Пятница, 18.08.2017, 17:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Экология

Модельный закон об экологической экспертизе (новая редакция)

Принят на сорок четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление N 44-10 от 20 мая 2016 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

(НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Термины и определения

 

В настоящем Законе используются следующие термины и определения:

воздействие на окружающую среду - любые прямые либо косвенные последствия планируемой хозяйственной и иной деятельности для здоровья, безопасности людей и окружающей среды, включая флору, фауну, почву, недра, воздух, воду, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь между этими факторами, а также последствия для культурного наследия или социально-экономических условий, являющихся результатом изменения этих факторов;

государственная экологическая экспертиза - мероприятие, организуемое и проводимое компетентным органом в порядке, установленном законодательством государства;

заказчик планируемой хозяйственной и иной деятельности - физическое или юридическое лицо, получившее полномочия на осуществление хозяйственной и иной деятельности и несущее ответственность за подготовку документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности, включая оценку воздействий на окружающую среду, в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми государством к данному виду деятельности;

компетентный орган - уполномоченный национальным правительством государственный орган в области проведения государственной экологической экспертизы;

общественная экологическая экспертиза - мероприятие, организуемое и проводимое по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством государства;

оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;

планируемая хозяйственная и иная деятельность - проектирование, строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение, модернизация, изменение профиля производства, его ликвидация и другая деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

разработчик проектной или иной документации - физическое или юридическое лицо, получившее полномочия на разработку проектной или иной документации и несущее ответственность за подготовку такой документации, включая оценку воздействий на окружающую среду, в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми государством к данному виду деятельности;

экологическая экспертиза - установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий указанной деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.

 

Статья 2. Цели и задачи настоящего Закона

 

1. Целью настоящего Закона, гармонизированного с международными нормами, является обеспечение системного подхода к проведению экологической экспертизы в соответствии с требованиями международных обязательств государства.

2. Основными задачами настоящего Закона является регламентация деятельности в области проведения экологической экспертизы во взаимосвязи с нормами модельного закона "Об оценке воздействия на окружающую среду", в соответствии с которыми объекты планируемой хозяйственной и иной деятельности разделяется на четыре категории - "А", "Б", "В", "Г" - в зависимости от значимости экологического воздействия и полноты оценки.

 

Статья 3. Цели и задачи экологической экспертизы

 

1. Целями экологической экспертизы являются:

- предупреждение возможных негативных последствий реализации объектов экологической экспертизы для здоровья населения, природных ресурсов, окружающей среды, экологической безопасности общества, включая предотвращение неблагоприятного воздействия при осуществлении планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной, нормотворческой и иной деятельности по реализации объектов экспертизы;

- обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки вследствие размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на здоровье населения, природные ресурсы, окружающую среду и нарушению правил экологической безопасности общества.

2. Задачами экологической экспертизы являются:

- оценка эффективности, обоснованности и достаточности мер по охране здоровья населения, рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды в объектах экологической экспертизы;

- оценка правильности определения заказчиком планируемой хозяйственной и иной деятельности или разработчиком проектной или иной документации степени экологического риска и опасности планируемой деятельности;

- оценка соответствия экологическим стандартам объектов экологической экспертизы, намечаемых к использованию, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации на территории государства;

- организация всесторонних, объективных, научно обоснованных анализа и оценки объектов экологической экспертизы;

- анализ и оценка возможных экологически вредных воздействий объектов экологической экспертизы на здоровье населения, природные ресурсы, окружающую среду, а также возможных социальных, экономических и экологических последствий;

- подготовка объективных, научно обоснованных выводов экологической экспертизы, своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решения о реализации объекта экологической экспертизы, информирование заинтересованных лиц, общественности и граждан.

 

Статья 4. Принципы экологической экспертизы

 

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

- презумпции потенциальной экологической опасности любой планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- законности, научной обоснованности, гласности, интеграции экологических, социальных, инженерных, технологических, технических, архитектурно-планировочных, экономических и других оценок;

- учета суммарного вредного воздействия на окружающую среду осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы;

- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до утверждения проектной или иной документации по объектам государственной экологической экспертизы;

- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.

 

Статья 5. Виды экологической экспертизы

 

В государстве проводятся государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

 

Статья 6. Место экологической экспертизы в системе оценки воздействия на окружающую среду

 

1. На стадии планирования хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, проводится стратегическая экологическая оценка в соответствии с положениями модельных законов "О стратегической экологической оценке", "Об оценке воздействия на окружающую среду".

2. На стадии проектирования хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, проводится экологическая экспертиза документов, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность.

 

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

Статья 7. Компетенция национального правительства и полномочия других органов государственной власти в области проведения государственной экологической экспертизы

 

1. К компетенции национального правительства в области экологической экспертизы относятся:

- организация разработки и исполнения государственных программ в сфере экологической экспертизы;

- принятие мер по защите интересов государства, прав и свобод граждан в области экологической экспертизы;

- координация деятельности государственных органов по совместному проведению мероприятий в рамках реализации программ экологической экспертизы государственного и международного значения;

- осуществление других полномочий, определенных законодательством государства.

2. В полномочия компетентного органа в области экологической экспертизы входит:

- организация государственной экологической экспертизы объектов категории "А";

- разработка, пересмотр и утверждение технических нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов, обеспечивающих применение настоящего Закона в части проведения государственной экологической экспертизы;

- обеспечение научно-методической базы государственной экологической экспертизы;

- организация информационного обеспечения государственной экологической экспертизы, включая формирование и ведение банков данных о планируемой хозяйственной и иной деятельности, реализации объекта государственной экологической экспертизы и его влиянии на состояние окружающей среды;

- взаимодействие в установленном порядке с эколого-экспертными органами других государств в целях проведения консультаций, совместных экологических экспертиз, обмена научными и методическими разработками, привлечения иностранных специалистов;

- проведение семинаров и конференций по вопросам методологии и формам проведения экологической экспертизы, обмена опытом проведения экологической экспертизы и повышения качества эколого-экспертной деятельности;

- координация в пределах своей компетенции эколого-экспертной деятельности в государстве, осуществление методического руководства по вопросам проведения экологической экспертизы объектов, независимо от их подчиненности и форм собственности;

- контроль соблюдения положений настоящего Закона и других нормативных правовых актов в области государственной экологической экспертизы при ее организации и проведении;

- взаимодействие в пределах своей компетенции с министерствами, ведомствами, организациями и их экспертными подразделениями;

- участие в организации, проведении международных экологических экспертиз;

- привлечение к проведению государственной экологической экспертизы зарубежных ученых и специалистов в установленном законодательством государства порядке, за исключением случаев, когда объект государственной экологической экспертизы содержит государственную или коммерческую тайну;

- использование банков данных о состоянии окружающей среды и банков знаний в сфере оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на человека и окружающую среду;

- направление в банковские организации заключения о прекращении финансирования объектов, не получивших положительную оценку экологической экспертизы;

- подготовка и направление соответствующих материалов правоохранительным и иным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, нарушивших законодательство государства в области экологической экспертизы;

- осуществление в пределах своей компетенции иных действий, не противоречащих действующему законодательству государства, необходимых для реализации своих полномочий.

3. В полномочия местных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы входит:

- организация государственной экологической экспертизы объектов категории "Б", "В", "Г";

- делегирование экспертов в состав экспертных комиссий компетентного органа для участия в экологической экспертизе объектов, реализация которых намечается на их территории, и в случаях возможного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности, планируемой другой административно-территориальной единицей;

- организация общественных обсуждений, проведение опросов среди населения о планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

- принятие и реализация решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, заявлений общественных экологических организаций и движений;

- инициирование проведения общественных экологических экспертиз по требованию населения;

- информирование компетентного органа о планируемой хозяйственной и иной деятельности на соответствующих территориях;

- информирование органов прокуратуры и уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

- осуществление иных полномочий в данной области в соответствии с законодательством государства.

 

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области проведения экологической экспертизы

 

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области экологической экспертизы относятся:

- делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, планируемой другой административно-территориальной единицей;

- принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, другой информации об объектах экологической экспертизы;

- организация общественных обсуждений, опросов, референдумов среди населения о планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

- организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;

- информирование органов государственной власти, органов прокуратуры о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

2. Органы местного самоуправления имеют право:

- получать от компетентных органов государственной власти необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

- направлять в письменной форме компетентному органу аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности.

 

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

Статья 9. Субъекты отношений в области проведения государственной экологической экспертизы

 

1. Субъектами отношений в области проведения государственной экологической экспертизы являются:

- эксперты государственной экологической экспертизы (экспертные комиссии);

- заказчики планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- разработчики проектной или иной документации.

2. В соответствии с законодательством государства и на основании договора между заказчиком планируемой хозяйственной и иной деятельности и разработчиком проектной или иной документации права и обязанности заказчика могут быть возложены на разработчика проектной или иной документации.

 

Статья 10. Объекты государственной экологической экспертизы

 

1. Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат:

1) предпроектная и проектная документация планируемой хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, с сопровождающими ее материалами оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с положениями статьи 10 модельного закона "Об оценке воздействия на окружающую среду";

2) проекты технических нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов, в которых устанавливаются требования в области охраны окружающей среды и (или) рационального использования природных ресурсов к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;

3) проекты национальных нормативных правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду;

4) проекты контрактов на проведение операций по недропользованию;

5) проекты естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий, упразднению государственных природных заказников и государственных заповедных зон национального значения и уменьшению их территории;

6) биологические обоснования на добычу и использование ресурсов растительного и животного мира;

7) проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом ведения хозяйственной деятельности;

8) материалы обследования территорий, обосновывающие отнесение этих территорий к зонам экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации;

9) документация по применению технологий, техники, за исключением транспортных средств, и оборудования, перемещаемых (ввозимых) в государство.

2. Объекты государственной экологической экспертизы, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, подразделяются на категории "А", "Б", "В", "Г" согласно классификации объектов, приведенной в модельном законе "Об оценке воздействия на окружающую среду".

Проекты национальных нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, разрабатываемые центральными органами государственной власти, относятся к категории "А".

Проекты национальных нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, разрабатываемые местными органами исполнительной власти, относятся к категории "Б".

Объекты государственной экологической экспертизы, указанные в подпунктах 4 - 9 пункта 1 настоящей статьи, относятся к категории "А".

Предпроектная и проектная документация планируемой хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, указанная в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи и не классифицируемая согласно классификации объектов, приведенной в модельном законе "Об оценке воздействия на окружающую среду", относится к категории "Б".

 

Статья 11. Порядок проведения государственной экологической экспертизы

 

1. Государственную экологическую экспертизу организует компетентный орган.

2. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертами либо экспертными комиссиями. Законодательством государства устанавливаются случаи проведения государственной экологической экспертизы отдельными экспертами либо экспертными комиссиями.

3. Государственная экологическая экспертиза проводится на основании заявления заказчика планируемой хозяйственной и иной деятельности с приложением проектной или иной документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, материалов об оценке воздействия на окружающую среду в случаях, предусмотренных законодательством государства, и иных необходимых документов, состав и содержание которых устанавливаются законодательством государства.

4. Государственная экологическая экспертиза проводится на основании заявления разработчика проектной или иной документации, если нормативными правовыми актами государства либо договором между заказчиком планируемой хозяйственной и иной деятельности и разработчиком проектной или иной документации эта обязанность возложена на разработчика проектной или иной документации.

5. Государственная экологическая экспертиза проводится на основании заявления руководителя государственного органа, который ведет разработку проектов нормативных правовых актов и планов, подлежащих государственной экологической экспертизе.

6. Порядок проведения государственной экологической экспертизы устанавливается компетентным органом.

 

Статья 12. Основные требования к документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу

 

1. Состав проектной или иной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, должен соответствовать требованиям, установленным компетентным органом, если иное не предусмотрено законодательством государства.

2. Содержание проектной или иной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, определяется законодательными актами в области строительства, архитектуры и градостроительства и иными актами законодательства государства, в том числе техническими нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами.

3. Для объектов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 7 пункта 1 статьи 10 настоящего Закона, в составе проектной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, должны содержаться результаты обсуждений градостроительных проектов с общественностью, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при реализации проектных решений (протоколы, замечания и предложения заинтересованных лиц, публикации в средствах массовой информации и др.).

4. Для объектов, в отношении которых проводится оценка воздействия на окружающую среду, в составе проектной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, должен содержаться отчет об оценке воздействия на окружающую среду.

К отчету об оценке воздействия на окружающую среду прилагаются:

- ситуационная схема размещения объекта с прилегающими территориями в радиусе не менее двух километров для всех альтернативных вариантов его размещения;

- результаты обсуждений отчета об оценке воздействия на окружающую среду с общественностью, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при реализации проектных решений (протоколы, замечания и предложения заинтересованных лиц, публикации в средствах массовой информации и др.);

- материалы согласования отчета об оценке воздействия на окружающую среду с затрагиваемыми сторонами (для планируемой на территории государства хозяйственной и иной деятельности, которая может оказывать трансграничное воздействие);

- заключение общественной экологической экспертизы (при его наличии).

5. Для планируемых объектов, которые могут оказывать трансграничное воздействие, отчет об оценке воздействия на окружающую среду должен содержать раздел об оценке возможного трансграничного воздействия.

6. Если проектная или иная документация, включая отчет об оценке воздействия на окружающую среду, содержит информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено законодательством государства, заказчик планируемой хозяйственной и иной деятельности или разработчик проектной или иной документации разрабатывает и предоставляет ее в соответствии с законодательством государства о государственной тайне, об информации и информатизации и иным законодательством государства.

 

Статья 13. Сроки проведения государственной экологической экспертизы

 

1. Срок проведения государственной экологической экспертизы для объектов категорий "Б", "В", "Г" составляет до 30 дней. Срок проведения государственной экологической экспертизы для объектов категории "А" продлевается до 60 дней.

2. Срок проведения повторной государственной экологической экспертизы для объектов категории "А" не должен превышать один месяц, для объектов категорий "Б", "В", "Г" - 10 рабочих дней.

3. Срок экологической предварительной экспертизы не должен превышать пяти рабочих дней со дня поступления документации на государственную экологическую экспертизу. В случае неполноты представленной документации она подлежит возвращению представившему ее лицу.

4. Срок проведения государственной экологической экспертизы для проектной или иной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказывать трансграничное воздействие, устанавливается государством.

 

Статья 14. Заключение государственной экологической экспертизы

 

1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому компетентным органом.

Заключение государственной экологической экспертизы подписывается экспертом государственной экологической экспертизы (всеми членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем компетентного органа.

2. К заключению государственной экологической экспертизы, представляемому на утверждение, прилагаются, при наличии, особые мнения экспертов государственной экологической экспертизы, не согласных с заключением.

3. Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным.

4. Положительное заключение государственной экологической экспертизы содержит выводы о соответствии проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства государства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, в том числе технических нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов, а также другие сведения в соответствии с законодательством государства.

5. При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик планируемой хозяйственной и иной деятельности или разработчик проектной или иной документации обязан обеспечить доработку представленных на экспертизу материалов в соответствии с предложениями и замечаниями экспертного заключения и представить все материалы на повторную государственную экологическую экспертизу либо отказаться от планируемой деятельности.

6. Финансирование и осуществление планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей обязательной государственной экологической экспертизе, допускаются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, если иное не установлено законодательством государства.

7. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

8. Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику планируемой хозяйственной и иной деятельности. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется уполномоченному государственному органу в области охраны окружающей среды (в случае проведения государственной экологической экспертизы компетентным органом), органам местного самоуправления и в случаях, определяемых компетентным органом, - банковским организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.

1   2   3

Категория: Экология | Добавил: x5443 (30.10.2016)
Просмотров: 297 | Теги: экологическая экспертиза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь