Суббота, 16.02.2019, 06:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Гурьев С. В., Строгалева А. В.

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. В статье рассматривается проблема сохранения и укрепления физического здоровья студентов, обосновывается значение мониторинга как важного инструмента, с помощью которого, с одной стороны, определяют обязательные мероприятия по предупреждению и устранению негативных воздействий учебного процесса на физическое состояние студентов, таких как интенсификация учебного процесса, повышение нервной и умственной нагрузки, дефицит двигательной активности студентов, а с другой стороны, исключение отрицательного воздействия занятий физическими упражнениями.

Ключевые слова: физическое состояние, мониторинг, здоровье, двигательная активность.

 

Актуальность. Наше время характеризуется как прогрессом в техногенном развитии общества, так и стремительным разрушением природных, физических и психологических свойств человека. Человек как биологический объект претерпел за это время небольшие изменения, а вот цивилизация сделала громаднейший скачок. В результате человек не успел приспособиться. И возникшее противоречие между достижениями цивилизации и адаптационными возможностями человека привело к болезням и недугам вследствие резкого снижения двигательной активности, увеличения психологической напряженности, ухудшения экологической ситуации. Можно сказать, что без постоянной двигательной активности человек не сможет воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в нем природой и не сможет плодотворно трудиться, быть здоровым и счастливым.

Было установлено, что люди, сознательно относящиеся к физическому самовоспитанию, более сильны в интеллектуальном и физическом плане, легче переносят все социально-бытовые неудобства. Поэтому ученые всего мира единодушны во мнении, что секрет качества жизни - в регулярных занятиях физической культурой, спортом и туризмом [ 1 ].

Следовательно, занятия физической культурой, спортом и туризмом являются сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Однако, следует отметить, что только правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, а также способствуют совершенствованию функциональных систем организма человека, а вот бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры может нанести непоправимый вред здоровью. Для того чтобы исключить отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, созданы мероприятия контроля и самоконтроля занимающихся, проводится мониторинг физического состояния студентов в высших учебных заведениях [2].

Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность и успешность обучения в высшем учебном заведении зависит в большей степени от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, закончив школу, и умения адаптироваться к меняющимся условиям этой среды[2, 3].

Специалисты, изучающие здоровье учащихся высшей школы, отмечают, что наиболее сильно нервно-психическое напряжение проявляется у студентов в начале обучения, отрицательно влияя на их здоровье и успешность учебы. Исследования личностной и реактивной тревожности у студентов показали повышение ее уровня не только на 1-м, но и на 5-м курсах, то есть в те периоды, которые требуют мобилизации адаптационных ресурсов организма[3].

Многие авторы сообщают о том, что от младших к старшим курсам происходит ухудшение физического состояния студентов, происходит увеличение числа лиц, имеющих заболевания системы кровообращения, нервной системы, а также органа зрения, что, по всей вероятности, можно объяснить отрицательным воздействием условий обучения на состояние здоровья студентов.

В последнее десятилетие значительно возрос удельный вес информационных перегрузок в процессе обучения студентов. Во время экзаменационных сессий к студентам предъявляются чрезмерно высокие требования, обусловливающие перевозбуждение функций центральной нервной системы[2].

Можно сказать, что экзаменационная сессия является сильным стрессогенным фактором для студентов, проявляющаяся в усиленных занятиях на протяжении нескольких недель. Также экзамен несет в себе неопределенность и элементы случайности - даже хорошо подготовленному учащемуся может достаться билет с вопросами, которые он знает хуже остальных.

Методы исследования. Для оценки воздействия экзаменационной нагрузки на состояние здоровья студентов первого курса Российского государственного профессионально-педагогического университета нами были изучены адаптационные возможности их организма. Для этого измеряли частоту сердечных сокращений до начала экзамена и после его завершения, затем оценивали реактивную тревожность с помощью опросника Спилбергера.

Результаты исследования. Анализируя полученные результаты, можно отметить следующее: перед экзаменом частота сердечных сокращений возрастает до 140 уд/мин, повышается артериальное давление, дыхание при этом становится неравномерном, а, следовательно, снижается насыщение крови кислородом. Частота сердцебиения студентов в обычный учебный день составляет 76-80 уд/мин., следовательно, мы видим значительное повышение частоты сердечных сокращений студентов в экзаменационный период, что, по всей вероятности, обусловлено снижением адаптационных возможностей организма. Подтверждением этому служит и уровень реактивной тревожности во время экзамена. Можно отметить увеличение числа студентов в группе с высоким уровнем тревожности (до 39,8%).

Таким образом, экзаменационная нагрузка оказывает значительное влияние на адаптационные возможности организма студентов, что плохо отражается на состоянии их здоровья, вызывая при этом развитие утомления, а иногда и переутомления.

Следует также отметить, что во многих вузах в некоторые дни ставят четыре пары подряд лекционные курсы, что также может привести к переутомлению студентов.

Анализируя распорядок дня студентов, можно сказать, что они до 9-12 часов в день вынуждены заниматься своей образовательной подготовкой, что вызывает максимальные напряжения нервной, сердечно-сосудистой, сенсорной систем. И если студенты не будут заниматься спортом, то такие перегрузки в конечном счете приведут к серьезным отклонениям в здоровье, прежде всего, в работе мышечной и сердечно-сосудистой систем.

При опросе студентов 1-2 и 4-5 курса университета было выяснено, что среди студентов первых курсов больше доля тех, кто уделяет время физическим упражнениям, чем среди студентов старших курсов. Если на 1-2-м курсе «ежедневно» и «часто» выполняют 65,5% юношей, то на 3-5-м курсах - 36,5%, а среди девушек - соответственно 42,3% и 19,8%. Снижение доли занимающихся физкультурой от младших курсов к старшим объясняется тем, что ее преподают на младших курсах. Старшекурсники же занимаются ею по собственной инициативе. Как видим, такие занятия широко не распространены.
Неблагополучное экономическое состояние нашей страны и ее политическая нестабильность спровоцировали рост асоциальных явлений в студенческой среде, таких как наркомания, курение, чрезмерное употребление алкоголя, заболевание СПИДом[6].

Одна из наиболее распространенных пагубных привычек - это курение. В основном начинают курить из любопытства, под влиянием средств массовой информации, примера друзей, боязни оказаться несовременным, отстать от сверстников, самоутвердиться, снять напряжение Курящих юношей среди опрошенных - 36,5%, курящих девушек - 25,8%. Не курят вообще 63,5% и 74,2% соответственно.

Не может вызывать беспокойство массовое распитие спиртных напитков в студенческой среде. Причем увлечение алкоголем статистически сочетается с отсутствием интереса к учебе и беспечным отношением к собственному здоровью. Результаты мониторинга свидетельствуют: алкоголь с разной частотой употребляют 40,1% учащихся вуза.

Не пьют вообще 39% респондентов. Наибольшей популярностью среди студентов, употребляющих алкоголь, пользуется пиво. Его студенты пьют чаще, чем другие напитки, содержащиеся алкоголь.

Наибольшую угрозу нашему обществу несут в себе наркотики. Эта проблема мировая и воспринимается, прежде всего, как молодежная. Главным факторам увеличения масштабов наркомании становится возраст. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Но молодежь пока не осознает всю серьезность этой проблемы.

Только лишь незначительное число молодых людей относят наркоманию к числу общественных проблем, которые их очень беспокоят. Проблема еще усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.

В 2016 году Министерство здравоохранения города Екатеринбурга сообщило, что в городе зарегистрировано 26693 случая ВИЧ-инфекции, но это всего лишь те случаи, которые официально известны, реальная же заболеваемость намного выше. Самый высокий уровень зараженности наблюдается в Железнодорожном районе - больше 2%, в Ленинском и Кировском районах - на уровне 1,5%. Больше всего заражений происходит через употребление наркотических веществ и половые контакты (52% и 46% соответственно). Цифры угрожающие, и необходимо принимать меры, чтобы противодействовать распространению болезни.

Наше студенчество - это будущая интеллектуальная и управленческая элита общества. И как видно, это будущее попадает под пагубное влияние социума и тем самым разрушает себя. И какое же потомство оно оставит после себя?

В заключении хотим отметить, что недостаточная активность студентов в сфере оздоровительной физической культуры, ее снижение на протяжении вузовского обучения - это некий индикатор риска гиподинамии в будущем, а также показатель отсутствия у молодежи навыков снятия напряжения, улучшения психофизического состояния и поддержания высокого уровня работоспособности с помощью физических упражнений.

Эти навыки, конечно, невозможно формировать силами только образовательных учреждений. Необходимо поднимать оздоровительную физическую активность населения всей нашей страны, проводить эффективную пропаганду культуры здоровья в СМИ и открывать больше бесплатных спортивных секций для студенческой молодежи.

Считаем также целесообразным для преодоления нервозности в повседневной жизни в вузах разрабатывать лекционные курсы и тренинги, направленные на снижение психоэмоциального стресса учащихся.

Также необходимо оказывать воздействие на студентов в пропаганде сознательного отношения к режиму труда и отдыха, что позволит внести определенные коррективы в учебный процесс на факультетах вузов и обратить внимание студентов на целесообразность самостоятельных занятий физическими упражнениями, и в первую очередь, такими как ходьба, бег, лыжные прогулки, плавание. Хотим особо отметить, что регулярные занятия физической культурой и спортом не только улучшать здоровье и функциональное состояние студентов, но и помогут вузам в профессиональной подготовке специалистов различных направлений, способных реализовывать максимально эффективно полученные знания, умения и навыки в конкретных условиях трудовой деятельности.

Литература

1. Агаджанян Н. А. Здоровье студентов: стресс, адаптация, спорт: учебное пособие/Н.А.Агаджанян,Т.Е.Батоцырева,Л.Т.Сушкова.-Владимир:Владимирский государственный университет,2004.-136с.
2. Гурьев С.В. Физическое воспитание детей и подростков.//С.В. Гурьев. Novalnfo/Ru/ 2016/ Т. 3 № 56, С. 413-417
3. Мониторинг функционального состояния студентов при использовании спортивно ориентированных форм физического воспитания / Капилевич Л.В., Кабачкова А.В., Смирнов B.C., и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 10. - С. 29-31.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (11.02.2019)
Просмотров: 10 | Теги: Физическое состояние, мониторинг, Здоровье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь