Суббота, 23.03.2019, 09:19
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ЛФК И СПОРТА

Брайцева С.В., Арпентьева М.Р.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ЛФК И СПОРТА

Аннотация. Статья посвягцена проблемам музыкальной терапии. Цель исследования - анализ возможностей и ограничений музыкальной психотерапевтической поддержки в разных видах спорта и ЛФК. Метод исследования - теоретический анализ особенностей музыкальной психотерапевтической поддержки в ЛФК и различных видах спорта. Музыка помогает занимаюгцимся, спортсменам, а также тренерам и другим специалистам, задействованным в работе со спортсменами и занимающимися, разрешать внутренние и внешние конфликты, обнаруживать зоны, нуждаюгциеся в развитии и развиваться, опираясь на опыт, суммированный человечеством в музыке.

Ключевые слова: спорт, музыка, медитация, музыкальная психотерапия, мелолистика, психологическое сопровождение спорта.

 

Введение. Главный парадокс современной практики психологического сопровождения занимающихся ЛФК, спортсменов - огромный запрос и малочисленность исследований в этой области. Один из примеров - музыкальная терапия. Поэтому цель нашего исследования - анализ особенностей музыкальной терапии в сопровождении ЛФК и спорта.

Основная часть исследования. Музыкальная терапия выступает как катализатор духовной жизни, развития и диалога человека и культуры [11; 13; 14; 17; 18; 20; 24; 25; 26; 32]. Как писал Р. Грейвз, хорошо подобранная антология (музыки) - это полная амбулатория для наиболее распространенных психологических и психофизических расстройств, и ею можно пользоваться как для их предотвращения, так и для лечения [5; 16]. Слушая или исполняя музыку, можно достичь глубокого и полного откровения о себе, жизни, через музыку происходит общение страдающего человека со своей внутренней силой, с миром, которые в моменты творческого озарения трансформируют человека и его отношение к себе и миру [1; 2; 16].Особенно большую роль в современной музыкальной терапии играют музыка и тексты, которые можно отнести к разряду мифо-этнических и, вместе с тем философско-психологических, посвященные осмыслению жизни и ее проблем, а также места человека в мироздании, проблемам взаимодействия культур [9, с.360]. Многие музыкальные композиции и песни как чисто философские и религиозные произведения способны помочь в трудную минуту жизни [3; 4; 8]. Важно при этом чтобы музыкальная терапия пробуждала к самостоятельной духовной жизни, не пытаясь подменить ее собой, к диалогу, а не монологу [19, с.25-26]. А. Понтвик и другие исследователи отмечают феномен психорезонанса: глубинные слои человеческого сознания резонируют со звучащими гармоническими формами и оказываются доступными для понимания. Основной задачей музыкотерапии является проникновение в глубинную сферу личности, куда с помощью слова проникнуть невозможно [30]. Другие исследователи полагают, что под воздействием образов музыки, происходит катарсис - отреагирование психических травм, пережитых в детстве и взрослости, активизируется естественная тенденция и ресурсы к самоисцелению [7; 15; 21; 31]. Душа человека отбирает музыку, которая нужна именно ей, именно сейчас. Для того чтобы максимально эффективно использовать потенциал, возникший во время прослушивания или исполнения музыки, нужно осознать и проговорить намерение и проблему, которые хотелось бы усилить или разрешить [2].

Ряд исследований демонстрируют анальгетические и релаксирующие свойства музыкотерапии, что нашло применение при лечении хронических болевых синдромов различной этиологии, много работ посвящено успешному использованию музыки в комплексном лечении болезней нервной системы и психосоматических нарушений. Использование музыкотерапии при лечении целого ряда заболеваний в силу эффективности, отсутствия побочных явлений и простоты, представляется высоко перспективным и доступным для широкого применения. В повседневной жизни, изобилующей трудностями и стрессами, музыкальная психотерапия служит хорошим средством профилактики нарушений и срывов, помогая людям жить, работать и быть счастливыми и успешными. Музыка имеет неуловимые творчески организующие качества, гармонизирующие и восстанавливающие человека на многих уровнях. Эти особенности используются в медицинской практике и спорте для того, чтобы облегчить контакт, построение отношений, командное взаимодействие, самовыражение и саморазвитие. При этом лучший способ - не просто прослушивание музыки, а само ее воспроизведение: игра на музыкальных инструментах, а также пение. Организм подстраивается под музыкальный темпоритм лучше у тех, кто занимается музыкой постоянно, например. У музыкантов, и психологическое понимание музыки у них тоньше, глубже и полнее: они могут заметить нюансы и оттенки, которые не замечают нетренированные слушатели. Такое умение является следствием постоянного прослушивания и воспроизведения музыкальных мелодий, когда организм привыкает к их воздействию и уже лучше выбирает, что для него полезно. Музицирующий или поющий спортсмен сам может регулировать темпоритм и громкость мелодии, в зависимости от того, что нужно его организму в данный момент, поэтому пение - идеальный способ лечения. На сеансах лечебной музыки возникает атмосфера доверия к жизни и себе, творческой, прогрессирующей релаксации, позволяющей снять блокады и блоки опыта, мышечные и иные «зажимы» и комплексы и т.д.. Музыкальные психотерапевты не "достают" клиента расспросами о горе или болезни, об успехах или неудачах. Для них важнее войти в музыкальный контакт с его переживаниями и представлениями, достичь психологического, нравственного и физиологического резонанса музыки и спортсмена. Часто именно это придает человеку сил в борьбе с опасениями и блокадами развития, в борьбе с травмами и срывами спортивной деятельности, с болезнями и иными недугами, помогает разобраться в себе. Задание психотерапевта - не навязывать музыку, мелодию, но активировать, "зажечь" в спортсмене его внутреннее состояние ясности и гармонии, которое исправит все ошибки и проблемы. При музыкотерапии человека учат и направляют не внешние правила и законы, а та соматическая (телесная) реальность, которую человек забыл. Музыка возвращает человека к его первичным переживаниям и представлениям о себе и мире, давно забытым , делает возможным, чтобы эта первичная, базовая реальность вновь начала служить поддержкой человеку. В онтопсихологической музыкотерапии («мелолистике» и «мелодансе») основная концепция строится на врожденности духовных основ человека вне зависимости от способа его самовыражения: данная терапия имеет исключительно внутреннюю направленность, а все внешние изменения возникают уже в результате ее проведения [11]. Восстановление утраченных связей с внутренним миром осуществляется через контакт с телесным «Я». Онтопсихология помогает наладить внутренний диалог - «интровертность»: благодаря самостоятельному осмыслению своих глубинных пластов, в результате прогрессивного обучения «интровертности можно развивать способность целостного понимания себя, что облегчает понимание других и построение отношений с собой и миром. Только понимая себя, человек способен понять тех, кто его окружает, только понимая себя и мир можно сделать правильный выбор в соответствии с ценностными ориентирами. Фасады и маски, зажимы и блокировки проявляются в виде навязчивого состояния, одержимости, в виде статичности, окостенелости, рассеянности движений и психических процессов, нравственного дисбаланса, в телесной, психологической и нравственной патологии человека. Тело же всегда слушает жизнь. Это - универсальный «передатчик» смысла самых простых и самых высоких уровней трансцендентности (смыслов, выходящих за границы возможного опыта, недоступных прямому пониманию), оно раскрывает самые разные связи духа, души и тела, выступает как непосредственный и яркий выразитель переживаний, представлений, инстинктов, желаний, нужд. Учиться у тела и уметь общаться с телом - означает осознать внутренние, глубоко скрытые пути к тому, чего многие люди часто не понимают.

Существует также интересный «эффект А.В. Моцарта» («А. Mozart effect «): разрешение трудных проблем, лечение болезней благодаря прослушиванию музыки А.В. Моцарта и иных композиций с высоким уровнем гармонии, в том числе - медитативной музыки [33]. При этом сложная, многоуровневая музыка активизирует столь же сложные связи в организме, которые регулируют высшие формы психической деятельности и нравственной жизни. Напротив, излишне простая и монотонная, поверхностная и лишенная многоуровневости, навязчивая музыка может дать противоположный эффект. Музыка помогает «отпустить» старое, изменить личность, которой, как человек думает, он является, начать жить заново, ценя сам процесс и принимая как должное неподконтрольность своего будущего и приняв свое прошлое [12].

Выводы. Музыкотерапия - распространённый с древних времен психотерапевтический метод, опирающийся на целительное воздействие музыки на психологическое, физиологической и духовное состояние человека [6; 10; 14; 20; 22; 23; 27; 28; 29]. Музыкотерапия помогает справиться с различными деструктивными переживаниям и навязчивыми представлениями, спортивными и бытовыми стрессами, помогает отвлечься, заглушая различные шумы, сконцентрироваться, формирует настрой на предстоящий старт. Данный вид работы со спортсменами, а также членами групп здоровья, ЛФК, обладает синтетическим: диагностическим и воздейственным, коррекционным и развивающим потенциалами.

Литература

1. Айванхов О.М. Музыка и пение в духовной жизни. М.: Изд. «Просвета», 1992. 20 с.
2. Арпентьева М.Р., Терентьев А.А. Сказкотерапия в развитии понимания себя и мира/ Под ред. М.Р. Арпентьевой. Калуга, КГУ, 2016. 792с.
3. Бехтерев В.М. Вопросы, связанные с лечением и гигиеническим значением музыки // Обзор психиатрической, неврологической экспериментальной психологии, 1916. № 1- 4. С. 124.
4. Бирюков А.А. Средства восстановления работоспособности спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1981. 165 с.
5. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. — Ташкент: Медицина, 1985. — 719 с. С.256-275.
6. Дарибазарон Э.Ч. Самоидентификация как проблема психотерапии и медитации в контексте целостного мировоззрения // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 14. С. 31-38.
7. Дземидок, Б. О комическом. М.: Прогресс, -1974. 223с.
8. Карданова М.В. Библиотерапия // Антология мировой философии: В 4-х т. М.: Мысль, 1969. Т.1. С.360.
9. Карданова М.В. К софийной библиотерапии // Библиотерапия: задачи, подходы, методы. М.: БМЦ, 2007. 305 с. С. 34-36.
10. Катунян М.И. Сакрально-обрядовые архетипы в современной композиции // Новое сакральное пространство: материалы науч. конференции. М., Московск. консерватория, 2004. С. 162-180.
П.Менегетти А. Учебник по мелолистике. НФ "Антонио Менегетти", 2014. 182с.
12. Миллмэн Д. Путь мирного война. Киев: София, 1997. 280с.
13. Немеров Е.Н. Философские аспекты медитации и молитвы как духовных практик// Совр. тенд. разв. науки и технологий. 2015. № 6. С. 15-17.
14. Никитина Л.B. Мыслители прошлого и настоящего о воздействии музыки на человека // Арт-терапия как фактор формирования социального здоровья. Сб. науч. стат. электронной науч. конф. / Ред. Л.E. Савич, С.В. Шушарджан. М.: Московская консерватория, 2016. С. 88-94.
15. Огородников Ю.А. Литература как искусство. М.: Институт социальной и экономической интеграции, 1998. С.51.
16. Падуе Э. Исцеляющая сила чувств. М.: Центрполиграф, 2008. 252с.
17. Петренко В.Ф. Медитация как психологическая практика работы с духом // Развитие личности. 2013. № 4. С. 117-130.
18. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Психологические аспекты медитации // Вестник Московского университета. Серия 14. 2008. № 1. С. 68-96.
19. Пруст М. О чтении // Корабли мысли / Сост. и поел. В.В. Кунина. М.: Книга, 1986. С. 192 -214.
20. Хамель П.М. Через музыку к себе. -М.: Классика-ХХ1, 2007. 248 с.
21. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: АОЗТ «Антидор»,1998. С.251.
22. Bohm D. Unfolding Meaning. London: Ark Paperbacks, 1987. 177 p.
23. Frankl V. The Will to Meaning. New York, NY: Plume, 2014. 176p.
24. Goleman D. The meditative mind: The varieties of meditative experience. — New York: TarcherPerigee, 1988. 214 p.
25. Kristeller J.L. Spiritual engagement as a mechanism of change in mindfulness- and acceptance-based therapies // Assessing mindfulness and acceptance processes in clients. New Harbinger, 2010. P. 152-184.
26. Krumboltz J.D. and Chan A. Professional Issues in Vocational Psychology // Handbook of Vocational Psychology / Ed. by W. B. Walsh and M.L. Savickas. Mahwah, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 2005. P. 345-368.
27. Maslow A.H. Toward a Psychology of Being New York: Sublime Books, 2014. 182p
28. May R. Contributions of existencial psychotherapy // R. May, E. Angel, & H. F. Ellenberger (Ed.) Existence. New York: Basic Books, 1958. P.47-48.
29. Perls F., Hefferline R., & Goodman P. Gestalt Therapy. New York, NY: The Gestalt Journal Press, 1977. 481p.
30. Pontvik A. Heilen durch Musik [. Zurich: Rascher, 1955,- 230s. 31.Schwabe C. Musiktherapie bei Neurosen und funktionelltn Storungen. Jena, Gustav Fischer Verlag, 1972. 210s.
32. Shear J. The experience of meditation: Experts introduce the major traditions . — St. Paul, MN: Paragon House, 2006. 350 p.
33. West St.D., Martin J.H.; Estell D.B. «The Mozart effect»: Arousal, preference, and spatial performance //Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2006. Vol. S . № 1. P. 26-32 .

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (22.01.2019)
Просмотров: 28 | Теги: музыкальное сопровождение, лфк | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь