Вторник, 24.10.2017, 10:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

М.К.Бабина, С.В.Гончарук
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Представлен теоретический анализ взаимосвязи движения и музыки. Определено их сопряжённое воздействие на организм и психику человека. Обоснована необходимость музыкального сопровождения как средства физической культуры, относящегося к методическим факторам. Описаны пути оптимизации использования музыкального сопровождения в физкультурных занятиях для решения основных задач.

Ключевые слова: музыка, физические упражнения, регулирование, здоровье человека, музыкальная культура.

 
Физическая культура, будучи неотъемлемой частью жизни общества, современной науки, под воздействием общих тенденций также трансформируется, интегрируя в себя подходы и методы других наук и, в частности, психологии, музыкальной и танцевальной терапии, биологической физики, музыкальной педагогики.

Следует особо отметить, что преобразования в сфере физической культуры, как и в любой отрасли научного знания, обусловлены не только развитием её теоретико-методологических основ, но и запросами практики. Важнейшей, магистральной задачей для теории и практики отечественной науки в области физической культуры является повышение уровня физического и психического здоровья населения, что тесно связано с уровнем интереса к физкультурным занятиям российских граждан, а также с насущной необходимостью добиться указанных результатов, не превышая жёсткий временной регламент занятий физическими упражнениями, обусловленный высокими нагрузками и занятостью практически всех возрастных и социальных страт российского общества.

Существенный потенциал для решения поставленных задач, на наш взгляд, может иметь сопряжённое воздействие физических упражнений и музыкального сопровождения с учётом широких возможностей их использования для повышения эффективности занятий, в частности, развития двигательных и музыкальных способностей, улучшения функционального и психического состояния занимающихся, повышения их интереса к занятиям.

На современном этапе развития отечественной физической культуры, когда приоритет заняли её гуманистические идеалы, обращение к декларируемому, но не реализованному в полной мере на предыдущем этапе холистическому подходу к человеку, происходит реконструкция внедрения музыки не только в гимнастику, фигурное катание, синхронное плавание и другие виды спорта, в которых традиционно используется музыка.

В настоящее время доказано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра, выработку гормонов.

Исследования С. В. Шушарджана показывают, что частота дыхательных движений и сердцебиений изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения [3].

Авторы, изучавшие применение музыки в занятиях физической культурой (О. В. Ишанова, С. И. Кулагин, М. Ю. Ростовцева и др.), установили непосредственное влияние музыки на длительность тренировочных упражнений, динамику занятий физкультурными упражнениями, развитие координации движений, воспитание у занимающихся чувства и понимания ритма и такта мелодии и соответствующей им красоты и выразительности движений, музыкального вкуса [1]. Также доказано, что применение музыки на занятиях способствует преодолению нарастающего утомления и помогает избегать однообразия, ускоряет процессы овладения техникой движения.

Вместе с тем необходимо отметить, что при всём очевидном положительном потенциале музыка является весьма сложным, специфичным и многогранным инструментом воздействия на организм и психику человека. Её неправильное применение может не только затруднять процесс занятий физическими упражнениями, но и оказывать негативное влияние на психофизическое и эмоциональное состояние занимающихся. Таким образом, широкое, но неоднозначное воздействие музыки на организм и психику человека при довольно стихийной практике её применения в занятиях физическими упражнениями актуализирует социально-педагогическую проблему грамотного и научно обоснованного применения музыкального сопровождения на занятиях физическими упражнениями и их регулирования.

В результате анкетирования специалистов физической культуры, проведённого Ю. В. Смирновой, определено, что регулярно используют музыку на занятиях 100 % специалистов дополнительного образования и фитнес-индустрии, слушателей курсов повышения квалификации, 74,4 % руководителей физического воспитания детских садов и 17,3 % учителей физической культуры. Однако 74 % участников опроса считают, что практически не имеют представлений о возможностях оздоровительного влияния музыки и, соответственно, не используют этот потенциал на физкультурных занятиях. В ходе педагогических наблюдений выявлены основные ошибки в применении музыкального сопровождения.

Наиболее значимые и часто встречающиеся — несоответствие музыкального сопровождения:
- психовозрастным особенностям занимающихся;
- характеру выполняемых двигательных действий;
- художественно-эстетическим требованиям к качеству его звучания [2].

В результате педагогических наблюдений выделены три типа использования музыкального сопровождения на занятиях физическими упражнениями:
- звуколидер;
- психолидер;
- фон.

Основными характеристиками представленных типов является функциональный набор: пси- хорегулирующая, организационная, оптимизирующая, развивающая, гедонистическая и аксиологическая функции, позволяющие определить наиболее частные требования к подбору музыкального сопровождения в физкультурных занятиях.

Таким образом, роль музыкального сопровождения занятий физической культурой велика, что позволяет констатировать его актуальность и необходимость применения в процессе занятия физическими упражнениями, фитнес-тренировками, физкультурными минутами и др.

Список литературы

1. Андреева, Ю. Т. Танцевальная терапия / Ю. Т. Андреева. - М. : Диля, 2005. - 247 с.
2. Смирнова, Ю. В. Музыкальное сопровождение в физической культуре : учеб.-метод. пособие / Ю. В. Смирнова. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. - 107 с.
3. Шушарджан, С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма / С. В. Шушарджан. - М., 1998. - 363 с.

Для цитирования: Бабина, М. К. Роль музыкального сопровождения в занятиях физической культурой / М. К. Бабина, С. В. Гончарук // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 1. - С. 29-31.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (22.09.2017)
Просмотров: 35 | Теги: музыкальное сопровождение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь