Пятница, 03.04.2020, 01:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

МУЗЕЙНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (Г. МАГАДАН) В 2004-2017 ГГ.: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

И.Ю.Понкратова

МУЗЕЙНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (Г. МАГАДАН) В 2004-2017 ГГ.: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ  

Восстановление истории университета в рамках изучения студенческой музейной практики позволяет сохранить традиции высшего учебного заведения и выявить проблемы, которые сегодня, в связи с возросшим интересом к историческому и культурному наследию, возникают в музейном образовательном пространстве России.

Ключевые слова: музей, практика, студент, высшее образование.

 

Музейная практика - одна из обязательных дисциплин исторической специальности высшего образования. В процессе ее прохождения студенты изучают региональные вопросы истории, овладевают навыками работы с материалами, иллюстрирующими материальную и духовную жизнь общества. Музейная практика проводится после освоения дисциплин и способствует закреплению и углублению теоретических знаний, полученных при обучении, что позволяет проверить свои знания в «полевых» условиях. Студенческая практика проводится в перерыве между учебными курсами и служит для закрепления теоретических основ, полученных на занятиях. Она является предметом отдельного исследования по истории учебного заведения, в котором она проводится.

В Северо-Восточном государственном университете г. Магадана обучение музейному делу происходит на специальности 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», (профиль «История и общественные науки»). По учебному плану студенты проходят обучение в 4-м семестре в рамках музейно-архивной практики. Музейная практика базируется на освоении теоретических учебных дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, они непосредственно направлены на освоение профессиональной деятельности бакалавра - «Музееведение и архивоведение», «Источниковедение», «Экскурсионная и музейно-выставочная деятельность» и др. Целью практики является: приобретение навыков работы с историческими источниками; отработка, систематизация и углубление теоретических знаний, необходимых для качественной реализации профессиональной деятельности. Студент может использовать опыт и знания, полученные в ходе прохождения практики для выполнения выпускной квалификационной работы [22].

Содержание музейной практики определяется такими задачами как знакомство с организацией музейного дела, принципами фондообразования и создания экспозиций, получение навыков исследовательской и экскурсионной деятельности для создания возможности закрепления и совершенствования в ходе практической работы знаний, навыков использования исторических источников в преподавании истории в школе и во внеклассной работе с учащимися, сформировать у студентов практические навыки в области музейно-выставочной деятельности и др. [22].

Конкретное содержание и форма организации практики студентов определяются научным руководителем практики, который разрабатывает и выдает студенту индивидуальную программу практики; определяет место проведения практики; обеспечивает взаимодействие вуза и организации (подразделения вуза) - места проведения практики; отвечает за соблюдение студентами правил техники безопасности; проводит консультации и оказывает иную помощь; контролирует ход выполнения практики; проверяет отчетную документацию и выставляет оценку [22].

В Северо-Восточном государственном университете (далее - СВГУ) история музейной практики насчитывает более 20 лет. Многие студенты-выпускники специальности «История» СВГУ тепло вспоминают о ней - для кого-то это была первая возможность приобщиться к настоящей работе, для кого-то это был первый выезд за пределы Магаданской области и возможность работать в самом известном музее России и мира. Так или иначе, но для многих выпускников эта практика имела большое значение в процессе профессионального становления.

Для восстановления истории музейной практики студентов использовались неопубликованные источники ФГБОУ ВО «СВГУ», в т. ч. - делопроизводственные и архивные материалы, хранящиеся в архивах: деканата социально-гуманитарного факультета; кафедры социальных и гуманитарных наук (за 2003-2017 гг.) и текущего архива этой кафедры; фотографии из архива автора и студентов-практикантов, а также опубликованные источники, в т. ч. сборники документов Министерства науки и образования РФ, профессиональные стандарты и пр.

В 2004 г. деканатом социально-гуманитарного факультета и администрацией СМУ (сегодня - СВГУ) было инициировано сотрудничество со старейшим музеем России - Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) (далее - МАЭ). В письме за подписью президента СМУ Е.М. Кокорева директору музея, доктору исторических наук Ю.К. Чистову предлагалось совместное проведение музейной работы для студентов и аспирантов университета в целях обработки музейных и археологических коллекций, архивных документов, составлении различных описей и каталогов. Отмечалось, что особый интерес для университета представляют материалы северных территорий - Магаданской области, Чукотки, Камчатки [8].

В результате был подписан Договор о совместных научных исследованиях между СМУ и МАЭ РАН им. Петра Великого (Кунсткамера), где обговаривались виды деятельности двух организаций, в числе которых была и музейная практика студентов [8]. В 2016 г. этот Договор был перезаключен с и.о. ректора Р. П. Корсуном. Предметом Договора осталась только производственная практика студентов: Университет обязывался направлять студентов, а Музей - предоставлять им рабочие места для практики [2].

В 2004 г. руководителями музейной практики в МАЭ в г. Санкт-Петербурге от СВГУ была назначена канд. ист. наук, доцент; доцент кафедры ВИиИР (сегодня - СиГН) - И.Ю. Понкратова, от МАЭ - канд. ист. наук; старший научный сотрудник О.В. Яншина. Для проведения практики была подготовлена и утверждена смета расходов, забронирована гостиница «Турбаза школьная» (на Лиговском проспекте), приобретены авиабилеты [27]. Университет оплатил студентам проживание и питание в период практики. Проезд к месту практики и обратно оплачивался родителями студентов.

Первую практику в МАЭ с 28.01.04 по 12.02.04 г. проходили студенты разных групп (И-91, И-01, И-21, И-11): А. Атанов, Н. Антонов, Е. Щербаков, С. Барицкий, А. Шальнева, Д. Пашков (фото 1). Сроки проведения практики были связаны с особенностями работы сотрудников отдела МАЭ и кафедры ВИиИР, которые летом (время практики по графику СВГУ) находились в археологических экспедициях. Для магаданских практикантов сотрудниками МАЭ была организована ознакомительная экскурсия. Особый интерес вызвали залы с историей образования МАЭ, с экспозициями «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры», «Северная Америка». Основная работа студентов была связана с составлением описей коллекций отдела «Археологии» под руководством О.В. Яншиной (фото 2). Были составлены описи коллекций исследователей С.М. Широкогорова и С.И. Руденко. Студенты работали в фонде, помещение которого не ремонтировалось с 1940-х гг.: было очень холодно, потолок в виде перекрытий и клеенки практически отсутствовал, освещение было недостаточным. Но, при этом, студентами и руководителями была проведена большая работа по фотофиксации и описанию экспонатов коллекций, часть которых впоследствии была опубликована [33]. Коллекции осматривались, при необходимости их промывали или реставрировали, шифровали. Многие экспонаты впервые после их сдачи в музей исследователями «увидели свет». Кроме работы в фондах МАЭ, студенты посетили всемирно-известные музеи - Зоологический, Эрмитаж, Петергоф, Константиновский дворец и др. Первая музейная практика студентов СВГУ в г. Санкт-Петербурге прошла на высоком организационном и научном уровне; студенты и их руководитель получили благодарственные письма от директора МАЭ, были обговорены перспективы дальнейших совместных работ.

В 2005 г. музейная практика проходила в летний период времени на базе Магаданского областного краеведческого музея (далее - МОКМ). В составе группы были студенты группы И-31: Н. Банщикова, Н. Кос- тяева, Т. Кучер. Руководили практикой канд. ист. наук, доцент; заведующий кафедрой ВИиИР СВГУ Т.Ю. Гоголева и научный сотрудник МОКМ - Т.А. Чамшит. Студенты ознакомились с экспозициями музея, организацией коллекционных фондов, занимались составлением экскурсий по темам «Дальстрой. Освоение Колымы», «История г. Магадана». Со слов Н.В. Банщиковой эта практика стала для девушек решающей в выборе профессии, и сегодня все они - сотрудники МОКМ.

В 2006 г. музейная практика вновь состоялась на базе МАЭ в г. Санкт-Петербурге. По плану ее сроки были установлены с 01.02.2006 по 15.02.2006 г. [18], но в связи с отменой авиарейса по маршруту Санкт- Петербург-Магадан за 15 февраля 2006 г., а отправка пассажиров через Москву на Магадан возобновилась только 19 февраля, поэтому практика была продлена [28]. В составе практикантов были студенты группы И-41: В.С. Лебедев, В.В. Новицкая, Н.Ю. Козлова, А.М. Васильева, А.Ю. Федорченко. Студентам оплачивался проезд к месту практики и обратно, проживание [18]. Студенты размещались в гостинице «Турбаза школьная», где было организовано для них питание. Под руководством О.В. Яншиной студенты составляли описи, каталоги, работали с официальными документами музея. Посетили музеи - Зоологический, Петропавловская крепость, Эрмитаж. При этом для студентов в зимний период времени посещение музеев было бесплатным и доступным.

Летом 2006 г. по установленному вузом графику музейную практику проходил Р Сорока в Ольском краеведческом музее под руководством канд. пед. наук, доцента; доцента кафедры ВИиИР Р.П. Корсуна. Студент занимался систематизацией коллекций, составлял описи и каталоги, знакомился с ведением документации [5].

В 2007 г. на музейной практике в МАЭ работали студенты 2-го и 3-го курсов: А. Федорченко, Р. Сорока, Н. Драницын, П. Лебедев, Д. Данилов, В. Завалеев (фото 3). Для студентов 3-го курса это была возможность получения данных при работе с музейными коллекциями для проведения научных исследований. По пути в г. Санкт-Петербург во время пересадки на поезд студенты побывали в Московском Кремле, где смогли ознакомиться с его достопримечательностями и даже увидеть раскопки средневекового поселения на территории Кремля. В г. Санкт- Петербурге студенты проживали на ул. Миллионной в гостинице «Наука» рядом со всемирно-известным музеем - Эрмитажем. Студентам оплачивался наем жилья и суточных расходов в размере 50 % от установленных за счет бюджетных средств. Оплата дороги до места прохождения практики и обратно проводилась за счет собственных средств студентов [11; 19].

Руководили практикой от СВГУ И.Ю. Пон- кратова, от МАЭ РАН - О.В. Яншина. Студенты составляли описи, шифровали экспонаты, помогали переносить ящики с коллекциями из одного помещения в другое на время ремонта помещения фонда (фото 4, 5). В программу практики традиционно входил осмотр достопримечательностей г. Санкт-Петербурга, его многочисленных музеев, дворцов и других знаменательных мест. В 2007 г. студентам удалось дважды посетить Эрмитаж, побывать в музеях Петропавловской крепости, нескольких театрах, зоопарке, на концерте «Чартова дюжина» с участием известных рок-групп «ДДТ», «Аквариум» и др.

Представление об этой практике можно получить из отзыва студента 3-го курса А. Федорченко, который писал: «...как и всякое настоящее приключение - зимняя практика пролетела быстро. Десятки коллекций изучены, множество экспонатов перенесено в другие места хранения, в кабинете археологии наведен относительный порядок. Но <...> Работы по-прежнему много, и Кунсткамера снова ждет любопытных, жизнерадостных студентов, жаждущих помочь старейшему российскому музею. Следующему курсу предстоит продолжить это славное дело. Что ж <...> Зима уже не за горами. Зимой Петербург приобретает особое очарование, подчеркнуто холодное величие, но вместе с тем никуда не исчезают и его дружелюбие, приветливость, спокойствие, черты, которые во многом отличают его среди других городов- мегаполисов. Побывав в этом городе всего раз, сложно не вернуться сюда - к его замечательным дворцам, соборам, аллеям, паркам и мостам» [4].

По итогам практики студенты и руководитель получили благодарственное письмо «за помощь в организации хранения археологического фонда Кунсткамеры».

В 2008 г. музейная практика также проходила на базе МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) и с 30.01.2008 по 13.02.2008 г. на практику были направлены студенты: И. Желтиков, А. Коблашева, А. Кураш, К. Богданов, И. Цыбулькин (группа И-61) и А. Федорченко (группа И-41). Оплата дороги до места прохождения практики и обратно студентами проводилась за счет их собственных средств. Студентам было оплачено питание и проживание в гостинице в размере 650 руб. в сутки [12].

Для студентов руководителем И.Ю. Пон- кратовой была проведена установочная конференция и 30 января 2008 г. студенты вылетели в г. Санкт-Петербург. На следующий день они ознакомились с историей и экспозициями МАЭ; был определен объем работ студентов. С 1 по 11 февраля студенты работали с музейными коллекциями отдела археологии МАЭ (обработка коллекций, шифровка материалов, составление и сверка описей), вели производственные дневники, участвовали в заседаниях отдела; под руководством О.В. Яншиной проводилась работа с архивом академика, известного археолога А.П. Окладникова. В выходные дни студенты посещали музеи Санкт-Петербурга. По итогам практики студентами были подготовлены и защищены рефераты [9].

В 2009 г. практику в МАЭ проходили студенты гр. И-71 - А. Зеленская, А. Слабенчук, А. Меркулов, Н. Паршуков [13]. Сроки практики: 27.01.2009-12.02.2009 г. Проживали студенты в гостинице РАН «Наука» на ул. Миллионная. Суточные и проживание были оплачены СВГУ. В связи с переводом О.В. Яншиной в другой отдел, руководили практикой в МАЭ - сотрудники отдела археологии кандидаты исторических наук Г.А. Хлопачев и С.В. Бельский. Студенты проводили инвентаризацию находок, составляли описи коллекций, карточки экспонатов. В выходные дни студенты посещали музеи города. В адрес студентов, руководителя и ректора СВГУ А.И. Широкова было направлено благодарственное письмо от директора музея Ю.К. Чистова, на основании которого студентов премировали [14].

В 2010 г. практику в г. Санкт-Петербурге проходили 6 студентов группы И-81: Н. Федорова, Е. Мудранинец, А. Зайчиков, В. Краснов, А. Дубов, Р. Фирсов. Руководителем от СВГУ была назначена И.Ю. Понкратова. Администрация СВГУ оплатила студентам и руководителю проезд до г. Санкт-Петербурга, питание в размере установочных суточных, проживание гостинице в размере 850 руб. в сутки. В процессе практики студенты проводили инвентаризацию находок, составляли описи коллекций, карточки экспонатов. Студенты посетили ряд музеев: Эрмитаж, Русский музей, Петропавловскую крепость и др., где ознакомились с методикой организации музейных выставок. По итогам практики студентами были подготовлены и защищены рефераты [15].

В 2011 г. практика проводилась с 24 января по 07 февраля на базе МАЭ в г. Санкт- Петербурге. В музей было направлено 5 студентов: А. Анпилогов, О. Кудрявцева, А. Зубко (группа И-91), А. Дубов, С. Алексеев (группа И-81). Администрацией СВГУ было оплачено питание в размере установленных суточных, проживание в гостинице, оплата проезда до г. Санкт-Петербурга и обратно [16]. В МАЭ студенты ознакомились с принципами организации музейных экспозиций, проведением экскурсий, а также хранением музейных коллекций. В фондах отдела археологии МАЭ студенты выполняли работу по маркировке коллекций, составляли каталоги археологических коллекций.

Студенты посетили музеи: Российский этнографический, Петропавловская крепость, Государственный Эрмитаж, Военно- морской, Зоологический и др. Были подготовлены и защищены рефераты по итогам практики, составлены отчеты по прохождению учебной практики. По итогам работ все студенты получили отличные оценки и благодарственные письма от директора МАЭ Ю.К. Чистова [6].

В 2012 г. на базе МАЭ в г. Санкт-Петербурге азы музейной работы постигали студенты группы И-01 - В. Баганов, А. Березина, А. Григоров, Е. Григорьева, Е. Петренко. Как и в предыдущие годы студенты знакомились с принципами организации музейных экспозиций, проведением экскурсий, хранением музейных коллекций. В фондах отдела археологии выполнялась работа по маркировке коллекций, составлению каталогов археологических коллекций. В выходные дни студенты посещали музеи.

В 2013 г. музейная практика проходила в сроки с 25 января по 11 февраля на базе МАЭ. В составе группы практикантов были студенты гр. И-11: Д. Герасименко, Е. Молодцова, М. Норкина, Я. Лисаченко, А. Телюк. Администрация СВГУ оплатила студентам и руководителю питание в размере установочных суточных и проживание в гостинице. Оплата проезда до г. Санкт-Петербурга и обратно были оплачены за счет средств студентов и руководителя [17]. Студенты выполняли задания под руководством сотрудников МАЭ - С.В. Бельского и Г.А. Хлопа- чева. Посетили Русский музей, Крейсер «Аврора», музей-храм «Спас на Крови», Зоологический музей. 15 марта 2013 г. состоялась защита рефератов по итогам практики
в рамках научно-практической конференции «Музеи России - культурно-историческое наследие династии Романовых» [7; 10]. По итогам работы в МАЭ на имя ректора СВГУ получено благодарственное письмо за хорошую работу студентов в музее от директора музея Ю.К. Чистова.

В 2014 и 2015 гг. музейная практика студентов СВГУ не проводилась в связи с недостаточным финансированием, и студенты работали только в Государственном архиве Магаданской области.

В 2016 г. практика в г. Санкт-Петербурге возобновилась. С 22 января по 07 февраля музейную практику на базе МАЭ прошли Л. Лебедева, Е.Е. Банникова, Е.А. Пресникова, У.С. Конь (группа И-41) и В.В. Крупица (группа И-51) (фото 6) [20; 29]. Все студенты являлись членами Студенческого научного общества историков (СНОИ), организованного в 2015 г. в СВГУ. В МАЭ ребята знакомились: с экспозициями; принципами их размещения; учились систематизировать музейные коллекции; составлять описи; вести документацию. Студенты посетили: Петропавловскую крепость, Эрмитаж, Крейсер «Аврора», музей-храм «Спас на Крови» и др. (фото 7, 8). По окончании практики студентами были подготовлены и защищены рефераты [23].

В 2017 г. музейная практика проходила с 21 января по 6 февраля на базе МАЭ, где студенты О. Алдошина, Р. Довгань и Т. Уго- жаева ознакомились с экспозициями музея, принципами их размещения; работали с коллекциями отдела археологии - шифровали артефакты, систематизировали документы, составляли описи и каталоги [30]. Студенты посетили музеи г. Санкт-Петербурга, собирая материал для научных докладов по темам: «Государственный музей-заповедник "Петергоф"» - история и современность», «Архитектура Санкт-Петербурга: история строительства», «Мосты г. Санкт-Петербурга - культурное достояние России» и в апреле 2017 г. представили доклады в рамках научно- практической конференции «Музеи г. Санкт- Петербурга - культурно-историческое наследие России» [24]. По итогам работы все студенты получили положительные отзывы о прохождении практики от сотрудника отдела археологии, курирующего практику - канд. ист. наук; старшего научного сотрудника МАЭ Г.А. Хлопачева.

Таким образом, в период с 2004 по 2017 г. базами музейной практики студентов СВГУ являлись:

1. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) МАЭ РАН (г. Санкт-Петербург) - преемник первого российского государственного публичного музея, знаменитой Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г. [3].

2. Магаданский областной краеведческий музей (г. Магадан).

3. Ольский краеведческий музей (пос. Ола, Магаданская область).

Всего музейную практику за 12 лет прошли 62 студента, в т. ч.: в Санкт-Петербурге работали 58 студентов, в г. Магадане - 3, в Ольском краеведческом музее - 1. Некоторые студенты работали на практике дважды и трижды. Кроме того, на практике работали студенты разных групп, а не только те, у кого она была обязательной. В их задачи входил сбор материалов для своих научных исследований, докладов, дипломных работ.

Руководителями баз практики были от МАЭ - кандидаты исторических наук О.В. Яншина, А.Г. Хлопачев, С.В. Бельский; от МОКМ - Т.А. Чамшит; от СВГУ - кандидаты исторических наук И.Ю. Понкратова, Т.Ю. Гоголева и канд. пед. наук Р.П. Корсун. Это - ученые, научные сотрудники, преподаватели, имеющие достаточный опыт для проведения практических занятий и оказавшие помощь студентам в приобретении необходимых знаний и умений.

Основными видами работ на практике были: ознакомление с экспозициями музея и принципами их размещения; обработка коллекций (шифровка экспонатов); систематизация и оцифровка документов; составление описей и каталогов; ведение документации. Важной составляющей практики являлось посещение музеев - хранилищ памятников материальной, духовной культуры и природных объектов, историко-крае- ведческих и художественных ценностей.

Мониторинг трудоустройства выпускников СВГУ, прошедших музейную практику, показал, что большинство из них выбрали работу, связанную с сохранением исторического и культурного наследия - стали научными сотрудниками музеев и научно-исследовательских институтов, экскурсоводами, учителями истории, успешно и увлеченно выполняющими свои обязанности.

В XXI в. принципиально изменилось понимание профессии музейного работника. В связи с возросшим интересом государства к сохранению исторического и культурного наследия «музейный специалист должен быть профессионалом, обладающим новым мировоззрением, основанным на достоверной информации о культурном и историческом прошлом своей родины и понимающий глобальную необходимость всестороннего изменения и интеграции разнообразных культур» [31]. В 2003 г. Министерством образования РФ был введен новый образовательный стандарт 07.05.03 «Музейное дело и охрана памятников», где прежняя квалификация «историк-музеевед» была заменена новой - «музеевед». Представленный в стандарте цикл музейных дисциплин был нацелен на приобретение практических навыков работы с фондами исторических и краеведческих музеев, так как традиционно в большинстве регионов краеведческие музеи представляют основной вид музейных учреждений [26, с. 16]. В 2016 г. вышел приказ Министерства образования и науки [21], согласно которому, область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает музеи и учреждения музейного типа, художественные галереи, библиотеки, архивы, фонды, общественные организации, реставрационные мастерские, экскурсионные бюро и туристические фирмы, научно-исследовательские институты и экспертно-аналитические центры, органы управления объектами культурного и природного наследия разного уровня и ведомственной подчиненности; организации, осуществляющие образовательную деятельность, центры эстетического воспитания; средства массовой информации [32].

В структуре современного музееведения - история музейного дела, в т. ч. историческая историография музея; теория музейного дела; изучение источников в музеях; научный метод конкретных аспектов деятельности музеев и музейных исследований [25].

Эффективной формой быстрой подготовки специалистов для музеев стало целевое музейное обучение на основе высшего образования. На специализированных кафедрах осваиваются такие курсы как «Охрана памятников истории и культуры», «История материальной культуры и быта», «Книговедение и история книги», «Комплектование, учет и хранение музейных фондов», «Научное проектирование экспозиции», «Музейный дизайн», «Основы консервации и реставрации историко-культурных объектов», «Менеджмент и маркетинг музейной работы» и другие - студентам СВГУ недоступны. На наш взгляд, включение этих дисциплин в рабочий план студента, перспективно для повышения уровня подготовки работы в музеях.

Несмотря на реформы и предпринимаемые меры, подготовка музейных работников еще недостаточно эффективна. В СВГУ, как и во многих университетах России, нет специализированных кафедр, нет возможности получить профессиональную подготовку музейного работника. Возможно, что одним из путей решения проблемы могло быть открытие на базе СВГУ новых специальностей, связанных с профессиональной подготовкой работников музеев.

Библиографический список

1. Договор между СМУ и МАЭ РАН им. Петра Великого (Кунсткамера) от 21.01.2004 г. // Архив СВГУ за 2004 г.
2. Договор № 8 об организации и проведении практики студентов от 04 февраля 2016 г. // Архив СВГУ за 2016 г.
3. История Кунсткамеры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kunstkamera.ru/ (дата обращения: 01.06.2019).
4. Отзыв о музейной практике студента группы И-41 А. Федорченко // Архив кафедры ВИиИР СВГУ за 2007 г.
5. Отчет о музейно-архивной практике студентов группы И-61 социально-гуманитарного факультета СВГУ от 13 июня 2006 г. // Архив кафедры ВИиИР СВГУ за 2006 г.
6. Отчет о проведении музейной практики студентов специальности «История» в 2011/2012 учебном году // Архив кафедры ВИиИР СВГУ. - 2012.
7. Отчет о проведении музейной практики студентов специальности «История» в 2012/2013 учебном году // Архив кафедры ВИиИР СВГУ. - 2013.
8. Письмо директору Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) доктору исторических наук Ю.К. Чистову от 08.11.2003 г. // Архив СВГУ. - 2003.
9. План-задание учебной (музейно-архивной) практики студентов социально-гуманитарного факультета СВГУ от 21.01.2008 г. // Архив кафедры ВИиИР СВГУ за 2008 г.
10. План-задание по учебной (музейно-архивной) практике студентов социально-гуманитарного факультета СВГУ группы И-01 на базе Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), (отдел археологии), г. Санкт-Петербург // Архив кафедры ВИиИР СВГУ. - 2013.
11. Представление ректору СВГУ А.И. Широкову от зав. кафедрой всеобщей истории и истории России Т.Ю. Гоголевой о музейной практике в г. Санкт- Петербурге. - 2007. - 21 янв.
12. Представление ректору СВГУ А.И. Широкову от зав. кафедрой всеобщей истории и истории России Т.Ю. Гоголевой о музейной практике в г. Санкт- Петербурге // Архив кафедры ВИиИР СВГУ. - 2008.
13. Представление ректору СВГУ А.И. Широкову от зав. кафедрой всеобщей истории и истории России Т.Ю. Гоголевой о музейной практике в г. Санкт- Петербурге // Архив кафедры ВИиИР СВГУ. - 2009.
14. Представление ректору СВГУ А.И. Широкову от декана социально-гуманитарного факультета Ю.Е. Якуниной о премировании // Архив кафедры ВИиИР СВГУ. - 2010.
15. Представление ректору СВГУ А.И. Широкову от зав. кафедрой всеобщей истории и истории России Т.Ю. Гоголевой музейная практика в г. Санкт-Петербурге // Архив кафедры ВИиИР СВГУ. - 2011.
16. Представление ректору СВГУ А.И. Широкову от зав. кафедрой всеобщей истории и истории России Т.Ю. Гоголевой о музейной практике в г. Санкт- Петербурге // Архив кафедры ВИиИР СВГУ. - 2012.
17. Представление ректору СВГУ А.И. Широкову от зав. кафедрой всеобщей истории и истории России Г.А. Пустовойт о музейной практике в г Санкт- Петербурге // Архив кафедры ВИиИР СВГУ. - 2013.
18. Приказ о проведении практики на базе МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) в 2005/2006 уч. г. // Архив кафедры ВИиИР СВГУ. - 2006.
19. Приказ о проведении практики на базе МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) в 2006/2007 уч. г. // Архив кафедры ВИиИР СВГУ. - 2007.
20. Приказ об организации практики на базе МАЭ в 2015/2016 уч. г. // Архив СВГУ. - 2015.
21. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2016 г. № 788 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// fgosvo.ru/510304 (дата обращения: 07.02.2019).
22. Программа учебной (музейно-архивной) практики направления 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» от 19.02.2019 г // Текущий архив кафедры социальных и гуманитарных наук ФГБОУ ВО «СВГУ».
23. Программа музейной практики (г. Санкт- Петербург) (22.01.16-07.02.16 гг.) // Архив кафедры ВИиИР СВГУ. - 2016.
24. Программа музейной практики (г. Санкт- Петербург) (21.01.17-08.02.17 гг.) // Архив кафедры ВИиИР СВГУ. - 2017.
25. Профессиональные стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://classdoc.ru/ profstandart/04_culture/professionalstandarts_156/ (дата обращения: 01.06.2019).
26. Родионова Д.Д. Музейная профессия: выбор профиля подготовки / Д.Д. Родионова // ВЕСТНИК КемГУКИ. - 2011. - № 17 - С. 15-19.
27. Служебная записка И.Ю. Понкратовой о переносах сроков музейной практики в г. Санкт-Петербурге // Архив кафедры ВИиИР СВГУ. - 2006.
28. Служебная записка И.Ю. Понкратовой от 08.01.2004 г. // Архив СВГУ. - 2004.
29. Служебная записка и. о. ректору СВГУ РП. Кор- суну от зав. кафедрой ВИиИР Г.А. Пустовойт о музейной практике в г. Санкт-Петербурге от 27.11.2015 г.
30. Служебная записка ректору СВГУ Р.П. Корсу- ну от зав. кафедрой ВИиИР Г.А. Пустовойт о музейной практике в г. Санкт-Петербурге // Архив кафедры ВИиИР СВГУ. - 2016.
31. Сотникова С.И. Музеология : пособие для вузов / С.И. Сотникова. - М. : Дрофа, 2004. - 192 с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата)» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2016 г. № 788) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/510304 (дата обращения: 07.02.2019).
33. Яншина О.В. Эскимосские коллекции С.И. Ру- денко в археологическом собрании МАЭ / О.В. Яншина, И.Ю. Понкратова // Этнография и археология коренного населения Америки. - СПб. : Наука, 2010. - С. 187-197.

Источник: "Научный журнал "Вестник Северо-Восточного государственного университета", 2019. Выпуск 32


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (18.02.2020)
Просмотров: 24 | Теги: музей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь