Суббота, 23.03.2019, 10:10
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МОТИВИРОВАННОСТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Колесова Т.К., Слепцова Ф.А., Филатова 3.Д.

МОТИВИРОВАННОСТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация: Успеваемость студентов зависит не только от посещаемости и усердия выполнения заданий для самостоятельной работы, на нее оказывают и другие факторы как мотив выбора профессии, а также процесс адаптации на первых порах студенческой жизни.

В данной статье исследовались итоги анкетирования студентов физкулътурно-спортивного профиля. Был использован сравнительный анализ анкет, начиная с 2011 по 2016 годов. На основе подобного анализа определяются важнейшие процессы как качество подготовки выпускников и дальнейшей подготовки программы специалистов.

Ключевые слова: Мотивы выбора профессии, адаптация, самооценка, анкета выпускника.

 

Выбор профессии и вуза, в котором нужно будет осваивать выбранную профессию - это главная социальная задача юношеского возраста. Почему молодые люди выбирают тот или иной вуз? Причин и факторов, обуславливающих выбор вуза, конечно, много. Для того чтобы получить эти ответы, с 2011-2012 учебного года ведется опрос первокурсников для изучения мотивации при выборе профессии и адаптации первокурсников. Всего участвовали по 52 респондента (студенты направлений подготовки» Физическая культура, Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, Педагогическое образование, Организация работы с молодежью) каждый год и проведено по 4 опроса, каждая анкета имеет по 17-20 вопросов.

«мотивы выбора профессии»

«готовность студентов первого курса к учебной деятельности»

«удовлетворенность организацией учебной и внеучебной деятельностью»

«Анкета выпускника»

При анализе ответов на вопросы выявили следующее:

Таблица 1

При этом 2 курсы в 2016-2017 у.г. на выбор профессии ответили:

Таблица 2

Вопросы в анкетах, каждый раз добавлялись с учетом выявленных приоритетов.

В качестве параметра, по которому можно судить о характере и продолжительности адаптации, нами были приняты самооценки студентов о трудностях их привыкания к студенческой жизни. В анкетировании, которое проводилось во втором полугодии, приняли участие 53 студента первого курса.
2015-2016 у.г.

Таблица 3

Физическая культура, 1 курс


Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, 1 курс

Таблица 4

При этом, РСОТ успеваемость 1 курс за 2015-2016 у.г. 100 % и качество 100 %. Отчислились по собственному желанию 3 студента.
2016 г.-2017 у.г.

Таблица 5

Физическая культура, 1 курс

Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, 1 курс

Таблица 6

При этом, РСОТ 1 курс поступило 15 человек, по итогам зимней сессии успеваемость 94,1 %, качество 94,1 %. 1 студент перевелся ФК 1 курс, 7 отчислены.

По самооценке первокурсников в процессе адаптации преобладает определенная легкость и относительная быстрота адаптации. Но надо обратить внимание именно на каждого восьмого студентов, адаптация которых шла «трудно и долго». За общей, сравнительно благополучной картиной нужно видеть и существенное разнообразие, действие различных (в том числе и негативных!) факторов. Важно, не ограничиваясь общей благоприятной картиной достаточно хорошего социального самочувствия студентов-первокурсников и их удовлетворенностью студенческой жизнью, более конкретно рассмотреть степень их удовлетворенности разными сторонами этой жизни: учебным процессом (набор и содержание учебных дисциплин; организация учебного процесса, качество преподавания, личные результаты первой сессии); социально- психологическими отношениями (в группе, с преподавателями); условиями для учебных занятий (обеспеченность учебно-методической литературой, техническая оснащенность аудиторий), бытовыми условиями (в вузе, общежитии, условия питания), условиями для полноценного досуга, занятий спортом, художественным творчеством.

Результаты анкетирования по организации учебного процесса показали (Рис. 1):

Рис. 1 «Удовлетворенность организацией учебной и внеучебной деятельностью» по результатам опроса 2015 года.

В сравнении с предыдущими годами:

Таблица 7

Если в 2011-2012 году удовлетворенность обеспеченностью учебной литературой составлял 58,6 %, а источником информации Интернет считали тоже 58.6 % . В 2015 году 94 % студентов утверждали, что источником информации у них является Интернет, педагоги - 13 %. Далее в 2016-2017 у.г. утверждения стали: Интернет - 45%, педагоги - 40 %.

Таким образом, анкетирование достаточно четко зафиксировало существенную долю студентов, чей процесс адаптации к вузу был трудным и долгим. Основным признаком осуществления эффективности адаптации выступает смягчение отрицательных проявлений кризисов в дидактической, социально- психологической и профессиональной адаптации студентов к педагогической деятельности. Работа по адаптации первокурсников должна быть дифференцированной (с учетом разных категорий студентов). Успешная реализация адаптации предполагает реализацию ряда условий. Это изменение позиции преподавателя по отношению к студентам, без чего невозможно достижение намеченной цели. Преподаватель, осознающий проблему кризисов в адаптации первокурсников, владеющий результатами исследования их дидактической и профессиональной адаптации, факторов их адаптации и дезадаптации к педагогу, постоянно рефлексирующий особенности своей адаптации к группе, отдает предпочтение в организации учебного процесса тем формам, методам и средствам обучения, которые способствуют успешному протеканию этого процесса, вне зависимости от того, присутствовали ли они в его деятельности в прошлом. Необходимое условие - индивидуальная работа с преподавателями, которая строится на основе исследования особенностей социально-психологической адаптации к ним первокурсников и специфика адаптации каждого педагога к группе студентов первого года обучения.

В частности, в результате подобного анализа определены следующие важнейшие процессы: выбор оптимальной стратегии вуза, определение стратегических планов, целей и задач развития на краткосрочную перспективу; самооценка деятельности организации с целью прогнозирования перспектив развития вуза и совершенствования качества подготовки специалистов; оптимизация организационной структуры вуза с целью обеспечения максимальной эффективности ее деятельности; оценка эффективности деятельности вуза по накоплению и рациональному использованию ресурсов (материальных, финансовых, людских); образовательная, научно- исследовательская и инновационная деятельность вуза. Оценку влияния основных процессов на качество подготовки выпускников осуществляется по итогам рассмотрения отчетов руководителей процессов о результативности процессов.

Для сравнения в 2015 году в ноябре было проведено анкетирование 4 курса ФК, поступивших в 2011 году, по той же методике, результаты показали, что приоритетной дисциплиной в изучении у студентов является физическая культура (рис. 2).

Рис. 2 Интересный предмет

Результаты этой анкеты помогут уточнить в дальнейшем программу подготовки специалистов. Приняло участие 23 студента 4 курса направления подготовки «Физическая культура».

Таблица 8

АНКЕТА ВЫПУСКНИКА

Таблица 9

Оценка, полученных в процессе обучения и прохождения практики, знаний и навыков

Оценка эффективности нововведений проводится на основе данных обратной связи, получаемых в результате мониторинга за динамикой основных измеряемых показателей, опросов обучаемых, внешней оценки качества подготовки специалистов.

Литература

1. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности/А.А. Налчаджян. - Ереван, 1988.
2. Хармиладзе М.И. Влияние межличностных отношений на эффективность совместной мыслительной деятельности. /Вопросы психологии. - 1990. - №5.
3. Капрара Д., Сервон Д. Психология личности. - СПб, 2003.
4. Нестеренко О.Б. Методический инструментарий мониторинга качества образования / методические рекомендации. - Хабаровск, изд-во ДГГУ, 2009 г.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (01.03.2019)
Просмотров: 19 | Теги: выбор профессии, адаптация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь