Воскресенье, 24.09.2017, 04:22
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Гражданское право

Можно ли признать негативные отзывы пользователей сайта в отношении организации сведениями, порочащими деловую репутацию?

Вопрос: Можно ли признать негативные отзывы пользователей сайта в отношении организации сведениями, порочащими деловую репутацию?

 

Ответ: Однозначный ответ, будут ли негативные отзывы пользователей сайта признаны порочащими деловую репутацию организации сведениями, дать невозможно.

Ответ на вопрос зависит от содержания таких сведений. Порочащие сведения:

- несут конкретную информацию, способную убедить неопределенный круг лиц в недобросовестности организации;

- не являются субъективным мнением лица, оставившего отзыв о деятельности организации, размещенный на специально предназначенной для этого странице в сети Интернет.

 

Обоснование: Правила о защите деловой репутации организации содержатся в ст. 152 Гражданского кодекса РФ. Пункты 5, 11 данной статьи дают право организации требовать удаления порочащей информации из сети Интернет, а также опубликования на том же ресурсе ее опровержения.

Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" обстоятельствами, имеющими в силу ст. 152 ГК РФ значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются в совокупности:

- факт распространения ответчиком сведений об истце;

- порочащий характер этих сведений;

- несоответствие их действительности.

Под не соответствующими действительности сведениями Пленум Верховного Суда РФ понимает утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности в то время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Под порочащими сведениями - сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Таким образом, под порочащими сведениями понимаются данные о предполагаемой недобросовестности организации в ходе ее деятельности, нарушении деловой этики или делового оборота, причем только если их разглашение вредит или способно повредить репутации юридического лица.

В качестве примеров таких сведений можно привести ситуацию из Определения ВАС РФ от 07.08.2012 N ВАС-8444/12 по делу N А41-19354/11 (сведения способны убедить неопределенный круг лиц, ознакомленный с ними, в том, что общество производит и поставляет в торговую сеть некачественную продукцию и обманывает контрагентов, следовательно, проявляет недобросовестность при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушает нормы действующего законодательства).

Необходимо отметить, что суды, оценивая доказательства по делу, не всегда приходят к выводу, что сведения являются порочащими. Например, суды не считают порочащими сведения, носящие неконкретный, субъективно-оценочный характер, в силу чего они являются реализацией права граждан на свободу слова и не могут быть подвергнуты проверке на достоверность (Постановления Арбитражного суда Московского округа от 02.03.2015 N Ф05-869/2015 по делу N А40-13356/14-15-113, ФАС Московского округа от 27.01.2014 N Ф05-17584/2013 по делу N А40-96449/12-26-822).

Существует даже мнение, что сам способ опубликования (в качестве отзыва на сайте) по своему предназначению предполагает высказывание субъективной оценки различными лицами (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 N 07АП-6904/2014).

Однако встречаются судебные постановления, где эмоциональные высказывания - отзывы, к примеру работников организации на ее официальном сайте, признаются порочащими ее деловую репутацию сведениями (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 N 02АП-9781/2014).

То есть суды рассматривают не только сам факт наличия негативных отзывов на сайте, но и изучают их содержание.

Таким образом, в силу того что обстоятельства дела оцениваются судом в совокупности (ч. 2 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ), нельзя дать однозначный ответ, будут ли они признаны порочащими деловую репутацию организации сведениями.

Из анализа представленных судебных постановлений можно сделать вывод, что порочащими признаются те сведения, которые:

- несут конкретную информацию, способную убедить неопределенный круг лиц в недобросовестности организации;

- не являются субъективным мнением лица, оставившего отзыв о деятельности организации, размещенный на специально предназначенной для этого странице в сети Интернет.

Категория: Гражданское право | Добавил: x5443 (25.05.2015)
Просмотров: 625 | Теги: порочащий, опровержение, репутация, интернет | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь