Четверг, 18.10.2018, 22:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МОТИВАЦИЯ И ИНТЕРЕСЫ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

К.Г.Томилин

МОТИВАЦИЯ И ИНТЕРЕСЫ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Изучались потребности, интересы, ценностные ориентации студентов-спортсменов (п=127) Сочинского государственного университета. Положительно влияли на физическую активность: разнообразная и интересная программа занятий по физической культуре - 64,4 %; необычные виды спорта - 60,6 %; личный пример близких для студента людей - 55,3 %; интересные состязания - 52,7 %. Показана перспективность использования для волонтерской деятельности и работы на международном курорте, в первую очередь, молодежи, имеющей хорошие достижения в спорте.

Ключевые слова: Сочинские студенты, физическая культура, спорт, потребности, интересы, мотивация.

 

Введение. Проведение в Сочи XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних Игр активизировало глубокие изменения на курорте. Но важна не только Олимпиада, но, прежде всего, «наследие», которое останется на черноморском побережье после Игр. Необходимо радикально повысить эффективность физкультурно-массовой и общественной деятельности учащейся молодежи для устойчивого развития Азово-Черноморского региона, и углубляя достигнутые позитивные изменения в постолимпийский период.

Цель исследования. Изучение потребностей, интересов, ценностных ориентаций студентов-спортсменов Сочинского государственного университета.

Результаты исследования. Проведенное анкетирование среди студентов Сочинского государственного университета (п=127) позволяет констатировать, что у будущих специалистов физической культуры (которые в большей своей массе имели опыт работы волонтерами, и обслуживания Зимних олимпийских Игр 2014 года), среди мотивов занятий спортом и физической культурой проранжированы, как наиболее значимые: «улучшить свою физическую подготовку» и «достигнуть более высоких спортивных результатов» - направление подготовки «Физическая культура» (ФК); в то время как у студентов направления подготовки «Адаптивная физическая культура» (АФК) идут: «улучшить свою физическую подготовку», «сохранить и укрепить здоровье», «сделать свою жизнь разнообразнее».

При ранжировании факторов, которые мешают студенческой молодёжи заниматься физкультурной деятельностью, опрошенные студенты особо выделили: «приходится заниматься в обязательные часы по расписанию» и «неумение организовать своё свободное время» (ФК). «Нет подходящих условий для занятий спортом», «нет желания, интереса» (!!!), «собственная пассивность» (АФК).

Необходимо отметить, что 59,1 % студентов направления подготовки «Физическая культура» и 54,5 % студентов «Адаптивной физической культуры» регулярно занимаются спортом (помимо занятий в университете по расписанию). И в своем большинстве уверены, что ведут (или почти ведут) здоровый образ жизни 86,4 % студентов и ФК и АФК.

Большинство студентов физическими упражнениями занимаются ежедневно (или почти ежедневно), затрачивая, как правило, 1-2 часа на одно занятие. Свободное от учебы и занятий спортом время студенты распределяют в зависимости от своих личных предпочтений. Более всего (свыше 16 часов в неделю) некоторые юноши и девушки тратят на «разговоры с приятелями» и «прослушивание магнитофона, радио».

Среди опрошенных более половины студентов практически никогда не осуществляют самоконтроля во время своих занятий (пульс, самочувствие, координация движений и т. д.). Во время своих занятий студенты-второкурсники интересуются методиками интересующих их видами спорта 22,7 % и 59,1 %, режимах питания 54,5 % и 31,8 %, основных способах восстановления 40,9 % и 22,7 % (ФК и АФК).

Большинство из них уверено, что выносливость является важнейшим физическим качеством, которое необходимо будущим специалистам международного курорта Сочи.

Корреляционный анализ анкет студентов СГУ, будущих специалистов физической культуры и спорта (п=127) позволяет распространять выводы на всю генеральную совокупность сочинских студентов занимающихся спортом в пост олимпийский период. Эти исследования показывают, что имеется тенденция увеличения заболеваний у женщин по сравнению с мужчинами (г=0,191; р<0,05). Именно мужской контингент чаще и продолжительнее занимается физическими упражнениями (г=0,163-0,177; р<0,1-0,05). За компьютером мужчины также проводят больше времени (г=0,182; р<0,05), а чтением художественной литературы занимаются женщины (г=0,179; р<0,05). Мужчин больше вдохновляет разнообразная и интересная программа занятий по физической культуре (г=0,203; р<0,05) и атлетическая гимнастика (г=0,230; р<0,01). Женщин материальная добавка к зарплате за здоровый образ жизни (i=0,231; р<0,01), и спортивные игры в помещении (г=0,183; р<0,05).

Среди высококвалифицированных спортсменов несколько больше интровертов (г=0,155; р<0,1), имеющих довольно высокое мнение о своем «здоровом образе жизни» (г=0,210; р<0,03); и чаще, и продолжительнее тренирующихся (г=0,343- 0,364; р<0,01), при использовании на занятиях самоконтроля (г=0,155; р<0,1). Такие интроверты не склонны тратить свое свободное время на прослушивание музыки (г= -0,196; р<0,05) и чтение художественной литературы (п= -0,210; р<0,05). Их в определенной степени привлекают разнообразная и интересная программа занятий и необычные виды спорта (г=0,157-0,152; р<0,1), спортивные игры (г=0,157; р<0,1), атлетическая гимнастика (г=0,191; р<0,05).

Показана перспективность использования для волонтерской деятельности и работы на международном курорте, в первую очередь, молодежи, имеющей хорошие достижения в спорте.

Интересно, что более квалифицированные спортсмены менее склонны верить, что из Сочи можно сделать международный курорт с круглогодичным функционированием (г=0,155; р<0,1).

Студенты экстраверты больше тратят свое свободное время на разговоры (г=0,224; р<0,05), больше интересуются интересными и разнообразными программами занятий (г=0,295; р<0,01); туризмом (г=0,150; р<0,1); негативно относятся к введению материального стимулирования занятий ФК (г= -0,155; р<0,1). Заболеваемость всей этой выборки студентов связана отрицательными зависимостями с частотой и продолжительностью занятий (г= -0,284-0,200; р<0,05). Именно отклонения в здоровье стимулируют введение самоконтроля (1=0,193; р<0,05).

Предрасположенные к заболеваниям студенты больше тратят время на прослушивание музыки (г=0,161; р<0,1), не склонны к жесткой дисциплине и четким нормативам ОФП (г= -0,186-0,206; р<0,05). Их больше убеждает наглядный показ отрицательных изменений в здоровье и конкретные методики оздоровления (г=0,152; р<0,1), а также резкое ухудшение своего здоровья (г=0,167; р<0,04). Хотя они не особенно верят, что физическая культура может излечить лучше, чем таблетки (г=0,313; р<0,01).

Частота занятий этого массива студентов связана с продолжительностью тренировок (г=0,600; р<0,001) с убеждением в своем «здоровом образе жизни» (г=0,395; р<0,01) и временем, уделяемом на разговоры. Их привлекают разнообразные интересные программы занятий и необычные виды спорта (г=0,223-0,208; р<0,05). Эти студенты считают, что кроме укрепления здоровья физическая культура еще должна быть направлена на воспитание профессионально-значимых качеств будущих специалистов (г=0,248; р<0,01); высоко оценивают значимость водных и зимних видов спорта и отдыха (г=0,206- 0,176; р<0,05-0,1), спортивных игр в помещении (г=0,281; р<0,01), циклических упражнений (г=0,209; р<0,05), аэробики (г=0,177; р<0,05), атлетической гимнастики (г=0,273; р<0,01). И это, как правило, более молодые студенты (г=0,194; р<0,05).
Длительность занятий во многом связана с прогулками на природе (г—0,267; р<0,01), тенденцией положительно оценивать материального стимулирования занятий (г=0,225; р<0,03), занятий в тренажерном зале атлетической гимнастикой (г=0,170; р<0,05). И опять это более молодые спортсмены (г=0,228; р<0,04).

Если сделать анализ групп студентов по использованию своего свободного времени, то явно выделяются любители посидеть за компьютером. Как это мы уже писали - это в большей степени мужчины (г=0,182; р<0,05), имеющие невысокое мнение об улучшении здоровья молодежи средствами физической культуры (г= -0,220; р<0,05), уделяющих много времени просмотру телепередач (г=0,246; р<0,01), прослушиванию музыки (г=0,248; р<0,01), разговорами с приятелями (г=0,231; р<0,01), и в какой-то степени чтением газет и специальной литературы (г=0,151; р<0,1).

Их не очень вдохновляет к занятиям физической культуры личный пример друзей (г= -0,153; р<0,1). Им необходима жесткая дисциплина, заставляющая их заниматься физическими упражнениями (г=0,238; р<0,01) и материальный стимул (г=0,264; р<0,01). Их интересуют атлетическая гимнастика (г=0,159; р<0,1), и они не увлекаются зимними видами спорта и отдыха (г= -0,156; р<0,1). И это, как правило, более молодые студенты (г=0,168; р<0,04).

Если выделить группу студентов-любителей поболтать, то они так же склонны посидеть за компьютером, телевизором, магнитофоном и специальной литературой (г=0,230-370; р<0,01-0,001), и они экстраверты (г=0,206; р<0,04). Кроме этого они предпочитают много времени проводить на природе (г=0,301; р<0,01). В качестве стимулов к занятиям физической культуры их вдохновляет ежедневная реклама по телевидению (г=0,166; р<0,04), необычные виды спорта (г=0,286; р<0,01), а так же резкое ухудшение своего здоровья (г=0,184; р<0,05). Они хорошо воспринимают туризм (г=0,198; р<0,05), занятия йогой (г=0,192; р<0,05), атлетической гимнастикой (г=0,232; р<0,01). Это студенты молодого возраста (г=0,251; р<0,01).

Студенты с туристским уклоном и много времени проводящие на природе, склонны к экстраверсии (г=0,224; р<0,04), положительно оценивают для здоровья занятия физической культурой (г=0,222; р<0,04), считают, что ведут здоровый образ жизни (г=0,182; р<0,05), и их тренировки продолжительны (г=0,267; р<0,01).

Их привлекает музыка, разговоры с друзьями, чтение специальной литературы (1=0,189-0,301; р<0,05-0,01), личный пример друзей (г=0,243; р<0,01), необычные виды спорта (г=0,296; р<0,01), водные, зимние виды спорта и отдыха, спортивные игры (г=0,157-0,325; р<0,1-0,01).

Определяя тенденции и достоверные связи, которые можно распространять на всю генеральную совокупность студентов-спортсменов СГУ, желательно выделить привлекательность различных видов спортивной и рекреационной деятельности студентов 1-5 курсов СГУ. Среди которых выделяются две независимые группы: 1) зимние и водные виды спорта, туризм, циклика, спортивные игры; 2) йога и аэробика.

Что необходимо учитывать в профессиональной подготовке будущих специалистов ФКиС.

Более великовозрастные студенты абсолютно уверены об ухудшении здоровья нации, в первую очередь, студентов и школьников (г=0,321; р<0,01), хотя сами меньше уделяют внимания занятиям физическими упражнениями и по частоте тренировок и по их продолжительности (i= -0,194-0,228; р<0,05). Стремятся использовать на своих занятиях самоконтроль (г=0,158; р<0,1), не склонны длительно сидеть за компьютером (г= -0,168; р<0,08), заниматься разговорами (г= -0,251; р<0,01) и прогулками на природе (г= -0,211; р<0,05).

Они уверены, что солнце, воздух и вода излечивают лучше, чем таблетки (г=0,266; р<0,01). Их уже мало стимулирует к тренировкам интересные программы занятий и необычные виды спорта (г= -0,217-0,221; р<0,05), и даже зимние, водные виды спорта и отдыха будущего курорта и спортивные игры (г= -0,242-0,237; р<0,01).

Студентам, не занимавшимся спортом, изначально чужда мысль Жозефа Тиссо (1791) о том, что «движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарственное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения» (г= -0,479; р<0,05) [1].

Заключение. У будущих специалистов физической культуры, которые в большей своей массе имели опыт работы волонтерами, и обслуживания Зимних олимпийских Игр 2014 года, среди мотивов занятий спортом и физической культурой оказались наиболее значимые: «улучшить свою физическую подготовку» и «достигнуть более высоких спортивных результатов» (специальность «Физическая культура и спорт»); в то время как у студентов специальности «Адаптивная физическая культура»: «улучшить свою физическую подготовку», «сохранить и укрепить здоровье», «сделать свою жизнь разнообразнее».

Среди причин, мешающих физкультурной деятельности отмечены: «приходится заниматься в обязательные часы по расписанию», «неумение организовать своё свободное время» и «отсутствие контакта с преподавателем».

К факторам, положительно влияющим на отношение большинства студентов к физической активности и способствующим регулярным тренировкам, относились: разнообразная интересная программа занятий по физической культуре - 64,4%; необычные виды спорта - 60,6%; личный пример близких для студента людей - 55,3%; интересные состязания - 52,7%. Из видов спортивной деятельности, которые студенты хотели бы освоить к Олимпиаде 2014 года большинство указывали «горнолыжный спорт» - 59,1 %, далее «теннис» (45,5 %), «дайвинг» (40,9 %), «парусный спорт» (31,8 %).

Литература

1. Томилин, К.Г. Мотивация и интересы студенческой молодежи - волонтеров игр «Сочи-2014» / К.Г. Томилин // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы конференции XXV Международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. - Коломна: ГСГУ, 2015. - С. 355-360.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (12.04.2018)
Просмотров: 78 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь