Суббота, 03.12.2016, 01:18
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

И.Е.Никулина, д-р экон. наук, профессор

МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Рассмотрены основные модели экономического развития национальной экономики, включающие модификации модернизации, кластеризацию и реструктуризацию отраслей, а также инновационное развитие российской экономики. Приведены основные особенности перечисленных моделей развития национальной экономики.

Ключевые слова: анклавная, революционная, органическая и догоняющая модернизации экономики; особенности формирования кластерных структурных объединений; модель инновационной экономики; виды реструктуризации элементов отраслей.

 

Несмотря на то, что многие эксперты подчёркивают всё ещё неустойчивый характер развития большинства финансовых рынков и национальных экономик, положительные тенденции российской экономики, проявившиеся в первое десятилетие XXI века в России, имеют место быть и к таковым можно отнести:
- на волне импортозамещения и последовавшего за ним интенсивного расширения внутренних рынков сформировавшийся достаточно мощный слой средних компаний, позиционированных в потребительском секторе промышленности (пищевая промышленность, производство бытовой техники) и сферы услуг; эти компании провели в целом успешную модернизацию производственного аппарата, корпоративного управления и организации;
- прекращение господства идеологии над экономикой;
- продолжение процесса формирования эффективных частных собственников, выступающих стратегическими инвесторами;
- активную роль государства в процессе созидании, а не разрушения национальной экономики, с исключением кризисных ситуаций;
- развитие трёх «китов» современной экономики: малого (среднего), крупного корпоративного бизнеса и государства как регулирующей и хозяйствующей силы;
- продолжение региональной и муниципальной реформы, качественное обновление организации местного самоуправления в части разделения власти, наделения всех субъектов Федерации одинаковой правовой компетенцией, роста объёма функций, возложенных на местные органы власти;
- поддержку бизнес-сообществом и государственными структурами кластерного развития экономики, возможность применения которого в промышленности (хотя и появилась сравнительно недавно) существенно расширяется и прочее.

Таким образом, наметившаяся динамика экономического роста маскирует недостаток его качества. Прибавка в экономическом росте была достигнута в рамках экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, главным образом за счёт наращивания физического объёма сырьевого экспорта и торговли, т.е. существенного обновления подходов и методов в управлении экономикой не произошло.

Учитывая это, можно констатировать в развитии национальной экономики решение ближайших проблем, связанных:

- с ухудшением макроэкономической ситуации, обусловленной проблемами глобализации;
- асинхронностью процессов, протекающих в различных сферах экономики, - значительно ускоряются процессы в сферах обращения и потребления, а в сфере производства протекают медленно, в силу недостаточной конкурентоспособности и низкой капитализации российских компаний;
- прогрессирующей тенденцией сведения отечественного производства к добывающему сектору;
- диспропорцией между размещением обрабатывающих производств в европейской части страны и добывающих - в её восточных районах, что не способствует созданию предпосылок для повышения конкурентоспособности индустрии в отдалённых и северных районах;
- неравномерностью демографического развития в мире, что приведёт к тому, что население Европы к 2050 г. составит примерно всего 7 % мирового населения, хотя ещё в середине XX в. в ней проживал каждый пятый житель Земли. Согласно оценкам ООН в России количество жителей в ближайшие 50 лет уменьшится на 41 млн чел. и к 2050 г. составит 104 млн чел. Наиболее пострадает от депопуляции Дальний Восток (уменьшение на 1/3) и Северо-Западный федеральный округ (на 20 %), в Сибири сокращение численности ожидается на 10-13 %;
- происходящим старением нации и миграцией населения; чтобы в ближайшие полвека оставалась неизменной численность возрастной группы от 15- ти до 64-х лет, в страну должно ежегодно прибывать свыше 700 тыс. чел.;
- одновременным начинанием и в то же время продолжением целого ряда реформ в различных отраслях социально-экономического развития общества: жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, образования, здравоохранения, транспорта и т.д.;
- со спекулятивным характером бизнеса;
- с отсутствием методик объективной оценки и самих механизмов оценки ресурсов страны, что не позволяет понять, что мы можем сделать собственными силами, а что - нет;
- ростом коррупции в России, которая приняла системный характер, облагая любое производство и инвестиции непроизводительной рентой; способствуя нереально необходимым новшествам, усиливая и укрепляя негативные тенденции общества, формируя из них норму поведения [1].

Существуют и другие проблемы, но и приведённые выше позволяют задуматься о предстоящих задачах по устранению указанных проблем. Безусловно, драйвером роста экономики в любой стране является бизнес, при этом государство, не оставаясь в стороне, должно создавать условия для подъёма национальной экономики и её приоритетных отраслей. Отмеченные проблемы определяют два основных сценария экономического развития страны в ближайшие годы. Консервативный сценарий, в котором ключевой вопрос: как обеспечить адаптацию российской экономики к ухудшающимся внешним условиям, сохранив экономический потенциал для решения указанных ранее проблем среднесрочного периода? В оптимистическом сценарии ключевыми вопросами будут: как в условиях ужесточения конкуренции на внутренних и внешних рынках обеспечить требуемые темпы экономического роста, осуществить намеченные реформы, создать условия, необходимые для реализации поставленных задач по ускоренному развитию национальной экономики? Осуществлять данные сценарии возможно, опираясь на современные модели развития национальной экономики. Попробуем понять и разобраться, какие из таковых сегодня могут быть применимы к решению актуальных проблем и задач, помогающих осуществить оптимистический сценарий развития российской экономики.

Модернизация современной национальной экономики в широком смысле, с точки зрения стратегического развития экономики, означает обновление и совершенствование производительных сил и производственных отношений. В текущих задачах модернизация - это совершенствование и обновление основных и оборотных фондов, средств и предметов труда, реконструкция производственных мощностей, увеличение производительности труда, внедрение новых технологий, новых механизмов управления экономикой и другое. Современная модель модернизации экономики имеет несколько модификаций.

Модель анклавной модернизации подразумевает выделение и модернизацию одной - передовой отрасли страны, при этом все другие остаются на прежнем уровне. Существуют определённые характерные признаки отраслей, в отношении которых может быть осуществлена эффективная анклавная модернизация.

Так, например, Б. Спенсером определяются следующие характерные признаки выделения передовой отрасли страны [2]:
- возможность произвести дополнительный доход (в форме прибыли или заработной платы), достаточный для превышения суммы предоставленных субсидий;
- существование серьёзной реальной или потенциальной иностранной конкуренции;
- высокая степень концентрации в национальной отрасли, претендующей на поддержку;
- поддержка производителей данной отрасли, которая не должна вести к существенному увеличению цен факторов производства;
- производство такой отрасли уже имеет существенное преимущество по издержкам по сравнению с иностранными конкурентами, при этом увеличение масштаба производства ведёт к существенной экономии;
- должен быть минимален риск передачи иностранным конкурентам новейших национальных технологий данной отрасли;
- затраты на инвестиции и НИОКР в выделяемой отрасли должны составлять существенную часть издержек производства, что есть ощутимый фактор конкурентной борьбы.

Модель революционной модернизации подразумевает перестройку всех отраслей с введением кластерного подхода, межотраслевого управления; перемену всего технического и технологического оборудования; интенсификацию производительности труда; пересмотра норм, нормативов, регламентов; актуализацию обновления системы управления качеством ит.п.

Модель органической модернизации осуществляется по пути вариативного развития, используя гибкость системы перестройки отраслей, выстраивая приоритетность обновления отраслей, исходя из значимости для стратегического развития экономики России. Такая модель осуществима при общей координации усилий государства и бизнеса в создании и воплощении стратегии технико-технологического развития экономики страны.

В модели догоняющей модернизации решающую роль играет государство, при этом уменьшается значение конкуренции идей и путей её осуществления, что повышает вероятность ошибки выбора не лучшего из альтернативных вариантов развития экономики. В условиях глобализации и жёсткой конкуренции требуется государство-партнёр, а не государство-диктатор. Однако отметим, что иногда в условиях отсталости и инертности страны жёсткая воля модернизатора даёт неплохие результаты. В качестве примере приведём модернизации экономики Ирана, Объединённых Арабских Эмиратов, Турции и других стран.

При выборе модели и дальнейшем планировании модернизации отраслей экономики необходимо определить глобальную цель развития, понять и принять приемлемый на сегодня путь развития. На ближайшие годы Президент и Правительство РФ выделяют приоритеты модернизации на следующих направлениях развития национальной экономики: 1) сосредоточении основных средств модернизации на ключевых направлениях развития социально-экономических сфер экономики России, дающих серьёзную отдачу; 2) модернизации на региональных уровнях РФ посредством программ социально-экономического развития регионов; при этом федеральные средства, выделяемые на программы модернизации различных отраслей социально-экономического развития территорий должны только дополнять региональные ресурсы; 3) качестве жизни граждан России и модернизации человеческих ресурсов; 4) модернизации инфраструктуры экономики; 5) поддержке институтов гражданского общества и других.

Модель кластерного развития современной национальной экономики. Сценарий долгосрочного развития национальной экономики предполагает внедрение концепции кластерного подхода. Использование кластерной модели организации бизнеса в качестве инструмента модернизации экономики позволяет адекватно отвечать на вызовы времени.

Майкл Портер определял кластер как сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, торговых объединений) в определённых отраслях конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу [3]. Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил очень активно. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50 % экономик ведущих стран мира. В США в рамках кластеров работает более половины предприятий, а доля ВВП, производимого в них, превысила 60 %. В ЕС насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38 % его рабочей силы [4]. Успешно функционируют кластерные структуры в Германии (химия и машиностроение), во Франции (производство продуктов питания и косметики). Полностью охвачена кластеризацией датская, финская, норвежская и шведская промышленность. Активно идёт процесс формирования кластеров в странах Юго-Восточной Азии и Китае, в последнем сегодня существует более 60 особых зон-кластеров с численностью сотрудников 3,5 млн чел. и уровнем продаж примерно 200 млрд долл. в год.

По мере развития кластерного подхода суть кластерных объединений изменялась и обогащалась. В качестве основных характеристик кластеров выделены [5]: географическая концентрация, дающая возможность экономить на быстром производственном взаимодействии, обмене социальным капиталом и процессом обучения; нечёткость и подвижность границ конфигурации и внутренней структуры, обусловленные наличием большого числа связей между участниками кластера, носящими неформальный характер; специализация, обоснованная концентрацией вокруг определённых сфер деятельности, к которым все участники или акторы имеют отношение; множественность экономических агентов; конкуренция и сотрудничество как основные виды взаимодействия и сотрудничества; однородность элементов на базе самостоятельных хозяйствующих субъектов, при этом их размер, форма собственности, отраслевая принадлежность и пр. остаются наименее значимыми элементами; общность и доступность ресурсов; достижение необходимой «критической массы» в размере кластера для получения эффектов внутренней динамики и внешнего развития; жизнеспособность кластеров, рассчитанных на долгосрочную перспективу; вовлечённость в инновационный процесс фирм, входящих в кластеры.

Модель инновационной экономики. Динамика экономического роста национальных экономик индустриально развитых стран сегодня определяется комплексом научно-технических и инновационных факторов, освоением новых промышленных технологий, масштабным использованием результатов НИОКР. Инновационная экономика - это экономика, основанная на широком применении достижений науки в производстве, регулярном и ускоренном изменении номенклатуры товаров и услуг на основе внедрения НИОКР [6].

Цели инновационной экономики разнообразны - от создания делового климата до содействия росту производства инновационной техники, технологиям и продукции. Так, например, главная цель экономики Японии - страны инновационной экономики - стать «технологической нацией путём максимального использования интеллектуального потенциала, который является величайшим ресурсом в развитии инновационных технологий» [7].

Для формирования странового рейтинга инновационных систем (см. табл.) использовался сводный индекс, в котором применялись следующие данные статистики: сумма затрат на НИОКР и образование; число и цитируемость научных публикаций; число сертификаций по ISO 9001:2000; результаты масштабных глобальных опросов руководителей ведущих компаний; результаты сравнительных исследований образования; международные рейтинги университетов и другие данные, надёжность которых признана экспертным сообществом [8].

Страновой рейтинг инновационных систем

Представляет интерес система показателей, характеризующих конкурентоспособность развития инновационных национальных систем, которая включает в себя [8]: 1) таланты и идеи (25 % - удельная значимость отдельных факторов), в том числе систему образования в стране; наличие талантов и организацию их мобильности на рынке труда; ресурсы государственных НИОКР; объём и качество НИОКР; 2) коммерциализацию (10 %), в том числе финансовые ресурсы для инноваций и их доступность; мобильность венчурного финансирования; структуру для коммерциализации; 3) условия спроса (15 %), в том числе доступ к рынку и условия спроса, гражданские и военные госзакупки; 4) технологическую инфраструктуру и кластеры (20 %), в том числе интеллектуальную собственность; стандарты и регулирование; технологическую инфраструктуру; уровень производственного оборудования; наличие традиционных и новых инновационных кластеров; 5) инновационный потенциал компаний (20 %), технологический уровень компании; способность к заимствованию и генерированию знаний; 6) институты и эффективность государственного управления (10 %), защищённость прав собственности; независимость судов; свободу от коррупции; качество государственного управления.

Модель реструктуризации экономической системы. Под реструктуризацией следует понимать не совокупность технических процедур по спасению той или иной группы предприятий, а управляемый государством процесс при очень чёткой координации деятельности всех ветвей власти в ходе структурных изменений в экономической системе. Он должен быть поддержан соответствующими изменениями в производственных отраслях, налоговой, бюджетной и информационной политике государства и направлен на формирование надёжной, динамично развивающейся и адекватной потребностям народного хозяйства экономической системы.

Международная практика показывает, что данный процесс занимает не один год. Главной целью реструктуризации экономической системы является установление стабильности функционирования предприятий и отраслей страны. Данная цель может быть достигнута при успешном решении задач, которые должны решаться предприятиями и государством совместно. Такими задачами являются: выделение жизнеспособных организаций, увеличение их капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для выполнения потребностей реальной экономики; ликвидация неплатёжеспособных организаций, не имеющих перспектив дальнейшего существования; реформирование крупных неплатёжеспособных предприятий, ликвидация которых принесла бы значительные социальные и экономические издержки; восстановление функционирования жизнеспособных экономических институтов и предприятий, производящих товары, услуги и технологии; формирование механизма финансовой защиты жизнеспособных экономических институтов и предприятий; недопущение утраты современных технологий и имущественных комплексов; подбор менеджеров первого уровня, имеющих соответствующие профессиональные знания и добросовестно защищающих интересы всех клиентов и акционеров; привлечение к участию в капиталах экономических институтов новых собственников, в том числе иностранных инвесторов.

Подводя итог, отметим, что различных теорий и программ совершенствования развития национальной экономики существует много, однако, пока разрабатываются и применяются перечисленные модели, управленцам приходится опираться на опыт зарубежных стран, а также свои компетенции и знания.

Список литературы

1. Озорнин C O., Петруша П.Г. Почему в России не возможны системные инновации. Причины и проблемы // Менеджмент сегодня. 2010. № 4 (58). С. 212-222.

2. Spencer B.J. What Should Trade Policy Target? // Strategic Trade Policy and New International Economics. P. 71-80.
3. Портер M. Конкуренция. M.: Изд. дом «Вильяме», 2003.
4. Грановеттер М. Успех инновационного кластера основан на открытости, гибкости и свободе // The New Times. 2010. 6 апреля.
5. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран // Проблемы прогнозирования. 2010. № 5.
6. ШумпетерИ. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
7. Щуков В.Н. Инновационная деятельность: экономика, организация, управление. Иваново: Ивановский государственный университет, 1996.
8. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2004.
9. Каширин В.В. Новейшая история развития инновационной экономики: мировые тенденции и концепции // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2010. № 3.
10. Degnan S.A. The Licensing Payff from U.S. R&D // Research-Technology Management. 1999. V. 42. March-Apr. № 2. P. 22.
11. Аналитический отчёт «Конкуренция за будущее сегодня: инновационная политика для России». URL: http://www.opora.ru/analytics/our-efforts/2010/ 06/30/konkuriruya-za-buduschee-godnya-novaya-innovatsionnaya-poli.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(10). 2013

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (14.08.2016)
Просмотров: 258 | Теги: национальная экономика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016