качества. У учащихся развиваются моральные качества: дружба, коллективизм, помощь, добросовестность, справедливость и многие другие.

Особые качества, сформулированные в процессе занятий, складываются в процессе общения детей старшего дошкольного возраста.
Итак, роль национальных видов спорта PC (Я) в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста велика. Благодаря подобным занятиям у детей старшего дошкольного возраста развиваются все физические качества (быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость и т.д.). Эти результаты дают право сделать вывод о том, что цель, которую мы ставили перед собой, была достигнута, предположения верны.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (29.11.2017)
Просмотров: 24 | Теги: виды спорта, Национальные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь