Среда, 19.09.2018, 02:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Моделирование профессиональной подготовки студентов спортивно-педагогического профиля

Колесова Т. К., Слепцова Ф. А.

Моделирование профессиональной подготовки студентов спортивно-педагогического профиля

Аннотация. В статье рассмотрена модель специалиста спортивно-педагогического профиля на основе внедрения деятельностного-компетентностного подхода в образовательный процесс. Модель выпускника содержит информацию не только о современной объективно необходимой деятельности, но и о той ее форме, которая понадобится по прошествии времени, ибо деятельность изменяется, развивается.

При этом учитываются изменения технологии, законодательства, потребностей потребителей, организации воспитательной работы и культуры организации, требующие реакции со стороны системы образования.

Ключевые слова: компетенции, модель специалиста, образовательный процесс, воспитание.

 

Создаваемая Модель выпускника ЧГИФКиС — содержит информацию не только о современной объективно необходимой деятельности, но и о той ее форме, которая понадобится на прошествии времени, ибо деятельность изменяется, развивается. Поэтому в процессе подготовки специалистов заложено некоторое опережение, ориентированное на перспективу.

При этом учитываются изменения, требующие реакции на них со стороны системы образования, которые подразделяются на изменения: технологии; законодательства; потребностей потребителей; организации труда и культуры организации.

При разработке модели учтено положение о том, что в основе современного профессионального образования определен деятельностный-компетентностный подход, при его осуществлении происходит формирование компетенций, необходимых молодому человеку для успешной жизни и профессиональной деятельности.

В модели специалиста выделяются две главные составляющие: профессиональная и личностная. Профессиональная составляющая специалиста описана в нормативных документах. Она формируется из трех компонентов: фундаментально-профессиональной, интегрально-профессиональной и специальной. Личностная составляющая специалиста — формируется из двух компонентов (личностных; социальных), которые являются ключевыми для личности. Личностные составляющие: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, личностного самосовершенствования. Социальные: относящиеся к социальному взаимодействию человека и среды; социально-трудовая. Также определяем основные группы, для формирования молодого специалиста: относящиеся к личности; относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; относящиеся к деятельности [5].

Формирование вышеназванных компетенций целостной личности — личности специалиста — возможно при условии освоения идеи «обучения через всю жизнь».

Таблица 1.
Формирование компетенций личности специалиста

Модель профессиональной подготовки

Рис. 6 - Тренировочный процесс 49.03.01 Физическая культура

Рис. 5-49.03.01 Физическая культура

Завершенность каждого этапа связано с развитием.

Рис. 7 - Образовательный процесс в целом 49.03.01 Физическая культура

Модель личностного развития:
После 1 курса. Подготовленность студента к выбору профессиональной и социальной деятельности человека. Приоритет дается вырабатыванию сведений о различных сторонах мира и его проявлениях, что обеспечивают новые дисциплины, ориентированные на создание основ здорового образа жизни, на подготовку студентов к умственному труду.

После 3 курса. Основная подготовка личности к профессиональной и социальной деятельности. Преимущественная реализация принципа приобретения опыта осуществления способов деятельности, воплощенных в компетенциях. На этой степени вводятся предметы, дающие возможность создания целостного образа для получения специальности.

4 курс. Готовность личности к преобразовательной профессиональной и социальной деятельности. Приоритетным становится принцип приобретения опыта творческой деятельности. Вводятся предметы специального блока, обеспечивающие теоретическую и практическую основу создания профессионала высшей квалификации, владеющего навыками научно-практических исследований в профессиональной деятельности [2].

2. Владение профессиональными качествами по этапам образования. Модель профессионального развития:

После 1 курса. Целью образовательно-профессиональной программы является профессионально ориентированное образование личности, включающее:

Целостное естественнонаучное мировоззрение; формирование общей культуры личности; базисную нравственную ориентацию и начальную подготовку.

Подготовлен к осуществлению разностороннего самообразования и саморазвития для обеспечения условий эффективного функционирования и развития;

Подготовлен к эффективному применению своих знаний для повышения конкурентоспособности;

Должен понимать основные задачи и возможности современной физической культуры и спорта;

Должен понимать необходимость обобщения практики и анализ научной и научно-практической литературы в области физической культуры и спорта.

После 3 курса. Подготовленность студента как специалиста, профессионально — ориентированная подготовка личности, включающее целостное естественнонаучное мировоззрение на уровне высшего образования, высокую общую и личную культуру, устойчивую нравственную ориентацию и фундаментальную подготовку.

После 4 курса. Бакалавр физической культуры подготовлен для работы: в научно-исследовательских и проектных институтах; на предприятиях культурно- просветительского профиля различных форм собственности; в учреждениях сферы физической культуры, спорта, двигательной рекреации и реабилитации, пропаганды здорового образа жизни, сферы услуг, туризма [3].

Весь коллектив и руководители учебного заведения и воспитательный аппарат в первую очередь приоритетными направлениями в своей работе должны считать создание комфортных условий жизнедеятельности студентов для реализации необходимых компонентов профессиональной подготовки специалистов, спортсменов. Создание в коллективе нормального морально-психологического климата, обстановки высокой требовательности и ответственности, творческого отношения к делу [6].

Достаточно глубокие знания, умения и навыки в какой-либо конкретной области деятельности рассматриваются нами как необходимый компонент профессиональной подготовки специалиста. Основное внимание мы уделяем организации самостоятельной учебно-профессиональной деятельности, в ходе которой вершится повышение уровня профессиональной компетенции. При этом мы опираемся на следующие принципы: [4] развитие учебно-профессиональной мотивации, направленности на саморазвитие и самосовершенствование; ориентация на самостоятельный выбор студентом в рамках профессии определенной области для более глубокого изучения; связь с реальным производством (выполнение конкретных заданий, исходя из нужд предприятий); использование активных форм и методов обучения; активизация научно-исследовательской работы студентов.

Литература:

1. Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990.—367с.
2. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.— 512 с.
3. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Направление 49.03.01 Физическая культура. Квалификация — бакалавр.— М., 2014.— 20 с.
4. Зеер Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. — пед.ун-та, 2000.—25 8с.
5. Трунцева, Т.Н. К вопросу о деятельностных способах формирования профессиональной компетентности учителя /Т.Н. Трунцева // Профильная школа.— 2010.— № 4.— С.33-36; № 2.— С.48-49.
6. Худолий Н. Г. Организация воспитательной работы в образовательных учреждениях профессионального образования. — Москва, 2008.— 296 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (20.08.2018)
Просмотров: 25 | Теги: компетенции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь