Понедельник, 27.05.2019, 04:24
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЫШЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Бикмухаметов Р.К.
Бикмуллина А.Р.

МЫШЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация. В настоягцее время общество запрашивает педагога, способного создать все необходимые психолого-педагогические условия для саморазвития личности ученика. Умение управлять процессом постоянного изменения человека и восхождения его к более высокому уровню своего развития является высшим профессиональным умением педагога, овладение которым в совершенстве обеспечивает успех в его деятельности. Это относится и к педагогу по физической культуре.

Ключевые слова: профессиональная культура, культура мышления, многомерность сознания.


Введение. В любой профессии понятие «профессиональная культура» включает в себя все формы проявления свойств и качеств личности в их единстве: от познавательно-мировоззренческой до организационно-управленческой, от культуры мышления до культуры чувств и общения, от деловых личностных характеристик специалиста до его нравственных качеств.

По разным основаниям в литературе выделяют способности, знания, умения, составляющие профессиональную культуру педагога по физической культуре. Обобщив их можно выделить шесть основных блоков: 1) специально- профессиональные знания и дидактические способности и навыки; 2) научно- познавательные потребности, когнитивные способности, гностические умения и навыки; потребность в самообразовании и самосовершенствовании; интеллектуальность и логическая культура, способность к самоанализу; владение общими методологией познания, мышления; 3) коммуникативные способности, умения и навыки; 4) организаторские способности и навыки организационно- управленческой деятельности; 5) личностные, социально-нравственные и этические свойства: эмоционально-волевые, ценностно-мотивационные, нормативные; 6) гражданские качества.

Психолого-педагогическую развитость интеллектуально-духовных, нравственно-психологических, этических качеств учителя физической культуры составляют: 1) осознание общности с учеником как с равной суверенной личностью, а значит осознание равенства цели, устремлений, ценностей, возможностей каждой личности, равенство ответственности за результаты совместного труда; 2) осознание себя, собственных потребностей и ориентаций, ценностей в труде и соотнесение их с ценностями и ориентациями, устремлениями учеников, с общественными потребностями; 3) осознание своих реальных способностей и профессиональных интеллектуально-духовных возможностей; 4) способность воспринимать окружающий мир и внутренний мир своих учеников без субъективных искажений, «стойких предубеждений, стереотипов», уметь видеть в каждом важное, хорошее, то, что от личности, а не от ученика; 5) готовность воспринимать новое вообще и в нормах, образцах поведения и деятельности в частности, то есть преодолевать естественный консерватизм учеников; 6) осознание, критическое осмысление своих возможностей понимать нормы, культуру и ценности других социальных групп, и прежде всего, своих учеников; 7) осознание своей реальной, а не воображаемой или внешней обязательной, должности роли, реального, а не воображаемого эффекта своего коммуникативного воздействия на ученика, осуществимости задуманного, результативности устремлений; 8) готовность (желание и способность) соизмерять, изменяться, духовно развиваться вместе со своими учениками.

Основные положения. Вузовская жизнь показывает, что иногда наблюдается упрощенный, узкоремесленеческий подход к подготовке педагога. Учебный процесс в этом случае ориентирован только на передачу студентам суммы определенных профессиональных знаний и выработку необходимых навыков. В таком случае преподаватель спецкафедры лишь передает определенное количество специальной информации, а воспитание остается вне сферы его профессиональной деятельности. Такая прагматическая ориентация учебного
процесса лишь на профессиональные знания и умения оборачивается однобоким развитием будущего специалиста, наносит большой вред его профессиональному становлению.

Профессиональное развитие педагога по физической культуре может происходить только на основе всестороннего совершенствования всех интеллектуальных способностей и расцвета его физических и эмоциональных качеств.

Профессиональная культура личности может быть определена, во-первых, как такое качество освоенных личностью профессиональных знаний, когда они органически сочетаются с естественно-научными, политико-идеологическими и другими знаниями личности, им придают последним оформленный педагогический характер; во-вторых, как способность личности к творческому мышлению; в-третьих, как потребность личности постоянно наращивать, совершенствовать и использовать педагогические знания для развития самосознания и общественной активности, для прогрессирующего сближения и совпадения ее деятельности с интересами и целями развития общества.

Важное место в структуре профессиональной культуре педагога по физической культуре приобретает культура мышления.
Перестройка мышления немыслима без последовательного формирования таких качеств личности, как чувство новизны, реализма и смелости постановки вопросов, активно-критического и творческого, сознательного отношения к действительности.
Культура мышления современного педагога - это умение правильно и глубоко мыслить, самостоятельно анализировать педагогические явления и процессы, вскрывать в них главное и существенное, это умение подойти к известному с новой стороны, отказаться от штампов и инерции мышления.

Роль культуры мышления всегда высоко оценивалась мыслителями.

Сложность и многогранность природы мышления определяет и многообразие возможных подходов при изучении культуры мышления личности.

Можно акцентировать внимание на логической стороне - здесь культура мышления выступает, как умение пользоваться формально-логическими правилами, как логичность, доказательность, глубина мышления.

Правомочен гносеологический подход: культура мышления свидетельствует о высокой степени объективности выведенного знания, обобщений, о способности личности преодолевать умозрительные представления и идеи.

Нельзя абстрагироваться от потребности личности, мотивирующих ее мышление, от направленности мышления на конкретные цели. Культура мышления при таком подходе (психологическом) вступает как его реалистичность, современность и доказывает умение педагога понимать значимые для общества ценности.

В целом культура мышления говорит о степени совершенства интеллектуального развития человека, о мере соответствия его мыслительных способностей научным принципам, законам и правилам мышления. В культуре мышления находит свое выражение теоретическая и научная зрелость педагога по физической культуре, его связь с обществом и эпохой, реализм в оценке живой практики. Иными словами, культура мышления всегда имеет конкретно историческое содержание. Это характеризует культур мышления специалиста любой профессии.

Среди составных элементов мышления специалиста нельзя выделить главных, так как все они взаимосвязаны и утрата или неразвитость одного из них обедняет мышление педагога по физической культуре и замедляет развитие его социальной активности.

Любая целенаправленная деятельность связана с мышлением, тем более деятельность современного педагога по физической культуре. Каждый специалист в процессе деятельности проявляет себя как бы с двух сторон - как работник в области определенной специальности (отрасли), решающей конкретные профессиональные проблемы, и как человек, включенные в гражданские отношения и участвующий вместе с другими людьми в деятельности, не отличающей его от других членов общества. В первом случае он обнаруживает профессиональное специальное мышление. Во втором - общее мышление современного человека с определенным уровнем сознательности.

Мышление человека испытывает множество воздействий, связанных с его профессией, образованием, возрастом, общественным опытом и, наконец, с образом жизни и его типами. Иными словами, общественный образ жизни, с которым связан человек, не может не отражаться на специфике мышления педагога, а тип образа жизни не может не порождать и особенностей культуры мышления специалиста в области физической культуры.

Практика выступает посредником между мышлением и объективной реальностью. Различные же виды практики, индивидуальной и групповой, ведут к различным особенностям мышления - индивидуального и группового.

Мы полагаем, что для решения назревших проблем в современных условиях наиболее адекватной становится интеграция существующих парадигм.

Для преодоления сложившихся барьеров между областями профессионального познания, для выработки целостного взгляда на объекты (субъекты) деятельности необходимым стал полипарадигмальный способ мышления с направленностью на всеобщую связь педагогических явлений и процессов объективной действительности, на получение синтетических знаний об объектах (субъектах), на теоретические обобщения и интерпретации, перекрывающие устоявшиеся границы между парадигмами.

Другими словами это означает необходимость формирования понимания как единства процессов антиципации и рефлексии. Антиципация прокладывает путь в будущее, а рефлексия сверяет правильность движения по пройденному пути, выступая эквивалентом обратной связи для творческих процессов.

Подлинное понимание сознания и психики человека требует их включения в реальный контекст жизни и деятельности людей, т.е. практическую компетентность студент приобретет лишь в случае двойного перехода: от информации к мысли, а от мысли - к действию, к осмысленному поступку. В данном случае мышление - это обращение к неизвестныму будущему, к тем нестандартным проблемам, которые возникнут у него в производственной деятельности.

Мы исходим из того, что для продуктивного решения проблемы профессиональной подготовки педагогов по физической культуре необходимо обратиться к основным положениям современных педагогических подходов, каждый из которых:

- во-первых, дает правильное и полное, со своих позиций, представление (от целеполагания до самоанализа) о процессе и результатах деятельности, что является важным компонентом профессиональной подготовки;

- во-вторых, позволяет будущим педагогам в процессе обучения овладеть способами, средствами, методами педагогической деятельности, совершенствуя свои личностные качества настолько полно, насколько это соответствует данной парадигме.

Реализация этой идеи в профессиональном образовании будет способствовать достижению основной цели - подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Полипарадигмальный подход позволит усвоить и реализовать в профессиональной подготовке различные по своей направленности, структуре и содержанию концепции, теории, подходы (и соответствующие технологии), выработанные в ходе культурно-исторического развития педагогической мысли. Это обеспечит личностно- профессиональное развитие студента на основе преемственности в формировании различных уровней самосознания личности (профессионального, духовного и физического), обусловливающих становление ее мировоззрения и расширение мерности сознания.

Многомерность сознания - проявление потенциала сознания, связанная с освоением объекта познания с разных позиций и точек зрения (способность структурировать, выявлять закономерности, связи и отношения, реализовывать их как при решении теоретических, так и практических задач). При развитом многомерном сознании человек способен выбирать и концентрироваться на той парадигме (концептуальной позиции), которая позволит добиться максимально эффективного для данной проблемы решения. (Кстати сказать, для образовательного пространства в настоящее время характерен именно полипарадигмальный статус).

Выводы. Период адаптации выпускников вуза в настоящее время составляет от трех до пяти лет. Причем предметная адаптация (приобретение профессионального мышления) протекает легче, чем социальная (вхождение в коллектив, приобретение навыков общения, ответственности и т.п.), поскольку в вузе не учат социальным поступкам.

Многомерность сознания создаст возможность перехода в рамках существующих парадигм, что обеспечит наименее болезненное вхождение выпускников вузов в реальное выполнение различных социальных и профессиональных функций. Поскольку одна и та же профессионально-педагогическая ситуация может иметь несколько правильных, с позиций различных подходов, решений.
Многомерное сознание проявляется и в способности человека к многомерному поведению, направленному на удовлетворение собственных потребностей в саморазвитии множества мерностей.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (22.01.2019)
Просмотров: 50 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь