Воскресенье, 19.08.2018, 06:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Трудовые отношения

МОТИВАЦИОННЫЙ ТЕСТ Ф. ГЕРЦБЕРГА — ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ

Т.В.Кузнецова, С.А.Ярушева

МОТИВАЦИОННЫЙ ТЕСТ Ф. ГЕРЦБЕРГА — ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ

Описывается история возникновения теста, значение гигиенических и мотивационных факторов теста Ф. Герцберга, а также его применение в организации.

Ключевые слова: мотивация, гигиенические факторы, мотивационные факторы, удовлетворенность работой, неудовлетворенность работой.

 
В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции между организациями встает вопрос об эффективном использование одного из важнейшего внутреннего ресурса предприятия — персонал. Один из главных постулатов управления персоналом гласит: «Единственный способ заставить человека сделать что-либо, это сделать так, чтобы он сам этого захотел». Именно поэтому эффективность деятельность организации находится в прямой зависимости от уровня мотивированности сотрудников. Для применения мер по мотивации сотрудников первоначально необходимо провести исследования.

На сегодняшний день существует множество тестов и опросов на определение уровня мотивации. Одним из самых распространенных является мотивационный тест Ф. Герцберга. Именно данный тест будет рассмотрен с точки зрения его появления и применимости на практике.

Необходимо начать с истории появления теста. В середине XX в. социальная психология и психология труда встали на путь развития. И Фредерих Герцберг уже в то время считался известным психологом социальной сферы. Он занимался изучением проблемы организации труда в крупных организациях и в результате своих исследований разработал двухфакторную теорию мотивации. Он выявил, что для персонала важно иметь успех в работе или хотя бы минимальное самовыражение. Ф. Герцберг выдвинул гипотезу, что именно это будет способствовать повышению качества и производительности выполняемой работы. Согласно Ф. Герцбергу, создание приемлемых условий на рабочем месте недостаточно. Для того чтобы достичь успешного управления, руководителю компании необходимо выявлять, что мотивирует сотрудников, и правильно стимулировать их [1. С. 57].

Согласно теории Ф. Герцберга, мотивации основывается на двух факторах: гигиенических и мотивационных.

К гигиеническим факторам относят: • экономические (зарплата, премии, оплата компанией обучения и повышения квалификации, отпуск, пенсионные и социальные льготы);
• статус (престижность работы, привилегии, титулы);
• ориентация (отчеты, беседы, собрания);
• социальные (отношения в коллективе, а также отдых на праздники);
• физические (расположение рабочего места, его оформление, условия труда, в том числе температура, освещение и т. д.);
• безопасность (физическая, социальная).

По Ф. Герцбергу, отсутствие (или недостаточная степень присутствия) гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой, которую он выполняет. Если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на поступки. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует персонал на повышение эффективности выполняемой работы.

К мотивационным факторам относят:
• премии за достижения;
• предоставление свободы действий;
• использование накопленного опыта;
• суть самой работы;
• определенная ответственность;
• доступ к информации;
• карьерный рост.

Эта группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение. Отсутствие факторов мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует персонал к более производительному труду [3. С. 147].

На основании этой теории был представлен тест. Впервые в исследовании приняли участие 200 бухгалтеров. Они должны были подробно описать свои ощущения от работы (в каких случаях они испытывают полную удовлетворенность/ неудовлетворенность от нее). Именно эти ответы бухгалтеров и легли в основу мотивационной теории. И только после этого он создал свой особенный тест, ответы на вопросы которого должны были раскрыть те мотивы, которые будут способствовать увеличению производительности труда.

Данная методика до сих пор пользуется большой популярностью в малых и крупных организациях.

В тесте Герцберга оцениваются следующие гигиенические факторы:
• финансовые мотивы (А);
• признание (B);
• отношение с руководством (D);
• сотрудничество в коллективе (I).

Мотивационные факторы:
• ответственность (C);
• карьера (E);
• достижение (F);
• содержание работы (H).

Опрашиваемому работнику предлагается 56 утверждений, разбитых на пары (28 вопросов), каждый из которых представляет собой пару противоположных друг другу ситуаций. Персонал должен оценить их исходя из того, какое утверждение ему больше подходит.

Суммарная оценка вопроса составляет 5 баллов. Например, что важнее для работника — зарплата или признание. В зависимости от того, какое из утверждений ближе работнику, он выставляет баллы: 5 для зарплаты и 0 для признания, 4 для зарплаты и 1 для признания, 3 для зарплаты и 2 для признания и так далее. Сумма всегда должна равняться 5 баллам (можно использовать только целые числа).

После прохождения теста баллы выносятся в таблицу, где происходит их подсчет. Также для наглядности результаты тестирования можно представить в виде столбчатой диаграммы, где видно, удовлетворен или неудовлетворен работник. Расшифровка результатов в этом случае позволит человеку понять, что именно его тяготит в его работе. Полученные результаты помогают выявлять доминирующие мотивы, а также осознать причины неудовлетворенности трудом, продумать меры и спланировать мероприятия по стимулированию персонала. Тест Герцберга при правильном его использовании может принести пользу как руководителю компании, так и персоналу.

Как говорилось выше, результаты теста нагляднее изображать в виде столбчатой диаграммы. Для этого нужно распределить перечисленные мотивы по группам внешних (гигиенических) факторов и внутренних мотиваторов с обоснованием выбора. Необходимо определить, факторы какой категории удовлетворенности/неудовлетворенности трудом являются для опрашиваемых более важными в трудовой деятельности.

Когда работник проходит тест Ф. Герцберга, расшифровка происходит через вычленение из вышеперечисленных критериев, которые для него наиболее важны в работе, и это позволит ему найти работу, которая будет удовлетворять его потребности. Если руководитель выполняет минимум из факторов гигиены, то для сотрудника достигается нейтральное отношение к работе, а если этих факторов недостаточно, то у них формируется отрицательное (негативное) отношение. Также важно знать, что, согласно формуле Ф. Герцберга, существует взаимосвязь между двумя группами факторов. Например, отсутствие гигиены приводит к неудовлетворению, наличие гигиены при отсутствующей мотивации — к нейтральности, а наличие обоих факторов — к удовлетворению. Исходя из результатов теста, выявляются те факторы, которые определяют удовлетворенность/неудовлетворенность персонала рабочим местом. Также данный тест позволяет выявить, что движет каждым сотрудником и по результатам теста можно определить, как правильно стимулировать персонал. Также руководитель может назначать тест при приеме на работу, для того чтобы знать, что ждать от нового сотрудника.

Пример результата мотивационного теста Герцбрега представлен на рис. 1.

Как видно из полученных результатов, самые важные факторы для респондента:
• отношения с коллективом — 25 баллов (гигиенические факторы);
• признание — 21 балл (гигиенические факторы);
• достижения — 20 баллов (мотивационные факторы).

Менее важные факторы:
• отношения с руководством — 13 баллов (гигиенические факторы);
• ответственность — 13 баллов (мотивацион- ные факторы).

В сумме для респондента гигиенические факторы важнее мотивационных (гигиенические факторы составляют 78 баллов, мотивационные факторы — 62 балла).

После того как была проведена расшифровка результатов работника, он может выяснить, насколько его место работы соответствует его личным требованиям. Для этого используется схема, которая представлена на рис. 2.

Работник видит наличие (Г+) или отсутствие (Г—) гигиенических факторов в компании, а также наличие (М+) или отсутствие (М-) мотивацион- ных факторов. Для этого проводится отдельное исследование. Определившись, рабочий сравнивает полученные результаты теста со своим положением [2. С. 61].

Рис. 1. Результаты мотивационного теста Герцберга

Рис. 2. Интерпретация гигиенических и мотивационных факторов

Данная методика исследования выявляет те факторы у сотрудников, которые формируют их удовлетворенность/неудовлетворенность условиями труда. Если данное тестирование проводится по инициативе руководства, то в конечном итоге возможно выявление мотива, что движет тем или иным сотрудником. Кроме того, руководству становится яснее, каким образом можно мотивировать отдельно взятого сотрудника. Если же данное тестирование проводит сотрудник сам для себя, то есть в личных целях, он может выявить факторы, которые его угнетают на работе. В итоге использования данной методики руководителем или самим сотрудником, пользу могут подчеркнуть и те, и другие.

Таким образом, мотивационный тест Ф. Герц- берга предназначен для определения такого показателя, как удовлетворенность/неудовлетворенность трудом, а также позволяет оценить мотивационную структуру работников. Данный тест часто используется как в государственных, так и коммерческих организациях. Выявив мотивационные факторы персонала, возможно корректировать управленческие решения, добиться удержания ключевого персонала в организации и в целом повысить эффективность деятельности организации.

Список литературы

1. Бутенко, Т. М. Современные методы диагностики трудовой мотивации / Т. М. Бутенко, Т. Саблина // Справ. по управлению персоналом. — 2013. — № 4. — С. 57—60.
2. Гнездова, Ю. В. Опорный конспект лекций по дисциплине «Менеджмент» : учеб. пособие / Ю. В. Гнездова — Смоленск : Смолен. филиал Рос. ун-та кооперации, 2014. — 121 с.
3. Захарова, Т. И. Мотивация трудовой деятельности : учеб.-метод. комплекс / Т. И. Захарова, С. В. Гаврилова. — М. : Евраз. открытый ин-т, 2010. — 263 с.

Источник: Научный журнал "Вестник факультета управления Челябинского государственного университета"
2017. № 1

Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443 (06.08.2018)
Просмотров: 9 | Теги: тест, мотивация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь