Вторник, 06.12.2016, 05:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

МУЗЫКА ОТ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ

МУЗЫКА ОТ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ
 

Так поэтично и красиво представила концерт, составленный из произведений в жанре сюиты, его ведущая.

Прекрасная Дама, она же сюита, по словам лектора, кандидата искусствоведения Н.Н. Калиниченко, нисколько не устарела, а, напротив, по-прежнему привлекает внимание композиторов самых разных стран и народов.

Эволюцию жанра можно было вспомнить, слушая сюиту Б.Годара. В романтическом XIX веке музыка, рожденная во Франции во времена блистательного «солнечного» Людовика XIV, звучала уже совсем иначе, в сравнении с началом ее истории, случившейся во второй половине XVII столетия. Танцевальные традиции гордых павлиньих выходов при обязательных плаще и шпаге, веселых быстрых «журавлиных шагов» паваны и гальярды в последующем XVIII - были пересмотрены и переосмыслены, но и установившаяся некоторое время спустя последовательность из аллеманды, куранты, сарабанды и жиги тоже не оставалась неизменной: и в музыке И.С. Баха и Г.Ф. Генделя можно найти немало интересных танцевальных комбинаций. Классицисты, предпочитая сонатный цикл, установили новые приоритеты. Зато у романтиков программная сюита заблистала яркими красками: шедевры РШумана, М.П. Мусоргского и Н.А. Римского- Корсакова переоценить невозможно!

К сожалению, Бенжамен Луи Поль Годар, блестящий скрипач и талантливый композитор, на сегодняшний день оказался незаслуженно забытым. При жизни слава была к нему благосклонней: по окончании Парижской консерватории он успешно гастролировал вместе со своим педагогом, знаменитым Анри Вьетаном. Кавалер ордена Почетного легиона, профессор Парижской консерватории Годар был обладателем главного приза музыкального Парижа («Prix de la Ville de Paris») за драматическую симфонию «Тассо». Его ранняя смерть от туберкулеза - повод к бессмысленным печальным предположениям, сколько бы он мог еще сделать, если бы. Сегодня в популярных фортепианных сборниках встречаются некоторые его вальсы, но большая часть сочинений, оставленных маэстро, в концертах звучит редко.

Тем более приятным было возвращение музыки Годара в камерном концерте, состоявшемся в Малом зале Астраханской консерватории. Музыку «Сюиты» Годара для двух скрипок и фортепиано подарили слушателям Эльмира Такаева, Надежда Гольчикова и Маргарита Яковлева. Романтическую программу цикла составили «Сельский сувенир (Пастораль)», «Печаль», «Покинутый», «Колыбельная», «Полночь» и «Серенада». Чувствовалось, что музыканты и сами были захвачены как прихотливо меняющимися пейзажными образами, так и многочисленными тонкими эмоциональными нюансами, переполнявшими партитуру произведения. Во многом благодаря чуткому исполнительскому «погружению» в композиторский замысел, оказалась возможной и ответная заинтересованность слушателей, затаив дыхание, ловивших звуки символического колокола в «Полночи».

Личность А.Г. Шнитке известна многим меломанам, пересекающимся в музыкальном пространстве. Его «Сюита в старинном стиле» для скрипки и фортепиано, прозвучавшая на концерте, устраивает многим вкусам. Сюита была написана по заказу скрипача Марка Лубоцкого, запросившего от композитора всего лишь простое педагогическое произведение. Однако большая часть ее музыки ранее уже была опробована автором. Три пьесы («Пастораль», «Балет» и «Пантомима») сначала прозвучали в художественном фильме Элема Климова «Похождения зубного врача», а две другие композиции («Менуэт» и «Фуга») «пришли» из документальной ленты «Спорт, спорт, спорт». Поразительно, но их «сумма» породила удивительное произведение с глубоким философским содержанием. Как и ряд других сложных работ композитора, оно раскрывается только в «искривленном интонационном пространстве»: его слышат и как красивую барочную музыку, и как трагическое путешествие познающей себя души. Примеряя себе «маску И.С. Баха», Шнитке одновременно сделал здесь и реверансы Л.Боккерини и А.Вивальди.

И хотя манеру композитора в этом сочинении Н.Калиниченко обозначила холодновато отстраненной, в дуэте исполнителей (Э.Такаева и М.Яковлева) так было не всегда. Строгой печальной «Пасторали» музыканты противопоставили энергичный и чеканный «Балет». Балансирование на гранях контрастных эмоциональных состояний продолжилось и далее, когда утонченно рафинированный Менуэт сменила напористая яркая барочными динамическими сопоставлениями Фуга. Завершившая цикл изящная «Пантомима» с подчеркнутой самим композитором вызывающе откровенной «кляксой»-диссонанссом - момент знаковый! Его можно представить как ключ для всей оригинальной партитуры, но как именно воспользоваться им, всякий раз надо решать для себя и исполнителям и слушателям...

Современный художник вынужден работать в пространстве художественной многомерности и творческой неопределенности, сталкиваясь с искушением банальной простоты и нарочитой сложности, эмоциональной открытости и отвлеченной условности, широкой популярности и практической недоступности, стереотипами массового восприятия и неповторимо-индивидуальным поиском. Такие искусы преследовали и знаменитого Д.Д. Шостаковича. Многие его миниатюры словно «бродят» по партитурам и клавирам в поисках своего места!

Темы вальсов, гавотов, полек перемещаются из музыки к кинофильму в балетный спектакль, потом они оказываются в оркестровой сюите, а некоторое время спустя в нетрудном фортепианном переложении их предлагают сыграть начинающему пианисту. Примерно так же не раз «путешествовали» пьесы из цикла для двух скрипок и фортепиано: «Прелюдия», «Гавот», «Элегия», «Вальс» и «Полька». Контрастная серия миниатюр предстала в исполнении нашего ансамбля как новый небольшой инструментальный спектакль с уже знакомыми героями!

Знаменитый немецкий флейтист, композитор и теоретик Иоганн Иоахим Кванц за свою долгую жизнь успел пообщаться со многими выдающимися музыкантами, среди которых были легендарный Фаринелли, гениальный И.С. Бах и прославленный Г.Ф. Гендель, признанные и популярные Алессандро Скарлатти и Карл Филипп Эммануэль Бах. Придворный капельмейстер принца Саксонии, он занимался с высокопоставленными особами и изготавливал по собственным чертежам музыкальные инструменты. Автор «Опыта наставления по игре на поперечной флейте», Кванц был автором многих сотен сольных и ансамблевых произведений для этого инструмента. Среди них, естественно, были и сюиты. Музыкой его трогательного и проникновенно лирического до минорного ^dante завершился концерт.

Но заключительный «бис» не был воспринят как последняя точка, он скорее походил на многозначительное и знаменательное многоточие, ведь практика таких концертов, с которыми в стенах Астраханской консерватории выступают педагоги музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского, становится доброй традицией. Лекторские комментарии Н.Калиниченко, которую наши исполнители всегда рады «заполучить» в качестве ведущей концерта неизменно глубоки и содержательны. А молодой ансамбль (он пока не выбрал себе имени) явно находится в процессе становления: еще только в прошлом году заявивший о себе как дуэт скрипки и фортепиано (Э.Такаева и М.Яковлева), сегодня он выступает по- разному (как прежде и в увеличенном составе). За плечами музыкантов, ищущих свой состав и репертуар, немало успешных конкурсных и концертных выступлений. Лауреат Всероссийского конкурса Эльмира Такаева, Дипломант Международного конкурса Маргарита Яковлева и Дипломант Российского конкурса Надежда Гольчикова пока не афишируют свои новые творческие планы, пусть они станут сюрпризом для всех, кто симпатизирует новому талантливому коллективу.


С.Севатьянова, кандидат искусствоведения

Вестник Астраханской государственной консерватории "Камертон"

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (01.04.2016)
Просмотров: 62 | Теги: концерт, сюита, музыка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016