Вторник, 20.08.2019, 04:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСОВ АТАКУЮЩИХ И ЗАЩИТНЫХ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОС

В.К.Пельменев, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта института рекреации, туризма и физической культуры Балтийского федерального университета имени И. Канта
Д.А.Лапин, преподаватель кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСОВ АТАКУЮЩИХ И ЗАЩИТНЫХ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Ситуации оперативно-профессиональной деятельности, тактико-технические действия, ситуационные модели, задержание и сопровождение.

В статье описываются примеры реализации моделей ситуаций служебно-профессиональной деятельности на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России. Такая форма подачи учебного материала способствует самостоятельному выбору двигательных действий, адаптируя обучаемых к будущей профессии координируя их сознание, мышление и внимание при постановке перед ним учебных задач. Предлагается дополнить сложившуюся методику обучения боевым приемам борьбы использованием комплексов атакующих и защитных действий в ситуационной подготовке.

 
Большое значение в деятельности по модернизации и совершенствованию профессиональной подготовки кадров в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации придается повышению практической направленности обучения. Одним из основных, приоритетных направлений профессиональной подготовки сотрудников полиции является их обучение боевым приемам борьбы.

Владение двигательными навыками и умениями эффективного и правомерного применения физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, является важным звеном комплекса компетенций, необходимых сотрудникам полиции в их служебной деятельности. В настоящее время стражи правопорядка нередко оказываются в ситуациях, когда без силового вмешательства невозможно выполнить оперативно-служебные задачи по поддержанию общественного порядка, которые требуют высокого уровня физической, технико-тактической и психологической подготовленности.

При применении физической силы в отношении правонарушителей сотрудник полиции должен обладать следующими качествами:

- уметь создавать благоприятные ситуации для задержания правонарушителей;

- предвидеть атакующие, возможные контратакующие ответные действия правонарушителя и использовать их для пресечения его преступных действий и задержания;

- оперативно и быстро принимать правильные решения в экстремальных ситуациях служебной деятельности;

- обладать способностью выполнять оперативно-служебные задачи в условиях действия сбивающих и негативных факторов экстремального характера;

- уметь контролировать свое психическое и психологическое состояние в служебное и свободное от службы время.

Все перечисленные качества относятся к сфере интеллектуальных, психомоторных, психологических и других психофизических способностей человека, которые следует постоянно развивать, совершенствовать и поддерживать на должном профессиональном уровне.

При подготовке сотрудников полиции к их профессиональной деятельности эти задачи решаются, в частности, в образовательных организациях МВД России, для того чтобы максимально адаптировать обучающихся к предстоящей служебной деятельности. Поэтому в образовательный процесс по дисциплине «Физическая подготовка» рекомендуется включать моделирующие ситуации, которые имитируют практическую деятельность сотрудников полиции при выполнении различных оперативно-служебных задач.

Сложившаяся методика обучения боевым приемам борьбы в учебных заведениях системы МВД делает акцент в основном на формировании техники выполнения отдельных приемов в стандартных ситуациях на несопротивляющемся противнике. Этим обучаемый ограничивается в выборе вариантов действий в нестандартных оперативно-служебных ситуациях, которые неизбежно возникают в процессе служебной деятельности.

Слепое и механическое повторение двигательных действий приводит к тому, что навык, сформированный в учебных условиях, подвергается искажению и быстро разрушается при переносе его в реальные условия служебной деятельности, так как его применение осуществляется под воздействием множества сбивающих факторов [2]. Поэтому следует заметить, что «натаскивание» обучаемых на усвоение только техники проведения приема, а не на решение его двигательной задачи может впоследствии сыграть негативную роль в оперативной обстановке.

Наиболее распространена организация моделирующих ситуаций оперативно-служебной деятельности в учебном процессе по следующему сценарию: моделирование поиска - преследование - задержание правонарушителя. Здесь также уместно использование имитации огневого контакта или выполнение боевых приемов борьбы.

Такое комплексное воздействие на обучаемого несомненно дает высокий положительный эффект с психологической точки зрения, так как готовит будущих сотрудников полиции к служебной деятельности.

Значительное целенаправленное воздействие на развитие и совершенствование профессионально важных физических качеств и навыков применения боевых приемов борьбы оказывается в процессе преодоления комплексной полосы препятствий. Она помогает совершенствовать профессиональные умения и навыки на фоне физического утомления, сопряженного с минимизированным интервалом времени для проведения защитного или атакующего действия, а также дает возможность варьировать педагогическое воздействие в достаточно широком диапазоне (сознательно акцентируя внимание обучающихся на совершенствовании технических аспектов выполнения боевых приемов борьбы или отдавая приоритет развитию необходимых физических качеств).

В результате анализа учебных занятий на комплексной полосе препятствий нами определены критерии, которым должны соответствовать ситуативные модели, применяемые в процессе физической подготовки в образовательных организациях МВД России:

1) соблюдение принципа реальности (моделируются ситуации, возникающие в оперативно-служебной деятельности);

2) возможность оперативного контроля правильности выполнения техники двигательных действий обучаемым;

3) исключение чрезмерного усложнения ролевой составляющей учебного занятия;

4) поддержание оптимально высокой моторной плотности занятия;

5) оптимальный по численности состав учебной группы (подгруппы) обучающихся (не более 15 человек на одного руководителя занятия);

6) использование при проведении занятий стандартного спортивного оборудования, инвентаря и типовых спортивных сооружений (площадок);

7) возможность применения разработанных ситуационных моделей как в процессе обучения (совершенствования навыков) по основным образовательным программам, так и во время первоначальной подготовки и переподготовки сотрудников;

8) строгое соблюдение правомерности применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия в ситуативных моделях, предлагаемых обучаемым.

В Калининградском филиале Санкт-Петербургского университета МВД России в 2013-2014 гг. были разработаны и внедрены в образовательный процесс ситуационные модели, которые соответствуют современным требованиям, основываются на опыте практической оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции и предполагают использование активных и интерактивных методов обучения. Положительное значение разработанной методики совершенствования действий обучающихся в различных моделируемых ситуациях заключается в том, что она может использоваться не только в образовательных организациях на занятиях по физической подготовке, но и во всех структурных подразделениях МВД России в рамках профессиональной служебной подготовки.

Предлагаемые ситуационные модели реализуются в процессе изучения тем, соответствующих рабочей программе: задержание и сопровождение правонарушителя, уходы из опасных положений, обезоруживание правонарушителя, вооруженного холодным или огнестрельным оружием, и др. Изучение этих тем весьма актуально для профессиональной деятельности всех сотрудников органов внутренних дел, так как в ходе выполнения оперативно-служебных задач зачастую она оказываются в экстремальных ситуациях, предполагающих конфликт интересов противоборствующих сторон. Исходя из этого, мы определили факторы, которых следует учитывать при планировании и разработке моделей экстремальных ситуаций оперативно-служебной деятельности для использования в учебном процессе:

1) наличие цели, которая должна обусловливаться целесообразностью действий противоборствующих сторон;

2) свобода действий (они должны строиться с учетом возможностей сторон и зависеть от внешних и внутренних факторов);

3) профессионализм (уровень подготовленности обучаемого);

4) соотношение сил (определяется физическим развитием, количеством задействованных людей и их состоянием, наличием оружия);

5) исходные и промежуточные позиции должны зависеть от пространственно-временных характеристик модели;

6) программность действий (заключаются в постановке задач, определении условий их выполнения, характеризуются наличием намерений, установок);

7) окружающая среда (зависит от погодных условий, характера местности, времени дня и года).

Говоря о пространственно-временной структуре двигательных действий в практике применения боевых приемов борьбы, мы подразумеваем и учитываем такие характеристики, как: амплитуда, динамика, скорость, сила выполнения отдельных движений и действий, перемещение тела в пространстве. Их структуру в данном контексте образуют двигательные действия двух противоборствующих сторон, и поэтому ее надо рассматривать как единое целое.

С учетом изложенных выше факторов на базе Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России были разработаны и апробированы в учебном процессе ситуационные модели задержания правонарушителей, которые предусматривают вариативное (в зависимости от целевой педагогической установки) использование физической силы, в том числе боевых приемов борьбы. Во время проведения занятий осуществлялась экспертная оценка поведения курсантов в нескольких моделируемых оперативно-служебных ситуациях.

Первая модель - задержание правонарушителя в ограниченном пространстве:

1) задержание правонарушителя в различных положениях;

2) силовое задержание в условиях воздействия на сотрудника «сбивающих» факторов;

3) выполнение силового задержания с элементами быстрой ориентации в пространстве и обнаружения правонарушителя по заданному описанию;

4) выполнение силового задержания при наличии активного (пассивного) сопротивления со стороны правонарушителя;

5) взаимодействие (взаимопомощь) сотрудников при выполнении силового задержания [4].

Пример модели: сотрудник полиции (обучаемый) в состоянии готовности без функционального утомления, замкнутое пространство, искусственное освещение, имеется достаточная возможность совершения передвижений, тактического маневра [1].

Вторая модель предполагает ситуацию нападения на сотрудника полиции и требует от него выполнения ухода из опасного положения (освобождения от захвата или обхвата). Приоритетным направлением моделирования опасных положений в данном случае является осуществление многофакторного воздействия на обучаемого по следующей схеме: первоначальный захват или обхват - повторная атака третьего лица. Первоначальный захват предполагает выполнение любого атакующего действия из темы «Освобождение от захватов и обхватов»; повторная атака третьего лица представляет собой любое агрессивное воздействие (атака с применением ударной техники, различные виды угроз холодным или огнестрельным оружием) на выполняющего прием. Здесь следует учитывать, что выполнять прием обучаемый может в любой момент после осуществления захвата [3].

Третья модель предполагает реализацию тактико-технических действий сотрудника в ситуациях, связанных с угрозой нападения с применением холодного или огнестрельного оружия на коротких дистанциях.

При анализе ситуаций столкновения с противником, вооруженным огнестрельным оружием, необходимо обратить внимание на цель, которую может преследовать правонарушитель. Например, он задумал выполнение на первом этапе столкновения каких-либо противоправных действий, не связанных с летальным исходом. Сотрудник имеет время и возможность изменить ситуацию в свою пользу (попытаться вступить в словесный контакт, чтобы отвлечь внимание и занять необходимое положение для проведения приема).

При защите от угрозы применения огнестрельного оружия на коротком расстоянии необходимо учитывать три основных фактора:

1) контроль своего положение в пространстве;

2) анализ и контроль положения правонарушителя (агрессивная настроенность, расположение оружия в руке);

3) контроль окружающей среды (открытое или ограниченное пространство, освещенность, окружающие предметы).

Моделируемые ситуации:

- угроза в упор или на расстоянии не более 15 сантиметров спереди в различные части тела (голова, грудь, область сердца, живот);

- угроза в упор сзади (затылок, спина, поясница);

- нестандартные положения при угрозе огнестрельным оружием на короткой дистанции.

При угрозах данных видов сотрудник самостоятельно выбирает необходимое тактико-техническое действие в зависимости от сложившихся обстоятельств нападения правонарушителя: агрессивность, перемещения, антропометрические данные (рост, вес, сложение), положение рук, направление нападения, вид вооружения (пистолет, нож и др.), хват вооружения рукой (руками).

Для выполнения поставленных задач использовались различные помещения: коридоры, раздевалки, подсобки спортивного зала. Ситуации моделировались в условиях слабого освещения и ограниченного пространства при наличии пред- 118 метов, создающих помехи выполнению технических действий (в частности мебели). Обучающиеся, которые исполняли роль «Сотрудника», перед выполнением задачи получали от преподавателя вводные о месте нахождения предполагаемого «Правонарушителя» и ориентировку на него. «Правонарушителям» также ставились задачи для исполнения их роли.

При оценке действий обучаемых учитывались следующие факторы:

1. Техника выполнения приема. Оценивается по пятибалльной шкале с учетом: правильности захвата; выполнения расслабляющего удара; амплитуды движения; степени выведения из равновесия при подготовке и выполнении приема; скорости действия на протяжении всего приема.

2. Скорость и правильность принятия решения. Дается экспертная оценка адекватности принятого в ситуации оперативно-служебной деятельности решения, необходимого для эффективного выполнения служебного задания (рациональность выбранного приема; своевременность выполнения).

3. Эффективность реализации. Экспертная оценка осуществляется по достижению конечного результата, оценивается завершенность схемы задержания.

Общая оценка выводилась на основании заключения эксперта о выполнении служебного задания в модельной ситуации, о степени эффективности, а также с учетом вышеперечисленных факторов.

Представленные моделирующие ситуации ориентированы на оценку действий обучаемого при задержании правонарушителя в условиях, приближенных к тем, которые складываются при решении оперативно-служебной задачи в профессиональной деятельности сотрудников полиции. Проведение таких занятий позволяет в результате изучения раздела «Боевые приемы борьбы» сформировать и закрепить у обучаемых навыки и умения, необходимые для действий в неожиданных и экстремальных ситуациях, возникающих при задержании правонарушителей.

Предлагаемая нами методика значительно усложняет выполнение ситуационных задач и предъявляет повышенные требования к скорости выполнения защитных действий. Поэтому при внедрении ее в учебный процесс необходимо уделять особое внимание неукоснительному соблюдению мер безопасности и предупреждению случаев травматизма у обучаемых [5].

При проведении эксперимента по внедрению этой методики в Калининградском филиале Санкт- Петербургского университета МВД России было отмечено, что в условиях, моделирующих ситуации оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции, обучаемые были недостаточно психологически устойчивы и уверены в правильности принятого ими решения (отсутствие достаточного переноса и закрепления положительного навыка тактико-технической подготовки), что существенно сказывалось на их действиях.

Оценивание правильности решений, принимаемых обучаем, начинается с того момента, когда он приступает к реализации поставленной учебной оперативно-служебной задачи с применением боевых приемов борьбы. После выполнения задачи необходимо дать объективную оценку действиям курсанта и подробно разобрать положительные и отрицательные стороны их выполнения. Такой подход позволяет настраивать обучаемых на конечный результат, нацеливая на необходимость полной мобилизации и исполнения принимаемых ими решений.

Подводя итоги эксперимента, следует заметить, что подача учебного материала в форме моделирования комплексов атакующих и защитных тактико-технических действий на занятиях по физической подготовке способствует выработке навыков самостоятельного выбора двигательных действий, адаптируя обучаемых к будущей профессии. Найденный в условиях смоделированной ситуации способ задержания правонарушителя и решения поставленной задачи приобретает высокую целевую значимость, формируя у обучаемых устойчивость к стресс-факторам, способствуя развитию оперативности мышления, инициативности, самостоятельности и т.д., необходимых в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел. Правильно подобранные модели ситуаций оперативно-служебной деятельности дают возможность избавиться от монотонности проведения учебного занятия и реализовать воспитательные задачи, связанные с формированием и закреплением таких навыков, как инициативность и находчивость, выдержка и самообладание, восприятие пространства и времени, точность в оценке расстояния, устойчивость к внешним помехам. Кроме того, они способствуют развитию мышления и способности быстро анализировать различные ситуации.

 
Библиографический список:

1. Зайцев А.А., Литасов П.П. Моделирование служебно-боевых ситуаций на занятиях по физической подготовке: Учебное пособие. Калининград: Калининградский юридический институт МВД России, 2008.
2. Антонов Г.В., Слепнев А.Я. Содержание и основные направления профессионально- прикладной физической подготовки // Вопросы эффективности профессионально- прикладной подготовки сотрудников ОВД: Сб. научн. трудов. Минск: МВД БССР, 1991. С. 3-9.
3. Чушанков Ю.А., Лапин Д.А., Литасов П.П. Методические рекомендации по проведению практических занятий с элементами моделирования ситуаций служебно-боевой деятельности сотрудников полиции. Калининград: Калининградский филиал Санкт-Петербургский университет МВД России, 2015.
4. Чушанков Ю.А., Лапин Д.А. Моделирование служебно-боевых ситуаций на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России // I Всероссийская научно-практическая конференция «Физическая культура в профессиональном образовании учащихся высшей школы». Сборник материалов / Под общ. Ред. С.Н. Кашина. Ставрополь: СФ КУ МВД России, 2014. С. 170-175.
5. Толмачев С.М., Муравьев Ю.Б., Воронов А.И. Совершенствование методики обучения боевым приемам борьбы в нестандартных ситуациях: Учебно-методическое пособие. Омск: Юридический институт МВД России, 2002. 82 с.
6. Струганов С.М. Методика обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России защитным действиям от холодного и огнестрельного оружия. Иркутск: ВСИ МВД России, 2016. 64 с.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 4 (50) 2017.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (18.07.2019)
Просмотров: 32 | Теги: Тактико-технические | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь