Вторник, 20.08.2019, 03:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

МОДЕРНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕК И ИХ ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ: ОПЫТ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Т. Я. Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-образовательного центра «АПРИКТ» Московского государственного института культуры

МОДЕРНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕК И ИХ ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ: ОПЫТ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Рассматриваются основные направления модернизации библиотечного дела и развитие инновационной деятельности библиотек под влиянием этого процесса. Характеризуются особенности начального этапа перехода отечественных библиотек на модернизационный путь развития. Приводятся внешние и внутренние факторы, которые обусловили необходимость инновационных изменений в отрасли. Рассматриваются инновации, происходящие в реализации базовых функций библиотек: информационной, образовательной, культурно-просветительной, мемориальной, социально-коммуникативной. Анализируются новые социально-целевые ориентиры, инструментарий и содержание происходящих функциональных трансформаций библиотек, позволяющих им стать заметной структурой современной информационно-медийной среды и системы социальных коммуникаций цифровой эпохи.

Ключевые слова: библиотечное дело, библиотека, социальные коммуникации, модернизация, инновационное развитие, библиотечная инноватика, информационная функция библиотеки, образовательная, культурно-просветительная, мемориальная функции.

 
Модернизация библиотечного дела в России началась в годы перестройки и была связана с внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работу библиотек. Вместе с тем модернизация библиотечной сферы как комплексный системный процесс обусловлен не только её технологическими преобразованиями, но и общими тенденциями перехода от традиционализма во всех сферах общественной жизни к новой социокультурной парадигме, характерной для современного этапа мирового циви- лизационного развития.

В общем плане модернизация определяется теоретиками как универсальный путь прогресса [3; 18; 19]. При этом в социокультурном аспекте модернизационного развития постулируется тезис о необходимости учёта значимости и особенностей локальной специфики и различных социальных институтов в этом процессе как важных условий сохранения устойчивости социума, вступившего на путь модернизации [2; 16].

В соответствии с общими тенденциями модернизации российского общества отечественное библиотечное дело на рубеже тысячелетий перешло от линейного прогресса, то есть экстенсивного пути развития, на интенсивный, предусматривающий качественные преобразования отрасли [11]. Это послужило главным стимулом для активных поисков инновационных форм и методов работы библиотек в целях повышения их востребованности в принципиально новых условиях формирования информационного общества.

С переходом страны на цифровую экономику российские библиотеки получили новый импульс для движения вперёд.

Цифровая экономика, наряду с прочим, предусматривает трансформацию информационного пространства и его инфраструктуры на основе использования отечественных ИКТ, а также создание новой технологической базы для экономического и социального развития. При этом ставится задача максимальной ориентации всех информационных структур на потребности граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений по вопросам экономики, бизнеса, образования, здравоохранения, экологии, социокультурной сферы, создания «умных городов».

Эти целевые установки определяют сегодня перспективные векторы деятельности библиотек как активных субъектов информационной инфраструктуры современного общества.

Пройденный российскими библиотеками путь модернизационного развития позволяет заключить, что применительно к библиотечному делу смысловое ядро модернизации отрасли включает в себя:

• новую парадигму позиционирования библиотек как социокультурных и информационно-коммуникативных институций;

• кардинальную смену технологий библиотечного производства: от рутинных к цифровым, в том числе сетевым;

• корпоративность в создании информационно-поисковых систем, раскрывающих фонды библиотек и их информационные ресурсы;

• инновационные преобразования всех функциональных направлений библиотечной деятельности;

• трансформацию организационно- функциональной структуры библиотек и системы библиотечно-информационного обслуживания населения;

• преобразование библиотечного пространства в целях создания комфортных условий для интеллектуального развития и реализации творческих инициатив пользователей, новых сервисов и услуг.

Немаловажное значение имеет и такой характерный для модернизационного процесса фактор как консолидация профессионального сообщества в целях реализации конкретных задач, стоящих перед отраслью. Это привело к созданию в 1995 году Российской библиотечной ассоциации - одного из крупнейших общественно-профессиональных объединений в социокультурной сфере, которое выполняет определяющую роль в интеграции и корпоративном сотрудничестве библиотек различных типов, видов и ведомственной принадлежности, в стимулировании процессов их инновационного развития.

Энтузиазм профессионального библиотечного сообщества, характерный для 1990-х годов, позволил российским библиотекам первыми из учреждений социокультурной сферы вступить на путь компьютеризации. Причём в новых технологических условиях библиотеки не только стали объектами информатизации, активно осваивающими компьютерный инструментарий, но явились активными субъектами этого процесса.

В частности, библиотеки целенаправленно занимались приобщением широких читательских кругов к работе в новом технологическом режиме, обеспечивающем выход в цифровое коммуникативное пространство. Тем самым они содействовали постепенному формированию у различных слоёв российского общества 1990-х годов так называемого информационного поведения, то есть умения использовать компьютерную технику для поиска необходимой информации в целях решения управленческих, производственных, образовательных, бытовых и других задач.

В это же время многое делалась библиотеками для повышения уровня информированности всех слоёв населения об актуальных проблемах общественной жизни. Широко развернулось движение по созданию на базе библиотек публичных центров правовой информации (ПЦПИ), цель которых - повышать уровень правовой культуры населения. Сегодня в стране их более 16 тысяч. Параллельно организовывались центры экологического просвещения, сыгравшие заметную роль в формировании экологической культуры и информационном обеспечении природоохранной деятельности [12]. В конце 1990-х годов библиотеки выступили инициаторами информационной поддержки института местного самоуправления, став своеобразным «информационным мостом» между региональной властью и населением [1].

В последующее десятилетие модернизация отрасли расширила возможности публичных библиотек по оказанию информационных, образовательных и интеллекту- ально-досуговых услуг для различных категорий пользователей, что привело к преобразованию многих городских библиотек в информационные интеллект-центры. В большинстве регионов страны началось движение за создание образцовых сельских модельных библиотек, максимально оснащённых компьютерной техникой с выходом в интернет-пространство и современными информационными ресурсами.

Следует отметить, что модернизация в российском библиотечном деле осуществлялась при значительном влиянии западных моделей, которые в первую очередь использовались в технологических нововведениях, организационных формах и методах социального позиционирования библиотек. Однако взятые за образцы западные модели трансформировались, зачастую радикально и творчески, в процессе их освоения отечественной библиотечной практикой, стоящей на ином цивилизационном фундаменте. Особенно ярко это проявилось в создании ПЦПИ, центров экологического просвещения, расширении диапазона краеведческой работы библиотек.

Одной из проблем, с которой столкнулась отрасль, вступив на путь модернизации, было противоречие между новым и старым. На начальном этапе этого процесса весьма дискуссионным был вопрос о соотношении модернизации и традиций в развитии отечественных библиотек [14].

Согласно современной теории модер- низационного развития, кардинальное противопоставление модернизации и традиций является малопродуктивным и даже опасным, поскольку мешает движению вперёд и зачастую является искусственным [3, с. 1037]. Но в библиотечном деле дискуссии о диалектике взаимосвязей традиций и инноваций носили в большинстве своём конструктивный характер и, как правило, способствовали переходу на новую качественную ступень профессионального развития.

Продолжение лучших традиций прошлого на новом технологическом фундаменте и с новым смысловым контентом во многом определяет современные направления модернизации библиотечной отрасли и служит залогом успешного и устойчивого движения библиотек по пути модернизационных изменений.

Темпы модернизации как сложнейшего трансформационного процесса зависят от множества факторов, среди которых немаловажное значение имеет степень готовности его субъектов к преобразованиям. В связи с этим модернизация библиотечного дела тоже осуществлялась неравномерно и синхронно. На начальных этапах этого процесса возникали своего рода «анклавы современности», модернизационное развитие которых значительно опережало их окружение. К таким более передовым в модернизационном аспекте территориям страны в 1990-е годы относились библиотечные системы Ханты-Мансийского автономного округа, Белгородской, Омской, Екатеринбургской и ряда других областей. И сегодня эти регионы во многом определяют тренды инновационного преобразования российских библиотек.

В последнее десятилетие происходит трансформация инструментальной, то есть технологической, модели модернизации библиотечного дела в концептуальную, ориентированную на реализацию новой социокультурной миссии библиотек в информационном обществе, основанном на знаниях [7; 17; 20]. Эта новая концептуальная модель модернизации российских библиотек определила основные векторы инновационных изменений в библиотечном деле, характерные для современного этапа развития отрасли, наполнила их новым смыслом и содержанием.

Инновационные преобразования касаются всех направлений деятельности библиотек и затрагивают все без исключения сферы их функционирования, включая коммуникативные взаимосвязи с внешней средой [5; 6; 14]. Параллельно с этим продолжается активное технологическое обновление библиотечной системы.

Основные факторы, которые детерминируют инновационные процессы в библиотечном деле, можно разделить на внешние, обусловленные особенностями социально- экономического, культурного и информационно-технологического развития страны, и внутренние, связанные с деятельностью библиотек как организационно оформленных структур социокультурной сферы.

К базовым внешним факторам относятся:

• политическая, экономическая, социальная, информационная и культурная стратегия развития государства;

• регионализация социально-экономической жизни страны, формирование института местного самоуправления и муниципализация социокультурных объектов в рамках административных реформ;

• глобальный процесс информатизации общественного развития, связанный с внедрением цифровых технологий во все производственные сферы и превращением информационных ресурсов, в том числе сетевых, в важнейший стратегический продукт, от которого зависят темпы развития цифровой экономики;

• интенсивное развитие рынка информационных и медиапродуктов и услуг, в частности его крупнейших сегментов - книгоиздательского рынка и рынка компьютерной техники и программ;

• реорганизация системы образования.

Среди внутренних факторов наибольшее значение имеют:

• развитие и укрепление законодательных основ библиотечного дела и региональной правовой среды функционирования библиотек;

• переход к долгосрочному стратегическому государственному управлению приоритетными направлениями развития библиотечной деятельности на основе общенациональных и региональных программ, проектов и концепций (например: «Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ до 2020 года», «Концепция развития библиотечного дела Республики Карелия до 2020 года и на период до 2025 года»);

• реструктуризация библиотечной сети на региональном и муниципальном уровнях;

• внедрение во все библиотечные процессы современных цифровых технологий, обеспечивающих выход библиотекам в мировое информационное пространство и позволяющих создавать собственные цифровые продукты, осваивать новые сервисы и услуги, в том числе в корпоративных и сетевых форматах;

• расширение видовой структуры информационно-библиотечных ресурсов за счёт широкого включения в них электронных и сетевых источников информации;
динамичные изменения структуры общественных информационных потребностей и технических возможностей удовлетворения их в условиях библиотек;
освоение методологии библиотечного менеджмента и маркетингового инструментария, включая проектную деятельность;

• развитие социального позиционирования библиотек, формирование более тесных связей с местным сообществом;

• профессиональная консолидация и укрепление профессиональных коммуникаций и диалога между библиотеками различного уровня.

Под влиянием обозначенных выше факторов серьёзные изменения начинают происходить и в реализации базовой социальной функции библиотек - информационной. Акцент на данной функции повышает их статус в современном обществе, которое ориентируется на цифровую экономику. Новизна в реализации информационной функции библиотек заключается в том, что она приобретает ресурсно-оценочный и ресурсно- ориентирующий характер, и это весьма важно, учитывая качественную неоднородность современного информационного пространства. Профессиональная ориентация в информационных ресурсах - анализ и оценка качественного уровня этих ресурсов - структурирование и переработка ресурсов с учётом поставленных информационно-поисковых задач - обеспечение доступа к надёжным и достоверным ресурсам - такова формула реализации информационной функции библиотек в современных условиях [8].

Не менее важен и новый вектор информационной деятельности современной библиотеки: организация и управление массивами знаний. Аналитический подход к работе с различного вида информационными объектами, включая медиапродукты и сетевые ресурсы, открывает перед библиотеками реальные перспективы стать авторитетными экспертами цифровых массивов знаний и надёжными терминалами выхода на более широкие информационные магистрали.

В целом инновационные практики библиотек ориентированы на повышение их общественного статуса и обеспечение социальной конкурентоспособности в условиях современной цифровой среды. На это нацелен и один из крупнейших информационных проектов - создание Национальной электронной библиотеки как универсального цифрового массива знаний и включение библиотек страны в её сетевое интеллектуальное пространство.

Инновационные изменения проявились и в образовательной функции библиотек. Сегодня библиотеки позиционируют себя как открытые, неформальные познавательные площадки для людей любого возраста. В процессе освоения многоаспектных социокультурных практик и благодаря богатому арсеналу форм и методов интеллектуально-просветительской деятельности библиотеки включаются в процессы образования на протяжении всей жизни человека. При этом акцент делается на информационной поддержке непрерывного образования и самообразования. В результате библиотеки выступают как своеобразные «открытые университеты», доступные для всех, главная задача которых - обеспечивать ориентацию в информационном пространстве и доступ к достоверным и авторитетным источникам, что в современных условиях обилия информации, зачастую псевдонаучной и фейковой, чрезвычайно важно.

Поэтому сегодня во многом по-новому, более системно и многопланово осуществляется деятельность библиотек по повышению информационной грамотности населения, формированию информационной культуры. Одно из направлений - приобщение пользователей к работе с конструктами «свёрнутого» знания - электронными библиотеками и каталогами, библиографическими, фактографическими и иными цифровыми базами данных как инструментами поиска необходимой информации и доступа к полному знанию.

Следует подчеркнуть, что основой реализации образовательной функции библиотек выступают книга и чтение - главные объекты и инструменты их институциональной деятельности.

Именно в такой парадигме можно рассматривать деятельность современных библиотек по продвижению чтения в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Создаются необходимые условия для развития различных видов чтения - инструментального, образовательного, развивающего, рекреационного. Важнейшая цель этой деятельности - с помощью книги и чтения передавать подрастающему поколению знания и морально-этические нормы межличностных и социальных отношений, оказывать влияние на формирование гармоничного человека, способного к созидательной продуктивной деятельности в принципиально меняющемся мире.

Расширение и усложнение задач образовательной деятельности библиотек оказали значительное влияние на реализацию их традиционной культурно-просветительной функции, которая сегодня также претерпевает значительные изменения. В последние два десятилетия существенно обогатился арсенал её форм, методов, технологий. Прекрасно зарекомендовали себя такие формы культурно-просветительной и интеллекту- ально-досуговой деятельности, как литературные и научно-познавательные лектории, публичные дискуссии, обучающие семинары, литературные гостиные, квесты, музыкально-литературные и поэтические вечера, читательские театры, форум-спектакли, фестивали, бенефисы и премьеры книг, биб- лионочи, библиопикники и библиовечерин- ки, поэтические концерты, конкурсы знатоков, юных живописцев, начинающих поэтов. Широко практикуются клубные и кружковые формы интеллектуального досуга: клубы любителей поэзии, научной фантастики, интеллектуальных игр, историков-краеведов, путешественников, молодой семьи и многие другие.

Стремление инновационных библиотек стать центром притяжения для окружающего сообщества нашло воплощение в модели «Библиотека - третье место», помимо работы и дома [13; 15]. Для этого библиотека меняет не только своё отношение к посетителям, создавая особую атмосферу гостеприимства, благожелательности, радушия, но и всю организацию библиотечного пространства, делает её максимально благоприятной для занятий, творчества, общения, отдыха. Тем самым библиотека становится центром притяжения для местного сообщества, подтверждает свою значимость в качестве комфортной интеллектуально-досуговой площадки, открытой для всех желающих.
Новыми смыслами наполняется сегодня и другая базовая функция библиотек - мемориальная, обеспечивающая собрание и хранение документной информации как ценной части научного и историко-культурного наследия [9].

Наиболее полно эта функция реализуется в инновационном подходе к организации работ с редкими изданиями и книжными памятниками, что нашло отражение в системе мероприятий по их идентификации, библиографической реконструкции и созданию цифрового свода, обеспечению необходимых режимов хранения и доступа к использованию. Одновременно центральные региональные библиотеки создают цифровые репертуары национальной печати, сводные электронные каталоги, издания краеведческой библиографии.
 
Работа с документным научным и культурным наследием - это создание надёжного фундамента для будущего развития науки и культуры, а регистрация современного документного потока обеспечивает формирование основ для историко-культурной реконструкции современности будущими поколениями. Именно такое историко-культурное значение имеет инновационная деятельность по созданию Сводного каталога библиотек России (СКБР) в рамках реализации государственной программы «Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011-2020 годы».

Трудно переоценить историко-культурное значение системной работы над Всероссийским сводом книжных памятников в соответствии с задачами государственной программы «Основные направления развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011-2020 годы». Не менее важны в историко-культурном аспекте цифровые форматы государственной библиографии, репертуа- ры национальной и местной печати субъектов России, электронные коллекции и библиотеки региональной памяти.

Мемориальная направленность в значительной степени характерна для краеведческой деятельности библиотек, которая сегодня всё чаще использует источниковедческие, историографические и этнографические методы работы с различными документными источниками [10]. Это ложится в основу воссоздания генеалогии семей, написания летописи населённых пунктов. Включение в объекты библиотечной деятельности артефактов бытовой культуры привело к созданию на базе библиотек музейных экспозиций [14]. Музеефикация библиотек и развитие их экс- курсионно-краеведческой деятельности позволяют обогатить и сделать более выразительным и информационно ёмким историко-культурный и познавательный контент библиотечного краеведения.

Важно подчеркнуть, что в условиях преобладания технократической парадигмы развития современного мира роль библиотек в сохранении и ретрансляции исторической памяти человечества, зафиксированной на документных носителях, приобретает особое социокультурное значение, поскольку способствует не только сохранению культурного наследия, но и гуманизации общественных отношений в целом.

Принципиально новый инструментарий используют библиотеки для реализации социально-коммуникативной функции, которая в современных условиях во многих аспектах становится приоритетной, так как позволяет библиотекам установить более тесные контакты с окружающим социумом и наполняет их деятельность новыми смыслами. Наиболее выразительно эта функция проявляется в социальном партнёрстве и представительстве библиотек в сетевых социальных медиа.

Благодаря социальному партнёрству библиотеки встраиваются в систему жизнедеятельности окружающего социума и могут реализовать свои возможности с большей пользой для общества. Партнёрские связи - важное условие включения библиотек в решение актуальных социальных проблем и повышения их авторитета в обществе. Одновременно это мощный стимул развития информационно-ресурсной базы библиотек, расширения диапазона их функционала и сервисов, совершенствования организационной структуры.

Новые возможности представления библиотек в современном коммуникативном пространстве появились благодаря их активному включению в популярные социальные сети и сетевые сообщества [4]. Это максимально приближает библиотеки к пользователям, создаёт более комфортную среду общения. Библиотечные блоги, новостные каналы, электронные книжные выставки, виртуальные форматы библиотечного и справочного обслуживания, цифровой контент, в виде отзывов, тегов, вики и другие медиасредства позволяют не только осуществлять регулярные интерактивные контакты с пользователями, но и создавать информационные продукты, которые могут использоваться максимально широкой аудиторией. Не менее важно то, что виртуальная сетевая среда библиотек способствует появлению новых партнёрских связей, контактов, организации сетевых проектов.

Следует подчеркнуть, что социальный эффект, который получает общество от различных библиотечных инноваций, меняет стереотипы отношения к библиотекам, которые в связи с внедрением цифровых технологий во все сферы производства и общественной жизни в определённом смысле оказались отодвинутыми на периферию современных социальных коммуникаций.

Всё многообразие библиотечных инноваций, на наш взгляд, можно разделить на шесть основных блоков:

• социально-коммуникативный блок, связанный с изменением системы отношений «библиотеки - общество», «библиотеки - пользователи»;

• инструментально-технологический блок, ориентированный на активное освоение цифровых технологий и их широкое использование в развитии информационно- ресурсной базы библиотек и системы библи- отечно-информационного обслуживания пользователей;

• функционально-содержательный блок, связанный с расширением диапазона деятельности библиотек как информационных, культурных, образовательных и просветительных институций и наполнением её новым содержанием;

• инфраструктурный блок, обеспечивающий включение библиотек в качестве активного субъекта в наиболее значимые сферы общественной жизни: местное самоуправление и формирование местных сообществ, развитие правовой культуры населения, природоохранная деятельность, общее и профессиональное образование, создание комфортной среды для интеллектуального досуга и реализации творческих инициатив граждан;

• организационно-управленческий блок, предусматривающий внедрение новых форм и методов управления библиотекой и отдельными производственными процессами на основе достижений теории и практики библиотечного менеджмента, социокультурного и информационного маркетинга; создание новых организационных структур, наиболее адаптированных к решению современных задач библиотечно-информационного обслуживания населения;

• хозяйственно-экономический блок, ориентированный на освоение инструментария хозяйственной деятельности библиотеки как субъекта рынка информационной продукции и услуг, с одной стороны, и как некоммерческой организации в социокультурной сфере - с другой.

Важно отметить, что импульс к инновационным преобразованиям библиотечной деятельности был рождён в профессиональной библиотечной среде и явился своеобразным ответом на вызовы меняющего мира.

Таким образом, можно сделать вывод, что модернизация библиотечной отрасли, осуществляемая в последние десятилетия, явилась базовым фундаментом и стимулом всех инновационных преобразований в деятельности библиотек, которые обогатили и расширили их функциональные возможности и информационно-ресурсную базу, обеспечили освоение новых сервисов и создание новых услуг для пользователей, укрепили взаимосвязи с окружающим социумом. Главный результат этих позитивных процессов заключается в том, что отечественные библиотеки выступают сегодня в статусе активных субъектов современной социально-коммуникативной системы, включённых в решение актуальных проблем современности. И это надёжная гарантия того, что у библиотек эпохи цифровых технологий и об щества знаний есть успешное будущее.

 

Примечания

1. Библиотеки. Население. Местная власть : Информационное сотрудничество продолжается : сборник документов и материалов / [ред.-сост. И. Михнова ; под ред. Т. Л. Маниловой]. Москва : Либерея, 2003. 192 с.
2. Гавров С. H. Модернизация незападных обществ: соотношение локального и универсального // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2003. № 2. С. 5-11.
3. Гавров С. Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. Москва : Едиториал УРСС, 2004. 352 с.
4. Гриханов Ю. А., Монахов В. Н. Информационно-коммуникационные технологии в публичной библиотеке. Развитие. Проблемы. Перспективы. Москва : ЦУНБ имени Н. А. Некрасова, 2013. 284 с.
5. Гусева Е. Н. Инновации в библиотеках страны: подходы, проблемы, проекты // Библиотечное дело - XXI век : научно-практический сборник : приложение к журналу «Библиотековедение» / ФГБУ «Российская государственная библиотека». Москва : Российская государственная библиотека, 2002-. Том 1(19). 2010. С. 93-116.
6. Инновации в библиотеках : сборник статей / Российская государственная библиотека, Научно- исследовательский отдел библиотековедения ; [сост.: М. Я. Дворкина, Е. Н. Гусева]. Москва : Пашков дом, 2010. 130 с.
7. Кузнецова Т. Я. Библиотека в информационном обществе: онтологические основания социокультурных трансформаций // Библиотековедение. 2011. № 1. С. 28-33.
8. Кузнецова Т. Я. Библиотеки в цифровую эпоху: социальные функции, сервисы, ресурсы (по материалам проектного исследования) // Трансформация библиотеки в цифровую эпоху : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Москва, 11-12 ноября 2015 года) / Российская государственная библиотека для слепых ; [сост. Е. В. Захарова]. Москва : РГБС, 2016. С. 75-86.
9. Кузнецова Т. Я. Инновационная модель библиотеки как субъекта системы социальных коммуникаций // Инновации в науке и практике : сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции (19 декабря 2017 года, г. Барнаул) : в 4 частях. Часть 4. Уфа : Дендра, 2017. С. 149-161.
10. Кузнецова Т. Я. Инновационные практики современной библиотеки // Библиотека. 2009. № 2. С. 10-13.
11. Кузьмин Е. B. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы. Москва : Либерея, 1999. 224 с.
12. Кузьмин Е. И., Муравана Т. А. Доступ к правовой и иной социально значимой информации в библиотеках России. Развитие правовой культуры граждан. Аналитический доклад. Москва : МЦБС, 2011. 288 с.
13. Лисицкий А. В. Библиотека как «третье место»: российское измерение [Электронный ресурс]. URL: http://metod.library.karelia.ru/files/223.pdf
14. Матлина С. Г. Публичная библиотека: пути инновационного развития : избранное. Санкт- Петербург : Профессия, 2009. 376 с.
15. Михнова И. Б. Пространство возможностей: заметки на полях библиотечного дела : сборник полемических статей. Москва : Российская государственная библиотека для молодёжи, 2017. 132 с.
16. Орлова Э. А. Социокультурные предпосылки модернизации в России // Библиотека в эпоху перемен : информационный сборник (дайджест). Выпуск 2 (10). Москва : Издательство Российской государственной библиотеки, 2001. С. 7-25.
17. Соколов А. В. Российские библиотеки в информационном обществе : профессионально- мировоззренческое пособие. Москва : Литера, 2012. 400 с.
18. Тихонова В. А. Модернизация в контексте цивилизационного развития // Вестник Московского государственного института культуры. 2016. № 2. С. 16-19.
19. Хорос В. Г. Модернизация как общемировой процесс [Электронный ресурс]. URL: http://www. politology.vuzlib.su/book_o236_page_22.html
20. Шрайберг Я. Л. Интеграция библиотек в развивающееся информационное общество: что нас ждёт впереди? : Ежегодный доклад конференции «Крым». Год 2012. Москва : ГПНТБ России, 2012. 62 с.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 5 (85)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (29.05.2019)
Просмотров: 132 | Теги: библиотека, библиотечное дело | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь