Понедельник, 11.12.2017, 04:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ВОСПИТАННИКАМИ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ ВИДА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.В.Боброва

МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ВОСПИТАННИКАМИ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ ВИДА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются вопросы, связанные с мотивами, которыми руководствуются воспитанники военных училищ в выборе вида физкультурно-спортивной деятельности. От значимости выбора зависит успешность в спортивной деятельности—выполнение разрядов, выступление на спартакиаде Министерства обороны, что влияет на поступление в высшие военные учебные заведения.

Ключевые слова: военные училища, кадеты, родители, вид физкультурно-спортивной деятельности.

 
Распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. была утверждена Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 г. [1]. Одним из принципов, на которых основывается Концепция,—это массовость, то есть «система подготовки граждан к военной службе должна охватывать молодёжь начиная со школьного возраста (физическое развитие и военно- патриотическое воспитание с дошкольного возраста)».

Приоритетная задача Концепции — повышение уровня физической подготовленности граждан к военной службе. Одним из путей решения поставленных задач является внедрение новых проектов образовательных учреждений с обязательным строительством объектов спорта (спортивных залов, в том числе тренажёрных, бассейнов, многопрофильных и комплексных плоскостных спортивных сооружений).

На фоне реализации поставленных задач Министерство обороны не только начинает проводить образовательные реформы и реконструировать суворовские и нахимовские училища, имеющие давнюю историю своего существования, но открывать новые военные учебные заведения довузовской подготовки. На сегодняшний день президентских кадетских, суворовских военных, нахимовских военно-морских, Московского военно- музыкального училища и кадетских (морские кадетские) корпусов, курируемых Министерством обороны РФ, насчитывается 26, где в общей сложности проходят обучение более 15 000 детей и подростков [8].

С количеством военных училищ растёт и престиж обучения в подобных учебных заведениях. По данным приёмной комиссии Оренбургского президентского кадетского училища, в 2016 г. конкурс составил 4 человека на место. Столь высокое желание родителей отдать детей в военное училище объясняется полным государственным обеспечением, высоким организационным уровнем и уровнем дисциплины, профессионализмом преподавателей, перспективой поступления в высшее военное учебное заведение и возможностью для детей получать дополнительное образование.

В то же время при поступлении в высшие учебные заведения Министерства обороны одним из основополагающих критериев отбора является состояние здоровья, психологическая и физическая подготовленность абитуриентов. Поэтому в образовательном процессе учащихся довузовских образовательных учреждений Министерства обороны РФ физическое воспитание занимает одно из приоритетных направлений подготовки [8]. Следовательно, актуальность вопросов построения физической подготовки обучающихся в военных училищах не вызывает сомнений.
Одной из составляющих в структуре физической подготовки воспитанников военных училищ является дополнительное образование, которое представлено спортивными секциями, секциями военно-патриотической и военно-прикладной направленности.

В Оренбургском президентском кадетском училище в рамках дополнительной образовательной программы по физкультурно-спортивному направлению представлено 13 спортивных секций: мини-футбол, баскетбол, спортивная гимнастика, дзюдо, самбо, бокс, греко-римская борьба, лёгкая атлетика, водное поло, плавание, лыжи, хоккей. Кроме того, для старшеклассников функционируют секции военно-патриотического и военно- спортивного направления: армейский рукопашный бой, армейское многоборье, пулевая стрельба, автодело. Кадеты участвуют в спартакиадах Министерства обороны РФ и спортивных соревнованиях различного уровня. Кадетам, показавшим высокие результаты, присваиваются спортивные разряды [9].

Следует отметить, что при поступлении в высшие военные образовательные заведения кроме состояния здоровья и физической подготовленности абитуриентов учитывается наличие спортивного разряда и знака отличия норм «Готов к труду и обороне» [8].

В то же время в военных довузовских образовательных учреждениях отмечается дефицит времени, отведённого для занятий в спортивных секциях,—не более 6 ч в неделю [3], что делает цели по подготовке спортсменов-разрядников в училищах труднодостижимыми. Следовательно, результативность педагогического процесса зависит не только от содержания и методики преподнесения той или иной системы спортивных упражнений и технико-тактических приёмов, но и от физиологической предрасположенности к тому или иному виду спортивной деятельности, а также от желания воспитанников заниматься избранным видом спорта.

В связи с этим особое значение приобретает изучение мотивов, которым руководствуются кадеты при выборе вида спортивной деятельности и определение задач, которые решают воспитанники военных училищ регулярно, посещая учебно-тренировочные занятия по избранным видам спорта.

Знания и чёткое представление мотивов и потребностей кадет позволят моделировать программу спортивной подготовки в рамках дополнительного образования, определять целесообразность педагогических воздействий на этапах обучения и, следовательно, выполнять поставленные перед спортивными педагогами училища задачи по обеспечению физического развития обучающихся и их подготовки к поступлению в профильные образовательные учреждения [10].

Мотивация является важным элементом занятий физической культурой и спортом. Мотивация — это основной этап на пути формирования у человека мотивов, которые могут придать деятельности смысл, а сам факт сделать важной целью [2].

Мотивации и мотивам подростков посвящено большое количество исследований. Мотивация определяет направленность личности и является главной движущей силой человеческого поведения [7]. Учёные отмечают, что благоприятными особенностями мотивации в младшем подростковом возрасте являются: «потребность во взрослости» — нежелание считать себя ребёнком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека; об - щая активность, готовность включаться в различные виды деятельности совместно с взрослыми и сверстниками; стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении; стремление подростка к самостоятельности; увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей избирательности, дифференцированности; определённость и устойчивость интересов; развитие у подростков на основе вышеперечисленных качеств специальных способностей (музыкальных, литературных, технических и др.) [5].

Особенно важно уделять внимание формированию устойчивых мотивов к занятию спортом на начальном этапе, поскольку в этот период основными особенностями мотивации являются недостаточная осознанность потребностей, которые в свою очередь лежат в основе мотивов, таких как неопределённость и взаимозаменяемость различных способов их удовлетворения. Именно из-за отсутствия мотивации наблюдается наибольшее количество случаев прекращения детьми занятий спортом вне зависимости от способностей и перспективности [6]. Характерным для начального обучения в спортивных секциях, как отмечают учёные, является меньшая разборчивость при выборе спортивной деятельности, распылённость спортивных интересов, непосредственность и эмоциональная окраска, значительная текучесть состава спортивных секций и сильное влияние внешних факторов. Ранее в наших исследованиях были изучены мотивы кадет, побуждающих их заниматься спортом в каждой возрастной категории [4].

Исследования показали, что если в возрасте 13-16 лет кадеты ещё хотят добиться определённых успехов в избранном виде спорта — выполнить спортивный разряд, попасть в сборную команду училища, то начиная с 10-го класса кадеты, не добившись высоких результатов, прекращают занятия в спортивных секциях и начинают заниматься военно-прикладными видами спорта, тем самым покидая стены училища после 7 лет занятий в спортивных секциях в рамках дополнительного образования, не имея спортивных разрядов. Поэтому в своих исследованиях мы предполагаем, что при соотношении между выбором кадетами вида спорта и при наличии предрасположенности к этому виду спорта их физиологических и психологических показателей ожидаемые спортивные результаты от многолетней учебно-тренировочной работы в условиях кадетского училища будут выше.

Цель нашего исследования обусловлена необходимостью определения мотивов, которыми руководствуются кадеты в выборе спортивной секции. В исследовании мы придерживались гипотезы, что ошибочная спортивная ориентация кадет приводит к снижению интереса к физкультурно-спортивной деятельности, что является причиной частой перемены спортивных секций, прекращения занятий в избранном виде спорта и, следовательно, недостаточного уровня физической подготовленности выпускников кадетского училища.

Исследования проводились на базе Оренбургского президентского кадетского училища с сентября 2015 по май 2016 г. В исследованиях участвовали 120 кадет, учащихся 5-х классов, успешно прошедших экзамены и зачисленных на обучение в училище. Исследование включало методы: анализ литературы, опрос, изучение документации, наблюдение, обобщение и сопоставление полученных данных.

На первом этапе исследования (сентябрь) нами было выявлено количество поступивших в училище детей, ранее занимавшихся в детско-юношеских спортивных школах, имеющих спортивный разряд и желающих продолжить своё спортивное совершенствование в избранном виде спорта. Всего 18 человек (15 % от поступивших). 6 человек (5 %), до поступления в училище занимавшиеся спортом, имели юношеский разряд, но выбрали секцию другого вида спорта. При ответе на вопрос: «Хотел бы ты заниматься спортом?» все 100 % воспитанников 5-х классов ответили положительно.

Специфика распределения кадет по спортивным секциям в Оренбургском президентском кадетском училище предполагает свободу выбора: воспитанникам даётся неделя для обдумывания, каким видом спорта они хотел бы заниматься. После принятия решения кадет подходит к воспитателю и записывается на интересующую его секцию. К 1 октября все кадеты зачислены в спортивные секции и начинают занятия по системе дополнительного образования.

Так как целью нашего исследования явилось определение мотива выбора вида спортивной деятельности кадет, главной задачей во время прове - дения опросов стало выявление причин, побуждающих кадет выбрать ту или иную спортивную секцию. На вопрос «Почему ты выбрал именно эту секцию?» был предложен ряд ответов, из которых требовалось выбрать один. Результаты опроса приведены в табл. 1.
В ходе исследования установлено, что 32,5 % кадет выбирают вид спорта под влиянием большинства в классе. Так, анализ распределения списочного состава по секциям показал наличие в классах групп, как правило—три, четыре, численностью до 5-7 чел., распределённых по видам спортивных секций. В классах наблюдается один-два человека с индивидуальным выбором, но это кадеты, ранее занимавшиеся избранным видом спорта. В то же время в списках отсутствует класс, где все бы занимались в разных спортивных секциях.

Следующим по значимости мотивом выбора спортивной секции является желание научиться: плавать, кататься на коньках, боксировать и т.д.— 20,83 % воспитанников, 17 % кадет отметили, что им «нравится заниматься» избранным видом спорта. В то же время кадеты игнорируют рекомендации врача. Как показал опрос, к советам врача не прислушался ни один воспитанник, тогда как анализ медицинских карт показал, что 20 % поступивших рекомендованы занятия в бассейне и не желательны занятия единоборством и лёгкой атлетикой, но эти рекомендации не отразились на выборе кадет. Также при начальном выборе вида спортивной деятельности у кадет отсутствует желание стать спортивным лидером, выполнить разряд.

На втором этапе исследования нами был про - ведён анализ журналов посещаемости кадетами секций дополнительного образования и сопоставления списочного состава, занимающихся в секции в начале учебного года, в конце первого полугодия (декабрь) и по окончании учебного года (май). Была изучена документация секций плавания, водного поло, лёгкой атлетики, футбола и дзюдо. Всего в этих секциях на начало учебного года занималось 76 кадет. Показатели списочного состава в декабре выявили снижение посещаемости во всех спортивных секциях — в общей сложности на 21 % (16 чел.), обновление списочного состава секций поступившими после ноября на 15,8 % (12 чел.). В результате анализ полученных данных показал, что 5 % (4 кадета) прекратили посещать спортивные секции в первом полугодии. Во втором полугодии смена видов спорта кадетами завершается—с января по март вновь записываемых в секции не наблюдается, вместе с тем прекратили посещать секции 25 % (18 чел.) от списочного состава на январь, кроме секции футбола, где наблюдается 100 %-я посещаемость. Всего в течение года прекратили занятия в спортивных секциях 22 кадета-пятиклассника.

Опираясь на полученные данные, мы провели повторный опрос с целью выявления причин сме - ны вида спортивной деятельности или прекраще - ния таковой (табл. 2).

Таблица 1
Мотивы выбора вида спортивной деятельности кадетами 5-х классов Оренбургского президентского кадетского училища

Исследования показали, что на первом году обучения прекратили заниматься в секциях дополнительного образования 18,3 % кадет. Главной причиной прекращения занятий спортом является отсутствие интереса—«не понравилось», 36 % — прекращение занятий вообще и 41,7 % — смена вида спорта. Трудности в тренировочных занятиях и отсутствие успехов в деятельности также влияют на перемену секции —25 % и на прекращение занятий — 18,2 %, медицинские показания, которые игнорировались в начале учебного года, были учтены в течение года. Так, 4 человека прекратили занятия в нерекомендованных врачом секциях. Если одной из ведущих причин выбора спортивной секции в начале учебного года является влияние товарища по классу, то прекращение занятий в спортивной секции уже в меньшей степени зависит от этой причины — всего 9 %.

