Пятница, 02.12.2016, 22:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

Музыкальный бестселлер

Музыкальный бестселлер

Заимствованные определения «бестселлер», «блокбастер», «хит» и им подобные становятся все более привычными в нашей повседневности. Заметим, что на такой титул претендуют не всегда шедевры, а чаще продукция коммерческая, главная цель которой найти своего покупателя.

В пространстве современных литературных бестселлеров романы («Шантарам» Грегори Робертса), детективы («Инферно» Дэна Брауна), приключения и фэнтези («Голодные игры» Сьюзен Коллинз) соседствуют с оригинальными психологическими советами («Поступай, как женщина, думай, как мужчина» Стива Харли) или историческими комментариями («История Российского государства» Бориса Акунина). Немногие из этих книг прошли проверку временем, как колумбийский роман «Сто лет одиночества» Габриэля Маркеса, удостоенный Нобелевской премии.

В музыкальном мире, возможно, самые большие деньги все-таки вкладываются в постановки мюзиклов. Шикарные костюмы, яркие декорации, мощный световой дизайн, выступления «звезд» оказываются более чем затратными, поэтому в мировой практике репертуар театра, обращающегося к эффектному жанру, нередко оказывается на долгое время ограниченным исключительно лишь одним избранным спектаклем. Именно так начинались истории «42-й улицы», «Кошек» и «Собора Парижской Богоматери», определенно ставших сценическими долгожителями.

Наряду с желанным для кинематографистов «Оскаром», у театрального Бродвея существует «Tony Awards». В разное время этим заветным призом были отмечены «Моя прекрасная леди», «Звуки музыки», «Порги и Бесс», «Вестсайдская история» и «Кандид». И совсем не случайными оказались их последующие экранные версии с не менее успешной судьбой, как например, у «Кабаре», «Чикаго», «Призрака оперы», «Демона-парикмахера», «Rent» или «Mamma Mia».

Не секрет, что музыка в кино играет не менее важную роль. Доказательством явного признания являются многочисленные международные кинопремии, присуждаемые в номинациях за лучший саудтрек и лучшую музыку к фильму Кроме американских «Оскара», «Грэмми» и «Золотого глобуса», подобные награды присуждают Великобритания («BAFTA»), Франция («Сезар»), Италия («Давид ди Донателло»), Испания («Гойя»), Южная Корея («Голубой дракон»), Россия («Ника» и «Золотой орел»). Начатый список можно продолжать еще долго-долго.

Именно на этих жанрах - мюзикла и киномузыки - был сделан основной акцент в концерте «Музыкальный бестселлер». Впервые показанный астраханцам во время новогодних каникул, он стал приятным и неожиданным подарком для любителей музыки.

Барон Эндрю Ллойд Уэббер, фаворит фортуны, знаменитый автор почти двух десятков мюзиклов, обладатель самых благородных и высоких титулов Великобритании, явно лидировал в программе. Прочувствованное исполнение его «Memory», печального гимна прошлому странницы Гризабеллы из «Кошек», подготовили Наталья Воробьева, Елена Разгуляева и Альбина Шакирова. Ангелами и демонами музыки в сложнейшем по тесситуре и дыханию дуэте Кристины и ее похитителя из «Призрака оперы» выступили Марина Белая и Алексей Михайлов, Евгения Старцева и Иван Максимейко, Альбина Шакирова и Александр Диянов. Арию-насмешку и провокацию царя Ирода из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда» исполняли Алексей Гусев и Руслан Сигбатулин. Образ Марии Магдалины, взывающей к любви, представили Наталья Воробьева и Зинаида Дюжова.

Восторженное признание Элизы Дулиттл «Я танцевать хочу» из мюзикла (оперетты) «Моя прекрасная леди» Фредерика Лоу астраханцы могли услышать в исполнении Оксаны Ворониной, Екатерины Чернышевой, Елены Трофименко или Елены Малышевой. Романтического героя Фрица Лёве Фредди Хилла с его скромным признанием- песенкой «Здесь в вечерний час» представили солисты оперной труппы Алексей

Гусев, Иван Максимейко и Александр Малышк-ко.
Бесспорный американский шлягер - трогательную колыбельную Клары из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» - подарили слушателям Алена Диянова, Альбина Шакирова, Елена Разгуляева и Ирина Белая.
Классика мюзикла, «Вестсайдская история» об американских Ромео и Джульетте композитора Леонарда Бернстайна, вернулась динамичными оркестровым «Мамбо» и хоровыми куплетами «Америка» (солисты: Маргарита Акулова, Вероника Макарова, Юлия Скудина, Елена Стрельникова).


Мюзикл о простаке Кандиде в настоящее время - большая репертуарная редкость. И при жизни автор не раз редактировал его, закончив окончательную версию незадолго до смерти. Сложнейшая партитура, выполненная Бернстайном на стыке оперы, мюзикла и оперетты, по-прежнему недооценена критикой и публикой. Чаще всего исполнители оставляют в своих программах полюбившиеся фрагменты из «Кандида», полного намеков, иносказаний, обращенных, кроме типичных для жанра современных музыкальных символов, к сокровищнице Старого Света. Так, и в сцене-арии Кунигунды (Ирина Белая, Светлана Сигбатулина, Евгения Старцева) знатоки музыкальной классики без особых усилий услышали и увидели отражение знаменитой арии с жемчугом из «Фауста» Гуно.

Полная глубокого смысла песня-расставание «My way» для многих меломанов немыслима без голоса Фрэнка Синатры. Другие, не менее харизматичные исполнители шлягера Франкойса (Элвис Престли, Муслим Магомаев, Уитни Хьюстон), как и астраханские исполнители (Дмитрий Кондратьев, Максим Палий, Алексей Фролов), стремятся донести до слушателей свое понимание этого миниатюрного шедевра.

Как известно, спецификой кинематографического пространства является многообразие форм взаимодействия звука и изображения. Есть немало картин, в которых из-за сильного визуального плана музыка просто исчезает или быстро забывается. Известны режиссерские проекты, в которых аудиоматериалу сознательно отводится роль второстепенная. Возможны и настолько сильные музыкальные партитуры, что им даже подвластно перевести отрицательные визуальные кадры в положительный ряд.

«Time to say goodbye» Франческо Сартори, безусловно, принадлежит к их числу Мощнейший эмоциональный месседж итальянской музыки, переполненной любовью, в исполнении Алены Дияновой, Елены Разгуляевой, Екатерины Чернышевой, Ивана Максимейко, Александра Диянова и Алексея Михайлова невозможно было не почувствовать.

Музыка популярного шведского коллектива «:АВВА» из мюзикла «Mamma Mia!» для слушателей старшего поколения, также как и для героев его экранной версии Мерил Стрип, Пирса Броснана, Колина Фёрта и Стеллана Скарсгарда, стала прекрасной возможностью мысленно перенестись в прошлое, снова стать молодыми и влюбленными в жизнь. «Chattanooga Choo Choo» Гленна Миллера из «Серенады солнечной долины» - еще одна стопроцентная гарантия прекрасного настроения, это музыка, которая, несмотря ни на что, заставляет улыбаться, заслышав гудок и ускоряющееся движение поезда.

Оркестр Астраханского театра оперы и балета под управлением Сергея Гринева (он же автор многих аранжировок и оркестровок) выступил в новом концерте героем вечера. Коллектив уже не раз доказал свой высокий профессионализм, выступая с симфоническими программами из произведений Бетховена, Вагнера, Малера, Грига, Рахманинова и других композиторов. Трагическая партитура Ханса Циммера из «Гладиатора», напряженная броская оркестровая ткань Джона Барри и Монти Нормана из кинофильма о Джеймсе Бонде, насмешливо ироничная музыка Генри Манчини («Розовая пантера») и пестрая в своих контрастных оттенках сюита Джона Уильямса из медиафраншизы о Звездных войнах в концерте оказались вынесенными на первый план, несмотря на то, что исполнение было дополнено красочным видеорядом.

Художественное оформление при кажущейся простоте и лаконизме выглядело стильным и эффектным: это элегантные платья задирающих друг друга современных эмигранток («Америка»), изысканный вечерний наряд Кунигунды («Кандид»), бальное одеяние достойное прекрасной леди у Элизы Дулиттл.

Проблемное звуковое пространство сцены, труднее всего, оказалось организовать в
хоровых композициях Вильямса «Dry you teas, Africa» и в попурри на музыку группы «АВВА»: расположенный за оркестром хор и особенно солисты динамически звучали беднее, чем могли бы при ином постановочном решении. С радостью встреченные зрителями фрагменты из «Моей прекрасной леди» стали бы еще более слитными, если бы они прозвучали на одном языке. Финальная пантомима Колыбельной Клары, собственно вокальное исполнение которой достойно самой высокой оценки, неожиданно наводит на мысли, что песня молодой матери обращена не только к ее младенцу, но и к желанному мужчине.

Режиссер Константин Балакин умело организовал композицию вечера в органическое целое, и театральному коллективу в очередной раз удалось удивить своих поклонников неожиданной программой.

Уникальный шоу-концерт стал сюрпризом для астраханцев, успевших полюбить молодую труппу, и
для гостей города.

Заметим в заключение, что в реальности понятие бестселлера оказывается достаточно широким. Чеховская проза, пушкинская поэзия не перестают привлекать и после обязательных школьных уроков литературы. По статистике, современные тиражи «Войны и мира» превышают издания Шекспира, а булгаковские «Мастер и Маргарита» не уступают новейшим литературным бестселлерам. Классика останется на века уже потому, что затрагивает вечные темы, заставляет думать и искать «ключи» к тайне, неизменно сокрытой в настоящем шедевре. Думается, что в возможных новых проектах Астраханского театра оперы и балета с таким же броским названием в программах найдется место и для других музыкальных жанров.

С.Севастьянова, кандидат искусствоведения

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (01.04.2016)
Просмотров: 67 | Теги: музыкальный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016