Воскресенье, 04.12.2016, 00:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНЫХ ВОЛОНТЕРОВ

О.А.Кравченко

МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНЫХ ВОЛОНТЕРОВ

В данной статье рассматриваются различные подходы к исследованию мотивации спортивных волонтеров. Обозначаются основные функции работы спортивного волонтера. Представлены ключевые предпосылки волонтерской деятельности. Описаны основные черты волонтерства.

Ключевые слова: спортивное волонтерство, мотивация, стимул.


Волонтеры играют очень важную роль в международных спортивных соревнованиях, таких как Олимпийские игры, Паралимпийские игры, а также на соревнованиях национального уровня.

Волонтерское движение является характерной чертой человеческого общества. Почти во всех современных обществах одной из самых важных ценностей является помощь людям.

В современном обществе волонтерство является основной формой гражданской активности. Волонтерство, несомненно, представляет собой важный потенциал для социального развития.

Спортивное волонтерство определяется как добровольная помощь во время спортивных мероприятий, не получая при этом денежного вознаграждения. Спортивное волонтерство - это помощь, основанная на специальных навыках, и это является отличительной чертой от традиционного волонтерства, где не требуются специальные навыки.

Без волонтеров невозможны такие аспекты как: хорошая организация соревнований, работа со спортсменами, культурный обмен, обеспечение комфортного быта и досуга гостей спортивных мероприятий. Для волонтеров спортивные соревнования - это опыт работы на крупномасштабном мероприятии, возможность узнать, как становятся чемпионами, знакомство со спортивной элитой мира, шанс познакомится со сверстниками из других стран и найти друзей и единомышленников, попрактиковаться в иностранном языке и получить новые навыки. Это хорошая возможность определить свой путь в жизни и выбрать будущую профессию.

Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Волонтерское движение зародилось в США. Участие в волонтерском движении предполагает:
- мотивацию, не связанную с извлечением прибыли;
- отсутствие денежной компенсации от государства;
- мотивацию через личную вовлеченность.

Хотя вопрос исследования мотивации волонтерского движения является предметом многих исследований, не существует общего мнения о мотивации волонтеров. Волонтерское движение сложно и многогранно. Различные люди могут быть вовлечены в одно волонтерское движение или организацию, имея различные цели, также как иметь одинаковые цели, участвуя в различных организациях или движениях.

С целью понять это сложное явление, многие исследователи использовали подход простого перечисления причин волонтерства или описывая людей и их мотивы. Например, Дэвис [5] утверждает, что существуют универсальные мотивы, включающие:
- социальный контакт;
- помощь другим;
- получение признания;
- оправдание надежд других людей;
- помощь в достижении цели организации;
- личностный рост;
- развитие навыков;
- развлечение;
- самореализация;
- улучшение собственного имиджа.

Однако некоторые авторы предприняли попытку развить более структурированный и теоретический подход к пониманию многогранной мотивации волонтеров.

Возможно, один из наиболее широко принятых из имеющихся - это подход Клэри и Снайдера [4], которые использовали функциональный подход к пониманию мотивации волонтеров. Они утверждают, что люди действуют с целью удовлетворения важных социо-психологических целей, и хотя личности могут быть вовлечены в одинаковую волонтерскую деятельность, их цели могут сильно различаться. Исследователи определили четыре функции работы волонтеров:
- выражение ценности: действие, предполагающее знание о том, что помогаешь другим;
- понимание или знание: потребность понимать других;
- социальная: занятие волонтерской работой, чтобы соответствовать ожиданиям значимых для них людей;
- защитная: уменьшение негативных чувств через помощь другим людям.

После дальнейших исследований Клэри расширил количество функциональных
категорий до шести, включая:
- расширение карьерных возможностей и навыков, а также развитие контактов, связанных с карьерой;
- повышение самооценки: быть довольным собой, чувствовать себя необходимым и важным.

Функциональный подход подчеркивает разнообразие мотивов, лежащих в основе волонтерского движения, а также подчеркивает, что волонтерство зависит от соотношения человека и ситуации, утверждая, что волонтер будет удовлетворен, если его роль совпадает с его мотивами.

В целях дальнейшего понимания феномена волонтерства, функциональный подход был разработан и расширен другими авторами [5]. Данные исследователи объединили индикаторы про-социальной личности, ролевой идентификации и восприятий, связанных с организациями, в которых работает волонтер. Хейгер и Брадни [8] подчеркивают важность понимания роли организации. Исследование показало, что 20% волонтеров прекратили свою деятельность из-за плохого менеджмента. Эти данные подтверждаются исследованием Дорша [6], который утверждает, что такие факторы, как удовлетворение деятельностью организации, идентификация организации и психологический климат организации были ключевыми предпосылками волонтерской деятельности.

Другая группа ученых [10] фокусировалась на исследовании, почему люди продолжают волонтерскую деятельность в течение длительного периода времени.

Волонтерство, несомненно, представляет значительный потенциал для социального развития. Ключевыми чертами волонтерства являются:

- Добровольность: волонтерсткая деятельность осуществляется добровольно. В этом смысле волонтерская работа не включает деятельность, связанную с обязательным школьным образованием, воинской обязанностью и неоплачиваемую деятельность сотрудника в компании, в которой он работает.

- Безвозмездность: волонтерская деятельность не делается из желания приобретения прибыли. Однако, это не означает, что волонтерская деятельность не влечет за собой затраты на человека, который оказывает добровольную помощь.

- Взаимная выгода: организации и люди получают взаимную выгоду от волонтерской деятельности (но не материальную).

Волонтеры являются наиболее ценным и важным человеческим ресурсом в спортивном секторе. Они были и будут неотъемлемой и обязательной частью спортивной индустрии. Это потому что они несут организационную и экономическую пользу, вносят инновации в организацию, привнося свежие идеи и сокращая затраты на спортивные мероприятия, помогая своей работой.

Ноук и Пренски [9] выделили в мотивации волонтеров три стимула: утилитарный, эмоциональный и нормативный. Утилитарный стимул относится к косвенным выгодам, полученным через волонтерскую деятельность, такие, как знание и опыт, полученные при волонтерской работе.

Эмоциональные стимулы определяются как межличностные отношения, полученные от позитивного социального взаимодействия друг с другом, которое может включать причастность, престиж, уважение, репутацию, дружбу.
Нормативные стимулы основываются на филантропических и альтруистических побуждениях, которые включают добрую волю и помощь другим людям.

Исследования мотивации спортивных волонтеров появились сравнительно недавно. Карднелл и Андерек [3] непосредственно приняли концептуальный подход Ноука и Пренски [9] и классифицировали мотивацию волонтеров на три категории стимулов: целевой, консолидирующий и материальный. Целевой стимул - это выполнение чего-то полезного, внесение вклад в общество. Консолидирующий стимул связан с социальным взаимодействием и возможностями внутри организации. Материальный стимул относится к материальным ценностям, предоставляемыми организацией для волонтеров. Из этих трех стимулов целевой считается самой сильной волонтерской мотивацией, в то время, как материальный стимул считается менее важным.

Пересматривая трехфакторную концепцию Ноука и Пренски [9], Фаррел [7] создал мотивационную шкалу (SEVMS), предлагая четыре направления изучения мотивации волонтеров, работающих на крупном соревновании по керлингу: цель, консолидация, внешние традиции (например, семейные традиции, внешнее влияние), заинтересованность (например, необходимость получения личных навыков). В этом исследовании авторы пришли к выводу, что целевой и консолидирующий факторы являются наиболее важными.

Несколько исследований было проведено по вопросу мотивации спортивных волонтеров и различные группы людей были исследованы в этом отношении. Студенты вузов являются одной из широко распространенных групп, участвовавших в спортивных волонтерских программах. Важность участия этой группы людей в волонтерском движении побуждает исследователей найти факторы, которые являются наиболее эффективными по данному вопросу.

Бэгери [1] в исследовании студентов, участвовавших в спортивных Универсиадах, выделил факторы, влияющие на мотивацию спортивных волонтеров. В этом исследовании материальный и целевой факторы были самыми значительными и менее значительными соответственно для участия студентов. В другом исследовании обнаружена разница в мотивации в зависимости от пола и области обучения.

Опытные менеджеры волонтеров часто подчеркивают, что невозможно дать универсальный рецепт как управлять и координировать волонтеров в рамках определенной организации, потому что каждый волонтер является уникальной личностью со своей собственной мотивацией, ожиданиями, опытом.

Эмпирические данные опроса волонтеров Германии показали, что альтруизм является важной движущей силой спортивного волонтерского движения всех возрастных групп. Молодые люди по различным причинам наиболее часто заинтересованы в личном и карьерном росте, в то время как общественное признание и добровольные обязательства - это к чему стремятся люди старшего возраста [2].

Однако результаты исследований позволяют выделить различные мотивы, побуждающие стать спортивным волонтером.

Подводя итог, эти мотивации могут быть структурированы в несколько перекрестных категорий, которые могут быть связаны со следующими социальными и личностными функциями:
- ценность и альтруизм;
- чувство причастности;
- личностный и карьерный рост;
- прогресс и изменение;
- признание и статус;
- заинтересованность в действии;
- любовь к определенному виду спорта.

Для молодежи одной из ведущих потребностей является востребованность обществом. Для более эффективной мотивации молодежи, а именно студентов, необходимо показать возможность удовлетворения тех или иных потребностей. Для каждого человека в данной деятельности есть место. Личный пример также является важным мотиватором для молодых людей.

Литература

1. Baghery Y, Asadi H, Hamidi M. The analyzes of effective factors on volunteering motivations on students' sport affairs at the universities. [In Persian]. Sport Management. - 2010. - 6. P. 85-91.
2. Braun, S. Ehrenamtliches und freiwilliges Engagement im Sport. Sportbezogene Sonderauswertung der Freiwilligensurveys 1999, 2004 und 2009. Cologne: Sportverlag StrauB
3. Cardwell, L, Andereck, K. Motives for initiating and continuing membership in a recreation related voluntary association. Leisure Sciences. - 1994. - 16. - P. 33-44.
4. Clary, E.G., Snyder, M. A functional analysis of altruism and prosocial behaviour: the case of volunteerism', in M. Clark (ed.) // Review of Personality and Social Psychology, Newbury Park, CA: Sage. -1991. - vol. 12. - P. 119-148.
5. Davis, M.H., Hall, J.A., Meyer, M. The first year: influences on the satisfaction, involvement and persistence of new community volunteers // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2003. - 29(2). - P. 248-260.
6. Dorsch, K., Riemer, H., Paskevich, D. et al. 'Differences in volunteer motives based on organization type and level of involvement', in 17th Annual North American Society for Sport Management conference, NASSM Abstracts, May 29-June 1, 28, Canmore, Alberta: North American Society for Sport Management. (2002).
7. Farrel, J, Johnston, M.E., Twynam, G.D. Volunteer motivation, satisfaction, and management at an elite sporting competition // Journal of Sport Management. - 1998. - 12. - P. 288-300.
8. Hager, M.A., Brudney, J.L. Volunteer Management Practices and Retention of Volunteers, Washington, DC: The Urban Institute. 2004.
9. Knoke, D, Prenski, P. What relevance do organization theories have for volunteer associations? Social Science Quarterly. - 1984. - 65. P. 3-20.
10. Lockstone, L., Jago, L., Deery, M. The propensity to volunteer: the development of a conceptual model // Journal of Hospitality and Tourism Management. - 2002. - 9(2). - P.121-133.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 3 (13) - 2015

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (11.05.2016)
Просмотров: 175 | Теги: волонтер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016