Вторник, 24.10.2017, 10:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МОНИТОРИНГ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Н.В.Ватолина
Тольяттинский машиностроительный колледж, Тольятти, Россия

МОНИТОРИНГ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Рассказывается о модели, общих принципах и инструментах мониторинга общих компетенций обучающихся, разработанной Г. Б. Голуб, Е. Я. Коганом, И. С. Фишман и используемой в условиях конкретного образовательного учреждения (ГАПОУ СО «ТМК»).

Ключевые слова: мониторинг образования, общие компетенции, становление специалиста.

 
Сегодня профессиональное образование и обучение должно представлять собой совокупность завершённых и относительно самостоятельных «отрезков» образовательной траектории, каждый из которых заканчивается подтверждением освоенной квалификации с выдачей соответствующего сертификата. Такое институциональное оформление профессиональных образовательных программ отвечает принципу академической мобильности обучающихся, позволяет им «выходить» и «возвращаться» в систему профессионального образования, менять образовательные маршруты, комбинировать профессиональные компетенции для достижения персональных конкурентных преимуществ на современных рынках труда.

Первые шаги в рассматриваемых трансформационных процессах сделаны с введением федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) как совокупности требований к результатам, структуре и условиям реализации основных профессиональных образовательных программ различного уровня.
В основу идеологии ФГОС НПО/СПО нового поколения положен модульно-компетентностный подход, предполагающий освоение технологически завершённых видов профессиональной деятельности, которые обеспечивают эффективную реализацию социальных и профессиональных функций квалифицированного рабочего и специалиста среднего звена на конкретном рабочем месте.

Однако основой формирования профессиональных компетенций будущего специалиста, на наш взгляд, является формирование общих компетенций на этапе освоения им общеобразовательных программ и дисциплин. ФГОС СПО предполагает формирование у обучающихся следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Компетентность — результат образования, выражающийся во владении учащимся определённым набором (меню) способов деятельности по отношению к определённому предмету воздействия. Его значение состоит в том, что, овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности, формируется персональный «ресурсный пакет». Набор осваиваемых способов деятельности является социально востребованным и позволяет учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям. Именно такой набор осваиваемых способов деятельности и является предметом запроса работодателей, который может быть актуален на протяжении определённого времени, а затем должен корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.

Особенность компетентности как результата образования состоит в том, что она в сравнении с другими результатами образования:

- является интегрированным результатом;

- позволяет решать класс задач (в отличие от элемента функциональной грамотности);

- существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания);

- переносима (связана с классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения);

- проявляется осознанно (в отличие от навыка).

Общими компетентностями можно назвать такие, которыми, во-первых, должен обладать каждый член общества и которые, во-вторых, можно было бы применять в самых различных ситуациях. Общие компетентности являются, таким образом, универсальными и применимыми в разных ситуациях [1; 2]. Подробное обоснование данной системы представлено в отчёте по проекту Г. Б. Голуб, Е. Я. Когана, И. С. Фишман «Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО».

В реализации компетентностного подхода мониторинг образовательных достижений обучающихся представляет самую уязвимую часть организации образовательного процесса. Если диагностика знаний, умений и навыков для педагога не составляет большой трудности, то оценка сформированных компетенций, представляющих интегрированный результат развития не только ЗУНов, но и деятельностных и личностных качеств, является наибольшей трудностью. Главным моментом в мониторинге, понимаемом как «форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование её развития», являются диагностика динамики изменений, происходящих с обучающимися, и внесение в случае необходимости корректив в образовательный процесс.

Содержание этой деятельности определяется циклом: цикл начинается со сбора и обработки информации, а заканчивается получением информации, которая становится исходной для нового цикла.

Исходя из вышесказанного, для построения системы оценки уровня сформированности компетенций у обучающихся колледжа была взята «Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО», разработанная Г. Б. Голуб, Е. Я. Коганом, И. С. Фишман. Проведя сравнительный анализ между определением компетенций во ФГОС и предложенной моделью оценки, мы установили равнозначность между названиями компетенций (таблица).

Сравнительный анализ профессиональных компетенций выпускников УНПО по рабочей программе и по версии И. Фишман

Инструментарий оценки компетенций составлен с учётом того, что общие компетентности формируются и проявляются в деятельности. Результат освоения субъективно новой деятельности (способов деятельности) должен отслеживаться через оценку продуктов деятельности или посредством однозначно формализованного наблюдения за реализацией содержания и процедуры деятельности. Деятельностная составляющая компетентности как результата образования не позволяет оценивать этот результат в целом посредством традиционных контрольно-измерительных материалов (разновидностей закрытых тестовых заданий), ориентированных на воспроизведение знаний, мнений. Более того, тест на проверку уровня сформированности общих компетенций не может считаться валидным, если проверяет не деятельность, а некую информацию об этой деятельности.

Для оценки уровня сформированности общих компетенций были спроектированы тестовые задания открытого типа. Они отличаются по размерам (числу слов) и характеру (степени структурированности) ответа, что и служит основанием для классификации тестовых заданий: вопросы с кратким ответом, вопросы с расширенным структурированным ответом, вопросы с развёрнутым неструктурированным ответом. На открытые вопросы первого типа экзаменуемый должен дать краткий ответ: завершить незаконченное предложение, расчёт или рисунок. Данные вопросы очень близки к заданиям закрытого типа.

Их отличает только возможность сформулировать правильный ответ описательно, на уровне смысла. Задания такого типа ориентированы на проверку отдельного аспекта на первом и, реже, втором уровне. Вопросы, предполагающие расширенный структурированный ответ, и вопросы, предусматривающие развёрнутый неструктурированный ответ, применялись как для оценки нескольких аспектов ключевых компетентностей учащихся одномоментно, так и для оценки компетентности в целом. Вопрос с расширенным ответом может быть использован для тестовых заданий первого и второго уровня. Задания третьего уровня должны содержать (наряду с другими) вопрос с развёрнутым неструктурированным ответом. Контрольно-измерительные материалы были стандартизированы по содержанию, процедуре, способам обработки и интерпретации результатов. Стандартизация содержания производилась посредством составления единых требований.

Стандартизация процессов обработки и интерпретации результатов достигалась за счёт наличия модельных ответов (для открытых вопросов с кратким ответом) и шкал оценки. Открытые вопросы, даже те, которые требуют только кратких ответов, вызывают такое разнообразие ответов, что практически невозможно описать их все. Поэтому модельный ответ для открытых вопросов обычно состоит из следующих элементов:

- один пример правильного ответа, который, как подразумевают создатели теста, должен дать экзаменуемый (с максимальным количеством баллов);

- если необходимо, то примеры полностью правильных ответов с совсем другой формулировкой;

- если необходимо, примеры ответов, которые только частично верны, с количеством оценивающих их баллов.

В качестве идеального рассматривался вариант, когда максимальное количество баллов за один вопрос равняется количеству важных элементов или подпунктов в ответе. На практике количество баллов также зависит от других факторов, таких как важность вопроса или общий балл за всё задание.

Для оценки открытых ответов используется аналитическая шкала, которая состоит из двух частей: единой шкалы для оценки всех тестовых заданий открытого типа и специфической шкалы для оценки каждого конкретного задания. Использование единой шкалы позволяет обеспечить единообразный подход экзаменаторов к оцениванию письменных открытых ответов, создаёт некий эталон отличного, хорошего, удовлетворительного ответов, максимально уменьшая расхождения в экспертных оценках. Аналитическая шкала позволит снизить уровень требований к подготовке оценщиков, поскольку сама оценочная шкала заставляет фокусировать внимание на объектах оценки, детализация критериев не позволяет слишком вольно интерпретировать результаты, а выставление оценки по нескольким параметрам делает сам подсчёт баллов более надёжным.

Применение специфической шкалы оценки детализирует общие требования единой шкалы, представляя их в виде конкретных и однозначных критериев оценки данного задания.

Мониторинг общих компетенций проводится дважды в год. Первоначально с целью определения уровня вновь поступивших студентов в образовательное учреждение и для определения механизмов корректировки сформированности компетенций в течение учебного года, а в конце года с целью определения динамики формирования компетенций у первокурсников. В ходе дальнейшего обучения общие компетенции формируются при освоении специальных учебных дисциплин, учебных профессиональных модулей. При выполнении практических и лабораторных работ студенты приобретают практические навыки профессиональной деятельности, а на их основе формируются компетенции.

Мониторинг сформированности общих компетенций на втором, третьем курсах осуществляется через включение заданий, позволяющих отслеживать виды деятельности студентов в тесты по контролю знаний по дисциплине. Параметрами оценки являются теоретический компонент (совокупность знаний), практический компонент (комплекс умений и навыков), рефлексивный компонент (анализ собственной деятельности) в соответствии с требованиями ФГОС СПО и ФГОС НПО и запросами работодателей. Для проведения контрольных мероприятий мониторинга уровня сформированности компетенций используются производственные и иные задания на создание модельной, проблемной ситуации и проверку способности испытуемого действовать в ней. При компетентностном подходе традиционные формы и методы мониторинга дополняются демонстрацией выполнения заданий. Результаты оценивания фиксируются в оценочной ведомости. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную итоговую) аттестацию обучающихся. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (и итоговой) аттестации — разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателя.

На сегодняшний день в системе нашего образовательного учреждения разработано положение о мониторинге, определены его основные направления, проведён первый этап оценки общих компетенций студентов первого курса как некий старт для отслеживания динамики развития процесса формирования компетенций будущего специалиста. Следующим шагом станет разработка фонда оценочных средств для мониторинга общих компетенций в рамках профильных учебных дисциплин, общепрофессионального и профессионального цикла предметов, профессиональных модулей. Это необходимо для организации целостности образовательного процесса, проведения корректирующих мероприятий в случае их необходимости.

Поскольку в системе образования в качестве результата обучения заявлен новый результат — сформированность компетенций выпускника, то, на мой взгляд, успешность его достижения обеспечивается через формирование общих компетентностей, что является предпосылкой успешности формирования компетенций профессиональных, а значит, становления успешного выпускника. Важное место в этом процессе занимает мониторинг.

Список литературы

1. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода / О. В. Темняткина. - Екатеринбург, 2009.
2. Голуб, Г. Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетенций выпускников УНПО: подходы и процедуры / Г. Б. Голуб, Е. Я. Коган, И. С. Фишман // Вопр. образования. - 2008. - № 2. - С. 161-185.
3. Чапаев, Н. К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт / Н. К. Чапаев, Н. Л. Вайнштейн. - Челябинск : ИРПО, 2007. - 405 с.

Для цитирования: Ватолина, Н. В. Мониторинг общих компетенций обучающихся как одно из условий успешного становления специалиста / Н. В. Ватолина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 1. - С. 19-23.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (21.09.2017)
Просмотров: 56 | Теги: мониторинг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь