Воскресенье, 24.09.2017, 20:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ

Т.А.Кузнецова, М.П.Лебедева

МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ

Представлены результаты изучения мотивационной структуры студентов, занимающихся оздоровительным бегом. Выявлено, что студентам, занимающимся спортом помимо занятий физкультурой в рамках учебного процесса, свойствен производительный вид мотивации, где ведущей тенденцией является активная жизненная позиция, в то время как в группе студенток, занимающихся только физической культурой, ведущим является потребительный вид мотивации с выраженным стремлением к комфорту.

Ключевые слова: студенты, оздоровительный бег, доминирующие мотивы, мотивационная структура.

 
Актуальность. В последнее время спорту как компоненту физкультурно-оздоровительной деятельности и гармоничного личностного развития уделяется большое внимание [1-3]. При этом в процессе изучения доступной литературы выявлено, что работы, посвящённые изучению мотивации к занятиям спортом у студентов, касаются преимущественно установления причин, препятствующих или способствующих занятиям тем или иным видом спорта [4]. Поскольку под мотивацией понимается весь комплекс факторов, создающих определённую мотивационную структуру и направляющих и побуждающих поведение человека, то в данном исследовании мы решили остановиться на изучении именно мотивационной структуры студентов, занимающихся оздоровительным бегом. Выбор данного направления физкультурно- оздоровительной деятельности обусловлен низкой финансовой затратностью для занятий им.

Целью исследования стало изучение особенностей мотивационной структуры личности студентов, занимающихся оздоровительным бегом.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Установить причины, препятствующие занятиям спортом у студентов.

2. Выявить доминирующие мотивы физкультурно-оздоровительной деятельности помимо занятий физической культурой в рамках учебного процесса.

3. Изучить и провести сравнительный анализ мотивационных структур студентов, занимающихся оздоровительным бегом кроме занятий физической культурой, и студентов, занимающихся только физкультурой в рамках учебного процесса.

Материалы и методы исследования. Проведено анкетирование и тестирование 60 студенток 2-го курса Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова (далее САФУ) в возрасте 18,52±1,21 года, на основе которого весь контингент испытуемых был поделён на две группы в зависимости от того, занимаются ли студентки спортом помимо физкультуры в рамках учебной программы или нет. Первую группу составили 39 девушек, которые занимаются оздоровительным бегом кроме физкультуры в рамках учебного процесса. Самостоятельные тренировки проводятся от двух до пяти раз в неделю. Продолжительность тренировок 4560 мин. Вторая группа состояла из 21 девушки — эти студентки не занимаются спортом помимо занятий физической культурой в рамках учебного процесса.

Занятия проходят два раза в неделю по 1,5 ч. Все студентки занимаются физической культурой в основной группе.
Для проведения исследования применены анкета; тест мотивационной структуры личности В. Э. Мильмана [5]. Полученные данные обработаны с помощью статистической программы SPSS13.0.

Результаты исследования. В процессе установления причин занятий спортом помимо физической культуры в рамках учебного процесса выявлено, что доминирующими мотивами являются: укрепление здоровья — 100 % опрошенных, улучшение самочувствия — 100 %, улучшение настроения—70 %, коррекция фигуры—40 %, профилактика и устранение последствий стресса — 30 %, помощь в достижении поставленных целей—20 %.

При ответе на вопрос «Назовите причины, препятствующие занятиям спортом помимо физ- культурно-оздоровительной деятельности в рамках учебного процесса?» ответы респондентов распределились следующим образом: отсутствие свободного времени — 100 %, отсутствие желания — 70 %, финансовые трудности—40 %, отсутствие желающих составить компанию — 10 %, отсутствие вблизи места проживания или учёбы спортивной базы—20 %.

В процессе изучения и выполнения сравнительного анализа мотивационной структуры студентов, занимающихся спортом и занимающихся только физической культурой в рамках учебного процесса, установлено, что студенткам, занимающимся оздоровительным бегом помимо занятий физкультурой в рамках учебного процесса, свойствен производительный вид мотивации, который представлен такими шкалами теста В. Э. Мильмана, как общая активность, творческая активность, социальная полезность. Ведущей шкалой является общая активность, что свидетельствует об активной жизненной позиции, выраженной потребностью в физической активности.

В группе студенток, занимающихся только физической культурой в рамках учебного процесса, ведущим является потребительный вид мотивации, представленный шкалами: жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус, общение. Ведущей является шкала комфорта, что свидетельствует о стремлении к развлечениям, отдыху (преимущественно пассивному).

Значимые различия выявлены по шкалам: жизнеобеспечение (р < 0,05), комфорт (р < 0,05), общая активность (р < 0,05). Студентам, занимающимся оздоровительным бегом, свойственна значимо более активная жизненная позиция с меньшим стремлением к комфорту.

Выводы. Таким образом, в процессе исследования установлено:

1) основными причинами, препятствующими самостоятельным занятиям спортом помимо занятий физкультурой в университете, являются отсутствие свободного времени, желания, компании, спортивной базы вблизи проживания, а также финансовые трудности;

2) доминирующими мотивами самостоятельных занятий спортом кроме посещения практических занятий по дисциплине «Физическая культура» в высшем учебном заведении являются укрепление здоровья, улучшение самочувствия и настроения, коррекция фигуры, профилактика и устранение последствий стресса, помощь в достижении поставленных целей;

3) студенткам, занимающимся оздоровительным бегом помимо занятий физкультурой в рамках учебного процесса, свойствен производительный вид мотивации, где ведущей тенденцией является активная жизненная позиция, в то время как в группе студенток, занимающихся только физической культурой в рамках учебного процесса, ведущим является потребительный вид мотивации с выраженным стремлением к комфорту.

Список литературы

1. Аношина, Т. В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студенток с I степенью сколиоза / Т. В. Аношина, В. Р. Пушкина, А. Н. Зелянина // Соврем. проблемы науки и образования.- 2014.- № 3.- С. 189.
2. Безверхняя, Г. Факторы, влияющие на выбор / Г. Безверхняя // Спортив. вестн. Приднепровья.- 2009.- № 2.- С. 56-59.
3. Москаленко, Н. Мотивационные приоритеты студентов для занятий физической культурой и спортом / Н. Москаленко // Спортив. вестн. Приднепровья.- 2010.- № 2.- С. 10-13.
4. Макарова, Е. В. Проблема изучения мотивации спортивной деятельности у людей зрелого возраста / Е. В. Макарова, М. Л. Кубышкина // Психология и современный мир : материалы Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных, Архангельск, 23 апр., 2015.- Архангельск, 2015. - Вып. 8, ч. 1.- С. 29-32.
5. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова.- СПб. : Речь, 2007.- 448 с.

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1, № 3

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (15.06.2017)
Просмотров: 45 | Теги: оздоровительный бег | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь