Вторник, 23.10.2018, 05:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА И ИГРЫ КАК ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

М.А.Павлов

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА И ИГРЫ КАК ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема общества, заключающаяся в приобретении духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Духовно- нравственное воспитание необходимо начинать ещё школы. В рамках урока физической культуры одним из ведущих методов нравственного воспитания являются именно национальные виды спорта и игры, которые вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение.

Видный отечественный психолог, педагог, доктор медицины Иван Алексеевич Сикорский нравственное воспитание называл важной задачей школы. По его убеждениям сообщая воспитаннику знания, развивая его умственно и физически, школа должна воспитать силу воли и характер, развивать высшие чувства, вырабатывать стойкие нравственные убеждения. Таким образом, как считает И. А. Сикорский, воспитывающее обучение включает не только развитие способностей, но формирование нравственности, развитие воли. В нынешнее время ведущей проблемой для общества является обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи.

Для формирования духовно-нравственной сферы подрастающего поколения на уроках физической культуры в первую очередь важным условием становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых усваивается социально-исторический опыт, развиваются представления о другом человеке и о самом себе, своих возможностях и способностях [2, с. 322]. Национальные виды спорта и игры являются для этого одним из ведущих методов. Данный способ обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа.

Казалось бы игры нужны для забавы, но испокон веков народные игры использовались с целью воспитания и развития подрастающего поколения: формировали привычку к труду, навыки охоты, военной подготовки. Подвижные игры представляли собой состязания: бег, прыжки, метание, стрельба из лука. Они развивают ловкость, гибкость, силу, выносливость, моторику, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

Кроме того, они совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития[3, с. 99].

В педагогической практике правильное целенаправленное использование народной физической культуры, особенно ее средства - национальные виды спорта и игры, как в воспитании, обучении и развитии физических качеств школьников, так и подготовке взрослых, требует внимательного теоретического осмысления.

Покровский Е.А. подчеркивал большое воспитательное значение подвижных игр, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил...».Для младших классов целесообразно проводить более легкие подвижные игры. Например, в якутской школе можно проводить такие национальные игры как «Упрямый теленок», в ходе которого развиваются сила и выносливость, «Водопой» - ловкость, сила, выносливость. Игры любят дети всех возрастов за эмоциональность и соревновательный характер, возможность проявить свои возможности.

Средние и старшие классы следует познакомить уже с более сложными национальными играми и видами спорта. У якутов очень популярен вид спорта хапсагай - «предок» мирового вида спорта вольной борьбы. Это слово имеет сразу четыре перевода с якутского языка: «ловкость», «быстрота», «сила» и «выносливость». Борьба проходит на поляне, зрители сидят вокруг. Борцы становятся на противоположных сторонах круга, потом сходятся. Задача заключается в том, чтобы соперник коснулся земли любой частью тела, кроме подошв. Известны также национальные прыжки - кылыы (скачки на одной ноге), ыстанга (попеременные прыжки с ноги на ногу), куобах (прыжки по-заячьи, т.е. на двух ногах).

Другой своеобразный вид спорта - якутский мостик «тутумэргиир» (якутская вертушка). Его суть заключается в следующем - держась руками на деревянном помосте за короткую толстую палочку, вставленную в паз, за две минуты сделать как можно больше оборотов вокруг себя.

Как показывает практика, обучение детей целому ряду тактических приемов и разных перемещений полезно проводить в игровых условиях. Для этого подходят различные подвижные игры, в том числе и якутские. Предлагаемые якутские национальные игры можно использовать на уроках физического воспитания с учащимися как начальных, так и средних и старших классов, а также во внеурочное время. Эти игры просты в применении, они легко и быстро осваиваются как педагогами, так и детьми, несут символическую информацию о прошлом, передают подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствуют детской природе, удовлетворяют потребности ребенка в познании окружающего мира.

В заключение следует отметить, подвижные национальные игры и виды спорта на уроках физической культуры - воспитание силы, ловкости, выносливости, быстроты, а также патриотизма, основанной на глубинных корнях своего народа.

Литература

1. Былеева Л., Короткое П., Яковлев П. Подвижные игры. - М.: ФиС, 2002. - 390 с.
2. Лысенко Е.А. Духовно-нравственное воспитание на уроках по физической культуре // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - Новосибирск: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества",2010, №14. - С. 322-324.
3. Мендот И.Э., МендотЭм.Э., МендотЭл.Э. Национальные виды спорта и игры как этнопедагогическое и духовное воспитание на уроках физической культуры // ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. - Улан- Удэ: Бурятский государственный университет, 2013, №13. - С.96-100.
4. Решетников Н. В. Физическая культура / Н.В Решетников, Ю.Л. Кислицын. — М.: Академия, 2007. — 152 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (30.03.2018)
Просмотров: 146 | Теги: национальные виды спорта | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь