Вторник, 24.10.2017, 10:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

КОНЦЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ

В.В.Пешков, доктор экономических наук, профессор, М.В.Матвеева, доктор экономических наук, доцент, профессор, В.С.Рютин

КОНЦЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ

Аннотация. Развитие инженерной инфраструктуры требует реализации процессов модернизации инфраструктурных объектов, в которой механизм государственно- частного партнерства приобретает все более весомое значение. Необходимость всестороннего регулирования деятельности субъектов в области государственно-частного партнерства обусловливает развитие российского законодательства в данной сфере. В рамках стремительно совершенствующегося законодательства в области ГЧП развитию данного направления способствует подход, учитывающий экономические интересы сторон при реализации соглашений о ГЧП. На основании принципа лучшего из наиболее эффективных вариантов использования концессионного объекта, который позволяет оценить максимально возможную величину ренты от данного концессионного объекта, разработан алгоритм определения цены концессионного соглашения инфраструктурных объектов. Данный алгоритм позволяет подходить к определению цены концессионного соглашения, принимая во внимание всесторонний учет затрат принимающей стороной, и формировать индивидуальные условия соглашения независимо от вида объекта концессии. Разработанный алгоритм находит применение в практике заключения концессионных соглашений между органами государственной власти Иркутской области и бизнесом. Выявлена положительная динамика результатов применения концессионных соглашений как инструмента модернизации инфраструктурных объектов путем проведения анализа результатов управления муниципальным имуществом в сфере теплоснабжения на примере города Иркутск.

Установлено непосредственное влияние синхронизации экономических интересов, заложенных в алгоритм определения цены концессионного соглашения, на реализацию мероприятий инвестиционной программы в рамках концессионного соглашения.

Ключевые слова: модернизация, концессия, цена, экономический эффект, государственно-частное партнерство, ЖКХ.

 
Инфраструктура является неотъемлемой составляющей рыночного хозяйства и свойственна всем экономическим системам, оказывает влияние на освоение жизненного пространства общества и совершенствование производственных отношений.

Наблюдаемая сегодня инфраструктурная обветшалость производственного фундамента экономики служит основным сдерживающим фактором экономического роста и воспроизводства [1].

Многочисленные исследования экономистов показывают, что развитие инфраструктуры оказывает прямое и косвенное влияние на экономический рост [3; 6].

Основополагающие факторы, влияющие на экономический рост, отражены на рисунке 1.

Модернизация инфраструктуры России осуществляется при помощи механизма реализации инфраструктурных проектов, которые финансируются как за счет только бюджетных средств, так и с привлечением внебюджетных источников финансирования.

Реализовать инфраструктурный проект в Российской Федерации можно различными способами, схематично отраженными на рисунке 2.

Сегодня для модернизации инфраструктуры в России взят курс на привлечение частных инвестиций. В рамках этого направления модернизация инфраструктуры осуществляется путем реализации инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства.

Рост общего количества проектов государственно-частного партнерства в первую очередь объясняется развитием законодательства о ГЧП и заинтересованностью публичных партнеров в применении данного механизма для развития и модернизации инфраструктуры.

В настоящее время на территории Российской Федерации на разных стадиях разработки и реализации находятся 1 340 проектов ГЧП, среди которых преобладающее число - концессионные соглашения в инфраструктуре транспортной, энергетической и сферы ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство - одна из приоритетных отраслей экономики России. Не случайно ее эффективному функционированию уделяется значительное внимание. Так, еще в конце 2015 г. Президент Российской Федерации поручил в установленные сроки осуществить передачу в концессию объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в признанном неэффективным хозяйственном ведении государственных и муниципальных унитарных предприятий.


Рис. 1. Факторы экономического роста в условиях развития инфраструктуры

Примечание. Составлено авторами по: [3].

 

 

Рис. 2. Способы реализации инфраструктурных проектов

 

Примечание. Составлено авторами.

Именно поэтому законодатель уделил особое внимание концессионным соглашениям, связанным с объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем (далее - объекты теплоснабжения и водоснабжения), внеся регулирующие их нормы в главу Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Естественно, что пристальное внимание законодателя к рассматриваемым вопросам обусловлено не только социально- экономическим «весом» самой отрасли ЖКХ, но и определенной спецификой складывающихся в отрасли отношений. Последняя, в свою очередь, связана с рядом организационно-технических и экономических особенностей осуществления инвестиционной и операционной деятельности с использованием объектов теплоснабжения и водоснабжения.

Пожалуй, одним из самых существенных изменений, внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 № 275-ФЗ, является включение субъекта РФ в ряде прямо указанных в Законе «О концессионных соглашениях» случаев «в состав» сторон концессионного соглашения. Также законодатель предпринял попытку урегулировать отношения, связанные с передачей по концессионному соглашению отдельных объектов недвижимого имущества, не зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости. Более подробно мы остановимся на этих изменениях чуть ниже, сейчас же укажем на некоторые другие нововведения, заслуживающие упоминания.

Так, в рамках концессионного соглашения теперь возможно «переложить» на концессионера ряд не исполненных на момент принятия решения о заключении такого соглашения долговых денежных обязательств государственных и (или) муниципальных предприятий, учреждений, имущество которых передается в рамках соглашения. К таким обязательствам ч. 2 ст. 41 Закона «О концессионных соглашениях» относит следующие обязательства:
- по оплате труда;
- оплате энергетических ресурсов;
- кредитным договорам, заключенным в целях финансирования мероприятий инвестиционных программ таких организаций;
- уплате налогов и сборов.

Из ч. 3 ст. 41 Закона «О концессионных соглашениях» следует, что учет средств на компенсацию таких расходов концессионера осуществляется при установлении тарифов концессионера [5].

C учетом текущих экономических потребностей в отрасли жилищно-коммунального хозяйства данная стратегия выбрана успешным отраслевым драйвером ГЧП абсолютно верно. Однако для реального достижения поставленных целей требуется дальнейшее продолжение соответствующей работы, применение системного подхода и устранение достаточного количества внутренних противоречий между положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», с одной стороны, и Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» - с другой.

Государственная программа Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» на 2014-2018 гг. имеет целью повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, модернизацию и развитие жилищно-коммунального хозяйства [2].

В опубликованном проекте постановления Правительства Иркутской области «О внесении изменений в Государственную программу Иркутской области "Развитие жилищно- коммунального хозяйства Иркутской области" на 2014-2018 гг.» определены значения целевых показателей Государственной программы на 2014-2020 годы. Целевые показатели основного мероприятия подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области» на 2016-2020 гг. отражены в таблице 1.

Таблица 1
Основные целевые показатели Государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» на 2016-2020 годы


Примечание. Составлено авторами по: [2]. ISSN 1998-992X. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2016. № 4 (37) 13 3

Для достижения указанных показателей заключено 131 соглашение на предоставление субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод; 29 соглашений на предоставление субсидий в целях финансирования (возмещения) затрат, связанных с приобретением и доставкой топливно-энергетических ресурсов для оказания услуг в сфере электро-, теплоснабжения и горячего водоснабжения; предоставлены субсидии муниципальным образованиям на софиансирование расходов по приобретению и доставке 15 662,3 т топливно-энергетических ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности муниципальных учреждений и органов местного самоуправления; оказано содействие 78 муниципальным образованиям области в реализации мероприятий по модернизации объектов теплоэнергетики и подготовке к отопительному сезону объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, включая приобретение объектов жизнеобеспечения.

Администрация г. Иркутска имеет опыт заключения концессионных соглашений об эффективном использовании и реконструкции объектов муниципальной собственности по производству, передаче и распределению тепловой энергии.

В работе В.В. Пешкова отмечается «принцип лучшего из наиболее эффективных вариантов использования концессионного объекта, который позволяет оценить максимально возможную величину ренты от данного концессионного объекта независимо от того, что представляет собой объект: целостный имущественный комплекс, его часть или незастроенный земельный участок» [4]. Для объектов инженерной инфраструктуры алгоритм определения цены концессионного соглашения приведен на рисунке 3.

Так, по одному из аукционов победителем было признано ЗАО «Байкалэнерго». Между администрацией г. Иркутска и ЗАО «Байкалэнерго» подписано концессионное соглашение. Согласно заключенному соглашению муниципальное имущество передано по акту приема-передачи, а персонал МПТП «Иркутсктеплоэнерго» переведен в ЗАО «Байкалэнерго». Перевод персонала осуществлен на условиях не ухудшения действовавших в «Иркутсктеплоэнерго» обязательств перед работниками.

Согласно представленному алгоритму определения цены концессионного соглашения сторонами в рамках концессионного соглашения были установлены обязанности концессионера по содержанию, техническому обслуживанию, ремонту, реконструкции и вводу в эксплуатацию новых объектов. С учетом данных условий установлена плата по соглашению и порядок распределения прибыли, предусматривающий распределение средств на модернизацию, реконструкцию и в распоряжение концессионера. Существенным условием соглашения также является срок действия данного соглашения, установленный до момента полной окупаемости инвестиций концессионера, то есть срок окупаемости инвестиций и пять лет для получения дохода от реализации мероприятий.

ЗАО «Байкалэнерго», работая в рамках группы предприятий ПАО «Иркутскэнерго», является структурой для решения системных задач материнской компании; изначально Общество создавалось для устранения перепродавца тепловой энергии - МПТП «Иркутск- теплоэнерго». В настоящий момент эта цель достигнута.

Вторая цель - передача тепловых сетей от источников ПАО «Иркутскэнерго» в аренду материнской компании - также выполнена, подписан договор аренды, и тепловые сети переданы по акту приема-передачи.

Предприятие ЗАО «Байкалэнерго» расположено на 36 площадках и состоит из следующих подразделений:
- управление теплоисточников (далее - УТ);
- управление котельной Северного промузла (далее - КСПУ);
- химическая лаборатория;
- автотранспортный цех;
- цех обеспечения ремонта;
- администрации предприятия.
УТ координирует работу котельных, занимается их обслуживанием и частичным ремонтом. УТ расположено в четырех территориальных округах г. Иркутска:
- Правобережный округ (предместье Рабочее, предместье Радищево);
- Октябрьский округ;
- Ленинский округ;
- Свердловский округ в Иркутском районе.

УТ расположено на 32 промплощадках в г. Иркутске и Иркутском районе.

Все земельные участки, здания, сооружения и оборудование котельных переданы муниципальным образованием «Город Иркутск» в аренду ЗАО «Байкалэнерго» по договорам аренды и концессионному соглашению.

В ЗАО «Байкалэнерго» по концессионному соглашению с администрацией города переданы магистральные и распределительные тепловые сети, ПНС, котельные бывшего МПТП «Иркутсктеплоэнерго». Тепловые сети от теплоисточников «Иркутскэнерго» переданы в аренду ПАО «Иркутскэнерго».

ЗАО «Байкалэнерго» - это 33 котельные:
- на твердом топливе - 23, подключенная нагрузка 33,29 Гкал/ч;
- мазутные - 5, подключенная нагрузка 23,9 Гкал/ч;
- электрокотельные - 3, подключенная нагрузка 1,85 Гкал/ч;
- дизельная котельная - 1 (в пиковом режиме);
- котельная СПУ, подключенная нагрузка 77,62 Гкал/ч.

Одна из основных целей ЗАО «Байкалэнерго» - обеспечить эффективное теплоснабжение потребителей от котельных и сохранить в концессии муниципальное имущество.

 

Рис. 3. Алгоритм определения цены концессионного соглашения инфраструктурных объектов

Примечание. Составлено авторами.

В таблице 2 представлены показатели по основному виду деятельности.

За 2015 г. выработка тепловой энергии собственными источниками составила 871 776 Гкал, или 105 % к соответствующему периоду прошлого года.

Превышение выработки тепловой энергии по сравнению с показателями соответствующего периода прошлого года произошло за счет дополнительного переключения тепловой нагрузки от электрокотельной «Н-Ленино» ПАО «Иркутскэнерго» на КСПУ.

Покупная тепловая энергия составила 87 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Проведенными исследованиями в целях повышения эффективности деятельности в рамках концессионных соглашений при осуществлении своей деятельности ЗАО «Байкалэнерго» рекомендовано реализовать комбинированную стратегию, включающую в себя стратегию центрированной диверсификации и стратегию сокращения.

В рамках указанных стратегий была разработана программа повышения эффективности производства, полностью выполненная в 2015 г. на 35 467 тыс. руб. (табл. 3).

Выполнение указанной программы осуществлялось как часть инвестиционной программы ЗАО «Байкалэнерго» на 2014-2017 гг.

Таблица 2
Реализация тепловой энергии ЗАО «Байкалэнерго», Гкал

Таблица 3
Программа повышения эффективности производства на 2015 г., тыс. руб.

Основными составляющими инвестиционной программы являются:

1. Реализация проекта строительства тепловых сетей для закрытия котельной Проф-союзная, 25 с переводом потребителей на централизованное теплоснабжение.
2. Строительство теплосетей на закрытие котельной ИЗО и переключение потребителей на централизованное теплоснабжение:
1) строительство тепловой сети с Ду= 100;
2) строительство ЦТП в помещении котельной ИЗО;
3) строительство ТНС в районе перехода через железнодорожные пути;
4) строительство перехода через железнодорожные пути.
3. Строительство теплосетей на закрытие котельной по ул. 25 Октября и переключение потребителей на централизованное теплоснабжение.
4. Перевод котельной по ул. Напольная, 90 на независимую схему теплоснабжения с монтажом водоподогревателей (2 шт.).
5. Замена сетевых насосов на котельной по ул. Напольная, 90 на WILO (2 шт.).
6. Замена ВДН-9 № 1 на котельной по ул. Напольная, 90.
7. Замена ДН № 1, 2 на ДН-12,5 (правый, левый) на котельной по ул. Вьюжная, 2.
8. Замена ДН № 1, 2 на ДН-12,5 (правый, левый) на котельной завода «Сварщик».
9. Реконструкция газоочистительной установки с заменой на батарейный циклон ЦБ- 49 на котельной по ул. Вьюжная, 2.
10. Замена дымососа ДН-11,2 на котельной по ул. Иртышская, 5.
11. Реконструкция углеподачи котельной по ул. Баррикад, 159.
12. Реконструкция шлакозолоудаления на котельной завода «Стройдеталь».
13. Реконструкция котельной по ул. Иртышская, 5 (монтаж 4-х котлов КВм-1,86 МВт, устройства модуля и углеподачи).
14. Монтаж рыбозащитного устройства технического водозабора КСПУ.
15. Монтаж ПСВ-500 и модернизация деаэраторной установки с заменой деаэрационной колонки.
16. Реконструкция трубопроводов сетевой воды на КСПУ с увеличением пропускной способности.
17. Монтаж котлоагрегата № 3 КСПУ.
18. Замена масляных выключателей на вакуумные.
19. Замена автоматов типа АВМ на автоматы типа ВА.
20. Изготовление и замена шлаковой дробилки (2 шт.).
21. Изготовление и замена пластинчатого питателя Б. Общая стоимость 2 600 тыс. рублей.
22. Замена дренажного насоса на БРУ.
23. Замена электродвигателей на КЛ-1А.Б на взрывозащищенное исполнение ВАО81-4 (2 шт.) (исполнение 1М 1001 В3).
24. Замена сетевого насоса № 1 на СЭ-1250- 140-11 (двухступенчатый) без электродвигателя.
25. Замена питательного насоса № 1 на ПЭ-100-53 (без электродвигателя).
26. Замена электрокалорифера на калорифер паровой с электродвигателем СТД-300- Н-11 (2 шт.).
27. Проект схемы АВР питательных насосов.
28. Проект схемы АВР сетевых насосов.
29. Проект поисковой громкоговорящей связи.
30. Монтаж бака-аккумулятора № 3.
31. Установка дополнительного котла КСВм-1,16.
32. Разработка и реализация проекта электроснабжения вновь устанавливаемого котельного оборудования.
33. Строительство 2-го ввода водопровода Ду = 150.
34. Техперевооружение тепловых сетей от котельной по ул. Вьюжная, 2 со строительством тепловой сети от ТК-19 до границы земельного участка застройщика Ду = 100.
35. Модернизация насосной группы.

Таким образом, анализ выполнения мероприятий инвестиционной программы показывает, что их реализация способствует решению задач концессионного соглашения. Применение в рамках данного соглашения разработанного алгоритма определения цены концессионного соглашения позволило синхронизировать экономические интересы обеих сторон для достижения поставленных целей. Предложенный принцип лучшего из наиболее эффективных вариантов использования концессионного объекта позволяет определить и отрегулировать существенные условия по содержанию, техническому обслуживанию, ремонту, реконструкции, вводу в эксплуатацию инфраструктурных объектов, плате по соглашению и порядку распределения прибыли. В результате участниками партнерства достигается максимально эффективное использование концессионного объекта, как в целом, так и с точки зрения каждого участника данного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белухин, В. В. Проблемы модернизации ме- зоуровневой инфраструктуры российской экономики / В. В. Белухин, А. В. Харсеева // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 9. - С. 208-213.
2. Государственная программа Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области» на 2014-2018 годы. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/460206923 (дата обращения: 09.09.2016). - Загл. с экрана.
3. Кондратьев, В. Б. Инфраструктура как фактор экономического роста / В. Б. Кондратьев // Российское предпринимательство. - 2010. - № 11-2 (171).- С. 29-36.
4. Пешков, В. В. Методологические основы управления экономическим потенциалом развития инвестиционно-строительной сферы : дис. ... д-ра экон. наук / Пешков Виталий Владимирович. - [Б.м.], 2006. - 315 с.
5. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.12.2015). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Lind, M. The right way to invest in infrastructure / M. Lind. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.mckinsey.com/industries/public- sector/our-insights/the-right-way-to-invest-in- infrastructure. - Title from screen.

Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. "Экономика. Экология. 2016. № 4 (37)

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (12.10.2017)
Просмотров: 25 | Теги: концессия, модернизация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь