Суббота, 23.03.2019, 09:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ МВД РОССИИ

БАШИНСКАЯ И.Г., кандидат юридических наук, доцент
ЗАЕВА О.П.,

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ МВД РОССИИ

Компетенция, компетентность, практика, тактика, учения, занятия, умения, навыки, сформированность, междисциплинарные связи, модульно-компетентностная модель, образовательный процесс, образовательная организация МВД России.

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования компетенций курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Предлагается использовать в системе образования МВД России модульно-компетентностный подход и различные формы оценки комплекса сформированных компетенций. В качестве способа поэтапной проверки практических навыков обучающихся предлагается проведение практико- тактических учений. По мнению авторов, применение модульно- компетентностного подхода и внедрение в образовательный процесс практико-тактических учений как формы оценки практических навыков сформированных компетенций будет способствовать совершенствованию компетентностного подхода в обучении и подготовке квалифицированных кадров.

 

Потребность органов внутренних дел в сотрудниках, обладающих конкретными компетенциями, включающими практические умения, навыки и готовность их реализовывать, ставит перед образовательными организациями системы МВД России задачу подготовки специалистов, уровень которых позволил бы без адаптации приступить к выполнению служебных обязанностей. Это означает, что при окончании вуза будущий полицейский должен, кроме теоретических знаний и осведомленности о месте их применения в предстоящей профессиональной деятельности, иметь практические навыки их реализации.

В связи с этим современный процесс обучения в вузах МВД России направлен на формирование и развитие профессионализма, характерные черты которого связываются, с одной стороны, со специальными знаниями, необходимыми для служебной деятельности, базирующимися на общих идеологических, правовых, психологических, управленческих, тактических и других знаниях; с другой стороны - с профессионально-деловыми качествами в сочетании с умениями и навыками, определяющими готовность сотрудника к выполнению задач оперативно- служебной деятельности. Мастерство и профессионализм представляются условием и предпосылкой эффективности профессиональной деятельности, показателем профессиональной компетентности [1, с. 297].

В соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к специальности, выпускники вузов МВД России, должны обладать системой строго определенных знаний, умений и навыков. Это обеспечивается путем проведения теоретических и практических учебных занятий, эффективности которых способствует внедрение в современную систему обучения интенсивных технологий и интерактивных форм, ориентированных на практический подход.

Современная организация образовательного процесса нацелена на последовательное изучение дисциплин, позволяющих овладеть знаниями, умениями и навыками, формирующими компоненты отдельных компетенций в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО). Казалось бы, освоение отдельных компонентов компетенций должно способствовать решению основной задачи всего образовательного процесса - формированию навыков комплексного использования междисциплинарных компетенций. Однако практика свидетельствует, что улучшение методик преподавания дисциплин способствует повышению эффективности формирования знаний лишь отдельного элемента определенной компетенции. Разные темы одной дисциплины формируют элемент (часть) разных компетенций. Таким образом, процесс изучения дисциплины представляет собой не цепочку последовательного формирования компетенции, а одновременное формирование множества отдельных элементов разных компетенций, объединить которые в целостную компетенцию затруднительно для обучающихся в связи с рассредоточением внимания. В преподавательской деятельности это тоже вызывает определенные трудности, поскольку формирование ряда компетенций требует освоения предшествующих им. Не сформированные в полном объеме компетенции, являющиеся базисом формирования последующих компетенций, подрывают эффективность освоения всех, которые следуют за ними, и возможность применения их в междисциплинарных связях.

В таких случаях использование практико- ориентированных задач в процессе обучения по конкретной дисциплине позволяет выработать навык лишь отдельного элемента (части) компетенции, решая учебную цель по ее освоению, но оставаясь за рамками практики комплексного (междисциплинарного) применения знаний. В ряде случаев полноценное решение практических задач, реально приближенных к условиям повседневной деятельности сотрудника полиции, требует комплексного решения вопросов, связанных с анализом различных норм права и законодательных актов, изучение которых осуществляется разными дисциплинами в разных семестрах (на разных годах обучения), а потому возможность их решения курсанты и слушатели обретают лишь на завершающем этапе обучения.

На наш взгляд, обозначенная проблема могла бы быть решена в условиях модульно-ком- петентностного подхода к обучению за счет воссоздания единой тематической междисциплинарной карты компетенций, в которой взаимосвязанные темы различных дисциплин выступают целостной единицей образовательного стандарта по специальности. В этом случае эффективность последовательности изучения дисциплин обеспечивается рациональным построением модульно-компетентностной системы обучения, представляющей собой формирование каждой конкретной компетенции отдельным модулем. В рамках такой системы обучения представляется возможным осуществлять комплексное освоение знаний, умений и навыков за счет параллельного изучения тем различных дисциплин, формирующих модуль компетенции. Таким образом, каждый модуль определяет объем трудоемкости освоения одной компетенции за счет отдельных тем дисциплин, обеспечивает определенную трудовую функцию, выполнение требований ФГОС ВО и запроса МВД России. Оценка освоения компетенции в этом случае производится по каждому конкретному модулю. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по данному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции [2, с. 10].

Представленная модель потребует перестроить образовательный процесс и отказаться от поэтапного изучения дисциплин в пользу поэтапного освоения компетенций. Модульно- компетентностный подход в первую очередь потребует четкого разделения рабочей программы дисциплины (РПД) и тематического плана на модули в соответствии с реализуемыми компетенциями.

На сегодняшний день, практика разработки РПД (включая примерные РПД, предлагаемые в качестве образцов) свидетельствует о том, что они составляются с учетом базовых тем, ранее разработанных в учебной литературе, но без учета ведомственной специализации. Затем каждой теме приписывается возможность реализации отдельной компетенции. При этом в рамках другой специальности при идентичности методических разработок занятий можно встретить те же темы, по той же дисциплине, с таким же объемом изучения, но предназначенные для реализации совсем других компетенций. Таким образом, рабочие программы дисциплин и тематические планы разрабатываются, исходя не из запроса ФГОС ВО, определяющего потребность в формировании конкретных компетенций, а с учетом базового учебного материала, который не всегда отвечает потребностям конкретной категории обучающихся в знаниях по изучаемой дисциплине. Очевидно, что тема любой учебной дисциплины, не адаптированная к цели формирования конкретной компетенции, является показателем неэффективности образовательного процесса.

Поэтапное освоение всех компетенций позволит оптимизировать контроль за качеством их формирования [3, с. 18], а в случае выявления пробелов в знаниях - корректировать процесс обучения.

Деятельность по оценке эффективности образовательного процесса, определяемая критериями сформированности компетентности, возлагается на профильные (выпускающие) кафедры вуза. Именно поэтому представляется обоснованным делегировать таким кафедрам право определять не только порядок (график) формирования компетенций, но и заказ объ-
ема конкретной тематики по изучаемым дисциплинам. Данная процедура может быть реализована следующим образом: профильная кафедра, изучив требования ФГОС ВО о формировании конкретных компетенций выпускника вуза по соответствующей специальности, с учетом должностных обязанностей будущего сотрудника полиции данного профиля подготовки, криминологического прогноза и современных тенденций развития общества изучает тематические планы, предлагаемые кафедрами, обеспечивающими образовательный процесс формированием компетенций, определяет потребность в изучении конкретных тем каждой дисциплины, при необходимости вносит в них коррективы и выступает их заказчиком. В этой ситуации на профильную кафедру дополнительно возлагается роль координатора деятельности других кафедр, обеспечивающих процесс обучения учебным продуктом, необходимым для формирования компетенций выпускников конкретной специальности, и модератора мониторинга требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам сотрудников органов внутренних дел по должностным категориям в соответствии со специализацией.

Предлагаемый подход, на наш взгляд, позволит адаптировать изучаемые дисциплины к конкретной специализации, а экспертная оценка учебных программ профильной кафедрой будет гарантировать дальнейшее внедрение знаний в междисциплинарную компетенцию и полноценное формирование компетентности.

Объективная оценка сформированных компетенций с учетом практических навыков будущих сотрудников полиции возможна только в результате комплексной междисциплинарной проверки. В качестве формы такого контроля мы предлагаем междисциплинарные (межкафедральные) практико-тактические учения. Сущность таких учений сводится к имитации профессиональной деятельности (в условиях учебного полигона) и показу (демонстрации) модели поведения при конкретной ситуации, определенной вводной установкой, с объяснением и комментарием курсанта (слушателя) непосредственно выполняемых действий. В зависимости от направления подготовки (специализации) с учетом формирования компетенций это могут быть административно-тактические, оперативно-тактические или следственно-тактические учения, проводимые совместно с представителями кафедр, принимавших участие в формировании компетенций.

В настоящее время в вузах МВД России такая форма проведения практических занятий на учебных полигонах применяется в рамках отдельных дисциплин (кафедры криминалистики, уголовного процесса, административной деятельности и т.д.), однако цели этих занятий сводятся к отработке навыков тактики проведения конкретных действий в рамках изучаемой темы или дисциплины. В нашем представлении, практико-тактиче- ские учения - это междисциплинарная (межкафедральная) форма совместного контрольно-обучающего мероприятия, сущность которого заключается в демонстрации курсантом (слушателем) навыков сформированной за период обучения компетентности.

Проведение указанных мероприятий потребует создания сложной и поучительной обстановки, максимально приближенной к имевшим место или наиболее вероятным ситуациям, с интенсивным наращиваем обстоятельств, требующей действий, основанных на законе, ведомственных наставлениях, инструкциях, приказах.

На наш взгляд, это вполне оправдано и с методической, и с практической точки зрения. Хорошо подготовленные и методически правильно проведенные практико-тактические учения благодаря возможности моделирования различных видов ситуаций и происшествий позволят слушателям продемонстрировать умения и навыки принятия решения в конкретной оперативной обстановке, а преподавателям - оценить на конкретном этапе обучения уровень сформированности практических навыков, определяющих компетентность обучаемого и его готовность к выполнению служебных обязанностей по специальности. В целях всесторонней и объективной проверки реальности разработанных планов действий и определения практического уровня подготовки слушателей к выполнению служебных задач представляется рациональным привлекать к участию в составе оценочной комиссии тактических учений сотрудников территориальных органов внутренних дел.

Общий разбор результатов практико-так- тических учений позволит по этапам проанализировать решения и действия обучаемых, определить, в какой степени достигнуты цели, дать оценку работы обучающихся и поставить задачи по устранению недостатков (на начальных этапах). Эффективность проведения практико-тактических учений определяется следующими критериями (условиями): они должны охватывать комплекс освоенных компетенций и проводиться поэтапно (перед каждым убытием курсантов (слушателей) на практику или после их возвращения). Основная цель таких учений - проверка практических навыков сформированности компетентности у курсантов (слушателей) за период обучения. Готовность курсанта (слушателя) к практической деятельности должна оцениваться отметкой, подлежащей занесению в документ об образовании (диплом).

Поэтапное проведение практико-тактичес- ких учений в качестве формы контроля практических навыков до начала или после окончания ознакомительной, учебной и преддипломной практик имеет, на наш взгляд, ряд неоспоримых достоинств:

- во-первых, оно позволит поэтапно оценивать процесс формирования практических навыков и в случае выявления их недостатка своевременно принимать меры реагирования, включающие анализ причин и дополнительные мероприятия, способствующие их формированию;

- во-вторых, обеспечит слушателя мотивацией к полному раскрытию своих возможностей при демонстрации компетенций;

- в-третьих, будет способствовать совершенствованию приобретенных знаний, умений и навыков;

- в-четвертых, сформирует модель поведения при проведении подобных мероприятий в дальнейшей служебной деятельности;

- в-пятых, позволит слушателю получить дополнительный познавательный материал с возможностью его использования для исследования в выпускной квалификационной работе.

По мнению авторов, применение модульно- компетентностного подхода в системе образования МВД России и внедрение в образовательный процесс практико-тактических учений как формы оценки практических навыков сформированных компетенций будет способствовать совершенствованию компетентностного подхода в обучении, а значит, позволит готовить квалифицированные кадры для органов внутренних дел.

Библиографический список:

1. Карабаш Д.В., Казаченко Е.В. Профессиональная направленность развития коммуникативной культуры сотрудников полиции в системе повышения квалификации и переподготовки кадров // Общество и право. 2013. № 2 (44). С. 299-300.
2. Блинов В.И. Педагогический потенциал модульно-компетентностного подхода в практике модернизации профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 1 (3). С. 10-11.
3. Гривенная Е.Н. Мониторинг качества высшего профессионального образования в системе МВД России с использованием рейтинговых технологий: Дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 2015.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (53)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (13.03.2019)
Просмотров: 15 | Теги: модульно-компетентностная модель, Компетенция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь