Пятница, 09.12.2016, 18:20
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

Молодежный сленг как фактор низкой культуры ЗОЖ

Н.Н.Сидоров, Г.Г. Алексеева

Молодежный сленг как фактор низкой культуры ЗОЖ

Молодежный сленг - тема, которая не может оставить равнодушным ни одного современного человека. Очевидно, что язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения. Бороться с этими изменениями или принимать их?
Десять-двадцать лет - ничтожный срок для развития языка, но в истории бывают такие периоды, когда скорость языковых изменений быстро увеличивается.

Общение человека из семидесятых с человеком из девяностых годов вполне могло бы закончиться коммуникативным провалом из-за простого непонимания языка и, возможно, из-за несовместимости языкового поведения.

В качестве подтверждения достаточно указать наиболее заметные, хотя и не самые интересные изменения: появление огромного количества слов, а также исчезновение некоторых слов и выражений, то есть изменение лексикона.

Пропасть между классической речью и сленгом расширяется с каждым днём в связи с не просто демократизацией, но и «вульгаризацией» общественной жизни. Что ведет к снижению культуры здорового образа жизни.

Цель исследования: выявление причины возникновения и употребления арготизмов и жаргонизмов в молодёжной среде ГБОУ РС(Я) «Чурапчинский колледж»

В соответствии с этой целью вытекают следующие задачи:
1. Исследовать функционирование молодёжного сленга как системы, выявить его истоки и разновидности.
2. Определить границы употребления молодёжного сленга среди социальных групп.
3. Выявить наиболее употребляемые жаргонизмы и арготизмы в молодёжной среде.

В основу методологии данной исследовательской работы положен комплексный подход, включающий метод смыслового терминологического анализа, наблюдение с различными способами фиксации результатов (записи, таблицы), обобщения, сравнения. Исследованы общие принципы появления и проникновения арготизмов и жаргонизмов в молодёжную среду, взаимосвязь арго и молодёжного жаргона, социальный и возрастной статус
носителей сленга. Установлено, что молодёжный сленг - это объективная реальность. Он не может исчезнуть, раствориться в общем языке под влиянием отточенных норм литературного языка, является показателем культуры общества.

Молодёжный сленг представляет собой интересный лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определёнными возрастными рамками, но и социальными, временными, пространственными. Он бытует в среде учащейся молодёжи, студентов, отдельных замкнутых группах, в средствах массовой информации.
Некорректное употребление жаргонной лексики может нарушить коммуникацию, обидеть и даже оскорбить собеседника, вызвать определённую реакцию со стороны взрослых (замечание, выговор). К сожалению, молодёжь не всегда чувствует уместность или неуместность того или иного словоупотребления. Но если нет предела в употреблении ненормированной лексики, особенно отдельных жаргонизмов и арготизмов (и вульгаризмов тоже), то это действительно пагубно влияет на языковое сознание людей.

Гипотеза: Молодёжный сленг является показателем культуры ЗОЖ. Молодёжный сленг - особая форма языка. С определённого возраста многие из нас окунаются в её стихию, но со временем как бы «выныривают» на поверхность литературного разговорного языка. Литературные нормы языка особенно актуальны в наши дни, когда на молодое поколение буквально обрушился шквал нелитературных единиц и форм речи, представляющих резкое отклонение от нормы. Нельзя также обойти стороной и проблему перехода слов из сленга в разряд нормальных.

Объектом исследования является молодёжный сленг студентов ГБОУ РС(Я) «Чурапчинский колледж».

Предмет исследования: особенности влияния арготизмов и жаргонизмов на студентов ГБОУ РС (Я) «Чурапчинский колледж».

Молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определёнными возрастными рамками, но и социальными, временными, пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельно более или менее замкнутых группах.
Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живёт на его фонетической и грамматической почве.

Отмечены три бурные волны в развитии молодёжного сленга в России:
1. 20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них.
2. 50-е годы. Вторая война связана с появлением «стиляг».
3. 70-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии.

В сленге отражается образ жизни речевого коллектива. Вот основные тематические группы словообразования
Термины «жаргон» и «арго» пришли в русскую лингвистику из французского языка, а «сленг» - из английского.
Каковы же первоисточники изначального смысла данных слов. Во французской лингвистике встречаются противоположные толкования этих терминов. В словаре Робера (французского лингвиста) термин «арго» в общеупотребительном значении - это «язык криминала», а в лингвистическом значении «нетехническая лексика», используемая некой социальной группой. С этимологической точки зрения - сообщество злоумышленников.

Современный французский лингвист Луи-Жан Кальве дает этому термину более широкое значение. «Арго» - это образный устный язык, пестрящий недолговечными авторскими неологизмами, часть которых постоянно переходит в разговорный язык.

Арготизмы - слова определённых, замкнутых групп, которые создаются с целью языкового обособления.

Жаргонизмы - слова в речи относительно открытой социальной или профессиональной группы, которая отличается от общеразговорного языка особым составом слов и выражений. Лингвистические термины «жаргон» и «арго» все чаще стали заменяться более кратким - «сленг»

Какие подразделы арго «питают» молодежный жаргон, и какие группы молодых людей используют арготизмы в своей речи?

Прежде всего, уточним социальный и возрастной статус носителей молодежного жаргона. На этот счет имеется несколько точек зрения. «Носители молодежного жаргона, учащаяся рабочая молодежь (студенты, школьники старших классов, молодые рабочие), отчасти молодая техническая и гуманитарная интеллигенция в возрасте примерно от 22-23 до 33-35 лет».

Как видно, жаргонизмы студентов, связаны с учёбой. Жаргоны молодёжи различаются и по своей экспрессии: одни из них очень грубы, агрессивны, в других преобладает юмор. В некоторых специализированных молодёжных жаргонах арготизмов немного (например, в студенческом), в других же они преобладают (например, в жаргоне хулиганствующей молодёжи). В общемолодёжный жаргон перешли арготизмы, обозначающие органы правопорядка («мусор» - милиционер); молодых людей («чувиха» - красивая девушка); братское обращение («чувак» -дружеское обращение); действия, связанные со смертью, скандалом, дракой, обманом, трусостью ( «атас, шухер» - сигналы опасности).

В последние два десятилетия в общемолодёжный жаргон переходят арготизмы, связанные с понятиями воровской чести, например, «модное» слово «разборка». Из молодёжного жаргона оно «перекочевало» уже и в публицистический стиль со значением «выяснение отношений между политическими группировками» (в арго первоначально - «групповое обсуждение поведения профессионального преступника», позднее - «выяснение отношений между враждующими преступными группировками»).

Большое распространение в молодёжной среде имеют арготизмы- оценки. Это связано с тем, что слова-оценки в большей степени, чем любые другие группы молодёжного жаргона, подвержены речевой моде: «классно, клёво» и т.д., также «законно» (связано со словосочетанием вор в законе) и современные «стрёмно».

Арготизмы студентов обозначают реалии, связанные со сдачей экзаменов и оценками: «завалить, завалиться» - не сдать экзамен, «заваливать» - умышленно ставить неудовлетворительную оценку (в арго «завалиться» - быть обнаруженным, попасться с поличным), вероятно, здесь произошло наложение арготического слова на молодёжное: «провалить экзамены, провалиться, засыпаться» - не сдать экзамен, зачёт, также попасться на использовании шпаргалок; есть и общемолодёжное значение этого слова - попасться при совершении плохого поступка, «засыпать» - умышленно поставить неудовлетворительную оценку «засыпаться» - попасться правоохранительным органам, «засветить» - обнаружить у учащегося шпаргалку, «засветиться» - попасться на экзамене при пользовании шпаргалкой,
«засветить» - предать, «засветиться» - попасться правоохранительным органам. Слово «слизать» (списать) перешло из арго мошенников (арго 20-х годов - «совершить аферу»).

Молодёжный сленг имеет ряд особенностей и отличий от других имеющихся сленгов, например профессиональных (врачей, юристов, бухгалтеров и др.), социальных слоёв (преступного мира, бомжей и др.) и т.п. К их числу, прежде всего, можно отнести быструю изменчивость молодёжного сленга, объясняемую тем, что не прекращающийся «приход» в молодёжь подрастающих детей и «уход» из неё во взрослую жизнь, приобретающих статус взрослых молодых людей, сопровождается постоянной обновляемостью молодёжного сленга.

Молодёжный сленг представляет собой ряд слов и выражений, свойственных и часто употребляемых молодыми людьми, но не воспринимаемых взрослыми в качестве «хороших», общеупотребляемых или литературных. Эти слова и выражения становятся сленговыми не только благодаря их порой нетрадиционному написанию или словообразованию, но, прежде всего, потому, что, во-первых, их употребляет более или менее ограниченный круг людей и, во-вторых, эти слова и выражения привносят в язык особый смысловой оттенок или «аромат». При этом молодёжный сленг - это лишь один из уровней языка.

Молодёжный сленг никому не навязывается, он просто существует. И для того, чтобы быть включенным в молодёжное сообщество, стать в нём «своим», молодому человеку надо не только быть молодым по возрасту, но также и говорить на языке, свойственном его возрастной группе, а именно - владеть и пользоваться молодёжным сленгом. Этот сленг по-своему кодирует, сохраняет и передаёт информацию от одного молодого человека к другому.

Анализ употребляемых сленгов студентами ГБОУ РС(Я) «Чурапчинский колледж». Опрос студентов выявил их своеобразное отношение к употреблению арготизмов и жаргонизмов. На вопрос, заданный студентам, «почему они употребляют арготизмы», мы получили такие ответы: «Они интереснее других слов», «они смешнее, чем обыкновенные слова», «в них есть что-то дерзкое, удалое, лихое». А на вопрос, «знают ли они, что используют в своей речи лексику деклассированных элементов», 36 % ответили утвердительно, а 64 % посчитали арготизмы и жаргонизмы вполне нормальными, нормированными словами. Напрашивается естественный вывод: нужно проводить разъяснительную работу.

В последнее время появилось довольно много словарей арготической лексики, но нет пока словаря, который охватил бы весь слой арготизмов, начиная с первых фиксаций и заканчивая употреблением в наши дни.

Думается, что это позволит выработать ряд мер против засорения языка арготизмами.

Но в чём, же отличие молодёжного сленга от сленгов других типов?

Во - первых, молодёжный сленг служит для общения людей одной возрастной категории. При этом он используется в качестве синонимов к английским словам, отличаясь от них эмоциональной окраской.

Во - вторых, молодёжный сленг отличается «зацикленностью» на реалиях мира молодых. Рассматриваемые сленговые названия относятся только к этому миру, таким образом, отделяя его от всего остального, и зачастую, непонятны людям других возрастных категорий.

Благодаря знанию такого специального языка, молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности.

И, в - третьих, в числе этой лексики нередки и достаточно вульгарные слова.

Таким образом, эти три наблюдения не позволяют причислить молодёжный сленг ни к одной отдельно взятой группе нелитературных слов и заставляют рассматривать его как явление, которому присущи черты каждой из них. Это и позволяет определить термин молодёжный сленг среди студентов, как слова, употребляющиеся только людьми определённой возрастной категории, заменяющие обыденную лексику и отличающиеся разговорной речью иногда и грубо - фамильярной окраской. Кроме того, как выше уже указывалось, большинство слов, относящихся к молодёжному сленгу, являются производными от профессиональных терминов, практически все из которых заимствованы из английского языка.

Таким образом, английские названия всё больше и больше наполняют наш язык. В настоящее время словарь молодёжного сленга насчитывает большое количество слов. Сленг не остаётся постоянным. Со сменой одного модного явления другим, старые слова забываются, приходят другие. Этот процесс проходит очень стремительно.
Нельзя также обойти стороной и такую проблему, как переход слов из сленга в разряд нормальных. Чаще всего нормальными становятся достаточно старые, успевшие притереться сленговые слова. В журналах же вообще употребляют сленговые слова в изобилии, дабы создать более весёлую, молодёжную атмосферу. Но из развлекательных журналов сленг не редко перебирается на страницы более серьёзных периодических изданий. Считаем, что это ненормальное явление, поскольку русский язык должен воспитывать. Следует обратить внимание и на то, что в телевизионных фильмах и спектаклях сленг в речи героев звучит, как само собой разумеющееся.

Например, в сериале «Школа»:
- Это моя тёлка (девушка);
- Бабло получишь (деньги);
- Жить прикольно (весело, хорошо);
- Пакуй манатки (собирай вещи).

Наблюдая за речью студентов, сделали вывод, что большая половина употребляют сленг с каким - то восторгом, чтобы быть «своим в компании». Вот наиболее употребляемые сленговые слова:
Клёво - хорошо
Бухать - пить
Врубаться - понимать
Заценить - оценить
Дубак - холод
Музон - музыка

Мы провели также анкету по вопросам:
1) Часто ли вы используете сленг в речи?
2) Помогает ли вам сленг при общении с другими людьми?
3) Где вы его чаще используете?
4) Что вас привлекает в сленге?
5) Нужен ли сленг в средствах массовой информации?
6) Является ли сленг формой деградации языка?
7) Является ли сленг более выразительным и эмоциональным, чем обычный язык?

Всего было опрошено 62 человека 77 % из 100 % - часто используют сленг, 49 % - помогает общаться, 56 % - считают, что сленг является более выразительным и эмоциональным, чем обычный язык, 24 % - используют сленг в своей речи редко, 16 % - не используют вообще. 61 % - считают не нужным его в средствах массовой информации; 80 % - сленг загрязняет язык, лучше выражаться литературным языком.

Чаще всего обучающиеся употребляют:
- на парах - 8 человек
- на перемене, в разговоре - 29 человек
- в компании - 37 человек

Как часто употребляют: Где употребляют:
- всегда - 12 человек - на перемене - 32 человека
- по случаю - 42 человека - в компании - 37 человек
- часто - 29 человек - в разговоре - 28 человек
- очень редко - 47 человек - семья, незнакомый коллектив - 42 человека

Как видно из опроса, большая часть ничего плохого в употреблении сленга не видят, т.е. для них он вошёл в разряд нормальных. Однако частое их употребление искажает их речь, делает её невыразительной.
Новый или старый, сленг остаётся с молодёжью, как островок естественности и свободы от мира взрослых. Следует учитывать их явную грубость.

Какие же слова пользуются «популярностью»?
Внеучебное время: круто, мобила, зашибись, офигеть, музон, пипец, косяк, облом, дубак, дискач, шоу, ыраас, тобук, суеhу, кирпииччэ сирэй

Жаргоны относящиеся к учебе: препод, пайка, комп, сотик, халява, окошка, прогул, академ.
Технические специальности: маячить, мойдодыр, напряжёнка, не фортит, оперативно, спортивные, качок, вафля, косить, гаситься, железо.

Можно судить о культуре языкового воспитания лишь в немногих семьях, где жаргоны не употребляются, а значит, дети о них не слышали. Но беспокоит тот факт, что находясь больше среди ребят старшего возраста, молодёжный сленг усваивается, и становятся общеупотребительным на долгое время. Интересно, что среди опрошенных встречаются сленговые выражения более мягкие: «зубрила, грузить, прикид, прикол, шпора, мелочь, кайф». Скорее всего они произносятся в неформальной обстановке и служат как бы разрядкой в определённых ситуациях.
Оценивая молодёжный сленг среди студентов в целом, можно сказать, что он является показателем культуры человека. Не секрет, что культурный уровень в целом в нашей стране показывает уровень здорового образа жизни.
Главное в этом языковом явлении - отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодёжный сленг стремиться уйти от скучного мира взрослых.

Молодёжный сленг подобен его носителям он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак «я свой». Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, причёски, образ жизни.

Формироваться антагонистического сознания - «быть не как все» и корпоративное - «быть подобно своим». Так создаётся специфическая лексика студентов, объединённых общими интересами, территорией, образом жизни.

Поколение молодых сменяются через пять - семь лет, а с ними меняется и сленг. Никто сейчас уже не помнит оценок - «потрясно, железно»
- хорошо или оценок типа «пшено» - плохо, так хорошо рассмотренных в 60
- 70 годах 20 века. Иногда сленг заполняет некоторую лакуну в литературном языке, то есть выражает важную идею, для которой не было отдельного слова. Такими словами стали, например, «достать», - наезд». Они очень популярны и часто встречаются в устном общении, хотя бы потому, что точнее одним словом не скажешь.

Устная речь, как правило, характеризуется непринуждённостью сознанием. Отклонения от принятой нормы, «языковую» игру можно наблюдать и в речи литературно говорящих людей. Попробуйте точно записать за приятелем то, что он вам говорит, а потом показать ему запись: в девяти из десяти случаев он не поверит вам, усомниться в том, что именно так он выразился.

Молодёжь привлекает в сленге необычность звучания, эмоциональная окраска.

Слушая радио и телепередачи, читая книги, газеты и журналы, мы постоянно знакомимся с самыми разнообразными словами. Почти во всех материалах, где речь идёт о жизни молодых, об их интересах, праздниках и кумирах, содержатся сленгизмы в большей или меньшей степени.

Интернет - ценный источник, так как оперативно отражают сегодняшнее состояние языка. Распространённая сленговая лексика попадает в них очень быстро, и мы получаем возможность объективно судить о том, сколь огромное место занимает она в современном языке.

Наблюдения показывают, что пропасть между классической речью и сленгом расширяется с каждым днём в связи с не просто демократизацией, но и «вульгаризацией» общественной жизни. Значительную роль в появлении новых слов играют средства массовой информации, особенно телевидение, и интернет.

Однако думается, что почти у каждого, кто обращает внимание на свой родной язык, найдутся претензии к сегодняшнему его состоянию. Не только в разговорной речи, но и в письменных текстах теперь вообще используется очень много жаргонных словечек. Такое слово как «беспредел» относящийся к криминальному жаргону, описывавший, прежде всего ситуацию в лагере, преодолело границы зоны и вышло в официальный язык. Как выясняется, повышение культуры речи становится основной проблемой общества, ибо, как сказал В.А.Сухомлинский: «Речевая культура человека - это зеркало его духовной жизни».

К сожалению, телевидение, пресса не способствуют повышению духовной культуры молодёжи. Ведь именно молодёжь больше других подвержена СМИ. Мы говорим на сленге, взятом от любимых героев сериалов, певцов, даже политиков. Освоение разных стилей и жанров литературной речи - задача особенно актуальна для студентов, которые уже в плотную стоят на пороге самостоятельной жизни.

Считаем, что арготизмы и жаргонизмы распространяются в молодёжной среде по следующим причинам:
1) уменьшается словарный запас;
2) поскольку мысль выражается через слова, большое количество употребления жаргонов ведёт к снижению мыслительной деятельности;
3) низкий культурный уровень населения.

Предлагаем модель повышения культуры ЗОЖ через:

Модуль 1: интернет сообщество в социальной сети «В контакте» «Литературный кружок», где участники обсуждают интересные произведения для молодежи, также собственные наброски. Анализируют степень использования сленгов в произведениях, фильмах, анимационных фильмах статьях через опросники, анкеты, дискуссии.

Модуль 2: Пресс-центр внутриколледжа газета «Эрчим», где публикуются новости колледжа, итоги опросов по культуре здорового образа жизни, кроссворды, викторины по культуре речи.

Модуль 3: с этого года создан кружок «Телестудия» совместно с «Маарыкчан ТВ» освещение жизни колледжа, новостей.

И телевидение, и пресса и др. СМИ должны способствовать тому, чтобы наш язык становился лучше, богаче, для этого каждый человек должен начать самообразование, только таким образом, можно сохранить культуру нашего народа передать наши традиции обычаи новому поколению - духовно-нравственно оздоравливаться и повышать культуру ЗОЖ.

Проводить литературные вечера по русской и якутской литературам, беседы, по увековечению традиций народов Саха, проводить открытые беседы по проблемам данной

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (23.08.2016)
Просмотров: 265 | Теги: сленг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016