Таблица 2
Причины, побуждающие кадет сменить спортивную секцию или прекратить занятия спортом

Заключение. Результаты исследования показали, что основным мотивом выбора вида спортивной деятельности, характерной для воспитанников кадетского училища, является влияние товарищей по классу. Основные причины ухода кадет из выбранной секции—это потеря интереса и трудности в обучении, связанные, как показали наблюдения и опрос преподавателей дополнительного образования, с отсутствием успеха в избранной секции.

Следовательно, проведённое исследование подтвердило предположение о том, что выбор кадетами вида физкультурно-спортивной деятельности в системе дополнительного образования является, как правило, случайным. Отсутствие рекомендаций педагогов спортивных секций по начальному отбору, согласно критериям отбора по видам спорта [11], и прогнозирования ближайших результатов воспитанников в избранном виде спорта является причиной недостаточно слаженной работы по комплектации спортивных секций. Следствие—до 20 % воспитанников прекращают занятия в спортивных секциях на первом году обучения в училище. Согласование и взаимодействие в работе педагогов дополнительного образования, в том числе и с преподавателями по физической культуре, позволит сохранить контингент спортивной секции и добиться высоких результатов по подготовке спортсменов-разрядников в условиях кадетского училища.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. № 134-р «Об утверждении Концепции федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г.» (с изм. и доп.).
2. Бахарева, Е. В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у школьников [Электронный ресурс] / Е. В. Бахарева, Л. В. Иванова, Е. А. Коваленко // Евразийс. науч. журн. - 2015. - № 7. - URL: http://journalpro.ru (дата обращения 6.07.2016).
3. Боброва, Г. В. Поиск резервов увеличения объёма двигательной активности учащихся довузовских образовательных учреждений Министерства обороны РФ / Г. В. Боброва // Учён. зап. ун-та им. П. Ф. Лес- гафта.- 2013.- № 11.- С. 23-27.
4. Боброва, Г. В. Обоснование выбора вида физ- культурно-спортивной деятельности в контексте профильно-ориентированного воспитания личности кадет / Г. В. Боброва // Пед.-психол. и мед.-биол. проблемы физ. культуры и спорта.- 2016.- Т. 11, № 2.- С. 105-111.
5. Бурыхина, Ю. А. Проявление учебной мотивации у подростков / Ю. А. Бурыхина // Альм. соврем. науки и образования.- 2010.- № 5.- C. 88-91.
6. Емельяненко, Т. О. Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки / Т. О. Емельяненко, М. Н. Клейменова // Биол. вестн. Мелитопол. гос. пед. ун-та им. Богдана Хмельницкого.- 2015.- № 1а (14).- С. 52.
7. Лавринец, Е. А. Особенности мотивации детей спортивной деятельностью / Е. А. Лавринец, Е. Н. Власова // Профессионализация личности: теоретические и прикладные проблемы психологии, профессионального образования и экономики : материалы заоч. науч.-практ. конф.- СПб. : ЛГУ им. Пушкина, 2015.- С. 91-99.
8. Министерство обороны Российской Федерации : офиц. сайт.- URL: http://mil.ru/ (дата обращения 25.07.2016).
9. Оренбургское президентское кадетское училище : офиц. сайт. - URL: http://1pku.ru (дата обращения 26.07.2016).
10. Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 696 «Об утверждении Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах и Положения о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах» (с изменениями от 25 августа 1999 г., 21 сентября 2000 г., 4 декабря 2001 г., 31 марта 2005 г.).
11. Семёнова, Г. И. Спортивная ориентация и отбор для занятий различными видами спорта / Г. И. Семёнова.- Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015.- С. 30-41.

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1, № 4

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (28.06.2017)
Просмотров: 202 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь