Воскресенье, 11.12.2016, 12:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

МОДЕЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ КОДЕКС (ЗАКОН О ТОРГОВЛЕ) ДЛЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ: КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА

Предыдущая страница   Читать дальше

Раздел 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

МОДЕЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ КОДЕКС (ЗАКОН О ТОРГОВЛЕ) ДЛЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ: КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА

В.Ф. ПОПОНДОПУЛО

Попондопуло В.Ф., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерческого права юридического факультета СПбГУ.

За время существования самостоятельных государств - участников СНГ в каждом из них был создан целый пласт законодательства, регулирующего разнообразные общественные отношения, включая отношения в сфере предпринимательства. После накопления большого числа нормативных правовых актов встал вопрос о какой-то их систематизации ввиду возросшего влияния таких негативных факторов, как отсутствие единого понятийного аппарата, противоречий национальных законодательств и т.п.

В соответствии с Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 5 октября 2007 г., одной из целей развития СНГ является дальнейшее сближение национальных государств - участников Содружества.

Аналогичная цель зафиксирована в Положении о разработке модельных законодательных актов и рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, принятом Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 14 апреля 2005 г. Указанным Положением регламентируются порядок подготовки модельных законодательных актов (кодексов, законов, соглашений), а также требования к структуре и содержанию таких актов.

Планом работы МПА СНГ была предусмотрена разработка целого ряда модельных законодательных актов, включая модельный Торговый кодекс (Закон о торговле). В течение 2008 - 2009 гг. рабочей группой МПА СНГ по подготовке модельного Торгового кодекса (Закона о торговле) такой Кодекс был разработан, 3 декабря 2009 г. одобрен МПА СНГ и направлен для использования в парламенты государств - участников СНГ. Что собой представляет модельный Торговый кодекс (Закон о торговле) с точки зрения его концепции и структуры - вопрос, который, как представляется, имеет определенный научный и практический интерес.

Концепция модельного Торгового кодекса (Закона о торговле). В Пояснительной записке о ходе работы над проектом модельного Торгового кодекса отмечается, что в большинстве государств - участников СНГ принята модель единого частного права, соединяющая гражданские и торговые отношения в едином кодифицированном акте <1>. В связи с этим, разрабатывая концепцию модельного Торгового кодекса (Закона о торговле), прежде всего необходимо определиться со сферой регулирования такого Кодекса. При этом возможны следующие основные варианты - модельный Торговый кодекс регулирует отношения:

--------------------------------

<1> Попытка введения дуализма частного права предпринята в Украине, где наряду с Гражданским кодексом принят Хозяйственный кодекс, научная оценка которого будет дана далее по тексту.


1) исключительно в сфере торговли товарами (внешняя и внутренняя торговля, оптовая и розничная торговля, торговля объектами интеллектуальной собственности, биржевая торговля, торговля ценными бумагами, иностранной валютой и валютными ценностями, торговля лицензионными товарами, ярмарочная торговля, аукционная торговля, торговля на транспорте, торговля аграрной продукцией, торговля фармацевтическими товарами, электронная торговля, морская торговля, приграничная торговля, торговля по образцам и др.);

2) в сфере торговли товарами и сопутствующими услугами (комиссионная торговля, беспошлинная торговля, внешняя торговля услугами, работы на внутреннем и внешнем рынках, энергоснабжение, торговля товарными знаками и знаками обслуживания и т.д.);

3) в сфере торговли и сфере государственного управления торговой деятельностью (лицензирование, квотирование, кассовая деятельность, техническое регулирование торговой деятельности, статистика торговой деятельности, ценообразование, бухгалтерский учет, разрешительный порядок торговой деятельности и т.п.).

Структурно предлагалось также включить в модельный Торговый кодекс (Закон о торговле) разделы, касающиеся понятия торговой и иной деятельности, статуса торговца, видов торговых сделок, и специальные положения, направленные на регулирование конкретных видов торговой деятельности.

В модельном Торговом кодексе (Законе о торговле) был по существу реализован третий из указанных вариантов определения сферы регулирования. В п. 1 ст. 1 Кодекса определено, что Кодексом регулируются отношения, возникающие между лицами, осуществляющими торговую деятельность, или с их участием (торговые отношения), и отношения, связанные с государственным регулированием торговой деятельности. В п. 2 ст. 1 Кодекса указаны виды торговой деятельности, к которым положения Кодекса не применяются: бытовая купля-продажа, возникающая между гражданами; купля-продажа недвижимости, ценных бумаг, объектов интеллектуальной собственности; внешнеторговая деятельность; торговля иностранной валютой и валютными ценностями; отношения, возникающие в сфере общественного питания.

Как нам представляется <1>, закрепленный модельным Торговым кодексом (Законом о торговле) подход к определению сферы регулирования оптимален и основан на началах единства частного права (торговые отношения являются частью структуры предмета гражданско-правового регулирования) и необходимости государственного регулирования торговых отношений (ограничения свободы торгового предпринимательства публичными интересами).

--------------------------------

<1> Автор данной статьи являлся участником рабочей группы МПА СНГ по разработке модельного Торгового кодекса.


Как известно, понятия предпринимательского и торгового права являются дискуссионными. На наш взгляд, понятия предпринимательского и торгового права соотносятся как подотрасль и институт гражданского права, являющегося, в свою очередь, самостоятельной отраслью права. Следовательно, чтобы определить место торгового права в системе гражданского права, необходимо сначала определиться с понятием предпринимательского права, установить природу отношений, регулируемых им, и присущие указанным отношениям методы правового регулирования.

Российская доктрина и законодатель в определении того, что является предпринимательским правом, исходят не из критерия выделения предпринимательских отношений в качестве самостоятельного предмета правового регулирования (как, например, во Франции), а из того, что эти отношения являются частью структуры предмета гражданского права (как, например, в Германии). Предпринимательские отношения - это отношения, регулируемые гражданским (частным) правом, участниками которых являются специальные субъекты гражданского права - предприниматели. На предпринимателей и отношения с их участием, регулируемые гражданским правом, распространяется особый правовой режим.

Понятие предпринимательской деятельности также определено в ГК РФ. При этом уже из легального определения предпринимательской деятельности видно, что продажа товаров - лишь один из видов предпринимательской деятельности и возможных источников извлечения прибыли. Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Что же касается всех норм предпринимательского права, то они составляют более широкий массив. Наряду с нормами права, составляющими институт торгового права, предпринимательское право включает в себя также нормы аграрного, строительного, транспортного, банковского, страхового права и других институтов гражданского права.

Таким образом, предпринимательское право - это подотрасль гражданского (частного) права наряду с такими его подотраслями, как вещное право, обязательственное право, наследственное право, семейное право, международное частное право <1>. Исходя из цивилистического подхода к определению природы предпринимательского права, оно представляет собой совокупность общих и специальных норм гражданского права, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (предпринимательские отношения), основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (ст. 2 ГК РФ) <2>. В соответствии с другими точками зрения на природу предпринимательского права оно определяется как самостоятельная отрасль права <3> либо как комплексная отрасль права <4>.

--------------------------------

<1> См.: Суханов Е.А. Система частного права // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1994. N 4. С. 30.

<2> См. подробнее: Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. М., 2008. С. 24. Аналогичный вывод о природе предпринимательского права следует из норм Гражданского кодекса Украины, который не исключает предпринимательские отношения из предмета гражданско-правового регулирования (ст. 1). С учетом отмеченного весьма странно выглядит, например, положение ст. 4 ХК Украины, в соответствии с которым не являются предметом его регулирования "имущественные и личные неимущественные отношения, регулируемые Гражданским кодексом Украины". В то же время мы видим, что в обоих Кодексах есть немало дублирующих друг друга норм, например, ст. 909 ГК Украины ("Договор перевозки груза") и ст. 307 ХК Украины ("Договор перевозки груза"). В Украине о цивилистической природе предпринимательского права пишет, в частности, Н.С. Кузнецова (См.: Кузнецова Н.С. Предпринимательское законодательство в Украине и в странах Европы (частноправовые аспекты) // Проблемы гармонизации законодательства Украины и стран Европы / Под ред. Е.Б. Кубко, В.В. Цветкова. Киев, 2003. С. 319 - 339).

<3> См., например: Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М., 1997; Хозяйственное право: Учебник / Под ред. В.К. Мамутова. Киев, 2002.

<4> См., например: Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2003.


Что касается понятия торгового права, то оно определяется через термин "коммерческое право" как совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения оптовой торговли <1>, или как совокупность договоров весьма ограниченного круга <2>. Термин "торговое право" использует Л.В. Андреева, по мнению которой торговое право представляет собой "относительно обособленную часть предпринимательского права, регулирующую отношения, складывающиеся при закупках и реализации товаров промышленными предприятиями и оптово-посредническими организациями..." <3>.

--------------------------------

<1> См., например: Пугинский Б.И. Коммерческое право. М., 2000. Такой подход к определению торгового права вполне приемлем, если не придавать значения некоторым частностям, о которых пойдет речь дальше.

<2> См.: Семеусов В.А. Коммерческое право. Иркутск, 1997. Вряд ли торговое право ограничивается только нормами о договорах.

<3> См.: Андреева Л.В. О концепции современного коммерческого (торгового) права России // Актуальные проблемы правоведения. 2002. N 2. С. 119.


Л.В. Андреева, как и Б.И. Пугинский, не включает в предмет торгового права отношения розничной торговли, объясняя это тем, что "розничная торговля регулируется гражданским правом... гражданин как экономически слабая сторона в сделке нуждается в особых правовых средствах защиты, которые предусмотрены в гражданском законодательстве". Возникает риторический вопрос: разве другие договоры купли-продажи не регулируются ГК РФ и в них нет более слабой стороны?

Л.В. Андреева включает в предмет торгового права также отношения "по государственному регулированию оборота товаров". Необходимость государственного регулирования торговой деятельности не вызывает сомнения, но эти отношения по своей природе относятся к предмету публичного права и не входят в структуру предмета торгового (гражданского) права. Дело в том, что деятельность по реализации товаров как вид предпринимательской деятельности опосредуется разными по природе отношениями: 1) торговыми отношениями, связанными с осуществлением деятельности по реализации товаров, составляющими предмет гражданско-правового регулирования (торгового права), и 2) отношениями, связанными с государственным регулированием деятельности по реализации товаров, составляющими предмет публично-правового регулирования.

Характеризуя понятие торгового права, следует обратить внимание на его трактовку в литературе по зарубежному частному праву. Так, в одном из авторитетных источников отмечается, что сфера отношений, регулируемых торговым правом (в данном случае имеется в виду широкое понимание торгового права как права предпринимательского. - В.П.), изначально ограничивалась только сферой обращения. Однако постепенно, с развитием капиталистических отношений, сфера действия торгового права расширялась, его нормами стали регулироваться любые отношения, участники которых преследовали извлечение прибыли. Торговое право стало охватывать "все то, что можно назвать предпринимательской деятельностью, т.е. деятельностью предпринимателей, направленной на извлечение прибыли. Расширение сферы экономических отношений, подпадающих под действие торгового права, ведет к коммерциализации гражданского права в целом, постепенно границы между торговым и гражданским правом становятся условными и подвижными, четкие критерии разграничения стираются" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник: В 2 ч. / Под ред. Р.Л. Нарышкиной. Ч. 1. М., 1983. С. 12.


Торговое право зарубежных стран повсеместно рассматривается как раздел частного права - как предпринимательское право (в широком смысле) или как собственно торговое право (в узком смысле). Так, Е.А. Васильев пишет, что торговое право зарубежных стран представляет собой совокупность норм частного права, регулирующих хозяйственную деятельность, осуществляемую в качестве промысла с целью извлечения прибыли. Таким образом, нормы гражданского и торгового права соотносятся как нормы общие и специальные. Наблюдается их взаимовлияние и в странах с дуалистической системой, характеризуемой в основном наличием двух кодексов - гражданского и торгового <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Е.А. Васильева. М., 1993. С. 16 - 20.


Г.Е. Авилов также отмечает, что торговое право зарубежных стран, даже будучи отделенным от гражданского, регулирует отношения именно частноправового характера, основанные на равенстве участников, а не на их административном или ином властном подчинении. Основные институты торгового права зарубежных стран являются классическими гражданско-правовыми институтами: лица, сделки и представительство, обеспечение обязательств, купля-продажа, заем, аренда, другие виды договоров и пр. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Основные институты гражданского права зарубежных стран / Под ред. В.В. Залесского. М., 2000. С. 1.


Соотношение предпринимательского права, включая торговое право, и гражданского права в разных странах может иметь особенности, предопределяемые принадлежностью стран к той или иной системе (семье) права <1>, но, несмотря на некоторые особенности национального характера, предпринимательское право и торговое право остаются структурными элементами частного права. С принятием ГК РФ, закрепившего принцип единства частноправового регулирования независимо от участников регулируемых отношений, отпали всякие основания для характеристики предпринимательского права, включая торговое право, как самостоятельной либо комплексной отрасли права.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Коммерческое право зарубежных стран. Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло. СПб., 2005. С. 15 - 17.


С учетом такого подхода в ст. 3 модельного Торгового кодекса (Закона о торговле) определяются основные понятия. Торговая деятельность определяется как предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей по продаже товаров; торговые отношения - как отношения, возникающие между участниками торговой деятельности, а также между ними и потребителями, на основе сделок в области торговли товарами; торговый договор - как соглашение между лицами, осуществляющими торговую деятельность, или с их участием об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, связанных с осуществлением торговой деятельности.

В ст. 4 модельного Торгового кодекса (Закона о торговле) определены основные принципы осуществления торговой деятельности: свобода осуществления торговой деятельности и перемещения товаров при условии соблюдения требований законодательства (публичных требований); равенство участников торговых отношений; недопустимость произвольного вмешательства кого-либо (включая государство) в отношения участников торговой деятельности; судебная защита прав участников торговой деятельности.

Как уже отмечалось, в сферу регулирования модельного Торгового кодекса (Закона о торговле) входят не только отношения, возникающие между лицами, осуществляющими торговую деятельность, или с их участием (торговые отношения), но и отношения, связанные с государственным регулированием торговой деятельности. Этому посвящена, в частности, гл. 4 модельного Торгового кодекса (Закона о торговле), включающая восемь статей: принципы государственного регулирования торговой деятельности (ст. 11), органы государственного регулирования торговой деятельности (ст. 12), методы государственного регулирования торговой деятельности (ст. 13), защита конкуренции в сфере торговли (ст. 14), защита прав потребителей (ст. 15), ценообразование в сфере торговли (ст. 16), техническое регулирование в сфере торговли (ст. 17), лицензирование, квотирование, иные ограничения торговой деятельности (ст. 18).

Так, основными принципами государственного регулирования торговой деятельности являются:

- защита государством прав и законных интересов участников торговой деятельности;

- выбор мер государственного регулирования торговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников торговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования торговой деятельности;

- гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования торговой деятельности;

- обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования торговой деятельности;

- исключение произвольного вмешательства государства или его органов в торговую деятельность и нанесения ущерба участникам торговой деятельности;

- ограничения торговой деятельности могут вводиться в соответствии с национальным законом государства, если это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, жизни и здоровья людей, их прав и законных интересов, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Место модельного Торгового кодекса (Закона о торговле) в системе законодательства и его структура. Для определения места Торгового кодекса (Закона о торговле) в системе законодательства необходимо уяснить понятие и систему торгового законодательства, поскольку в разных правовых системах они различаются.

На наш взгляд, торговое законодательство - это законодательство, регулирующее торговую деятельность (торговое предпринимательство) и поэтому представляющее собой часть предпринимательского законодательства. Наряду с торговым законодательством предпринимательское законодательство включает в себя и другие нормативные правовые массивы, например аграрное законодательство, инвестиционное законодательство, страховое законодательство, банковское законодательство и т.д.

Таким образом, если предпринимательское законодательство - это совокупность комплексных нормативных актов (т.е. актов, содержащих нормы разных отраслей права - частного и публичного), регулирующих предпринимательскую деятельность в части как ее осуществления, так и публичной организации <1>, то и торговое законодательство следует определить как совокупность комплексных нормативных актов (т.е. нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права - частного и публичного), регулирующих деятельность по реализации товаров. Как правильно отмечает К.К. Лебедев, торговое законодательство не может не носить комплексный характер, так как торговая деятельность порождает не только горизонтальные (гражданско-правовые), но и вертикальные (административно-правовые) отношения, связанные, например, с лицензированием отдельных видов торговой деятельности, установлением контроля за соблюдением специальных требований к торгующим организациям, налогообложением и т.д. <2>.

--------------------------------

<1> См.: Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. С. 52.

<2> Лебедев К.К. О коммерческом (торговом) праве, проекте Торгового кодекса РФ, договоре оптовой купли-продажи и других торговых договорах // Правоведение. 2000. N 4. С. 252.


Как известно, в юридической науке активно обсуждается проблема кодификации предпринимательского законодательства <1>. Сторонники принятия Предпринимательского кодекса предлагают объединить в нем нормы частного и публичного права и тем самым обеспечить стыковку публичных и частных отношений, складывающихся в сфере предпринимательства. При этом одни ведут речь о едином отраслевом кодексе (сторонники предпринимательского права как самостоятельной отрасли права), другие - о кодексе как комплексном нормативном акте, который вобрал бы в себя нормы разных отраслей права.

--------------------------------

<1> См., например: Концепция проекта Предпринимательского кодекса Российской Федерации / Торгово-промышленная палата Российской Федерации. М., 2006.


Следует согласиться с тем, что наряду с отраслевыми кодексами возможно формирование комплексных кодексов, регулирующих разными методами разнородные отношения, возникающие в связи с определенным видом деятельности <1>. Комплексный характер имеют, например, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ и ряд других. В таких кодексах, являющихся, по существу, обычными законами, регулируется определенный вид (сфера) деятельности, в процессе осуществления которой возникают отношения разного рода (гражданские, административные и др.). С таким же успехом можно было бы назвать Законы о банковской деятельности, о страховой деятельности, биржевой деятельности и другие соответственно Банковским кодексом, Страховым кодексом, Биржевым кодексом и т.д.

--------------------------------

<1> См.: Иоффе О.С. Понятие права и его типы // Гражданское законодательство Республики Казахстан / Под ред. А.Г. Диденко. Алматы, 2001. Вып. 12. С. 56 - 57.


На наш взгляд, принятие Предпринимательского кодекса допустимо при условии сохранения возможности субсидиарного применения норм ГК к отношениям, регулируемым им, хотя и нецелесообразно, так как стыковка частных и публичных отношений, складывающихся в сфере предпринимательства, вполне обеспечивается и в настоящее время специальными законами, принятыми в развитие ГК и регламентирующими статус различных коммерческих организаций, различные виды (сферы) предпринимательской деятельности, включая деятельность в сфере реализации товаров. Если же собрать нормы всех этих законов в один Предпринимательский кодекс, получим более сложную систему предпринимательского законодательства. Наряду с ГК и Предпринимательским кодексом по-прежнему будут действовать многие специальные законы. А это означает, что процесс правоприменения еще более усложнится: придется устанавливать соотношение не только ГК и специальных законов в сфере предпринимательства (как в настоящее время), но и каждого из них - с Предпринимательским кодексом как специальным законом, связывающим ГК и другие специальные законы в сфере предпринимательства.

Принятие Предпринимательского кодекса, исключающее возможность субсидиарного применения норм ГК, недопустимо (и вряд ли возможно в рыночных условиях). Это приведет к разрушению принципа единства правового регулирования имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (ст. 2 ГК), со всеми вытекающими отсюда последствиями, хорошо известными нам из советского прошлого. Это относится и к Хозяйственному кодексу Украины, который вряд ли может претендовать на действительно кодифицированный акт, поскольку не содержит по преимуществу нормы одной отраслевой принадлежности, которые подразделялись бы на нормы, составляющие Общую часть кодекса, и нормы, составляющие Особенную часть кодекса. Хозяйственный кодекс Украины является комплексным актом, т.е. состоит из правовых норм разной отраслевой принадлежности, которые невозможно сгруппировать в Общую и Особенную части, подобно, например, Гражданскому или Уголовному кодексам. Хозяйственный кодекс Украины - это по существу специальный закон, регулирующий комплекс разнородных отношений и допускающий применение к этим отношениям норм ГК Украины и других общих законов. В ХК Украины имеются нормы, прямо обеспечивающие его привязку к ГК Украины. Так, согласно п. 6 ст. 265 ХК Украины ("Договор поставки") "к отношениям поставки, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются соответствующие положения Гражданского кодекса Украины о договоре купли-продажи". Применительно к другим отношениям имущественно-стоимостного характера таких прямых бланкетных отсылок на ГК Украины нет. Но, как справедливо замечает К.К. Лебедев, это вовсе не препятствует применению положений ГК Украины к соответствующим отношениям. Включение в ГК Украины легальных дефиниций договоров поставки, контрактации, энергоснабжения, перевозки груза и других договоров обеспечивает распространение на отношения, вытекающие из этих договоров, общих положений о договорах, а также иных общих положений украинского гражданского права, включая предусмотренные в ст. 3 ГК Украины общие начала гражданского законодательства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Коммерческое право зарубежных стран / Под ред. В.Ф. Попондопуло. С. 282 - 283.


В странах системы континентального права основой торгового (предпринимательского) законодательства являются кодифицированные акты частного права. При этом в одних странах (Германия, Франция, Чехия, Япония и др.) принята дуалистическая система частного права: в них действуют и гражданские, и торговые кодексы. В других странах принята монистическая система: действуют единые гражданские кодексы (например, Италия, Нидерланды) или система законов (например, Швейцария, Китай). Во всех странах континентальной системы права важнейшие разделы предпринимательского права находят выражение в специальных законах, т.е. за рамками кодексов (например, в законах о товариществах, о конкуренции, о страховании и иных законах).

В системе общего права основным источником права выступает судебный прецедент. Однако в сфере правового регулирования предпринимательства значительное место занимает законодательство. В странах с прецедентной системой права наблюдается тенденция к возрастанию роли законов, однако кодификация норм частного права здесь не имеет такой глубокой традиции, как в системе континентального права <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 20 - 30.


В большинстве государств - участников СНГ нормы о купле-продаже сосредоточены в гражданских кодексах. В этих странах действуют также отдельные законы, регулирующие торговую деятельность.

Выбор того или иного варианта систематизации предпринимательского, включая торговое, законодательства зависит от воли законодателя, формирующего эту систему, с учетом конкретной экономической и политической ситуации в стране и ее традиций, стремящегося обеспечить наиболее эффективное регулирование общественных отношений в данной сфере.

Всякий законодательный акт имеет свою сферу регулирования, а не предмет регулирования. Предмет правового регулирования - определенные общественные отношения - это характеристика отрасли права, а не законодательства. Таким образом, предпринимательские, включая торговые, отношения, которые служат причиной своеобразия норм, составляют предмет правового регулирования определенной отрасли права - гражданского (предпринимательского) права.

В сфере предпринимательства (также торгового предпринимательства) складываются не только предпринимательские (торговые, частные) отношения, но и отношения по публичной организации предпринимательства - предмет правового регулирования публичного права. Предпринимательское (торговое) законодательство, которое строится в соответствии с практическими интересами, учитывает объективно существующие связи между предпринимательскими (торговыми) отношениями (частными отношениями) и отношениями по публичной организации предпринимательства (публичные отношения) и комплексно регулирует их, т.е. предпринимательское (торговое) законодательство регулирует всю сферу предпринимательства. В этом предназначение законодателя и служебная роль принимаемых им нормативных правовых актов.

Исходя из указанных выше концептуальных положений модельный Торговый кодекс представляет собой комплексный нормативный правовой акт, содержащий нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих деятельность по реализации товаров, а по существу - это модельный Закон о торговле, о чем и указано в скобках его официального названия.

Модельный Торговый кодекс (Закон о торговле) для государств - участников СНГ включает в себя следующие разделы, главы и статьи:

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Сфера регулирования настоящего Кодекса

Статья 2. Законодательство о торговле

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

Статья 4. Принципы осуществления торговой деятельности

Глава 2. Организация торговой деятельности

Статья 5. Участники торговой деятельности

Статья 6. Осуществление торговой деятельности

Глава 3. Торговые договоры и обязательства

Статья 7. Торговый договор

Статья 8. Права и обязанности лиц, осуществляющих оптовую

торговлю товарами

Статья 9. Права и обязанности лиц, осуществляющих розничную

торговлю товарами

Статья 10. Права потребителей товаров

Глава 4. Государственное регулирование торговой деятельности

Статья 11. Принципы государственного регулирования торговой деятельности

Статья 12. Органы государственного регулирования торговой деятельности

Статья 13. Методы государственного регулирования торговой деятельности

Статья 14. Защита конкуренции в сфере торговли

Статья 15. Защита прав потребителей

Статья 16. Ценообразование в сфере торговли

Статья 17. Техническое регулирование в сфере торговли

Статья 18. Лицензирование, квотирование, иные ограничения торговой деятельности

Раздел II. Особенности осуществления отдельных видов и форм торговой деятельности

Глава 5. Оптовая торговля

Статья 19. Понятие оптовой торговли

Статья 20. Основы взаимодействия производителей (поставщиков) товаров с организациями розничной торговли

Глава 6. Биржевая торговля

Статья 21. Понятие биржевой торговли

Статья 22. Биржевой товар

Статья 23. Биржевая сделка

Статья 24. Биржевое посредничество

Статья 25. Организация биржевой торговли

Глава 7. Розничная торговля

Статья 26. Понятие розничной торговли

Глава 8. Электронная торговля

Статья 27. Понятие электронной торговли

Статья 28. Участники электронной торговли

Статья 29. Услуги по передаче (получению) электронных сообщений

Статья 30. Торговая сделка, совершенная с использованием электронных сообщений

Статья 31. Заключение договора с использованием электронных сообщений

Статья 32. Использование электронных сообщений в качестве письменных доказательств

Статья 33. Хранение электронных сообщений.

Многие нормы модельного Торгового кодекса (Закона о торговле) имеют отсылочный характер к законодательству государств - участников СНГ. Это объясняется тем, что задача модельного законодательства состоит не в замене национальных законодательств, а в их сближении (гармонизации) на основе приемлемых моделей, воплощающих в себе лучшее (соответствующее международным стандартам, современное) из того, что имеется в национальных законодательствах. Так, в ст. 2 модельного Торгового кодекса (Закона о торговле) прямо указано, что законодательство о торговле состоит из настоящего Кодекса и национального законодательства, регулирующего отношения, указанные в п. 1 ст. 1 настоящего Кодекса. К отношениям, возникающим между участниками торговой деятельности по реализации товаров (торговым отношениям), не урегулированным торговым законодательством, применяется гражданское законодательство государства, постольку поскольку это не противоречит существу торговых отношений.

Специфика национального законодательства учтена также, например, в отношении системы органов государственного регулирования торговой деятельности, поскольку в каждом государстве - участнике СНГ она своя, специфическая. В ст. 12 модельного Торгового кодекса (Закона о торговле) записано, что система, функции и полномочия органов государственного регулирования торговой деятельности определяются в соответствии с национальным законодательством государства. В то же время в этой статье записано, что вне пределов полномочий органов государственной власти всей полнотой регулирования и контроля в области торговой деятельности обладают органы местного самоуправления.

Юридические последствия принятия модельного Торгового кодекса (Закона о торговле). Принятие модельного Торгового кодекса, а не модельного Закона о торговле, повлекло бы за собой необходимость приведения национального законодательства большинства государств - участников СНГ в соответствие с модельным Торговым кодексом, т.е. кардинальное изменение действующего законодательства: Гражданских кодексов (изъятие норм из них и размещение их в национальных Торговых кодексах), других законодательных актов (размещение соответствующих норм в национальных Торговых кодексах и признание их утратившими силу).

Как уже отмечалось, меньшими издержками чревато принятие вместо модельного Торгового кодекса модельного Закона о торговле, каковой, собственно, и был принят МПА СНГ, хотя и с двойным названием. В модельном Торговом кодексе (Законе о торговле) нашли закрепление основные стандарты торговой деятельности, гарантирующие, с одной стороны, свободу торговли, а с другой - публичный порядок в этой сфере. Такой подход позволяет без существенной ломки национального законодательства (особенно Гражданских кодексов) сблизить торговое законодательство государств - участников СНГ, устранить пробелы и недостатки национального нормативно-правового регулирования торговой деятельности, обеспечить единообразное и системное государственное регулирование данного вида деятельности.

Предыдущая страница   Читать дальше

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (01.03.2016)
Просмотров: 313 | Теги: Торговый | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016