Суббота, 14.12.2019, 17:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

МУЗЕЕФИКАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В.Э.Василевская,

МУЗЕЕФИКАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

На современном этапе процесс глобализации, как информационной революции, оказывающей воздействие на экономические, культурные и социальные сферы, приводит к трансформации их деятельности. Происходит переосмысление времени и пространства, размываются территориальные границы. Иначе говоря, в условиях глобализации все более ощущается влияние процессов, возникающих за пределами той социальной среды, в которой протекает жизнь человека.

Культурные модификации конца ХХ - начала XXI в. обусловили переосмысление культурных институтов, где важное место принадлежит музею. Как культурная форма, на протяжении истории образованная обществом для хранения и распространения культурного наследия будущему поколению, музей призван уберечь и воссоздать духовную и материальную культуру народа.

Музей расширяет культурный и информационный горизонт, обеспечивает эффективность коммуникационного процесса различных культур [1, с. 6]. Фонды музеев являются источниками информации об истории страны и ценностях мировой культуры.

Приобретение знаний о культурном наследии является важным фактором процесса инкультурации и социализации личности. Свободный доступ к ознакомлению с культурным наследием, способствует более эффективному процессу его популяризации, ввиду чего происходит прогрессивное общественное осознание системы духовных ценностей, которые влияют на успешное экономическое, социальное и культурное развитие общества, в частности, подрастающего поколения.

Историкокультурные ценности представлены материальными и нематериальными объектами творчества человека, обладающие культурным и историческим достоянием. Они находятся под охраной государства в установленном законом порядке. Так, например, в Республике Беларусь с 10 апреля 2010 года действует постановление Министерства культуры «Об утверждении Государственного списка историко-культурных ценностей» [2].

Проблема использования объектов историко-культурного наследия является одной из сложнейших в обеспечении его сохранности. В условиях глобализации кардинально изменяется умонастроение социума. Социальные, экономические и культурные сферы обретают новые особенности. В связи с этим усложняется понимание историко-культурного наследия.

Глобализации присущ радикальный характер, что приводит к изменению культурной сферы. В процессе равного диалога различных культур вместо взаимообогащения происходит их обезличивание. Наблюдается утрачивание самобытности отдельного народа посредством интеграции обычаев, традиций одной культуры в другую. Прослеживается тенденция развития и становления некой «единой мировой культуры». Свидетельством тому является попытки и реальные притязания отдельных господствующих государств навязать свою «образцовую культуру», свой образ жизни другим народам, изменив тем самым их ход исторического развития [3, с. 74].

Несомненно, преобладание однотипных структур в политике стран мира посредством глобализации порождает процесс «глокализации», характеризующийся сохранением и популяризацией историко-культурного наследия с целью поддержания социальной и этнической идентичности народов.

Глокализация в деятельности музейной сферы отчётливо выражена в возрастании существенного количества специализированных музеев узкого профиля, предназначенных одной тематике. В мелких городах созданием подобных музеев выражается их исключительность. Так, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, число музеев по профилям неуклонно возрастает (см. рис. 1).

Работа музеев по профилям

Рис. 1.

Не менее важно ещё одно направление развития музейной деятельности, зависящее от глокализации - учреждения музейного типа, исполняющие определённые функции и задачи музея [4]. Причина всеобщего увеличения учреждений музейного типа зависит от устремления групп общества к популяризации определённых видов историко-культурного наследия с конкретными целями (просветительскими, благотворительными, рекреационными и т. п.). В том случае если под воздействием всевозможных фактов деятельность полноценного музея является не рациональным, извлекаются специальные формы музейной деятельности (выставочная, образовательная, рекреационная), выступающие одним из направлений деятельности действующего учреждения. Например, образовываются музей-театр, музей-клуб, музей-галерея, музей-выставочный зал.

Появление подобных музеев, также обусловлено большим количеством информационного материала в современном социуме, вызываемым глобализацией, ввиду чего неминуемо возникают определённые формы для её хранения, актуальные в социуме.

На современном этапе, когда происходит прогрессивный рост информационных технологий, в обществе возникают определённые требования к функционированию музеев. Компьютерные технологии активно используются в их деятельности, например, процессы реставрации, проекты для детей, организация музейных экспозиций, посредством мультимедиа.

Мультимедиа представляет собой взаимосвязь визуальных и аудио- эффектов, под координацией интерактивного программного обеспечения. В случае, когда не имеется возможности продемонстрировать материальный предмет в экспозиции, применяется мультимедиа.

Музейная экспозиция служит основной формой музейной коммуникации. Применение мультимедийных средств в организации экспозиционного пространства, как инструмента передачи информации, все более активно применяется в музейной практике, предоставляя экспозиционный продукт большему числу посетителей [1, с. 15].

Сегодня не удивительным кажется применение компьютерной системы в содержание информации о коллекциях. Зачастую выставки подкрепляются показом фильмов и звуковым сопровождением, в этом случаи большая роль принадлежит технические средствам.

Стоит отметить, что демонстрация музейной экспозиции с помощью мультимедийных средств является эффективным методом работы с молодёжью. Для молодого поколения характерен экранный способ принятия информации, представленный видеорядом. Молодёжь не желает принимать информацию в форме письменного текста, она ориентирована на виртуальный мир. Благодаря мультимедийным технологиям удаётся заинтересовать данную категорию аудитории музея, тем самым пробудить интерес к знаниям о мировом историко-культурном наследии.

Экспозиция даёт возможность проникнуть в виртуальный мир, эффект от которого возрастает через мультимедийные средства. Иммерсив- ность аудитории в мультимедийное пространство имеет характер вовлеченности в экспозиционную деятельность.

Образование музейного мультимедиа свидетельствует о рождении исключительного музейного предмета, связывающего традиционную классику и современные технологии. Для аудитории же имеется возможность усвоить новый инструмент познания историко-культурных объектов, проникнуть в виртуальный мир.

Виртуальное пространство размывает территориальные границы, является инструментом коммуникационного процесса музейных учреждений. Благодаря внедрению новейших научно-технических достижений, музейная система подвержена модификации. Произошло увеличения объёма обмена информацией на различных уровнях социальных сетей. Коммуникационное пространство охватило всё общество, целостность которого характеризуется масштабами и скоростью распространения информации. В результате интеграционные процессы человечества приобретают оттенки глобального сознания [3, с. 62].

Музеи проводят большую просветительскую работу. Как правило, это реализовывается во время экскурсий, экспозиций, выставок. Однако предоставление аккумулированной информации широким слоям населения часто бывает проблематичным. В прошлом все формы работы заключались только во взаимодействие посетителя и музейного работника. В современных условиях возможности получения знаний значительно расширены. Сегодня большое развитие получило виртуальное взаимодействие посредством социальных сетей.

Социальные сети важны для расширения аудитории, для увеличения активности пользователей. Они являются эффективными как каналы распространения информации. Здесь возможны построения сообществ необходимых для музейного продвижения, общения с пользователями.

Социальные сети отличаются мобильностью перемещения информации среди пользователей. При помощи социальных сетей имеется возможность индивидуально общаться с каждым посетителем.

С помощью использования технологий интерактивной коммуникации, предоставляемых социальными сетями, музеи вовлекают к своей деятельности активных пользователей, которые стремятся приобретать достоверную информацию о возможностях реализации своих творческих интенций.

Политика социальных сетей направлена на объединение людей с подобными интересами, мировоззренческими установками, трудовой деятельностью, что позволяет разрабатывать конкретные стратегии как в маркетинговом, так и психологическом, социальном, политическом плане.

Важным преимуществом социальной сети является то, что пользователи склонны делиться интересной для них информацией с другими пользователями. Тем самым происходит широкое распространение самой информации (в данном случае интерес представляет феномен всеобщего доверия к информации представленной френдами путём лайка или массовой рассылки). Также при помощи социальных сетей можно поддерживать регулярную связь с посетителями учреждения, обсуждать предстоящие мероприятия, узнавать их мнения и учитывать их пожелания.

Стоит отметить, что популярность социальных сетей неуклонно растёт с каждым годом, как неуклонно повышается и воздействие социальных сетей на потребности пользователей и их модели поведения. По данным javdele.com, общее число зарегистрированных пользователей на 2017 год, в социальной сети «ВКонтакте» составляет 430 млн, «Одноклассники» - 330 млн. По данным на 2017 год 400 новых пользователей ежедневно регистрируются на сайте «Facebook». Большую популярность приобрело приложение с элементами социальной сети «Instagram», так как количество брендов находящихся в данном приложении составляет 70,7 % [5].

Социальные сети предоставляют площадку для коммуникационного процесса между музеем и его аудиторией. С возникновением музейных групп в социальных сетях у потенциальной аудитории имеется лучшая возможность ориентироваться в мире музейной информации. Вступая в интернет-группу, пользователи фактически остаются на постоянной связи.

Таким образом, под влиянием радикального характера глобализации деятельность музея как социокультурного института переживает радикальную динамику в содержании своей деятельности. С течением времени утрачивая «традиционное» понимание музея, он все более признается как пространство, обладающее мощной силой эмоционального и информационного воздействия.

Ответом музея на вызовы времени является процесс «глокализации», которому присущ характер возрастания комплексных музеев и учреждений музейного типа. Применение мультимедийных технологий формирует положительную реформацию деятельности музеев. А также выход за пределы «традиционного» пространства в современную виртуальную сеть посредством социальных сетей, представляющих собой конкурентоспособный инструментарий по информационному продвижению музеев. Главное внимание отдаётся анализу возрастания комплексных музеев и учреждений музейного типа, что является свидетельством формирования переходной модели музея как ресурса развития культуры в современных условиях.

Список литературы

1. Лысикова О. В. Музеи мира: учеб. пособие. 4-е изд. Москва, 2014. 128 с.
2. Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь : утв. Постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 10 апр. 2003 г. № 11. URL: http://naviny.org/2003/04/10/ by51145.htm (05.03.2019).
3. Хамидуллин Н. Р. Социальные изменения в современном мире (глобализация) : учеб. пособие. Оренбург, 2015. 102 с.
4. Российская музейная энциклопедия // Сектор Российской музейной энциклопедии. URL: http://www.museum.ru/rme/rme.htm (05.01.2019).
5. Использование интернет технологий и социальных сетей - инфо- графика. URL: https://javdele.com/ (05.01.2019).

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (11.11.2019)
Просмотров: 23 | Теги: музей, Культурное наследие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь